Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.
Оценка 4.7

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
дефектология
Взрослым
03.03.2019
Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.
Каждый человек, реализующий себя в какой-либо профессиональной области, стремится быть в ней лучшим, незаменимым - одним словом, ма-стером своего дела. В отношении профессии «психолог» в этом контексте также нет каких-либо ограничений. Сегодня, как никогда ранее, общество нуждается в квалифицированных специалистах, постоянно рефлексирующих содержание и результативность своей деятельности, реально оценива-ющих свои возможности и уровень квалификации; психологах, понимающих границы своей компетенции и открытых для освоения нового опыта, готовых к сотрудничеству со специалистами смежных профилей и профессии.
kursova_PVK_psikhologa.docx
Оглавление Введение3 Глава   1.   Теоретические   аспекты   профессионально   важных   качеств психологов5 1.1 Понятие и сущность профессионально важных качеств5 1.2 Профессионально важные качества психологов8 Глава 2. Методическое обеспечение исследования профессионально важных качеств психолога15 2.1 Организация исследования профессионально важных качеств психолога15 2.2   Методика   определения   эмоциональной   устойчивости   будущих психологов19 Заключение23 Список литературы25 Введение 3 Каждый   человек,   реализующий   себя   в   какой­либо   профессиональной области, стремится быть в ней лучшим, незаменимым ­ одним словом, ма­ стером своего дела. В отношении профессии «психолог» в этом контексте также  нет  каких­либо  ограничений.  Сегодня,  как  никогда   ранее,  общество нуждается в квалифицированных специалистах, постоянно рефлексирующих содержание   и   результативность   своей   деятельности,   реально   оценивающих свои   возможности   и   уровень   квалификации;   психологах,   понимающих границы своей компетенции и открытых для освоения нового опыта, готовых к сотрудничеству со специалистами смежных профилей и профессий [4; 12; 33]. В полной мере соответствовать этим и многим другим профессионально значимым   характеристикам   могут   сегодня   далеко   не   все   психологи.   В последние   годы   в   профессиональной   психологической   среде   достаточно распространенным   в   употреблении   становится   угрожающее   словосочетание «профессиональный непрофессионализм». В средствах массовой информации, на   различных   психологических   форумах   все   чаще   обсуждается   «проблема некачественной   работы   психологов,   их   неготовности   и   неумения   решать сложные   профессиональные   задачи»   [5.   С.   7].   Не   секрет,   что   количество дипломированных   психологов   ежегодно   увеличивается,   однако   не   всегда качество   их   профессиональной   подготовки   и   уровень   профессиональной мотивации   соответствуют   истинному   смыслу   и   содержанию   профессии. Отсюда   вполне   закономерные   вопросы   и   о   степени   и   месте   ква­ лифицированности   специалистов,   и   об   их   профессионально­личностном соответствии избранной профессии, ответы на которые пытается найти со­ временное профессиональное сообщество. По мнению Е. Е. Сапоговой [33], неквалифицированный   психолог   берется   за   любые   проблемы,   работает   без ограничений   (своеобразный   «много   станочник»)   и   концептуальных   правил, использует   известные   (или   «модные»)   техники   и   методики   без   рефлексии 4 границ   их   профессионального   применения   и   целевой   состоятельности   (в основном   состоятельности, позиционирования для     своей   конкурентоспособности,   соответствия   требованиям   современности, актуальной   квалифицированности   и   т.   п.).   Как   правило,   он   избегает коллегиальной   работы,   ориентируясь   только   на   свои   переживания   и представления не только как на источник психологической информации, но и как   на   критерий   ее   достоверности   и   эффективности   [4;   26].   Подобный непрофессионализм становится распространенным в связи с тем, что зачастую сама   профессия   психолога   выбирается   человеком   под   давлением   чисто внешних   обстоятельств,   таких   как,   например,   мнение   окружающих   людей, вопрос   престижности,   экономические   соображения,   внешняя   атрибутика специальности   или   другие   обоснования,   которые   могут   не   иметь   ничего общего   с   индивидуальными   особенностями   и   склонностями   человека. Нередко   выбор   профессии   напрямую   диктуется   социальным   заказом   или связывается с необходимостью трудовой адаптации в контексте сложившейся социоэкономической ситуации.    Как справедливо указывает Л. Н. Собчик, «успех в работе психолога обеспечивается не только умной головой, но и добрым сердцем» [35. С. 38]. Психологи, как совершенно справедливо отмечает В. П. Зинченко [28], имеют дело с ранимой, чувствительной человеческой душой, и урон, нанесенный ей, может повлечь непредсказуемые последствия. Все это подтверждает актуальность темы курсовой работы. Цель курсовой работы – рассмотреть профессионально важные качества психолога. Задачи курсовой работы: ­ рассмотреть понятие и сущность профессионально важных качеств; ­ описать основные профессионально важные качества психологов; 5 ­   изучить   методическое   обеспечение   исследования   профессионально важных качеств психолога. Объект курсовой работы – деятельность психолога Предмет   курсовой   работы   –   профессионально   важные   качества психологов. Методы исследования: – теоретические: анализ, синтез, систематизация, обобщение материала по профессионально значимым качествам психологов. –   эмпирические:   наблюдение,   анкетирование,   тестирование, эксперимент. Глава 1. Теоретические аспекты профессионально важных качеств психологов 6 1.1Понятие и сущность профессионально важных качеств Профессионально   важные   качества   (ПВК)   —   это   индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации   на   нормативно   заданном   уровне   и   которые   значимо   и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными   параметрами   —   качеством, надежностью. [7]    производительностью, Сформированность   профессионально   значимых   качеств   как   фактора успешного   развития   профессиональной   компетентности   будущего специалиста   отмечают   в   своих   исследованиях   М.