Самостоятельная работа на тему: "Знакомство с литер. труд М. Бахтина"
Оценка 5

Самостоятельная работа на тему: "Знакомство с литер. труд М. Бахтина"

Оценка 5
Лекции +1
rtf
русская литература
14.11.2022
Самостоятельная работа на тему: "Знакомство с литер. труд М. Бахтина"
1-Сам.Раб. Знакомство с литер. труд М.Бахтина.rtf

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

____________________________

 

ДЕНАУСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПЕДАГОГИКИ

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

На тему:

 

 

 

 

 

 


Подготовил (а)_____группы                

 

Студент (ка) __________________________________________________

                                              

 

Принял (а) ___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Денау-2022


 

 

 

 

План:

 

1.      Введение

2.      Из биографии М.М. Бахтина

3.      Творческая деятельность

4.      Основные труды

5.      Список использованной литературы

 


I.     Введение

 

Михаил Михайлович Бахтин - гордость отечественной науки, один из самых ярких и самобытных ученых и мыслителей ХХ века. Быть «в уровень с веком» - это значит идти впереди него. В этом смысл и предназначение подлинной науки не секрет, что иные «труды» устаревают еще до их написания. Настоящая же наука не устаревает никогда. «В реальной жизни культуры, которая идет своим путем независимо от того, как о ей судят и рядят и что о ней решают, Бахтин давно приобрел сообразный ему статус, так сказать, «обыкновенного классика», - равноправного собрата классиков русской мысли... Без таких мыслителей, как Бахтин, наука измельчала бы... его не раз будут «преодолевать», к нему не раз будут «возвращаться» - это и есть нормальный способ отношения к классику», - пишет С. Аверинцев.

Если попытаться буквально в двух словах выделить основные особенности творчества Бахтина, то, пожалуй, это будут универсализм и свобода (именно то, что он сам считал главными признаками народной культуры). Бахтин создал новый, синтетический тип гуманитарного знания, органически сочетающего в себе лингвистический, литературоведческий, психологический и семиотический подходы. Именно поэтому многие справедливо считают его прежде всего философом, новатором в исследовании философских основ и методологии гуманитарного мышления, проблем философии культуры. Становящееся современное человековедение стремится понять человека как целостность. Блестящая разработка такого подхода к проблеме человека содержится в трудах Бахтина. И в этом, на наш взгляд, заключается главный секрет огромного воздействия ученного на мировую науку и культуру. Современное гуманитарное знание может быть только синтетическим - таков, на наш взгляд,, первый из уроков Бахтина.

В его трудах поражают удивительная внутренняя свобода, раскованность, раскрепощенность мысли - то, что принято называть интеллектуальной честностью. Бахтин не был скован какими-либо догмами и стереотипами. Он писал как бы для самого себя. Мы знаем, что именно таким путем появились, например, знаменитые «Опыты» Монтеня и «Исповедь» Л. Толстого. В самое неподходящее, казалось бы, время основными темами размышлений ученого были: «веселое» обновление, полифония мнений, диалогизм мышления. Все это органически входит в содержание нового мышления. Или же взять потрясающе смелые страницы о «дряхлой», «упорствующей» старости, не принимающей смены и обновления, претендующей на временную значимость своих порядков и идей, объявляющей своих противников не менее чем врагами вечной истины. В этой верности себе, истине, обновляющейся правде заключается наш взгляд, второй урок Бахтина для современного гуманитарного знания. Его творчество показывает, что подлинная наука, которая имеет дело с вечными общечеловеческими ценностями, всегда актуальна.

 


II. Из биографии М.М. Бахтина

Михаил Михайлович Бахтин родился 17 (5) ноября 1895 года в городе Орле, в семье банковского служащего. Ранние годы прошли, помимо Орла, в Вильно (ныне — Вильнюс) и Одессе, где он посещал гимназии и Новороссийский (Одесский) университет. Уже в эти юношеские годы Михаил Михайлович глубоко изучал наследие всемирной мысли и культуры. Он очень рано, с двенадцати-тринадцати лет, погружался в философские трактаты Канта.

