Вторая часть практической работы направлена выявление степени самостоятельности детей дошкольного возраста, что определяет цель данной работы. В данной части работы мы выделили следующие задачи:
1) Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе игровой и трудовой деятельности, и нравственной саморегуляции.
2) Соотнесение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние самостоятельности или её связь с характером взаимоотношений детей. Использовались беседы, наблюдения.
Самостоятельность как личностное качество и фактор позитивных
отношений между детьми в многодетной семье.
Вторая часть практической работы направлена выявление степени
самостоятельности детей дошкольного возраста, что определяет цель данной
работы. В данной части работы мы выделили следующие задачи:
1) Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей
дошкольного возраста в процессе игровой и трудовой деятельности, и
нравственной саморегуляции.
2) Соотнесение результатов 1й и 2й частей практической работы и на
основе этого определить влияние самостоятельности или её связь с
характером взаимоотношений детей. Использовались беседы,
наблюдения.
Для определения степени самостоятельности детей мы рассмотрели
данное личностное качество в двух видах: 1) это внешняя самостоятельность,
проявляемая детьми в действиях,
самостоятельность, которая выражается в их суждениях, отношениях.
поступках.
2)
внутренняя
И совокупность данных двух видов самостоятельности мы определяем
как достаточную самостоятельность, проявляемую детьми дошкольного
возраста.
Наблюдение за игровой деятельностью детей мы проводили в группах
детского сада т.к. по нашему мнению, при таком условии наиболее
оптимальна проявляются личностные качества детей. Цель наблюдения
определялась первой задачей поставленной нами вначале второй части
практического исследования. Нами были выведены следующие компоненты
самостоятельности в игровой деятельности: 1.
Умение ребенка
самостоятельно организовать игру. 2. Умение распределять роли. 3. Умение
принять тему игры и роль от товарища. 4. Согласовывать свои действия сзамыслами сверстников. 5. Принимать достаточно активное участие в общей
игре. Результаты оформили (см. в приложении 4)
В данном наблюдении умения детей оценивались по пяти бальной
системе. По полученным данным мы выделили три уровня сформированности
самостоятельности детей в игре. К первому уровню, который определяется
как высокая степень самостоятельности относятся дети, набравшие
количество баллов от 19 до 25 (01, 04, 05, 06, 07, 09, 10) – 70%.
Второй уровень – средняя степень самостоятельности, количество баллов
от 13 до 18 (02, 03, 08) – 30%.
Третий уровень – низкая степень сформированности самостоятельности,
от 5 до 12 – 0%.
Анализ результатов данного наблюдения говорить о том, что
самостоятельные умения детей в игре достаточно сформировано что
обусловлено ведущей ролю игры как деятельности т.е. игра является ведущей
деятельности детей дошкольного возраста.
Второе наблюдение проводили как в семье, так и группе детского сада.
Данные наблюдения были направлены на определение степени
сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков.
Выделились следующие параметры:
1. Навыки самообслуживания.
2. Умение планировать свою трудовую деятельность.
3. Выполнение определенных постоянных обязанностей.
4. Выполнение поручений без помощи и других детей.
5. Доводить начатое дело до конца.
6. Принимать активное участие в коллективной труде. (См.приложение 5
)
Умение детей оценивались тоже по пяти шкале. К высокому уровню
относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) – 30%. К среднемууровню – с суммой баллов от 17 до 24 четырех (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) –
70% низкий уровень – 0%.
Общий анализ результатов наблюдений можно сформулировать в
следующем заключении: в дошкольного возрасте у детей идет интенсивное
овладение трудовой деятельностью. Самостоятельно планирование своей
деятельности, в том числе и трудовой, имеет достаточно уровень в младшем
школьном возрасте. И поэтому проведенное наблюдение выявило средних
уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у
большинства детей.
В дошкольном возрасте у детей формируется более и менее устойчивые
а также способность к нравственной
моральные представления,
саморегуляции. Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем
самостоятельности является её проявление в суждениях, оценках, которая
проявляется в самокритичности, ответственности и дисциплинированности. В
связи с этим мы этот уровень самостоятельности рассматривает как
нравственную саморегуляцию детей. данный этап исследования проводились в
ходе индивидуальных бесед и наблюдений.
В результате проведенных методов нами выявлено:
1. у 20% испытуемых детей выявлено наличие указанных трех
компонентов (06, 09)
2. о 60% отметили наличие только двух компонентов (01, 02, 04, 05, 07,
10)
3. у 20% в наличии только один компонент.
Для того, чтобы четко представить общий уровень самостоятельности
детей составили матрицу.
Код
Игра
Труд
Нравственная
саморегуляция
01
I
II
II
02
II
II
II
03
I1
II
III
04
I
I
II
05
I
II
II
06
I
I
I
07
I
II
II
08
II
II
III
09
I
I
I
10
I
I
IIИ в итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности?
Самостоятельности. К 1 группе относятся дети с высокой степенью
самостоятельности, их показатели по всеем трем параметром показывают I
(06, 09 – 20%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью
самостоятельности с показателями I, I и II (04 – 10%). В третью группу вошли
дети со средним уровнем общей самостоятельности, с показателями I и II, II
(01, 05, 07, 10 40 %).В 4 группу входит 1 ребенок02,с показателями по всем
параметрам –II. Эту группу определяем как относительно средний уровень
общей самостоятельности. Последняя пятая группа – низкий уровень
самостоятельности, показатели – II, II и III (03, 08 – 20%).
Таким образом, общая самостоятельность у детей дошкольного возраста
в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности, что
определяется развитием личности детей.Для того, чтобы определить влияние и связь самостоятельности со
взаимоотношениями детей сопоставили полученные данные 1 и 2 частей
практической работы.
Код
Характер взаимоотношений детей в семье
Уровень общей
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
Неустойчивый
Неустойчивый
Негативный
Позитивный
Неустойчивый
Позитивный
Неустойчивый
Неустойчивый
Позитивный
Позитивный
самостоятельности
Средний
Недостаточный
Низкий
Достаточный
Средний
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
По составленной таблице видно, что:
1. у 30% детей (04, 06, 09) показатели совпадают по положительным
признакам.
2. 30% совпадение по отрицательным признакам.
3. 30% совпадение по средним признакам.
4. 10% признаки не совпадают.
Общий анализ показывает что, в девяти случаях из десяти
подтверждается наше предположение о зависимости или взаимосвязи
характера взаимоотношений детей в семьях со степенью сформированности
самостоятельности детей.
И таким образом, у детей с высоким или достаточно уровнем
самостоятельности складывается позитивные взаимоотношения с братьями и
сестрами.
Следовательно,
низкий и недостаточный уровеньсамостоятельности у детей создает условия для негативных
взаимоотношений.