САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оценка 4.8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Оценка 4.8
Домашнее обучение +1
doc
администрации
Детсад
24.07.2017
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
. Модуль 5. Педагогический конфликт, стратегии поведения. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Педагогический конфликт. Технология разрешения педагогического конфликта. 2. Конфликты в педагогической деятельности. 3. Классификация конфликтов. 4. Функции педагогических конфликтов. 5. Динамика педагогических конфликтов. 6. Особенности педагогических конфликтов. 7. Конфликты в педагогическом коллективе. 8. Алгоритм разрешения педагогического конфликта. 9. Специфика и особенности педагогических конфликтов. Список рекомендованной литературы: 1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / C.В. Баныкина – М.: УРСС, 2001. – с. 373–394. (http://www.pedlib.ru/Books/1/0166/1_0166–1.shtml).Модуль 5. Педагогический конфликт, стратегии поведения. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Педагогический конфликт. Технология разрешения педагогического конфликта. 2. Конфликты в педагогической деятельности. 3. Классификация конфликтов. 4. Функции педагогических конфликтов. 5. Динамика педагогических конфликтов. 6. Особенности педагогических конфликтов. 7. Конфликты в педагогическом коллективе. 8. Алгоритм разрешения педагогического конфликта. 9. Специфика и особенности педагогических конфликтов.
independent_work (2).doc
Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Педагогический конфликт, стратегии поведения. Модуль 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  Вопросы для самостоятельного изучения:  1. Педагогический   конфликт.   Технология   разрешения   педагогического конфликта. 2. Конфликты в педагогической деятельности. 3. Классификация конфликтов. 4. Функции педагогических конфликтов. 5. Динамика педагогических конфликтов. 6. Особенности педагогических конфликтов. 7. Конфликты в педагогическом коллективе. 8. Алгоритм разрешения педагогического конфликта. 9. Специфика и особенности педагогических конфликтов. Список рекомендованной литературы: 1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования   и   перспективы   развития   //   Современная   конфликтология   в контексте культуры мира / C.В. Баныкина – М.: УРСС, 2001. – с. 373–394. (http://www.pedlib.ru/Books/1/0166/1_0166–1.shtml). Волков   Б.С.,   Волкова   Н.В.   Конфликтология:   Учебное   пособие   для 2. студентов   высших   учебных   заведений,   изд.   2­е   испр.   И   доп.   –   М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006 – 384с. 3. Холмогорова. Москва: Эксмо, 2009. 176 с. Смирнова   Е. О. Конфликтные   дети   /   Е.   О.   Смирнова,   В.   М. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение понятия «педагогический конфликт». 1 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия 2. Назовите основные причины педагогических конфликтов. Педагогический   конфликт   –   сложное   явление,   происходящее,   как правило,   в   силу   объективных   и   субъективных   причин.   К   объективным причинам можно отнести социально­экономическое положение учительства в целом   по   стране   и   конкретно   –   особенности   условий   педагогической деятельности   в  данной   области,   районе,  учебном   заведении.  Субъективные причины   связаны   в   основном   со   спецификой   межличностных   отношений   в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности   каждого   участника   учебно­воспитательного   процесса,   т.   е. индивидуально­психологическими, общественно­психологическими и научно­ мировоззренческими   качествами   личности.   Таким   образом,   можно   сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме. 3. Перечислите типы педагогических конфликтов и дайте их классификацию. Типы конфликтов По мнению психолога М.М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие типы конфликтов: ­ конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий; ­   конфликты   поведения   (поступков),   возникающие   в   связи   с   нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения; ­   конфликты   отношений,   возникающие   в   сфере   эмоционально­личностных отношений   учащихся   и   педагогов,   в   рамках   их   общения   в   процессе совместной педагогической деятельности. Конфликты   деятельности   между   педагогом   и   учащимися   чаще   всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим   (недобросовестным)   его   выполнением.   Это   может   происходить   по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда   неудачное   замечание   педагога   вместо   конкретной   помощи   при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, 2 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС испытывающими   трудности   в   учебной   деятельности,   когда   педагог   ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. В последнее время   наблюдается   увеличение   числа   таких   конфликтов   из­за   того,   что педагоги часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки   (отметки)   используют   как   средство   наказания   тех,   кто   нарушает дисциплину или не выполняет предъявляемые требования. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из учебных заведений разного уровня способных, самостоятельных и творчески мыслящих учащихся, а у остальных снижается интерес к познанию вообще. Конфликты поступков в основном связаны с особенностями поведения отдельных   учащихся   как   в   учебных,   так   и   во   внеучебных   ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами.   Педагог   часто   корректирует   поведение   учащихся,   оценивая   их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между своими воспитанниками, поэтому вполне  возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учащихся. Конфликты   отношений   часто   возникают   в   результате   неумелого разрешения   педагогом   проблемных   ситуаций   и   имеют,   как   правило, длительный   характер.   Эти   конфликты   приобретают   личностный   смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие. Часто   общение   педагога   с   повзрослевшими   или   уже   взрослыми учащимися   продолжает   строиться   на   тех   же   принципах,   что   и   с воспитанниками   младших   возрастных   категорий,   обеспечивающих   ему возможность   требовать   от   них   беспрекословного   подчинения.   Такой   тип отношений не соответствует возрастным особенностям учащихся, которые в личностном   плане   стремятся   занять   равное   с   педагогом   положение. Благополучное   разрешение   конфликта   в   такой   ситуации   невозможно   без психологической   готовности   педагога   перейти   к   новому   типу взаимоотношений с взрослеющими или взрослыми учащимися. Инициатором таких взаимоотношений должен быть педагог. 3 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС 4. Каковы особенности протекания педагогических конфликтов? Вечные проблемы педагогического процесса ­ чему учить? и как учить? являются глобальными проблемами для всей мировой системы образования. Особенно они обострились в преддверии ХХI века. В настоящее время вся мировая   система   образования   переживает   кризис.   Сущность   кризиса заключается в том, что сложившаяся система образования и воспитания не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений. Одним из вариантов выхода из глобального кризиса является создание новой системы   образования   и   воспитания,   соответствующей   требованиям современного общества. Рассмотрим наиболее характерные для российской системы образования проблемы и причины возникновения различного рода конфликтов. На   уровне   взаимодействия общество   —   образование можно   выделить следующие   противоречия:   отсутствие   целостной   и   последовательной концепции   новой   образовательной   политики   (стратегии   развития   системы образования);   недостаточность   финансового   и   материально­технического обеспечения системы образования (экономика России находится в упадке и не в состоянии выделять необходимые ресурсы на нужды образования). Скудность выделяемых средств ведет к таким негативным последствиям, как: ­   социально­трудовые   конфликты,   забастовки,   митинги,   пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста; ­   закрытие   учебных   заведений   из­за   нехватки   средств   на   их   содержание (отопление, электричество, ремонт и т.д.); ­   сокращение   государственных   дотаций   на   школьные   обеды,   учебники, оборудование и другие нужды; ­   крайняя   неудовлетворенность   работников   образования   материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень заработной платы вынуждает работников   образования   искать   дополнительные   заработки,   что   негативно сказывается на педагогическом процессе. Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность  учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками. В   общем   плане   такими   причинами   могут   быть   действия   и   общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе. Приведем примеры причин конфликтов: ­ малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; 4 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС ­ оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье; ­   учитель   затрудняется   провести   анализ   возникшей   ситуации,   торопится строго   наказать   ученика,   мотивируя   это   тем,   что   излишняя   строгость   по отношению к ученику не повредит; ­   немаловажное   значение   имеет   характер   отношений,   которые   сложились между учителем и отдельными учениками; ­   личностные   качества   и   нестандартное   поведение   учеников   являются причиной постоянных конфликтов с ними; ­ личностные  качества   учителя  также  часто  бывают   причиной  конфликтов (раздражительность, самодовольство, беспомощность и др.).   мстительность,     грубость, Дополнительными   факторами   выступают   преобладающее   настроение учителя   при   взаимодействии   с   учениками,   отсутствие   педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Причиной   многих   конфликтов   руководители   школ   считают   низкий уровень   педагогического   общения   учителей,   которые   не   могут   вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя. Многие   из   учителей   затрудняются   в  проведении   диалога   с   учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно­ административном   уровне   и   содержит   набор   стереотипных   выражений, упреков,   угроз,   недовольства   поведением   ученика.   