И.Лукьянова   и В.Д.Шадриков [1,2].  Следовательно,   в   первую   очередь   необходимо   выявлять   и   развивать профессионально   значимые   личностные   качества,   без   которых   никакой профессионал не сформируется, несмотря на любые знания и опыт. Понятие «профессионально   значимые   качества»   трактуется   в   научной   литературе неоднозначно, при этом его сущность раскрывается как:  ­ отдельные динамические черты личности; определенные психические и   соответствующие психомоторные   свойства   (физические   качества), требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению этой профессией;  ­ важнейший  фактор профессиональной  пригодности, так как они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят  в  их  структуру, развиваясь  в процессе  обучения и деятельности: ­ определенная   система   устойчивой   интегральной   совокупности   общих, 7 специальных   и   частных   свойств   специалиста,   обуславливающих   его способность   к   продуктивному   осуществлению   профессиональной деятельности.  Придерживаясь акмеологической парадигмы, мы разделяем позицию тех ученых,   которые   определяют   профессионально   значимые   качества   как адекватные   требованиям   профессиональной   деятельности,   фундамент профессиональной успешности [3,4]. Изучением ПЗК занимались А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.Л. Марищук, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др. Наиболее полно проблема ПВК   разработана   в   трудах   В.Д.   Шадрикова,   который   определяет   их   как «индивидуальные   качества   субъекта   деятельности,   влияющие   на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [2, с. 134]. Качества и свойства, а также их подсистемы выступают в роли тех внутренних условий, через   которые   преломляются   внешние   воздействия   и   требования деятельности. Таким образом, через профессиональные качества происходит эффективное   вхождение   личности   в   профессиональную   деятельность.   В зависимости   от   того,   обладает   ли   работник   качествами   или   свойствами, соответствующими данной профессии, зависит его успешность в данном виде деятельности.   Любая   деятельность   реализуется   на   базе   профессиональных качеств   работника.   Это   означает,   что   любая   деятельность   требует определенной   совокупности   профессиональных   качеств,   профессиональные качества   рассматриваются   не   как   сумма   качеств,   а   как   закономерно организованная система.  Иными словами, ПЗК выступают как определенный симптомокомплекс субъективных свойств, специфичный той или иной деятельности [5, с. 190]. Уровень развития определенных ПВК у индивида является предпосылкой для выбора его будущей профессии.  Выделяют четыре группы профессионально важных качеств: 8 Рисунок 1 ­ Группы профессионально важных качеств Любая   деятельность   требуется   от   индивида   определенного   набора профессионально   важных   качеств.   Между   некоторыми   качествами   из   их совокупности могут быть установлены компенсирующие или содействующие взаимосвязи.   Сама   система   профессионально   важных   качеств   является определенным   комплексом   субъектных   свойств,   специфичным   для   разных видом деятельности. [8]  Всякую   производственную   деятельность   принято   характеризовать такими   параметрами   как   качество,   надежность   и   производительность. Соответственно,   для   их   успешного   выполнения   необходимы   определенные личностные характеристики: ПВК качества и производительности.  Преимущественно, профессионально важные качества связаны линейной зависимостью с деятельностью, на которую они влияют, то есть, при развитии 9 профессионально   важного   качества,   увеличивается   эффективность производственной деятельности.  Однако существуют и ПВК, связанные с эффективностью деятельности нелинейной   зависимостью:   производительность   достигает   максимального значения   в   некоторых   промежуточных   (средних)   уровнях   развития профессионально важного качества. [8]  Таким образом, набор профессионально важных качеств – это сложный комплекс   характеристик,   который   определяет,   насколько   успешным   у индивида будет освоение и выполнение должностных обязанностей. 1.2. Профессионально важные качества психологов Деятельность психолога рассматривается как особая профессиональная деятельность, которая влияет на другого человека или группу людей путем предоставления   психологической   помощи.   Специфика   целей,   задач   и результатов   деятельности   практических   психологов   обусловлены: социальным   заказом   общества;   сочетанием   в   задачах   разнообразие   которые   определяют   полифункциональность   труда; составляющих, сочетанием   поставленной   цели,   задач   и   функций   с   собственными психолога; возможностями, потребностями действиями     и     регламентированием   труда   принципами   профессиональной   этики; интеграционным   характером   продукта   труда,   состоящий   из   процесса   и результатов диагностического коррекционно­развивающего консультативного компонентов [1­3].  