Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Оценка 4.7

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
23.07.2019
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» , принципами гума-низации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ.docx
Психолого­педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ Учебная   деятельность  –   основная   нормативная   деятельность   в   учреждениях образования;   особая   форма   активности   личности,   направленная   на   усвоение   (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами   внешних   предметных   и   умственных   действий1.   [Большой   психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4­е изд., расширен­ное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.] Философско­педагогическое   понятие   «деятельность»   означает   творческое преобразование  людьми  окружающей   действительности.   Важная  особенность  деятельности состоит   в   том,   что   она   всегда   носит   явный   или   не   явный   предметный   характер,   все   ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта. В   педагогическом   словаре   деятельность   понимается   как   «динамическая   связь   субъекта   с объектами   окружающего   мира,   специфическая   форма   общественно­исторического   бытия людей,   целенаправленное   преобразование   ими   природной   и   социальной   действительности, реализация знаний, реализация разума»2. [Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.] Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его философского и психологического   понимания.   Это   деятельность,   в   процессе   которой   человек   не   только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. Таким образом, «любая деятельность ­ это, в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности». Термин   «учебная   деятельность» понимается  исследователями  в   узком   и   широком значении. В  широком   смысле  учебная  деятельность   ­   это   процесс   (деятельность)   по овладению новым опытом (привычками, умениями, навыками, знаниями).  Узкое понимание данного   термина   раскрывается  в   теории   учебной   деятельности  (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин   и др.), в которой учение ­ это усвоение человеком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм общения.   Сама   учебная   деятельность  осуществляется  в  условиях  целенаправленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.  Однако,   как   показывает   практика,   при   равных   условиях   обучения   учащиеся   дают существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует о различии их психологических возможностях. 1 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4­е изд.,  расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с. 2 Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. –  928 с. 1 В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»3, принципами  гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения,  выделяется категория обучающихся с ОВЗ.  [Федеральный закон «Об образовании в  Российской Федерации». ­ 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ. ­ URL: http  :минобнауки.рф/документы/2974] Это   –   физическое   лицо,   имеющее   недостатки   в   физическом   и   (или) психологическом   развитии,   подтвержденные   психолого­медико­педагогической комиссией   и   препятствующие   получению   образования   без   создания   специальных условий  (Глава   1,   ст.   2,   п.16).  Образование   данной   категории   обучающихся   может   быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа   в   здания   организаций,   осуществляющих   образовательную   деятельность,   и   другие условия,   без   которых   невозможно   или   затруднено   освоение   образовательных   программ обучающимися  с ОВЗ [там же]. В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется  по   2   основным   формам:   инклюзивное   образование   (франц.   inclusif   – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка)   и   интегрированное   обучение   (от   лат.   integratio   –   соединение,   восстановление   – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).  Таким образом, в ОУ зачисляются дети  с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет  формирование   познавательных   процессов,   снижает   познавательную   активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная   сфера   младших   школьников   с   ОВЗ   характеризуется   незрелостью.   Данные особенности развития эмоционально­волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к   школе,   формирование   учебных   умений   и   навыков,   усвоение   программного   материала   в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.  Конечно,   следует   отметить,   что   у   школьников   общеобразовательного   класса   и школьников   с   ОВЗ  общие   закономерности   развития   учебной   деятельности.   Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе   данной   категории   учащихся   на   среднюю   ступень   ОУ,   так   как   происходит рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.  Рассмотрим подробнее причины снижения мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ: 1. Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно­учебной действительности.  3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974 2 2. Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов,   несформированность   произвольных   форм   деятельности,   психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах: ­ восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; недостатки пространственного восприятия; ­   мнемической   деятельности,   что   выражается   в   повышенной   тормозимости мнемических   следов   под   воздействием   помех,   уменьшение   объема   памяти,   скорости запоминания; ­ мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словесно­логическое мышление; дети не владеют   иерархией   понятий;   недостаточно   выражен   ориентировочный   этап   при   решении интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию, выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания; ­ речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу речи:   звуков,   слогов,   слов;   трудности   в   понимании   лексико­грамматических   структур; неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в основном носит ситуативный характер; ­   внимания,   при   этом   снижение   его   устойчивости   носит   разный   характер: максимальное   напряжение   внимания   в   начале   выполнения   задания   и   последующее   его снижение,   сосредоточение   после   некоторого   периода   работы,   периодические   смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы. 3. Низкая   познавательная   активность,   отсутствие   интереса   к   учебе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Замедленное вхождение в работу, при затруднениях ­ остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Так же можно отметить низкую готовность   к   решению   познавательных   задач,   отсутствие   направленности   на   решение интеллектуальных   задач,   интерес   к   внешней   стороне   учебного   процесса   (выйти   к   доске, посмотреть картинки, поднять руку). 4. Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не   соотносит   цель   деятельности   с   этапами   планирования   и   контроля,   они   не   могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.  5. Заниженный   уровень   притязаний.   Так,   на   оценивание   учителем   учащиеся реагируют   неадекватно,   не   принимая   при   этом   негативную   оценку   и   не   стремясь   что­то изменить.   Они   не   могут   оценивать   выполненную   ими   работу,   не   обращают   внимания   на исправленные   учителем   в   тетрадях   ошибки.   Некоторые   дети,   несмотря   на   низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо. 6. Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход   от   игровой   ведущей   деятельности   к   учебной.   То   есть   такой   ученик   продолжает оставаться   в   кругу   дошкольных   интересов.   В   своей   деятельности   он,   как   правило, руководствуется эмоцией удовольствия.  7. Незрелость   личностных   компонентов   учебной   деятельности.   При 3 несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную   ситуацию,   не   могут   самостоятельно   выполнять   задания,   так   как   не   удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу.  Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру, соответсвующую их потребностям. Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей данной категории также имеет свои характерологические особенности. Анализ психолого­педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного   восприятия,   Пространственное   восприятие   формируется   в   процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму. У   всех   детей   наблюдаются   недостатки   памяти,   причем   они   касаются   всех   видов запоминания:   непроизвольного   и   произвольного,   кратковременного   и   долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного   мышления.   Для   этих   школьников   характерны   неумение   организовать   свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля. Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.  Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической   науке   и   практике   особого   внимания   заслуживает   проблема   развития познавательной  сферы  данной категории  учащихся,  как стратегии  повышения  успешности учебной деятельности. 4 Литература 1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,  В. П. Зинченко. – 4­е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php 2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с. https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost­ soznyanie­lichnost.pdf 3. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск :  Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/? menu=show_book&book=845212 http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT­001­.htm#$p1 4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». ­ 29  декабря 2012 г. N 273­ФЗ http://base.garant.ru/70291362/ 5

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019