Психологическое
сопровождение
профориентационной
работы в школе
Подростковый возраствремя для
самоопределения своего места в
жизни, своей стартовой площадки , с
которой начинается разбег по дорожке
профессиональной карьеры.
Важнейший аспект профориентации в
школе организация сопровождения
профессионального самоопределения
учащихся с учетом их способностей и
интересов, а также потребности
общества
Задачи школы
• Повысить уровень психологической
компетенции учащихся с помощью
вооружения их соответствующими
знаниями и умениями.
Задачи школы
• Научить анализировать свои
возможности и способности
Задачи школы
• Формировать у школьников
положительное отношение к себе
• Научить соотносить требования,
предъявляемые профессией с
индивидуальными качествами;
• Сформировать у учащихся
положительное отношение к труду.
Направления работы:
• профессиональное просвещение,
• профессиональное воспитание,
• профессиональная консультация,
• профессиональная диагностика.
Методики:
• Определение типа личностной
направленности (Дж. Голланд)
• Карта интересов
• Тест интересов и склонностей
(С.И. Вершинин)
• Матрица выбора профессии
• Профессиональные склонности
(Л.А. Йовайши)
• Тест «САМОАЛ» А.В. Лазукина в
адаптации Н.Ф. Калина).
• Тест индекс жизненной
удовлетворенности (Н. В. Панина).
• Тест «Творческий потенциал» (Е. С.
Жариков, А. Б. Золотов)
• Мотивы выбора профессии
(модифицированная методика С.
Гриншпуна)
Карта интересов
• Право
• История
• Журналистика
Тип личностной направленности
35
30
25
20
15
10
5
0
30
31
10
8
5
911 классы
16
интеллект
конвенц
социальн
реалист
предприим
артистич
• Интеллектуальный – ориентирован на труд
с идеями и с вещами (объектами).
Характеризуется как любознательный,
методичный (система в работе), любит
работать в одиночку. Отличается
целеустремленностью, настойчивостью,
терпеливостью.
• Предприимчивый – выбирает цели и
задачи, которые позволяют ему проявить
энергию, энтузиазм. Люди этого типа
находчивы, практичны, быстро
ориентируются в сложной обстановке.
• Конвенциальный – отдает
предпочтение четко
структурированной деятельности.
Выбирает такие цели и задачи,
которые четко подтверждаются
обществом и обычаями.
• Артистический – сложный взгляд на
жизнь, гибкость и независимость в
принятии решений. Предпочитает
занятия творческого характера.
• Социальный – ориентирован на
общение, взаимодействие с другими
людьми. Нуждается в контактах, не
терпит уединение. Ответственен,
терпелив, эмпатичен.
• Реалистический Результаты труда
профессионалов этого типа ощутимы и
реальны – их руками создан весь
окружающий нас предметный мир.
Люди реалистического типа охотнее
делают, чем говорят.
Профессиональные склонности
31
24
20
15
10
челчел
челхуд.обр
челтехн
челзнак
челприр
35
30
25
20
15
10
5
0
Мотивы выбора профессии
51
60
50
40
30
20
10
0
деловой чел
творч реализ
материал благ
престиж профес
22
22
5
Диагностика самоактуализации
личности
64
36
Высокий
низкий
70
60
50
40
30
20
10
0
Индекс жизненной
удовлетворенности
56
21
23
высокий
средний
низкий
60
50
40
30
20
10
0
Наиболее выбираемые профессии
• 1 место Юрист
• 2 место Экономист
• 3 место Архитектор
• 4 место Врач
• 5 место Учитель
• 6 место Программист
• 7 место Психолог
• 8 место Военный
• 9 место Специалист IT
• 10 место Инженер
Показатели эффективности
профориентационной работы
• 1. Достаточная информация о
профессии и путях ее получения.
• 2. Потребность в обоснованном выборе
профессии.
• 3. Уверенность школьника в
социальной значимости труда.
• 4. Степень самопознания школьника.
• 5. Профессиональное самоопределение