При     сравнительно­сопоставительном   анализе   профессиограмм, представленных в работах Е. С. Романовой, А. А. Деркача, Е. М. Ивановой, В. Ценева,  Е.  В.  Стрюковой   были   выделены   личностные   и   профессиональные качеств психолога, а также на противопоказания к данной профессии. 10 Так, в профессиограммах психолога, относящихся к обобщенному типу, предложенных   Е.   В.   Стрюковой   и   В.   Ценевым,   зафиксированы   такие профессионально   важные   качества,   как   эрудиция,   хорошо   развитые коммуникативные   и   организаторские   способности,   тактичность,   чувство ответственности, внимание к людям, неравнодушие, умение сопереживать их внутренним   проблемам,   наблюдательность,   высокий   уровень   развития аналитического мышления, развитая словесно­логическая и образная па мять, внимательность,   стрессоустойчивость, способность   противостоять   эмоциональному   сгоранию,   перцептивные   эмоциональная   устойчивость, экспрессивные способности. Особенностями, выступающими противопоказа­ ниями к профессии, обозначены сенсорные дефекты, нервные и психические заболевания,   инфекционные   заболевания,   а   также   ряд   характеристик, полярных ПВК: незрелость личности, низкий интеллект, отсутствие эмпа­тии, внушаемость,   излишняя   заторможенность,   низкая   организованность,   плохое сопротивление   стрессу,   невозможность   потребность   в   гиперопеке, самостоятельно решать свои проблемы, низкое самоуважение, высокая тре­ вожность, низкая сила «Я­концепции». В разработанной В. Ценевым профессиограмме школьного психолога, относящейся к конкретизированному типу, доминируют такие качества, как эмоционально­волевая   устойчивость,   развитое   словесно­логическое   мыш­ ление, толерантность к многочисленным контактам. Противопоказания здесь идентичны отмеченным в предыдущей профессиограмме. В профессиограмме, представленной в книге Е. С. Романовой [31], объе­ динены требования к педагогу­психологу и практическому психологу, про­ фессионально важные качества дифференцированы на три группы: 1) 2) 3) способности; личностные качества, интересы и склонности; препятствующие качества. 11 К   наиболее   значимым   способностям   психолога,   обеспечивающим успешность   выполнения   профессиональной   деятельности,   автор   относит высокий   уровень   развития   концентрации,   устойчивости,   распределения, переключаемости     внимания;   коммуникативные,   вербальные   и   ораторские способности;   мобильность   и   творческую   профессиональную   активность; хорошее   развитие   образной   и   словесно­логической   памяти,   мнемических способностей; высокий уровень развития образного и логического мышления. Наиболее востребованными в профессии психолога личностными качествами Е.   С.   Романова   [31]   считает   высокую   степень   личной   ответственности, терпимость и безоценочное отношение к людям, стремление к самопознанию и саморазвитию, находчивость, конфиденциальность, интуицию,       любознательность   и   обучаемость,   тактичность,   воспитанность,   интерес   и уважение к другому человеку, целеустремленность и пр. По мнению автора, такие   качества   личности,   как   психическая   и   эмоциональная   неуравнове­ шенность,   отсутствие   нерешительность,   агрессивность,   замкнутость, склонности к работе с людьми, неумение понять позицию другого человека, ригидность   мышления   и   низкий   уровень   интеллектуального   развития,   пре­ пятствуют эффективности профессиональной деятельности. Особое  место  в процессе  изучения профессионально  важных  качеств психолога   занимает   специфика предложенная А. А. Деркачом [29]. Автор подразделяет   ПВК   на   индивидуально­личностные,   профессиональные   и качества,   являющиеся   противопоказаниями   к   профессии.   К   числу индивидуально­личностных   качеств   А.   А.   Деркач   относит   мотивацию   про­ фессионального самоусовершенствования, способность эффективно влиять на персонал,   требовательность   к   себе,   работоспособность,   психологическую устойчивость,   объективность.   Такие   характеристики,   как   «компетентный аналитик   и   заинтересованный   профессионал,   способный   моделировать, координировать   и   мотивировать   субъекты   труда   и   жизни;   наличие   четкой 12 позиции при формулировании решения; постоянная включенность в принятие решения;   мобильная   и   творческая   профессиональная   активность; объективность   при   оценке   результатов   деятельности   и   возможностей   в достижении   целей»,   рассматриваются   автором   в   качестве   наиболее профессионально   важных   для   профессии   психолога   [29.   С.   388—397]. Противопоказаниями   к   профессии   по   А.   А.   Деркачу   выступают   некомпе­ тентность; незнание психологии человека как индивида, личности, субъекта деятельности,   индивидуальности;   привязанность   к   одному   подходу,   от­ сутствие   желания   выйти   на   альтернативы;   оценочное   отношение   к   любым возможным точкам зрения; отсутствие понимания межличностного влияния, склонность   видеть   во   всем   лишь   отражение   своих   прямых   действий; применение стереотипных методов и форм работы; категоричность, неумение выделить нужное и главное; низкий уровень профессиональной и трудовой мотивации. Профессия   психолога   относится   к   типу   деятельности   «человек   ­ человек». Для представителей этого типа наиболее важными составляющими являются:   понимать   внутренний   мир   человека;   уметь   слушать   и   слышать, способность   мысленно   представлять   внутренний   мир   другого, доброжелательность,   способность   сопереживать   другому   человеку, наблюдательность   к   поведению   человека, снисходительность [8].    