Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в ДОО. Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
1.поддержка разнообразия детства;
2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека;
3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;
4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностя
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 11» Г. ПЛАСТА
Самоценность и
уникальность
раннего возраста
Подготовила
воспитатель
Тагильцева С.А.
Известный невролог и психолог
профессор В. М. Бехтерев
говорил
что «недостаточно внимательное отношение к
возрасту первого детства отражается
губительно на всей жизни человека и многие,
родившиеся при самой благоприятной
наследственности и имевшие наилучшие
условия для здоровья, навсегда остаются
искалеченными в физическом и нравственном
смысле только потому, что свой младенческий
возраст им пришлось провести в
неблагоприятных или даже совершенно
ненормальных физических и нравственных
условиях»
Особенности развития
ребенка раннего возраста
I. В этот период происходит становление
всех органов и систем ребенка, развитие
его психики
1. Закладываются основы полноценного
здоровья и развития малыша
2. Развивается столь стремительно, как
никогда в последующие годы жизни
Когда мы появляемся на свет,
большая часть мозга еще не работает
Можно сказать, что функционирует только
первый этаж, который включает в себя
ствол мозга и базальные ганглии
Это мозг действий, развитие которого во
многом зависит от движений и сенсорного
опыта ребенка, особенно тактильного,
вестибулярного и проприцептивного
(мышечно-суставного).
Он обеспечивает наше физическое
«выживание», проводит рефлексы,
контролирует движения и отслеживает
функции организма, перерабатывает
информацию от органов чувств
Как развивается мозг?
Затем постепенно начинает
функционировать второй уровень
(мозг эмоций)
Он перерабатывает эмоциональную информацию.
Помогает определить, что нам нравится, а что нет, и
позволяет устанавливать близкие отношении с другими
людьми
Только потом включается в работу третий уровень -
думающий мозг
Это кора мозга, которая обеспечивает интеллект,
креативное мышление, вычисления и, если она
достаточно развита, то еще эмпатию, сострадание и
любовь
Ведущие линии развития для каждого возрастного периода:
А) для первого года жизни:
- зрительные ориентировочные реакции
- слуховые ориентировочные реакции
- эмоции и социальное поведение
- движения рук и действия с предметами
- общие движения
- подготовительные этапы развития понимания
речи
- подготовительные этапы развития активной речи
-навыки и умения в режимных процессах
Ведущие линии развития для
каждого возрастного периода:
Б) для детей второго года жизни:
- сенсорное развитие
- общие движения
- понимание речи взрослого
- активная речь
В) для детей третьего года жизни:
те же показатели, включая развитие
конструирования, изобразительной
деятельности, игры
Особенности развития
ребенка раннего возраста -2
3. Эффективная воспитательно-
образовательная работа с детьми до 3 лет
возможна при условии систематического
контроля за их развитием
С этой целью на основе ведущих линий развития рядом ученых были
разработаны показатели развития
Для детей первого года жизни - Н. М. Щелованов, С. М. Кривина, М. Ю.
Кистяковская, 3. Л. Фрухт
- для второго года жизни - Н. М. Аксарина, К. Л. Печора
- для детей третьего года жизни - Н. М. Аксарина, Г. В. Пантюхина
Показатели развития детей первого и второго годов жизни представлены в
пособии: С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина
Дети раннего возраста в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005;
для третьего года жизни - в книге: Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л.