В 1914—1918 годах Бахтин жил в Петербурге — Петрограде и учился в столичном университете, в качестве вольнослушателя. Здесь Михаил Михайлович так или иначе лично соприкасался с виднейшими русскими мыслителями той поры — В.В.Розановым, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, А.В.Карташевым и другими, с сочинениями которых он был знаком и ранее.

В 1918—1923 годах он находился в Невеле и затем, с 1920-го, в Витебске и преподавал в местных учебных заведениях. К этому времени двадцатитрехлетний мыслитель достиг в своем развитии очень высокого уровня, и около него сложился философско-религиозный кружок, включавший в себя ряд замечательных людей. В 1919 году в невельском альманахе "День искусства" появилась первая публикация Бахтина — предельно краткая, но исполненная глубокого смысла статья "Искусство и ответственность". В 1923 году Михаил Михайлович возвратился в Петроград. Здесь он продолжал работу над начатым в Витебске сочинением — трактатом "Философия поступка", который, правда, увидит свет лишь через шесть десятилетий, в 1980-х годах. Первые труды Михаила Михайловича были изданы по ряду причин под именами близких ему людей: В.Н.Волошинов и П.Н.Медведев. В наше время они переизданы в серии "Бахтин под маской".

В начале 1929 года выходит в свет первое издание (уже под настоящим именем) всемирно знаменитой ныне книги Михаила Михайловича "Проблемы творчества Достоевского". Но незадолго до появления книги, 24 декабря 1928 года, Бахтин был арестован вместе с большой группой так или иначе связанных с ним людей и 22 июля 1929 года приговорен к "заключению в концлагерь сроком на пять лет". Он обвинялся в принадлежности к "подпольной контрреволюционной организации", пропагандировавшей "религиозные и националистические настроения".

Поскольку осужденный был тяжело болен, и пребывание в концлагере грозило ему быстрым смертельным исходом, мера наказания благодаря ходатайствам А.М.Горького и А.Н.Толстого была заменена ссылкой в город Кустанай, в Северном Казахстане, где Михаил Михайлович и прожил около семи лет, работая экономистом-бухгалтером в местном "Райпотребсоюзе".

Окончание срока ссылки не отменяло запрет на проживание в крупнейших городах СССР, тем более в столицах, и в 1936 году Бахтин стал преподавать в Мордовском педагогическом институте в городе Саранске. В следующем году он покинул Саранск и до 1945 года жил в городке Кимры и его окрестностях, работая школьным учителем. Здесь, из-за обострения болезни, ему ампутировали ногу (в 1938 году).

В 1945 году Михаил Михайлович возвратился в Саранск, где продолжил преподавательскую работу в институте. В 1967 году Бахтин был реабилитирован и в 1969 году переехал в Москву, где он и скончался 7 марта 1975 года, прожив чуть меньше восьмидесяти лет.

Для осознания всего драматизма судьбы Бахтина следует задуматься о том, что в расцвете сил (к моменту ареста ему исполнилось тридцать три года) он был, в сущности, лишен возможности публиковать свои труды. Правда, в силу инерции вскоре после ареста вышли в свет его книга о Достоевском и затем две небольшие статьи о Толстом. Но затем все попытки выступить в печати не имели успеха в течение тридцати с лишним лет — до 1963 года, когда появилось новое, значительно дополненное издание книги о Достоевском.

Достоевского открывает для осуществления этой цели идеальные возможности. А книга о Рабле есть своего рода открытие философии народа, и опять-таки трудно назвать другой столь же превосходный "материал" для реализации этого замысла.

Здесь слово "материал", употребляется в том смысле, что для Михаила Михайловича творчество Достоевского и Рабле не выступало только как средство решения философских задач. Его книги представляют собой одновременно и наиболее глубокое исследование этих художественных миров, и философия здесь ни в коей мере не противоречит филологии; они как раз обогащают друг друга.

Это всецело относится и к остальным основным работам Бахтина, вошедшим в его сборники "Вопросы литературы и эстетики" (1975) и "Эстетика словесного творчества" (1979, 2-е изд. — 1986). И философский труд, написанный еще в 1920-х годах, — "Философия поступка" постоянно обращается к художественной литературе, органически соединяя философию с филологией.