чуткость,   терпимость, Несомненно,   кроме   этого,   психологу   необходимо   иметь   творческий склад   ума,   иметь   дальновидность   уметь   строить   прогнозы   относительно каждого отдельного человека. Ученый отмечает, что особенностью профессии психолога является чрезвычайная сложность нестандартность, нечеткость и неоднозначность   предмета   изучения   и   воздействия.   Многие   исследователи указывают   на   такие   важные   особенности   психолога   умение   общаться, готовность к контактам, желание общаться, умение вправлять собственными 13 эмоциями и привлекать к себе людей, интеллект, высокая чувствительность, устойчивость к стрессам в процессе общения, эмпатия [19]. Среди значимых качеств психолога также выделяется «талант общения», который включает пять блоков:  I   блок  ­   способность   к   полному   и   правильному   пониманию   клиента, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации.  II блок ­ способность к пониманию внутреннего состояния и свойств человека, полное понимание его духовного мира, психологическая интуиция, основанная на высокой эрудиции и гуманизме.  III блок ­ способность к эмпатии (сочувствия сопереживание человеку в его ситуации), доброта, уважение, готовность прийти на помощь.  IV блок ­ способность к самоанализу, интерес к другим и к себе.  V  блок ­  способность  и   умение  вправлять   процессом   общения,  быть внимательным, уметь слушать, быть тактичным, уметь устанавливать контакт и вызвать доверие, иметь чувство юмора, владеть собой [10].  Психолог   должен   обладать   такими   личностными   качествами   как открытость,   честность,   уверенность   в   себе,   адекватная   самооценка   и любознательность.   Выделяют   наиболее   значимые   факторы   для профессиональной   деятельности   психолога   это   ­   специальные   способности (особенности   когнитивно­эмоциональной   сферы);   индивидуальные личностные особенности; представление о профессиональной деятельности. Для   успешной   деятельности   существуют   специальные   способности   в деятельности   психологов­практиков   и   индивидуально­личностные особенности [22]. Структура профессионально важных качеств различна для психологов­теоретиков и психологов­практиков как в сфере специальных, так и   личностных   особенностей.   Поэтому   к   всему   прочему   выделяют   такие особенности деятельности психолога: 14 1. Исключительно высокая ответственность за каждое свое действие и поступок, за каждое озвученное слово, поскольку они оставляют глубокий след в сознании человека.  2. Большое значение коммуникативной компетентности психологов как совокупности соответствующих знаний, умений и навыков.  3.   Особая   роль   в   профессиональной   деятельности   психологов   творческому   мышлению, принадлежит   интеллектуальным   качествам, способности правильно и оперативно оценить психологическую ситуацию и на этой   основе   своевременно   внести   коррективы   в   свои   действия.   Психолог имеет дело как правило, с отдельным человеком, у которого индивидуально­ психологические особенности, их важно и необходимо знать и учитывать.  4.   Зависимость   эффективности   профессиональной   деятельности психолога   от   уровня   его   теоретической   и   методологической подготовленности,   владение   методикой   изучения   индивидуальных   и социально­психологических явлений.  5.  Необходима   высокая   эмоционально­волевая   устойчивость,  которая позволяет успешно преодолевать трудности профессиональной деятельности психолога, не поддаваться сомнению в правильности выбранной профессии в возможности эффективно решать задачи, стоящие перед ним [19].  6.   Психолог   должен   иметь   чувство   долга   и   ответственности   за   свои действия   и   поступки,   за   их   психологические   последствия.   При   решении важных   профессиональных   задач   психолог   должен   опираться   на   свои представления, основанные на общечеловеческих ценностях [22].  Содержательный   перечень   профессиональных   требований   к специальному психологу имеет такой вариант:  ­   Профессионально­личностные   качества,   такие   как:   рефлексивность, эмпатийность,   адекватность   и   устойчивость   самооценки,   сензитивность, 15 афилиативнисть,   альтруизм,   толерантность,   отсутствие   хронических внутренне личностных конфликтов;  ­   Целостность   "Я­концепции"   специалиста,   влияет   на   содержание   и контекст коррекционного воздействия;  ­ Профессионально­важные качества и свойства внимания, восприятия, воображения,   мышления   (внимательность,   наблюдательность,   умение подмечать   детали   в   вербальном   и   невербальном   поведении;   гибкость пластичность и динамичность мышления способность прогнозировать реакции и   действия   ребенка;   рефлексировать   на   себя   и   на   другого,   моделировать последствия работы, тому подобное);  ­   Психофизические   свойства   и   психические   качества,   которые позволяют   определять   нервную   систему   психолога   как   достаточно стабильную,   прочную,   стрессоустойчивым,   и   одновременно   достаточно гибкую   и   пластичную   что   обусловливает   высокую   работоспособность   и саморегуляцию личности отсутствие склонности к психического возбуждения и быстрого истощения;  ­ Проективные, актерские, даже режиссерские (например, в тренингах или   в   групповой   психокоррекции)   и   организаторских   способностей, позволяющих   эффективно   внедрять   игровые   средства   и   психотехники, групповые психотерапевтической работы [13].  