"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Оценка 4.7

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

Оценка 4.7
Педсоветы
pptx
психологическая работа +1
Детсад
27.05.2017
"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в ДОО. Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются: 1.поддержка разнообразия детства; 2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека; 3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства; 4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностя
Самоценность раннего возраста.pptx

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11» Г. ПЛАСТА Самоценность и уникальность раннего возраста   Подготовила воспитатель Тагильцева С.А.

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Известный невролог и психолог профессор В. М. Бехтерев говорил  что «недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека и многие, родившиеся при самой благоприятной наследственности и имевшие наилучшие условия для здоровья, навсегда остаются искалеченными в физическом и нравственном смысле только потому, что свой младенческий возраст им пришлось провести в неблагоприятных или даже совершенно ненормальных физических и нравственных условиях»

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Особенности развития ребенка раннего возраста  I. В этот период происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психики  1. Закладываются основы полноценного здоровья и развития малыша  2. Развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы жизни

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Когда мы появляемся на свет, большая часть мозга еще не работает  Можно сказать, что функционирует только первый этаж, который включает в себя ствол мозга и базальные ганглии  Это мозг действий, развитие которого во многом зависит от движений и сенсорного опыта ребенка, особенно тактильного, вестибулярного и проприцептивного (мышечно-суставного).  Он обеспечивает наше физическое «выживание», проводит рефлексы, контролирует движения и отслеживает функции организма, перерабатывает информацию от органов чувств

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Как развивается мозг?  Затем постепенно начинает функционировать второй уровень (мозг эмоций)  Он перерабатывает эмоциональную информацию. Помогает определить, что нам нравится, а что нет, и позволяет устанавливать близкие отношении с другими людьми  Только потом включается в работу третий уровень - думающий мозг  Это кора мозга, которая обеспечивает интеллект, креативное мышление, вычисления и, если она достаточно развита, то еще эмпатию, сострадание и любовь

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Ведущие линии развития для каждого возрастного периода:  А) для первого года жизни:  - зрительные ориентировочные реакции  - слуховые ориентировочные реакции  - эмоции и социальное поведение  - движения рук и действия с предметами  - общие движения  - подготовительные этапы развития понимания речи  - подготовительные этапы развития активной речи  -навыки и умения в режимных процессах

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Ведущие линии развития для каждого возрастного периода:  Б) для детей второго года жизни:  - сенсорное развитие  - общие движения  - понимание речи взрослого  - активная речь  В) для детей третьего года жизни:  те же показатели, включая развитие конструирования, изобразительной деятельности, игры

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Особенности развития ребенка раннего возраста -2 3. Эффективная воспитательно- образовательная работа с детьми до 3 лет возможна при условии систематического контроля за их развитием С этой целью на основе ведущих линий развития рядом ученых были разработаны показатели развития Для детей первого года жизни - Н. М. Щелованов, С. М. Кривина, М. Ю. Кистяковская, 3. Л. Фрухт - для второго года жизни - Н. М. Аксарина, К. Л. Печора - для детей третьего года жизни - Н. М. Аксарина, Г. В. Пантюхина Показатели развития детей первого и второго годов жизни представлены в пособии: С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина Дети раннего возраста в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005; для третьего года жизни - в книге: Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора. Развитие и воспитание детей раннего возраста. - М.: АСАРЕМА, 2002

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Особенности развития ребенка раннего возраста  4. Динамика психомоторного развития зависит от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды Следует очень осторожно подходить к оценке отставания психомоторного развития у недоношенных или рожденных с низкой массой тела ребенка

