Саморецензия
на программу дополнительного образования
«Звуковая культура речи»
Значимость и важность данной программы состоит в том, что она направлена на развитие, коррекцию и восполнение пробелов у детей в области лингвистических знаний, где речь, как особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку, не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
В данной программе предусмотрено развитие таких функций речи, как коммуникативная, познавательная и регулирующая.
Коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками). Для обмена информацией дети используют речь. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Благодаря речи развиваются представления - память о предметах и явлениях окружающего мира. Речь позволяет представить мир в более символической, абстрактной форме, а также классифицировать объекты, относить их к различным категориям. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез.
Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности.
В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальное развитие и характеристики поведения не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.
Таким образом, коррекция нарушений формирования устной и письменной речи у детей является основным направлением данной программы.
Возрастная группа детей – 7-9 лет
Данная программа рассчитана на два года обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа с группами по 10 -15 человек. Общее количество часов – 144 в год.
Ожидаемые результаты
По итогам занятий по программе «Звуковая культура речи» обучающиеся должны
знать: уметь:
- нормы литературного языка; - отличать на письме буквы,
- звуки и буквы русского близкие по акустико-артику-
алфавита; ляционным свойствам;
- характеристику языковой - давать характеристику зву-
единицы (звук, морфема, слово, кам;
предложение); - наблюдать, сравнивать, ана-
лизировать, обобщать
синтез слова; - правильно произносить
звуки.
В ходе реализации программы используются различные группы методов обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, диалог.
2. Наглядные: просмотр иллюстраций, рисунков, книг, альбома логопеда.
3. Практические: творческие задания, пальчиковая гимнастика, игры, лепка, слуховые и зрительные диктанты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.