средства     психокоррекционной,   развивающей   и Исходя   из   выше   сказанного   можно   выделить   наиболее   существенные индивидуально­личностные   качества   психолога:   умение   общаться;   умение корректно объяснять и быстро находить решение в сложившейся ситуации; быть   настойчивым   и   уверенным   в   принятии   решений;   быть   терпеливым, толерантным,   а   также   эмоционально   устойчивым;   проявлять   чуткость   к эмоциональному   состоянию   человека,   находящегося   рядом;   тактично относиться к ней, быть гибким, легко выходить из сложных ситуаций; уметь 16 снять тревожность клиента; быть устойчивым к стрессу; проявлять эмпатию, быть эмоционально открытым и коммуникативным, уверенным в себе; иметь адекватную   самооценку,   а   также   быть   ответственным,   организованным, открытым,   любознательным,   иметь   высокий   уровень   интеллекта,   быть креативным,   доброжелательным,   наблюдательным,   чутким,   вежливым, гуманным,   интеллигентным;   быть   внешне   привлекательным,   иметь   чувство юмора, стремиться к саморазвитию и самореализации.  Задачей   нашего   дальнейшего   исследования   будет   изучение   наиболее значимых профессионально ориентированных личностных качеств психологов с учетом вышеупомянутых профессиональных проявлений. Глава 2. Методическое обеспечение исследования профессионально важных качеств психолога 17 2.1  Организация  исследования   профессионально  важных  качеств психолога Цель исследования:  выявить и описать профессиональные и личностные качества, способствующие эффективной работе в качестве психолога. Объект исследования –студенты психологической специальности. Предмет   исследования  –   профессиональные   и   личностные     качества студентов психологической специальности. Анализ модификаций метода Ч. Осгуда, используемых в психологии, показал, что в последние годы наиболее распространенным вариантом семан­ тического дифференциала является техника построения полярных профилей, где изучаемые качества располагаются по обеим сторонам шкалы. Полярность подразумевает, что, с одной стороны, респондент будет выбирать и оценивать только положительные качества, а другой — отрицательные. В этом случае достигается   нивелирование   пространственного   эффекта   при   зрительном восприятии, что, как отмечает О. В. Защиринская [8], улучшает адекватность оценок   предъявляемых   пунктов   шкалы   дифференциала.   Дифференциация степени   выраженности   позволяет   выстраивать   сам   профиль,   который выглядит   как   ломаная   линия   и   помогает   визуально   зафиксировать   пики   и частоту пересечениями графами нулевой линии, что, в свою очередь, дает возможность распознать оттенки свойств исследуемого явления, объекта и на этой   основе   определить   основные   рассогласования   и/или   недостатки   в развитии   определенных   качеств,   свойств,   характеристик   субъекта.   Кроме того,   принимая   количественную   оценку   дифференциалов   (например,   в десятибалльной системе: от нуля до +5 в правую сто рону и от нуля до ­5 в 18 левую   сторону),   можно   просчитать   среднее   значение   выраженности показателя и использовать его при необходимости статистического анализа данных. Именно метод семантического дифференциала был положен в основу разработанной   нами   экспресс­методики,   условно   названной   «Профессио­ графический   дифференциал».   Назначение   методики   —   выявление   уровня актуального   развития   профессионально   важных   качеств,   значимых   в   про­ фессии «психолог». В методику вошли 16 пар, имеющих полюсные значения:  ответственность ­ безответственность;  целеустремленность ­ нецелеустремленность;  сильная воля ­ безволие;  сочувствие (эмпатия) ­бесчувствие;  альтруизм ­ эгоизм;  объективность ­ субъективность;  компетентность ­ некомпетентность;  тактичность ­ бестактность;  конфиденциальность ­ неконфиденциальность;  стремление   к   профессиональной   самореализации   ­   отсутствие стремления к профессиональной самореализации;  коммуникабельность ­ замкнутость;  способность к рефлексии, самоанализу ­ неспособность к рефлексивной оценке;  терпимость (толерантность) ­ агрессивность;  эмоциональная   и   психическая   уравновешенность   ­   эмоциональная   и психическая неуравновешенность; гибкость и нестандартность мышления ­ ригидность мышления;  высокий уровень интеллекта ­ низкий уровень интеллекта. 19 Положительные качества расположены в левой стороне бланка ответов, отрицательные ­ в правой. Данная методика имеет десятибалльную оценочную шкалу,   допустимую   для   семантических   дифференциалов   и   полярных профилей, в которой шкальные оценки расположены в диапазон от+5 до ­5. Обозначенный   диапазон   информативен,   в   том   числе   и   для   последующего статистического анализа эмпирических данных. Диагностическая процедура предполагает   индивидуальную   форму   ответов   испытуемых.   Респонденту предъявляется   бланк   с  обозначенными   полярными   качествами,  из   которых ему (на основании собственных представлений и оценок) предлагается: 1)  сделать выбор между двумя «полярными» по своему значению вер бальными стимулами, указанными в бланке методики; определить степень выраженности у себя каждого из изучаемых качеств. В   таблице   представлен   фрагмент   бланка   ответов   для   испытуемых. Обработка и анализ результатов осуществляются в соответствии с общи ми требованиями,   применяемыми   в   семантическом   дифференциале:   отри­ цательные   качества   получают   минимальное   количество   баллов,   а   положи­ тельные — максимальное. Кроме того, анализ средних значений по каждой шкале и профильной кривой в целом предоставляет информацию о степени выраженности каждой группы качеств у испытуемого. 