В данном материале описываются созданные условия для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях отдельного образовательного учреждения. Подобраны музыкально-дидактические игры с фото приложением и инструкцией по применению, а так же другие занимательные задания, способствующие развитию музыкальности, самостоятельности и творческой активности воспитанников.Музыкально-дидактические и занимательные игры для детей дошкольного возраста для самостоятельной деятельности
«Музыкальнодидактические игры,
занимательные задания
для самостоятельной музыкальной деятельности
детей дошкольного возраста»
Зимина А.Н. в книге «Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста» поясняет, что у детей будут сформированы представления о
музыкальных жанрах и формах музыкального искусства лишь в том случае, если они
по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных
инструментах, исполнять пляски и играть в музыкальные игры.
Но для этого, конечно же, необходим первоначальный музыкальный опыт,
специфические знания, умения и навыки, которые ребёнок приобретает в рамках
организованной музыкальной деятельности. Без первоначальных представлений о
музыке, элементарных исполнительских навыках невозможно ожидать от ребёнка
инициативы и самостоятельности.
Так же широкий фоновый источник для самостоятельной музыкальной
деятельности создают и музыкальные впечатления от окружающей жизни (музыка,
звучащая дома, в детских развлекательных центрах, музыкальная озвучка
театрализованных и цирковых представлений и другие источники).
Необходимым же условием для формирования самостоятельной музыкальной
деятельности является создание определенной среды: «музыкальных уголков», «зон»,
«студий».
В нашем дошкольном учреждении такие музыкальные уголки имеют место быть в
каждой возрастной группе. И, конечно же, воспитатели творчески подходит к их
оформлению и наполняемости. В музыкальном уголке каждой группы ДОУ есть
музыкальный центр, детские музыкальные инструменты (как заводские, так и
самодельные), картинки музыкальных образов, портреты композиторов, диски с
подбором классической, народной и современной детской музыки.
Со своей стороны оснащаю уголки музыкальнодидактическими материалом и
занимательными заданиями для самостоятельной музыкальной деятельности
дошкольников. Вот некоторые из них.
Музыкальнодидактическая игра
для развития тембрового слуха
«Колокольчик и барабан»
(младший возраст)возможность
Описание игры: Воспитатель
знакомит детей с колокольчиком и
барабаном,
поочередно
продемонстрировав их звучание.
Даёт
для
самостоятельного
исполнения
детьми.
Раздает картинки с
изображением колокольчика и
барабана каждому ребёнку. Спрятав
инструменты за ширму, играет на
них,
попросив детей показать
картинку инструмента,
который
звучит. В средней группе, освоив
игру, дети самостоятельно играют
под присмотром взрослого.
Музыкальнодидактическая игра
«Собери оркестр»
(средний возраст)
в
Описание игры:
рамках
Познакомившись
музыкальной
организованной
деятельности с инструментами
оркестра,
дети самостоятельно,
сложив пазл, закрепляют название
того или иного музыкального
инструмента.«Музыкальное лото»
(старший возраст)
Описание игры:
Дети закрывают
инструментов,
карточками.
группу музыкальных
соответствующими
Музыкальнодидактическая игра
Музыкальнодидактическая игра
для развития звуковысотного слуха
«Подумай и отгадай»
(средний, старший возраст)
Описание игры:
Ребёнок за ширмой ударяет по
пластинам металлофона поочерёдно в
высоком, среднем и низком регистре.
Остальные дети угадывают.Музыкальнодидактическая игра
для развития звуковысотного слуха
Музыкальнодидактические игры
«Где мои детки»
(средний, старший возраст)
(старший возраст)
«Найди лишний инструмент»
1.
Описание игры:
Дети самостоятельно находят на карточке
в каждой строке музыкальный инструмент,
не относящийся к данной группе и
закрывают его фишкой.
Описание игры:
Ведущий ребёнок изображает голосом в низком
регистре крик птицы (утки, курицы, воробья или
гуся). Остальные, показав соответствующую
карточку, изображают голосом в высоком
«Собери инструменты по
регистре крик птенцов.
группам»
2.
Описание игры: Дети раскладывают
карточки с музыкальными инструментами,
соответственно той или иной группе
(ударные, духовые, клавишные, струнные).Музыкальнодидактическая игра
на развитие тембрового слуха
«Кого встретил Колобок»
(средний возраст)
Описание игры: Ребёнок за ширмой играет
поочередно на барабане (медведь), на бубне
(волк), на маракасах (лиса), на ложках
(заяц).
Остальные угадывают героя,
звучащий инструмент и выкладывают
соответствующую карточку на дорожку
перед Колобком.
Занимательные задания
(старший возраст)
1. Ребус «Угадайка»
Ребёнок самостоятельно угадывает
название песни по первым буквам
картинок ребуса и по желанию
исполняет угаданную песню.
Картинки шнуровки «Музыкальные инструменты»
на закрепление названий музыкальных инструментов и развитие мелкой моторики
(младший и средний возраст)Альбомы раскраски
на закрепление знаний о музыке и развитие творчества
Лэпбук «В мире музыке»Описание: В лэпбуке «В мире музыке
собрана информация о музыкальных
жанрах, инструментах,
композиторах, нотных
длительностях и других
музыкальных понятий. Лэпбук,
оформленный в виде миникнижек, с
кармашками и окошками привлекает
детей и способствует
самостоятельному закреплению
пройденного во время
образовательной деятельности
материала.
Лэпбук «Рождественские Колядки»
Описание: В лэпбуке
«Рождественские
колядки» собран
материал о святках,
народные приметы, игры,
гадания. Данный
материал расширяет
кругозор, знакомит детей
с народными традициями.
Конечно же, самостоятельная творческая деятельность не ограничивается
музыкальнодидактическими играми и занимательным материалом. Дети, в часы
досуга, с удовольствием разыгрывают театрализованные представления, устраивают
концерты, инсценируют знакомые песни, придумывают собственные пляски и
музицируют на детских музыкальных инструментах.
Задача нас взрослых научить их понимать и любить музыку, воспитать
самостоятельность и желание с удовольствием участвовать в музыкальной
деятельности, при этом незаметно и тактично оказывая необходимое руководство.
Используемая литература:
1. Зимина А.Н., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
возраста: Учебник для студентов высшего учебного заведения. — М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.