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Особенности развития ребенка раннего возраста II. Отмечаются специфические особенности познавательного развития ребенка:  1. Для ребенка раннего возраста характерно чувственное познание действительности 2. Мышление малыша носит наглядно-действенный характер 3. Отдельные умения, не сформированные в раннем детстве, в дальнейшем развить просто невозможно 4. Необходимо помнить, что ранняя стимуляция возможностей детского организма снижает эмоциональный настрой малыша, ведет к физическим и психическим перегрузкам, подрывает его здоровье 5. Удовлетворение потребности в общении со взрослым способствует формированию подражания 6. Повышенная двигательная активность - важнейший компонент образа жизни и поведения малыша 

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Особенности развития ребенка раннего возраста III. Существенную роль в жизни ребенка играет эмоциональная сфера 1. В состоянии эмоционального подъема повышается работоспособность детского организма, активизируется познавательная деятельность, ребенок легче усваивает предлагаемый взрослым объем знаний и умений 2.Легко образующиеся динамические стереотипы поддерживают устойчивое эмоциональное состояние ребенка  3. Вместе с тем эмоциональная сфера малыша характеризуется неустойчивостью и зависит от множества причин субъективного и объективного характера  4. При стремительно нарастающей силе и подвижности нервных процессов отмечается их быстрая истощаемость 5. Малыши эмоционально внушаемы. Им легко передается настроение взрослого и других детей 

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Особенности развития ребенка раннего возраста  IV. Приоритет в воспитании малыша остается за семьей  С момента рождения при тесном эмоциональном контакте с матерью у младенца формируется чувство защищенности, базисное доверие к миру  Воздействия со стороны взрослых будут успешными лишь при условии равноправного сотрудничества родителей и воспитателей, которое строится на основе взаимопонимания и доверия друг к другу

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Возрастные закономерности нарушений психического развития в младенческом возрасте  Ведущей формой деятельности является эмоционально-положительное общение взрослого с ребёнком  Динамика психомоторного развития зависит от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Этапы социально – эмоционального развития Первый этап. Возраст первые пять месяцев жизни ребенка. Характерны недифференцированные привязанности к лицам, ухаживающим за ребенком. Ребенок радуется общению со взрослым, стремиться к телесному контакту, улыбается при ласковом обращении к нему Второй этап. Возраст от 5-6 месяцев до 1 года. Развиваются специфические привязанности. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к кому - либо одному лицу, заботящемуся о нем. Он следит за ним глазами, выражает недовольство при его уходе, улыбается ему больше чем другим Третий этап. Идет постепенное развитие множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2-3 лица из его окружения, обычно это другой родитель, бабушка

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Нарушения социально- эмоционального развития могут наблюдаться в случаях когда:  1- неблагоприятные социальные условия воспитания и развития ребенка  2- различные формы не конструктивного взаимодействия матери с младенцем  3- органическое поражение головного мозга различной этиологии  4- стрессовые состояния членов семьи, связанные с появлением в семье больного ребенка  5-недостаточность доречевого общения, неблагоприятно отражается на формирование речи ребенка первого года жизни

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков: Структура комплекса оживления 1) сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием; 2) улыбка; 3) двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса); 4) вокализации: гуканье - короткие отрывистые звуки «гх», «га» и другие; гуление - протяжные, певучие звуки «га-а», «гу-у», «ага», «агу» и другие

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Частыми нервно- психическими нарушениями малыша являются  - задержки психомоторного развития - повышенная возбудимость - нарушения функции сна - различные расстройства питания - судорожный синдром - двигательные нарушения

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Признаки неврологического неблагополучия, осложняющие психическое развитие ребенка  - неврогенные или просто частые рвоты  - беспричинные подъемы температуры  - аффективно-респираторные приступы  - частые срыгивания  - наличие мышечной гипо - или гипертонии  - тремор ручек, подбородка  - слишком ранние сроки вставания на ножки (до 7 месяцев)  - беспричинные, пронзительные крики  - судороги на фоне высокой температуры (фебрильные судороги)  - нарушения функций сна

