Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
23.07.2019
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» , принципами гума-низации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ.docx
Психологопедагогические особенности учебной деятельности
детей с ОВЗ
Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учреждениях
образования; особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение)
социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными
способами внешних предметных и умственных действий1. [Большой психологический
словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4е изд., расширенное. – М. :
АСТ, 2009. – 811 с.]
Философскопедагогическое понятие «деятельность» означает творческое
преобразование людьми окружающей действительности. Важная особенность деятельности
состоит в том, что она всегда носит явный или не явный предметный характер, все ее
компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на
творческое созидание определенного материального или духовного продукта.
В педагогическом словаре деятельность понимается как «динамическая связь субъекта с
объектами окружающего мира, специфическая форма общественноисторического бытия
людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности,
реализация знаний, реализация разума»2. [Современный словарь по педагогике / сост. Е. С.
Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.]
Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его философского и
психологического понимания. Это деятельность, в процессе которой человек не только
проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. Таким образом, «любая деятельность
это, в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности».
Термин «учебная деятельность» понимается исследователями в узком и широком
значении. В широком смысле учебная деятельность это процесс (деятельность) по
овладению новым опытом (привычками, умениями, навыками, знаниями). Узкое понимание
данного термина раскрывается в теории учебной деятельности (П. Я. Гальперин,
В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), в которой учение
это усвоение человеком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм
общения. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправленного
обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению обобщенными способами
учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит
учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в
самооценку.
Однако, как показывает практика, при равных условиях обучения учащиеся дают
существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует о различии их психологических
возможностях.
1 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4е изд.,
расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.
2 Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. –
928 с.
1 В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»3, принципами
гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения,
выделяется категория обучающихся с ОВЗ. [Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации». 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ. URL: http
:минобнауки.рф/документы/2974]
Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии,
подтвержденные психологомедикопедагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий (Глава 1, ст. 2, п.16). Образование данной категории обучающихся может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах,
посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ [там же]. В настоящее время обучение данной категории учащихся
осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif –
включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в
ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей
ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление –
обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную
систему).
Таким образом, в ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых
замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность,
затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и
личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные
особенности развития эмоциональноволевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию
к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в
целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.
Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и
школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако
особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ
препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения,
что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при
переходе данной категории учащихся на среднюю ступень ОУ, так как происходит
рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию
мотивации учебной деятельности.
Рассмотрим подробнее причины снижения мотивации учебной деятельности младших
школьников с ОВЗ:
1.
Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в
отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание
школьноучебной действительности.
3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974
2 2.
Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных
процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную
незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах:
восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности
знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового
восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ;
недостатки пространственного восприятия;
мнемической деятельности, что выражается в повышенной тормозимости
мнемических следов под воздействием помех, уменьшение объема памяти, скорости
запоминания;
мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез,
анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словеснологическое мышление; дети не
владеют иерархией понятий; недостаточно выражен ориентировочный этап при решении
интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию,
выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;
речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу
речи: звуков, слогов, слов; трудности в понимании лексикограмматических структур;
неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в
основном носит ситуативный характер;
внимания, при этом снижение его устойчивости носит разный характер:
максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его
снижение, сосредоточение после некоторого периода работы, периодические смены
напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.
3.
Низкая познавательная активность,
отсутствие интереса к учебе,
безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Замедленное вхождение в
работу, при затруднениях остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок
внешне формально организовать их учебную деятельность. Так же можно отметить низкую
готовность к решению познавательных задач, отсутствие направленности на решение
интеллектуальных задач, интерес к внешней стороне учебного процесса (выйти к доске,
посмотреть картинки, поднять руку).
4.
Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников
не соотносит цель деятельности с этапами планирования и контроля, они не могут
организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.
5.
Заниженный уровень притязаний. Так, на оценивание учителем учащиеся
реагируют неадекватно, не принимая при этом негативную оценку и не стремясь чтото
изменить. Они не могут оценивать выполненную ими работу, не обращают внимания на
исправленные учителем в тетрадях ошибки. Некоторые дети, несмотря на низкую
успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо.
6.
Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный
переход от игровой ведущей деятельности к учебной. То есть такой ученик продолжает
оставаться в кругу дошкольных интересов. В своей деятельности он, как правило,
руководствуется эмоцией удовольствия.
7.
Незрелость личностных компонентов учебной деятельности.
При
3 несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают
учебную ситуацию, не могут самостоятельно выполнять задания, так как не удерживают
инструкцию, не могут контролировать свою работу. Их эмоции неустойчивы и поверхностны.
В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные
желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру,
соответсвующую их потребностям.
Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному
обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей
данной категории также имеет свои характерологические особенности.
Анализ психологопедагогической литературы и педагогический опыт показывают, что
у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость
внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в
недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире.
Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации,
поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки
пространственного восприятия, Пространственное восприятие формируется в процессе
сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие
у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют
обучение чтению и письму.
У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов
запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной
деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в
неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития
абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовать свою
умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля.
Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в
речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.
Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением
познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в
педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития
познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности
учебной деятельности.
4 Литература
1.
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,
В. П. Зинченко. – 4е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php
2.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М.
: Политиздат, 1975. – 304 с.
https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost
soznyanielichnost.pdf
3.
Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск :
Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/?
menu=show_book&book=845212
http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT001.htm#$p1
4.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 29
декабря 2012 г. N 273ФЗ
http://base.garant.ru/70291362/
5
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.