Печора. Развитие и воспитание детей раннего возраста. - М.: АСАРЕМА, 2002
Особенности развития
ребенка раннего возраста
4. Динамика психомоторного развития
зависит от наследственных особенностей
организма, общего состояния здоровья,
пола, окружающей среды
Следует очень осторожно подходить к оценке
отставания психомоторного развития у
недоношенных или рожденных с низкой
массой тела ребенка
Особенности развития ребенка раннего
возраста
II. Отмечаются специфические особенности
познавательного развития ребенка:
1. Для ребенка раннего возраста характерно чувственное познание
действительности
2. Мышление малыша носит наглядно-действенный характер
3. Отдельные умения, не сформированные в раннем детстве, в
дальнейшем развить просто невозможно
4. Необходимо помнить, что ранняя стимуляция возможностей
детского организма снижает эмоциональный настрой малыша, ведет
к физическим и психическим перегрузкам, подрывает его здоровье
5. Удовлетворение потребности в общении со взрослым способствует
формированию подражания
6. Повышенная двигательная активность - важнейший компонент
образа жизни и поведения малыша
Особенности развития
ребенка раннего возраста
III. Существенную роль в жизни ребенка играет
эмоциональная сфера
1. В состоянии эмоционального подъема повышается работоспособность
детского организма, активизируется познавательная деятельность,
ребенок легче усваивает предлагаемый взрослым объем знаний и умений
2.Легко образующиеся динамические стереотипы поддерживают
устойчивое эмоциональное состояние ребенка
3. Вместе с тем эмоциональная сфера малыша характеризуется
неустойчивостью и зависит от множества причин субъективного и
объективного характера
4. При стремительно нарастающей силе и подвижности нервных
процессов отмечается их быстрая истощаемость
5. Малыши эмоционально внушаемы. Им легко передается настроение
взрослого и других детей
Особенности развития
ребенка раннего
возраста
IV. Приоритет в воспитании малыша остается за семьей
С момента рождения при тесном
эмоциональном контакте с матерью у
младенца формируется чувство
защищенности, базисное доверие к
миру
Воздействия со стороны взрослых будут
успешными лишь при условии
равноправного сотрудничества родителей и
воспитателей, которое строится на основе
взаимопонимания и доверия друг к другу
Возрастные закономерности
нарушений психического развития в
младенческом возрасте
Ведущей формой деятельности является
эмоционально-положительное общение
взрослого с ребёнком
Динамика психомоторного развития зависит
от наследственных особенностей организма,
общего состояния здоровья, пола,
окружающей среды
Этапы социально –
эмоционального развития
Первый этап. Возраст первые пять месяцев жизни ребенка.
Характерны недифференцированные привязанности к
лицам, ухаживающим за ребенком. Ребенок радуется
общению со взрослым, стремиться к телесному контакту,
улыбается при ласковом обращении к нему
Второй этап. Возраст от 5-6 месяцев до 1 года.
Развиваются специфические привязанности. Ребенок
начинает проявлять все более сильную привязанность к
кому - либо одному лицу, заботящемуся о нем. Он следит за
ним глазами, выражает недовольство при его уходе,
улыбается ему больше чем другим
Третий этап. Идет постепенное развитие множественных
привязанностей. К году у ребенка единственная
привязанность начинает расширяться и распространяется
еще на 2-3 лица из его окружения, обычно это другой
родитель, бабушка
Нарушения социально-
эмоционального
развития могут
наблюдаться в случаях
когда:
1- неблагоприятные социальные условия
воспитания и развития ребенка
2- различные формы не конструктивного
взаимодействия матери с младенцем
3- органическое поражение головного мозга
различной этиологии
4- стрессовые состояния членов семьи,
связанные с появлением в семье больного
ребенка
5-недостаточность доречевого общения,
неблагоприятно отражается на формирование
речи ребенка первого года жизни
О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков:
Структура комплекса оживления
1) сосредоточение на взрослом,
сопровождающееся замиранием;
2) улыбка;
3) двигательное оживление (повороты головы,
вскидывание ручек, перебирание ногами,
выгибание корпуса);
4) вокализации: гуканье - короткие отрывистые
звуки «гх», «га» и другие; гуление -
протяжные, певучие звуки «га-а», «гу-у»,
«ага», «агу» и другие
Частыми нервно-
психическими нарушениями
малыша являются
- задержки психомоторного
развития
- повышенная возбудимость
- нарушения функции сна
- различные расстройства
питания
- судорожный синдром
- двигательные нарушения
Признаки неврологического
неблагополучия, осложняющие
психическое развитие ребенка
- неврогенные или просто частые рвоты
- беспричинные подъемы температуры
- аффективно-респираторные приступы
- частые срыгивания
- наличие мышечной гипо - или гипертонии
- тремор ручек, подбородка
- слишком ранние сроки вставания на ножки (до 7
месяцев)
- беспричинные, пронзительные крики
- судороги на фоне высокой температуры (фебрильные
судороги)
- нарушения функций сна
Возрастные
закономерности
нарушений психического
развития в раннем
возрасте
1. Отсутствие лепета на втором году жизни, особенно во
второй его половине, означает, что у ребенка задержка в
речевом развитии и требуется консультация невролога
2. Если же ребенок в процессе диагностики и в
привычных условиях демонстрирует отсутствие
понимания речи и активного говорения, это значит, что
у него грубая задержка не только речевого, но и общего
психического развития
3. Не узнавание знакомых предметов по их названиям
являются признаками грубой задержки в развитии
ребенка этого возраста
4. Если ребенок выполняет только самые элементарные
инструкции, то это говорит о слабой задержке речевого
развития
Возрастные закономерности
нарушений психического
развития в раннем возрасте
5. Иногда наблюдается в этом возрасте чрезмерно
интенсивное и неравномерное развитие речи,
которое в сочетании с перегрузкой ребёнка
словесной информацией или леворукостью может
привести к заиканию
6. Г.В. Чиркина отмечают, что для детей данного
возраста характерно общая двигательная
расторможенность, эмоциональная возбудимость.