биография бахтин литературовед

III. Творческая деятельность

Творческий путь Бахтина может быть расценен, по его словам, как становление и развитие единой философской идеи. На рубеже 1910-1920-х гг. Бахтиным овладел замысел создания «первой философии», беспредпосылочного учения о бытии. На основании нового бытийственного созерцания это учение в проекте должно было вывести из кризиса европейскую мысль - преодолеть роковой разрыв между «миром культуры» и «миром жизни», в чем, по Бахтину, состоял основной порок современного «теоретизма». Свое учение Бахтин представлял в качестве системы, имеющей, однако, характер не отвлеченной метафизики, но нравственной философии; вольно или невольно он следовал установке Канта на приоритетность «практического разума» в деле построения самообоснованного мировоззрения. Главной категорией нравственной онтологии Бахтина стало понятие «бытия-события», к которому был приравнен «ответственный поступок» человека; гносеологическая проблема при этом решалась на основе интуиции «участного», т.е. приобщенного к бытию мышления («К философии поступка»). Свое учение Бахтин изначально мыслил синкретическим; включая в себя этику и эстетику, оно определялось в качестве философской антропологии. Хотя «первая философия» Бахтина не осуществилась в качестве задуманной системы, ее ключевые представления выразились в конкретных разработках. Культурология, «металингвистика», теория литературы, «историческая поэтика» и т.д. суть модусы единой гуманитарной дисциплины Бахтина, различные развороты фундаментальной проблемы человеческого бытия.

С 1918 по 1924 Бахтин разрабатывал в своих сочинениях проблемы этики и эстетики. Это было время расцвета русского формализма, адепты которого доказывали, что литературный текст есть прежде всего сумма технических приемов. Бахтин же выдвигал на первый план семантические аспекты произведения - не то, как оно "сделано", а то, что оно "значит". "Ничто не замкнуто в себе" - ключевое положение и его ранних трактатов, и позднейших трудов.

В 1924 Бахтин переехал в Ленинград, где продолжал писать на самые разные темы. В книге «Фрейдизм: критический очерк» (1927) он критикует Фрейда за примитивизацию сложных проблем сведением их к сверхупрощенным формулам; Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социологическую поэтику (1928) продолжает полемику Бахтина с формалистским безразличием к истории.

Книга «Проблемы творчества Достоевского» (1929) содержит анализ романов классика русской литературы как «полифонических», представляющих собой сочетание нескольких равноправных голосов, в отличие от единой точки зрения, навязываемой «всезнающим» автором. Книга о Достоевском, по существу, является работой по философской антропологии. «Двуголосое слово», «слово с лазейкой» - эти понятия из книги о Достоевском описывают духовную реальность бессмертия: изнутри себя человек незавершен и незавершим, т.е. не может пережить свою смерть, представить ее себе - оттого и речь его «нескончаема».

Бахтин написал несколько работ по теории и истории романа, которые были опубликованы лишь вслед за вторым, существенно переработанным изданием книги о Достоевском, принесшей ему всемирную известность. Две основополагающие монографии - «Слово в романе» (1934-1935) и «Формы времени и хронотопа в романе» (1937-1938) демонстрируют принципиальную установку Бахтина: роман не «просто жанр среди прочих», а основная литературная форма, отражающая и определяющая уровень самосознания культуры.

Работы 1930-х годов о романе развивают идеи ранних собственно философских работ Бахтина и исследования о Достоевском. Но интересы его существенно меняются: если в работах 1920-х годов преобладал интерес к философско-эстетическим аспектам речи, то теперь в центре внимания исследователя оказывается вопрос о соотношении времени и пространства и о теле человека. Как и в работе о Достоевском, Бахтина интересует незавершенное и незавершимое бытие, но теперь уже не отдельного человека, а человечества, т.е. речь идет об особого рода рефлексии на литературном материале от античности до современности. Ключевой книгой становится монография «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса» (1965). Именно здесь находит свое наиболее полное воплощение концепция «гротескного коллективного тела», которое мыслится то как пространственная незавершенность (различные формы праздника, которые дают личности ощущение совместности, причастности всемирной жизни), то как временная незавершенность (продолжение человеческого рода). С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе - жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos «время» и topos «место») оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях.

В последние годы жизни Бахтин вернулся к философским увлечениям своей молодости.