5 4 3 Качества Ответственность Сильная воля ... Компетентность ... Коммуникабельность ... Терпимость Шкала оценок 2 ­1 1 ­2 ­3 ­4 ­5 качества Безответст­ венность Безволие Некомпетент­ ность  Замкнутость Агрессивнос ть 20 Для статистической проверки общей информационной состоятельности методики «Профессиографический дифференциал» использовался комплекс стандар тизированных диагностических методик, в число которых вошли: 1) методика многофакторного исследования личности Р.  Кеттелла (форма Сиз 105 вопросов) [11]; 2) тест   цветовых   предпочтений   М.   Люшера   (в   обработке   Г.   А. Аминева, Ю. М. Орлова и А. И. Юрьева) [1; 21; 37], позволяющий выявить актуальное   эмоциональное   состояние,   а   также   некоторые   личностные характеристики   и   индивидуальные   особенности   субъекта   (самобытность, гетерономность,   концентричность,   работоспособность,   уровень   нервно­ психического благополучия и т. п.); 3) методика   Дж.   Голланда     [7.   С.   432—435],   направленная   на исследование профессионального типа направленности личности; 4) методика А. Ассингера [25. С. 180—184], предназначенная для диагностики агрессивности; 5) методика А. Меграбяна и Н. Эпштейна «Опросник эмпатии»  [24. С. 299­302] 6) методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности»  [10. С. 378— 379]; 7) методика «Мини­сочинение на тему "Миссия психолога"», позволяю­ щая выявить специфику представлений студентов об избранной профессии. Анализ   сочинений   осуществлялся   с   использованием   метода   контент­ анализа. В качестве критериев для анализа содержания сочинений выступали следующие показатели: 1) 2) объем сочинения (количество предложений); мотивация   выбора   профессии   (по   Г.   Д.   Бабушкину,   А.   К. Марковой, Л. В. Пенкрату [2; 17; 22]): 21 • адекватная, представленная мотивами, связанными с содержанием деятельности; • ситуативная   (атрибутивная),   в   основе   которой   лежат   мотивы, отражающие заинтересованность личности во внешних атрибутах профессии и связанных с нею обстоятельствах; • конформистская,   характеризующаяся   преобладанием   мотивов, связанных с отражением профессии в общественном сознании; • компенсаторная,   в   которой   преобладают   мотивы,   выражающие стремление   личности   преодолеть   «слабые»   стороны   своего   характера   по­ средством освоения профессии; • прагматическая, представленная мотивами, выражающими ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (самоутверждение, материальные блага и т. п.); • подтверждающая,   представленная   мотивами,   выражающими особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность   в   собственной   пригодности,   в   обладании   творческим потенциалом); 3) эмоциональный   знак   отношения   к   профессии:   позитивный, негативный, нейтральный; 4) направленность   на   человека   (клиента):   субъект­субъектная   или субъект­объектная; 5) 6) смысл профессии: цель труда — средство труда; значимость   профессии:   персональная   (личная)   значимость профессии ­ социальная престижность (общественная значимость профессии). 2.2 Методика определения эмоциональной устойчивости будущих психологов 22   Для   будущих   психологов   актуальным   является   формирование значимых характеристик, связанных с актуализацией умений анализа влияния внешних   психоэмоциональных   воздействий   на   внутреннее   эмоциональное состояние, регулирования собственных эмоциональных реакций и поведения, навыков   эффективного   взаимодействия   с   людьми.   Именно   эти   качества предполагают   сформированность   высокого   уровня   эмоциональной устойчивости.  Одной из основных проблем в исследовании является неопределенность самого   термина   «эмоциональная   устойчивость»,   большое   количество вариантов   его   интерпретации   [2,3,4].   Анализ   психолого­педагогической литературы позволил условно выделить три основных подхода к определению его сущности:  1) эмоциональная устойчивость личности рассматривается как свойство темперамента, то есть предполагает прямую зависимость от его особенностей, силы нервной системы, процессов возбуждения и торможения (Я. Рейковский, В.В. Плахтиенко, А. В. Хохлова и др.);  2)   эмоциональная   устойчивость   характеризуется   с   точки   зрения проявления волевых качеств личности, то есть, как способность управлять возникшими эмоциями при выполнении деятельности (Е.С. Асмаковец, М.И Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Л.М. Митина и др.);  3)   эмоциональная   устойчивость   определяется   как   интегративное качество   личности,   которое   способствует   успешному   осуществлению деятельности в напряженных условиях (Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, А.В. Савченков и др.).  Эмоциональная   устойчивость   как   интегративное   свойство   личности, характеризуется   способностью   человека   к   сохранению   устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. 23 Данное исследование посвящено вопросу исследования эмоциональной устойчивости будущих психологов как профессионально­важного качества. В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что психологические особенности   эмоциональной   устойчивости   студентов   психологического направления   подготовки,   тесно   взаимосвязаны   с   такими   профессионально важными   качествами   как   эмпатия,   рефлексивность,   коммуникативная толерантность.  