Особенно это свойственно детям с лёгкой мозговой
дисфункцией и с явлениями психической депривации
7. Отмечаются регрессивные расстройства
психомоторики, речи и игры, которые могут
наблюдаться при различных наследственных
заболеваниях
Возрастные закономерности
нарушений психического
развития в раннем возрасте
8. Психические заболевания, возникающие к 3
годам, такие как шизофрения, эпилепсия и
другие, могут приводить к быстрому распаду
сформированных и формирующихся
психических функций
9. Большая роль принадлежит в нарушениях
психического развития детей до 3-х лет
психотравмирующим факторам окружающей
среды, приводящие к срывам нервной системы,
которые проявляется в страхах, в агрессии,
нарушениях поведения, трудностях с
кормлением и туалетом, заикании
Психотравмирующие факторы
- отсутствие эмоционального контакта с
матерью
- разлука с матерью
- изменения режима кормления, сна
- воспитание в неполной семье
- помещение ребёнка в дошкольные
учреждения
-явления психической депривации
(ограничение, лишение возможностей ребенка в
удовлетворении основных потребностей в движении,
ощущениях, социальных контактах: сенсорная,
материнская, двигательная депривация)
У детей с ранним органическим
поражением мозга, в том числе и с
лёгкой мозговой дисфункцией,
отмечаются отставание или недоразвитие
- речи,
- познавательной деятельности,
- игровой деятельности,
- продуктивных видов деятельности,
- трудности в формировании навыков
опрятности, самообслуживания
Данная категория детей особенно остро
реагируют на неблагоприятные, внешние
воздействия и возникающие у них при этом
нервно-психические расстройства отличаются
особой стойкостью
Сенсорная интеграция:
является бессознательным процессом, происходящим
в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не
задумываемся о дыхании);
организует информацию, полученную с помощью органов
чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение,
воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя
информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться
(например, слушать учителя и не обращать внимания на
уличный шум);
позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на
ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ - это
обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения);
формирует базу для теоретического обучения и социального
поведения
Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу». Потоки информации, поступающей от глаз,
носа, рта, кожи, мышц и суставов, сливаются в единое целое, формируя целостное
восприятие ситуации
Схема процесса сенсорной интеграции
Ощущения Интеграция сенсорных сигналов
Речь
Слуховые
Язык
Координаци
я глазрука
Зрительная
перцепция
Целенаправл
енность
деятельност
и
Вестибулярные
(сила тяжести
и движение)
Проприоцепти
вные (мышцы и
суставы)
Организуются
движения глаз,
управление
телом -поза
Равновесие
Мышечный
тонус
Противодействи
е силе тяжести
Перцептивный
образ тела
Координация
обеих сторон
тела
Двигательное
планирование
Уровень
активности
Концентрация
внимания
Эмоциональная
стабильность
Тактильные
(прикосновени
я)
Зрительные
(зрение)
Сосание
Прием пищи
Связь мать-
ребенок
Тактильный
комфорт
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Результат
Способность
концентрироватьс
я
Способность к
самоорганизации
Самооценка
Самоконтроль
Уверенность в
себе
Способность к
школьному
обучению
Способность к
абстрактному
мышлению и
обоснованию
Специализация
каждой из сторон
тела и полушарий
мозга
4 уровень