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Возрастные закономерности нарушений психического развития в раннем возрасте  1. Отсутствие лепета на втором году жизни, особенно во второй его половине, означает, что у ребенка задержка в речевом развитии и требуется консультация невролога  2. Если же ребенок в процессе диагностики и в привычных условиях демонстрирует отсутствие понимания речи и активного говорения, это значит, что у него грубая задержка не только речевого, но и общего психического развития  3. Не узнавание знакомых предметов по их названиям являются признаками грубой задержки в развитии ребенка этого возраста  4. Если ребенок выполняет только самые элементарные инструкции, то это говорит о слабой задержке речевого развития

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Возрастные закономерности нарушений психического развития в раннем возрасте  5. Иногда наблюдается в этом возрасте чрезмерно интенсивное и неравномерное развитие речи, которое в сочетании с перегрузкой ребёнка словесной информацией или леворукостью может привести к заиканию  6. Г.В. Чиркина отмечают, что для детей данного возраста характерно общая двигательная расторможенность, эмоциональная возбудимость. Особенно это свойственно детям с лёгкой мозговой дисфункцией и с явлениями психической депривации  7. Отмечаются регрессивные расстройства психомоторики, речи и игры, которые могут наблюдаться при различных наследственных заболеваниях

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Возрастные закономерности нарушений психического развития в раннем возрасте  8. Психические заболевания, возникающие к 3 годам, такие как шизофрения, эпилепсия и другие, могут приводить к быстрому распаду сформированных и формирующихся психических функций  9. Большая роль принадлежит в нарушениях психического развития детей до 3-х лет психотравмирующим факторам окружающей среды, приводящие к срывам нервной системы, которые проявляется в страхах, в агрессии, нарушениях поведения, трудностях с кормлением и туалетом, заикании

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Психотравмирующие факторы  - отсутствие эмоционального контакта с матерью - разлука с матерью - изменения режима кормления, сна - воспитание в неполной семье - помещение ребёнка в дошкольные учреждения -явления психической депривации (ограничение, лишение возможностей ребенка в удовлетворении основных потребностей в движении, ощущениях, социальных контактах: сенсорная, материнская, двигательная депривация)

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
У детей с ранним органическим поражением мозга, в том числе и с лёгкой мозговой дисфункцией, отмечаются отставание или недоразвитие  - речи,  - познавательной деятельности,  - игровой деятельности,  - продуктивных видов деятельности,  - трудности в формировании навыков опрятности, самообслуживания  Данная категория детей особенно остро реагируют на неблагоприятные, внешние воздействия и возникающие у них при этом нервно-психические расстройства отличаются особой стойкостью

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Сенсорная интеграция: является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании); организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве); наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум); позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ - это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения); формирует базу для теоретического обучения и социального поведения Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу». Потоки информации, поступающей от глаз, носа, рта, кожи, мышц и суставов, сливаются в единое целое, формируя целостное восприятие ситуации

"Самоценность и уникальность раннего возраста"

"Самоценность и уникальность раннего возраста"
Схема процесса сенсорной интеграции Ощущения Интеграция сенсорных сигналов Речь Слуховые Язык Координаци я глаз­рука Зрительная  перцепция  Целенаправл енность  деятельност и Вестибулярные (сила тяжести и движение) Проприоцепти вные (мышцы и суставы)   Организуются движения глаз, управление телом -поза Равновесие  Мышечный тонус  Противодействи е силе тяжести  Перцептивный образ тела  Координация обеих сторон тела  Двигательное планирование Уровень активности  Концентрация внимания  Эмоциональная стабильность Тактильные (прикосновени я) Зрительные (зрение) Сосание  Прием пищи Связь мать- ребенок  Тактильный комфорт 1 уровень 2 уровень  3 уровень Результат Способность концентрироватьс я  Способность к самоорганизации   Самооценка  Самоконтроль  Уверенность в себе  Способность к школьному обучению  Способность к абстрактному мышлению и обоснованию  Специализация каждой из сторон тела и полушарий мозга 4 уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017