Самостоятельная работа учащихся как средство развития познавательных интересов
Оценка 4.6

Самостоятельная работа учащихся как средство развития познавательных интересов

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.04.2017
Самостоятельная работа учащихся  как средство развития  познавательных интересов
Самостоятельная работа учащихся как средство развития.docx
Самостоятельная работа учащихся  как средство развития  познавательных интересов                                                                       Учитель начальных классов                                                Лобанова С.К. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное ­ приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Изучение возможно лишь при использовании  активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным   собственным   трудом.   Самостоятельная   работа   вынуждает,   а   потом   приучает ученика   искать   ответ   на   вопрос,   читать   дополнительную   литературу,   вычленять   главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и   глубже   усваивать   изучаемый   материал.   Самостоятельные   работы   должны   быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. И очень хорошо сказал по этому поводу К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. Создание ситуаций, когда учащийся самостоятельно ищет правильный результат, а не получает   его   в   готовом   виде,   позволяет   ему   убедиться   в   необходимости   совершения специальных   усилий   по   овладению   культурой   решения   различных   задач.   Это   позволяет учителю   осуществлять   личностно­ориентированный   подход   в   обучении   учащихся. Организация самостоятельной работы, руководство ею ­ задача сложная и ответственная. Для нее   отводится   специальное   время   на   каждом   уроке,   что   является   условием   выработки   у учащихся   устойчивых   умений   и   навыков.   При   этом   возрастают   и   темпы   выполнения различных   видов   самостоятельной   работы.   Однако   все   это   дает   результаты   только   тогда, когда   работа   определенным   образом   организована   и   представляет   собой   систему.   Под системой понимается, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных,    логически   вытекающих   один   из   другого   видов   работ,   подчиненных   общим   задачам.   При построении   системы   самостоятельных   работ   нужно   руководствоваться   следующими  основными дидактическими требованиями:  1.   Система   самостоятельных   работ   должна   способствовать   решению   основных дидактических задач ­ приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных   способностей,   формированию   умения   самостоятельно   приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.  2.   Система   должна   удовлетворять   основным   принципам   дидактики   и,   прежде   всего,  принципам   доступности   и   систематичности,   единства   теории   и   практики,   сознательной   и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне. 3. Входящие в систему работы должны быть разнообразными по цели и содержанию, обеспечивая тем самым формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.  4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих и готовить почву для выполнения последующих.  В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит от того, как учитель понимает значение и место каждой   отдельной   работы   в   системе   работ,   в   развитии   познавательных   способностей учащихся, их мышления и других качеств.  Самостоятельная   работа   важнейшее   условие   саморегуляции   личности,   её   творческих возможностей.   Самостоятельная   работа   ученика   ­   главный   путь   воспитания самостоятельности.   Но   самостоятельная   работа,   привлекая   современных   школьников, вызывает   в   тоже   время   у   многих   серьезные   затруднения.   Она   требует   эмоционального   и умственного   напряжения,   порождает   массу   неожиданных   вопросов   и   ошибок,   сомнений   и переживаний. Начинать эту работу надо ещё в начальных классах.  Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, так как они тренируют волю,   воспитывают   работоспособность,   внимание,   дисциплинируют   учащихся.     При правильной   методике   организации   проведения   самостоятельных   работ   активируется умственная деятельность детей. Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы   и   использовать   на   уроках   различные   её   виды,   то   у   детей   вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания. С/р. ­ активный метод обучения. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность. С/р. всегда завершается какими­либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно.   Я   хочу   осветить   вопросы   правильной   организации   самостоятельной   работы   на уроках,   т. к.   считаю, что она   служит   эффективным   средством   формирования   личности школьников, дисциплинирует, рождает  веру в себя, в свои силы и возможности. Требования к организации самостоятельной работы на уроке Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь: 1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения. 2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного  уровня сложности к другому. 3. Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача ­ развитие познавательных  способностей, инициативы и творчества ученика. Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить: 1 По методу самостоятельной работы учащихся: наблюдение;    упражнение;     работа с текстом учебника. 2.  По звеньям учебного процесса: задания на восприятие с целью изучения нового материала;                     задания на применение знаний и формирование умений;                     задания на закрепление и повторение учебного материала; задания на обобщение учебного материала. 3. По характеру познавательной деятельности:  1воспроизводящий по образцу; 2реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной  активности школьников; 3эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные  ситуации; 4творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из  самых эффективных средств формирования творческой личности. 4.  По характеру руководства: подробные инструкции;       краткие инструкции. 5 По форме организации самостоятельные работы можно разделить на: индивидуальные;                фронтальные; групповые;                           парные. Выбор формы  работы  зависит  от  цели,  сложности  заданий,  уровня  сформирован ­ ности учебной  деятельности  и  возможностей  каждого  ребенка.  В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: 1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование,  пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с  первоисточниками). 2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения). 3. Решение задач и выполнение практических работ. 4. Различные проверочные  самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения,  контрольные работы). 5. Доклады и рефераты. 6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях. 7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения. 8. Техническое моделирование и конструирование. Планируя самостоятельную работу необходимо: 1. Предусматривать ее место в структуре урока. 2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих  учеников, а также сложности изучаемого материала. 3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении  самостоятельной работы. 4. Определить форму заданий. 5. Установить оптимальную длительность работы. 6. Подбирать соответствующий дидактический материал. 7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников. “Человек рожден для мысли и действия”, ­ говорили древние мудрецы. Проектная   деятельность   учащихся   –   сфера,   где   необходим   союз   между   знаниями   и умениями, теорией и практикой.  Метод проекта –  это одна из личностно ориентированных технологий,   в   основе   которой   лежит   развитие   познавательных   навыков   учащихся,   умений самостоятельно   конструировать   свои   знания,   ориентироваться   в   информационном пространстве,   развитие         критического   и   творческого   мышления.  Преимущества   метода проекта  даёт   возможность   организовать   учебную   деятельность,   соблюдая   разумный   баланс между теорией и практикой;  успешно интегрируется в образовательный процесс;  обеспечивает   не   только   интеллектуальное,   но   и   нравственное   развитие   детей,   их самостоятельность, активность;  позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. При   использовании   методики   самостоятельной   работы   я   осуществляю дифференцированный   подход,   так   как   разным   учащимся   требуется   разное   время   на выполнение заданий. Для одних учащихся количество заданий я свожу к минимуму, другим даю заданий значительно больше.  Формирование   умений   и   навыков   самостоятельной   работы   и   привитие   интереса   к предмету проходит и через внеклассную работу. Считаю, какая бы педагогическая технология при формировании навыков самостоятельной работы у учащихся ни применялась, необходимо верить в своего ученика, в его успех. Начиная урок словами «Я хороший ученик ­ я все могу!», становится   увереннее   и   наравне   с   учителем   становится   равноправным   субъектом познавательной   деятельности.   Так   начинается   педагогика   сотрудничества,   которая необходима   для   достижения   качественных   показателей   в   обучении   и   развитии   ребенка. Главное   для   меня   –   это   научить   ребят   самостоятельно   добывать   знания,   формировать творческую  личность. И только  тогда, когда  учащиеся  научатся  самостоятельно  добывать знания, мыслить, творить, они состоятся как личности.

Самостоятельная работа учащихся как средство развития познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся  как средство развития  познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся как средство развития познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся  как средство развития  познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся как средство развития познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся  как средство развития  познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся как средство развития познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся  как средство развития  познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся как средство развития познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся  как средство развития  познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся как средство развития познавательных интересов

Самостоятельная работа учащихся  как средство развития  познавательных интересов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017