Такое   общение продолжается   в   течение   многих   лет   обучения   в   школе,   и   к   старшему школьному   возрасту   многие   из   учеников   вырабатывают   ответный   стиль общения с учителями. Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении. 4. Определите   роль   педагога   в   урегулировании   педагогических конфликтов.  5 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Способы   разрешения   конфликта,   особенно   если   он   не   зашел   далеко, известны   и   доступны   каждому  ­   это   нежность,  юмор   и  шутка.  В   более сложных   ситуациях   учителя   прибегают   к   компромиссу,   делая   уступки, друг другу, или сами проводят анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используют принуждение и временное   расставание.   Педагог   не   имеет   права   пойти   на   создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает   обоюдная   потребность   в   его   разрешении.   Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций   в   отношении   учебы   и   правил   поведения   в   школе. Недисциплинированность,   расхлябанность,   несерьезное   отношение   к   учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя ­ основные   причины   острых   межличностных   столкновений.   Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт. Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного   взаимодействия   требует   от   педагога   поиска   оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный. Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся   ситуации,   вероятных   исходов   конкретного межличностного   столкновения,   участником   которого   он   оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам.   целей, Наиболее   эффективным   способом   разрешения   конфликтов   являются переговоры. Конструктивные   возможности   переговоров   и   посредничества   крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение   возможно,   как   при   вертикальных   конфликтах   («вертикальные переговоры»: преподаватель ­ группа учащихся; учащиеся ­ администрация школы),   так   и   при   горизонтальных   («горизонтальные   переговоры»:   группа учащихся   ­   группа   учащихся).   В   случае   особой   остроты   конфликтной 6 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС ситуации   или   невозможности   провести   переговоры   своими   силами   как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества. В   процедуре   посредничества   задействуется   независимая   нейтральная третья   сторона,   посредник,   который   содействует   в   переговорах   между сторонами   в   неформальной   обстановке   и   помогает   им   найти   приемлемое соглашение   и   достигнуть   его.   Основными   принципами   посредничества являются: ­   нейтральность   (эмоционально   посредник   не   присоединяется   к   какой­то стороне); ­ беспричастность (не заинтересованность в выигрыше одной из сторон). Посредник   не   берет   ответственность   за   решения,   к   которым   придут стороны, его функция ­ организация процесса переговоров. Однако есть и дисфункциональные последствия переговорного процесса. Метод переговоров эффективен в рамках определенного коридора, выходя за который   переговорный   процесс   теряет   свою   эффективность   как   метод разрешения   конфликта   и   становится   способом   поддержания   конфликтной ситуации. У переговоров есть своя сфера позитивного действия, но они не всегда являются   оптимальным   способом   разрешения   конфликта.   Затягивание переговоров,   выигрыш   времени   для   концентрации   ресурсов,   маскировка переговорами   деструктивных   действий,   дезинформация   оппонента   на переговорах ­ это негативные моменты переговорного процесса. Таким   образом,   можно   сделать   вывод:   эффективная   стратегия переговоров ­ это, прежде всего, стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов, и умение их сочетать таким образом, который не будет впоследствии   вызывать   желание   нарушить   достигнутое   соглашение.   В реальной   жизни   преподавателям   зачастую   просто   не   хватает   культуры переговорного процесса, навыков ведения переговоров, желания вступить в коммуникацию с оппонентом. Рассматривая   основные   методы   разрешения   конфликтных   ситуаций, можно сказать, что они делятся на две группы: ­ негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; ­ позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта ­ разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. 7 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Различие   негативных   и   позитивных   методов   условно,   они   нередко дополняют друг друга. Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения   в   конфликте.   Преподаватель   может   избрать   тактику   ухода   от конфликта,   сглаживания   его,   компромиссного   решения,   принуждения   или неприятия   чужой   позиции.   