Идеи Бахтина повлияли на мировое и отечественное человекознание, на культурологию, литературоведение, искусствознание особенно в части концептуализации смеховой культуры, развитие идей диалога культур.

 

IV. Основные труды

 

·                     К философии поступка.(1919-1921), Опубл. 1986.

·                     Проблемы творчества Достоевского 1929; Киев, 1994.

·                     Проблемы поэтики Достоевского. - М.,1963; 1974; 1979 (4-е изд.).

·                     Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965; 1990.

·                     Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

·                     Литературно-критические статьи. - М., 1986.

·                     Тетралогия. - М., 1998.

·                     Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. - М., 1996-:

·                     Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2003. - 957 с.

·                     Т. 2. «Проблемы творчества Достоевского». Статьи о Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2000. - 799 с.

·                     Т. 4 (1). «Франсуа Рабле в истории реализма» (1940). Материалы к книге о Рабле (1930-1950-е гг.). Комментарии и приложения. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2008. - 1120 с. - ISBN 978-5-9551-0266-5.

·                     Т. 4 (2). «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2010. - 752 с.

·                     Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1997. - 732 с. ISBN 5-89216-011-4

·                     Т. 6. «Проблемы поэтики Достоевского». Работы 1960-1970 гг. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2002. - 800 с.

·                     Беседы с В. Д. Дувакиным. М., Согласие, 2002. - 398 с. - ISBN 5-86884-099-2

 


V.Список использованной литературы

 

1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи /Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М.:Худож. Лит., 1986.-543с.

2. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 200. - 336с.

3. Бахтин М. М. Лекции по истории зарубежной литературы: Античность. Средние века: (В записи В. А. Мирской) / Публ., подгот. текста, предисл. и комент. И. В. Клюевой, Л. М. Лисуновой. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. - 212с.

4. Конкин С.С., Конкина Л. С. Михаил Бахтин: (Страницы жизни и творчества). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 400с.

5. Карпунов Г.В. и др. Михаил Михайлович Бахтин в Саранске: Очерк жизни и деятельности. - Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран. фил., 1989. -28с.

6. М.М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования.

Выпуск I /МГУ им. Н.П. Огарева; Редкол.: Н. Л. Васиольев, К. Г. Исупов, В. П. Киржаева и др.; Под ред. О. Е. Осовского. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. - 240с.

7. М.М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. Вып. II-III /МГУ им. Н.П. Огарева, Филол. фак.; Бахтин. Центр Независимого ин-та америк. и европ. Исслед.; (Редкол.: О. Е. Осовский). - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 252с

8. М.М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания: Тез. докл. участников Вторых саранских Бахтинских чтений / Редкол.: А. И. Сухарев (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991 - 120с.

9. Аверинцев С.С. Михаил Бахтин: ретроспектива и перспектива // Дружба народов. 1988 №3. С.256

 

Размещено на Allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО

План: 1. Введение 2

План: 1. Введение 2

I. Введение Михаил Михайлович

I. Введение Михаил Михайлович

В этой верности себе, истине, обновляющейся правде заключается наш взгляд, второй урок

В этой верности себе, истине, обновляющейся правде заключается наш взгляд, второй урок

II . Из биографии М.М. Бахтина

II . Из биографии М.М. Бахтина

А.М.Горького и А.Н.Толстого была заменена ссылкой в город

А.М.Горького и А.Н.Толстого была заменена ссылкой в город

III . Творческая деятельность

III . Творческая деятельность

Книга «Проблемы творчества Достоевского» (1929) содержит анализ романов классика русской литературы как «полифонических», представляющих собой сочетание нескольких равноправных голосов, в отличие от единой точки зрения,…

Книга «Проблемы творчества Достоевского» (1929) содержит анализ романов классика русской литературы как «полифонических», представляющих собой сочетание нескольких равноправных голосов, в отличие от единой точки зрения,…

В последние годы жизни Бахтин вернулся к философским увлечениям своей молодости

В последние годы жизни Бахтин вернулся к философским увлечениям своей молодости

Беседы с В. Д. Дувакиным. М.,

Беседы с В. Д. Дувакиным. М.,

V. Список использованной литературы 1

V. Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022