Для   изучения   особенностей   эмоциональной   устойчивости   студентов предлагается   использовали   вопросник   для   выявления   выраженности самоконтроля   в   эмоциональной   сфере,   деятельности   и   поведении   Г.С. Никифорова,   В.К.   Васильева   и   С.В.   Фирсова;   методику   «Шкала эмоциональной стабильности ­ нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка; для выявления   особенностей   сформированности   профессионально   важных качеств   студентов   были   использованы   методика   «Диагностика   уровня эмпатии» И.М. Юсупова, методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева) и опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко.  Далее   необходимо   изучить     выраженность   нейротизма   в   группе студентов.   Высокий   уровень   нейротизма   говорит   об   эмоциональной нестабильности,   раздражительности,   частой   смене   настроения.   Низкий уровень   нейротизма   может   говорить   о   том,  что   испытуемые   менее   других подвержены стрессам и панике, эмоционально устойчивы, в ситуации стресса, сохраняют спокойствие и невозмутимость.  На втором этапе нашего исследования необходимо изучить  некоторые профессионально   важные   качества   будущих   психологов.   Основываясь   на теоретическом   анализе   психологической   научной   литературы,   в   качестве профессионально   важных   качеств   мы   выбрали   эмпатию,   коммуникативную толерантность, толерантность. С нашей точки зрения, эти качества наиболее 24 важны для психологической профессии и наиболее зависят от эмоциональной устойчивости личности.  Показатели   эмпатии   будут   изучены     с   помощью   методики   И.М. Юсупова.   Студенты   с   высоким   уровнем   эмпатии   проявляют   высокую чувствительность   по   отношениям   к   другим,   они   впечатлительны, сопереживают   людям,   оказавшимся   в   затруднительных   ситуациях,   детям, пожилым людям, склонны прощать другим обиды. Низкий уровень эмпатии может свидетельствовать о некой «эмоциональной черствости», непонимании эмоций и переживаний других людей.  В   заключительной   части   эмпирического   исследования   рекомендуется провести  корреляционный анализ взаимосвязи эмоциональной устойчивости и профессионально важных качеств студентов, обучающихся по направлению «Психолого­педагогическое   образование».   Корреляционный   анализ проводится   с   помощью   стандартного   пакета   программ   Microsoft   Excel,   в котом   был   рассчитан   коэффициент   корреляции   Пирсона.   Результаты корреляционного анализа представлены в таблице. Заключение 25 Обобщая весь теоретический и эмпирический материал данной работы можно   отметить,   что   на   современном   этапе   развития   общества профессиональное   образование   становится   одной   из   важнейших   сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. Профессиональное   становление   и   движение   специалиста   к профессиональному мастерству невозможно без формирования мотивации на профессию и развития профессионально значимых качеств. В данной работе нами была рассмотрена одна из актуальных проблем современного   образования   ­   формирование   профессионально   значимых качеств психолога. Профессионально   важные   качества   являются   компонентом   ключевых квалификаций специалиста­профессионала, влияют на осознание человеком своей принадлежности к определенному профессиональному сообществу; на способность видеть, чувствовать человека, понимать его внутренний мир; на успешность  и продуктивность  психологической    деятельности,  определяют гармоничную жизненную перспективу человека. Таким образом, в основных требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:  1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть   проницательным,   рассудительным,   свободомыслящим,   вдумчивым аналитиком, экспериментатором.  2.   Психолог   социабелен,   любит   работать   с   людьми,   радуется социальному   признанию   (одобрению),   великодушен   к   людям,   легко формирует   активные   группы,   хорошо   запоминает   имена   людей,   любезен, тактичен, дипломатичен в общении. 26 3.   Он   любит   совместные   действия,   подчиняет   интересы   личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности,     сильный,   энергичный,   умеет   подчинить   себе.   Он   смел, быстро решает практические вопросы.  4.   Психолог   эмоционально   устойчив,   выдержан,   спокоен,   реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу. Занимаясь   любой   профессиональной   деятельностью,   человек   хочет достичь ее вершин, овладеть ею настолько, чтобы быть мастером своего Дела. В   процессе   своей   работы,   беря   за   образец   лучших   представителей   своей профессии, человек формирует у себя такие личностные и профессиональные качества и умения, которые помогут ему стать успешным работником в своей области. Список использованной литературы 27 1. Аминев,   Г.   А.  Инструкция   по   интерпретации   восьмицветового теста на основе математической обработки / Г. А. Аминев // Математические методы в инженерной психологии. — Уфа, 1982. ­ С. 18­24. 2. Асадуллина Л.Ф. Эмоциональный интеллект как профессионально значимое   качество   личности   будущих   психологов   //   Almamater   (Вестник высшей школы). 2016. № 1. С. 80­83.  3. Бабушкин,  Мотивация   спортивно­педагогической деятельности: структура, динамика / Г. Д. Бабушкин // Теория и практика   Д.   Г. физической культуры. — 1990. — № 1. — С. 56—57. 4. Берулава,   Г.   А.  