Основной   способ   применения   рационально­ интуитивного   подхода   к   управлению   конфликтом   состоит   в   том,   чтобы рассматривать   любую   конфликтную   ситуацию   как   проблему   или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем   подбирается   подходящий   метод   решения   проблем,   пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций. Основным   звеном   при   разрешении   педагогической   ситуации   считается проведение   ее   психологического   анализа.   В   этом   случае   учитель   может раскрыть   причины   ситуации,   не   допустить   ее   перехода   в   длительный конфликт, т.е. в какой­то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции. Однако не следует считать, что психологический анализ разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые   допускают   учителя,   немедленно   применяя   меры   воздействия   на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений. Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной   информационной   основы   для   принятия   психологически обоснованного решения возникшей  ситуации. Торопливая  реакция учителя, как   правило,   вызывает   импульсивный   ответ   ученика,   приводит   к   обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной. Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях. Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников.   При   разборе   поступка,   оценке   поведения   часто   виноватым оказывается   ученик,   кто   менее   симпатичен   учителю,   а   поэтому   учителя удивительно   хорошо   помнят   даже   мелкие   нарушения   дисциплины   этими учениками.   Такая   позиция   учителя   приводит   к   тому,   что   он   подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие 8 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик остается виновным. Психологический   анализ   дает   возможность   увидеть   положительное   в поступках  «плохого»  ученика  и «пакость»  в  поведении  образцового и  тем самым правильно разрешить ситуацию. Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта. Существуют также и игровые методы разрешения конфликтов: ­ Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. ­   Метод   эмпатии   основан   на   технике   вникания   переживания   другого человека. Если он эмоционален, склонен к интуитивному мышлению, то этот метод будет полезен. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов. ­   Метод   логического   анализа   подходит   для   тех,   кто   рационален,   кто опирается на мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию. Хотя навыки по разрешению конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые возможности для расширения знаний о себе самом и других. Образование   как   социокультурная   технология   является   не   только источником   интеллектуального   богатства,   но   и   мощным   фактором регулирования   и   гуманизации   общественной   практики   и   межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий   и   конфликтных   ситуаций,   выход   из   которых   требует специальной подготовки социальных педагогов. Учителя   и   школьники   часто   сталкиваются   в   конфликтных   ситуациях. Однако   надо   стремиться   к   тому,   чтобы   конфликт   происходил   в   деловой сфере и не перетекал в личностную. Установлено,   что   поскольку   в   основе   конфликта   часто   лежит противоречие,   подчиненное   определенным   закономерностям,   социальные педагоги   не   должны бояться конфликтов,   а,   понимая   природу   их возникновения,   использовать   конкретные   механизмы   воздействия   для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях. 9 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений. Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов   управления   ими   возможны   только   при   наличии   у   будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств. При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор   содержания   в  диалоге),  как   сказать  (эмоциональное   сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате). Констатировано,   что   практическая   готовность   социального   педагога   к разрешению   конфликтов   среди   учеников   представляет   собой   интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно­ ценностный,   когнитивный   и   операционно­исполнительский   компоненты.   В качестве   критериев   этой   готовности   выступают   мера,   целостность   и   мера сформированности ее основных составляющих. Показано,   что   процесс   формирования   практической   готовности социального   педагога   к   разрешению   конфликтов   среди   подростков   носит индивидуально­творческий,   поэтапно   и   системно   организованный   характер. Содержание   и   логика   этого   процесса   обусловлена   структурными компонентами   готовности   и   соответствующими   образовательными технологиями. Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее   участников:   ученик   включается   в   ситуацию   с   одними   установками,   а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации. 10

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2017