Самостоятельная работа с учебником
Стремительное
развития науки и техники, когда расширяется поток научной информации, ни одна
школа не сможет передать всех знаний ученикам, поэтому задачей современного
образования является вооружение молодого поколения методами самостоятельного
добывания знаний и воспитание умения учиться, чтобы активно адаптироваться,
работать и творить в современном мире.
Самостоятельная работа с учебником, научной и дополнительной
литературой – основное условие успешного обучения. Такая работа может быть
организована на разных этапах урока и иметь разную цель. Например: самостоятельное
изучение учебного материала, выделение главного, составление плана ответа,
разбор математического выведения формулы, поиск ответов на вопросы, поставленные
учителем, анализ графиков, рисунков, схем, таблиц, а также объяснение
эксперимента, который поставил учитель. Нужно работать над формированием у
обучающихся умения выделять главные признаки физического явления, понимать
смысл физических величин, физических законов, перессказывать прочитанное
своими словами, последовательно дополнять материал, который изучен по учебнику
данными, получеными в других источниках информации. Печатный
текст отличается от живого слова учителя, также он не учитывает разницу между
уровнями развития учеников, уровнями их подготовки. Но вместе с тем учебник
имеет ряд преимуществ: наличие заголовков, параграфов, шрифтовых выделений,
чертежей, схем, что облегчает ученикам понимание материала. Вначале нужно
добиться, чтобы ученики научились на основе прочитанного выделять конкретные
факты: формулы, определения, приводить примеры, рассказывать об истории
открытий. Это развивает аналитико – синтетическую деятельность, помагает видеть
главное, устанавливать связь между понятиями в тексте. Анализ схем, рисунков,
таблиц, графиков проходит параллельно с чтением текста учебника. При решении
задач нужно хорошо ориентироваться в справочном аппарате учебника, разбираться
в примерах решения задач, кратко конспектировать прочитанное.
Учитель должен
постепенно расширять интерес школьников к печатной информации, которая выходит
за рамки учебной программы. Если обучающиеся будут приучены к длительной
работе с книгой, иметь навыки самоорганизации для поиска и усвоения необходимой
информации, пользоваться учебными и научными текстами печатных изданий, это
будет способствовать глубокому усвоению знаний, развивать творческую активность
и умения применять полученные знания в практической деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.