Состояние   методологии   развития   современной психологии / Г. А Берулава // Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования в России. ­ Сочи, 2004. ­ С. 68­72. 5. Буякас,  О   проблемах   становления   чувства самоидентичности у студентов­психологов/Т. М. Буякас//Вестн. МГУ. Сер.   М.   Т. 14, Психология. — 2000. — № 1. — С. 15—18. 6. Гайдар,   К.   М.  Новые   противоречия   и   проблемы   в   системе подготовки профессиональных психологов / К. М. Гайдар // Психология — XXI  век.   Роль   и   место   психолога   в   современном   образовательном пространстве : межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. К. М. Гайдар ; Воронеж. гос. ун­т. — Воронеж, 2007. 7. Дарендорф,   Р.  Современный   социальный   конфликт   :   Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. ­ М. : РОССПЭН, 2002. ­ 270 с. 8. Елисеев,   О.   П.  Практикум   по   психологии   личности   /   О.   П. Блисеев. — СПб. : Питер, 2008.­512 с. 9. Защиринская,   О.   В.  Психосемантический   метод   в   изучении общения   детей   с   нарушением   интеллекта  /   О.   В.   Защиринская   //   Развитие человека в современном мире : матер, всерос. науч.­практ. конф. / под науч. ред. О. А. Белобрыкиной, О. А. Шамшиковой. — Новосибирск, 2006. — С. 28 234—247. 10. Иванова, Е. М.  Профориентационная профессиография : метод, пособие / Б. М. Иванова. — М. : Высш. шк. психологии, 2005. — 96 с. 11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Б. П. Ильин. — СПб. : Питер,  2002. — 512 с. 12. Капустина,   А.   Н.  Многофакторная   личностная   методика   Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. ­ СПб. : Речь, 2001. ­ 112 с. 13. Корсунский, Е. А. О психограмме практического психолога / Б. А. Корсунский // Психология — XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве : межвуз. сб. науч. трудов / науч. ред. К. М. Байдар. — Воронеж, 2007. 14. Лидин, К. Л. Психологические механизмы воздействия образа на эмоциональную сферу личности / К. Л. Лидин. — Иркутск : ИрБУ, 2004. — 116 с. 15. Лиотар, Ж. Состояние постмодерна / Ж. Лиотар. — СПб. :  Алетейя, 2000. — 159 с. 16. Личностный дифференциал : метод, реком. / сост. Б. Ф. Бажин, А. М. Эткинд. — Л. : ЛБУ, 1983. ­ 12 с.   Ю. 17. Любимова,   Г.  «Внутренняя   картина»   процесса профессионального становления психологов / Б. Ю. Любимова // Вестн. МБУ Серия 14, Психология. — 2001. — № 4. — С. 14—18. 18. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М. : Знание, 1996. — 308 с. 19. Митина,   Л.   М.  Психология   развития   конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. ­ М. ; Воронеж, 2002.­ 400 с. 20. Налчаджян,   А.   А.  Психологическая   адаптация:   механизмы   и стратегии / А. А. Налчаджян. ­ М. : ЭКСМО, 2010. ­ 368 с. 21. Наследов,   А.   Д. :   Компьютерный   анализ   данных   в психологии и социальных науках/А. Д. Наследов. — СПб. : Питер, 2005. —  SPSS  416 с. 22. Орлов,   Ю.   М.  Потребностно­мотивационные   факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : дис. ... д­ра психол. наук / Ю. М. Орлов. — М., 1984. — 525 с. 29 23. Пенкрат, Л. В. Мотивы выбора профессии : кн. для учителя / Л. В. Пенкрат. — Минск : Народная асвета, 1986. — 56 с. 24. Петренко,   В.   Ф.  Основы   психосемантики   /   В.   Ф.   Петренко.   — СПб. : Питер, 2005. — 480 с. 25. Практикум   по   общей,   экспериментальной   и   прикладной психологии / под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб. : Питер, 2000. — 560 с. 26. Практическая психодиагностика : Методики и тесты / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах­М, 2006. — 672 с. 27. Пряжников,   Н.   С.  Психология   труда   и   человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Б. Ю. Пряжникова. — М. : Академия, 2003. — 480 с. 28. Психологические методы в педиатрии и детской психоневрологии : учеб. пособие / под ред. Д. Н. Исаева, В. Б. Кагана. — СПб. : Речь, 1991. — 80 с. 29. Психология и этика: опыт построения дискуссии. — Самара :  БАХРАХ, 1999. — 128 с. 30. Рабочая   книга   практического   психолога:   технологии эффективной профессиональной деятельности / науч. ред. А. А. Деркач. — М. : Красная площадь, 1996. — 400 с. 31. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования : Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. — М. : Школа­Пресс, 1998. ­ 496 с. 32. Романова,   Е.   С.   99  популярных   профессий   :   психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. ­ СПб. : Питер, 2004. ­ 464 с. 33. Рубинштейн,   С.   Я.  Экспериментальные   методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. ­ М.: ЭКСМО­Пресс, 1999. ­ 448 с. 34. Сапогова,   Е.   Е.  Профессионально­психологическое   сознание: рефлексия вслух / Е. Е. Сапогова//Журн. практ. психолога. — 1997. — № 6. — С. 3—12. 35. Слободчиков, В. И. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М. : Школа­Пресс, 1995. 30 — 384 с. 36. Собчик, Л. Н.  Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе / Л. Н. Собчик. ­ СПб. : Речь, 2002. ­ 72 с. 37. Тест   дифференцированной   самооценки   функционального состояния / В. А. Доскин [и др.] // Вопр. психологии. — 1973. — № 6. — С. 141 — 145. 38. Филимоненко,  Экспресс­методика   для   оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека /   Ю.   И. Ю. И. Филимоненко, А. И. Юрьев, В. М. Нестеров //Личность и деятельность. — Л., 1982. — С. 52—57. 39. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. — Минск : Попурри, 2000.­672 с. 40. Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. — СПб. : Речь, 2002.­480 с.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.

Саморегуляция у лиц, страдающих каким либо заболеванием.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019