Самоуправление в классе – одно из условий создания дружного коллектива
Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
астрономия
2 кл
04.05.2018
На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Ученическое самоуправление - это возможность самим обучающимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чув¬ства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к проис¬ходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.
Моя задача, как классного руководителя - научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.
Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Свою задачу, как классный руководитель, вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.
Систему классного самоуправления начинаю формировать в 5 классе сразу, как только пятиклашки приходят в среднее звено школы. Вначале моё, как классного руководителя, основное внимание уделяется изуче¬нию индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Выби¬раются командиры групп, формируется актив класса. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение.
Обычно дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают
значимость этого процесса. Мы проводим классный час «Мы – значит класс», где вместе решаем все организационные вопросы, избираем старосту класса и его помощника.
Затем мы формируем сектора. Сектора создаются для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно - оздоровительной, трудовой и других видов деятельности.
Сектора объединяют в своем составе учеников на основе об¬щих интересов и существующих между ними дружеских отношений. Каждый ученик класса обязательно является участником какого-либо сектора.
formirovanie_i_razvitie_klassnogo_kollektiva.docx
Формирование и развитие классного коллектива,
органов его самоуправления
Выступление на ШМО классных руководителей 29.11.2013г.
Подготовила руководитель ШМО классных руководителей Е.В. Лукьянова (кл. рук. 5б)
системы,
как
воспитательной
На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой
компонент
детское
самоуправление. Ученическое самоуправление это возможность самим
обучающимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги,
участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им
интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства
сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в
стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить
опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки,
освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.
Моя задача, как классного руководителя научить ученика быть самостоятельным,
совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои
права.
Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками,
так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в
школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Мечта любого
классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности
коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого
учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко
работать и самому учителю.
Свою задачу, как классный руководитель, вижу в оказании помощи ученикам
организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям
все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела;
выстраивать доверительные отношения с детьми.
Систему классного самоуправления начинаю формировать в 5 классе сразу, как только
пятиклашки приходят в среднее звено школы. Вначале моё, как классного руководителя,
основное внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению
групп по интересам. Выбираются командиры групп, формируется актив класса. Каждый
учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее
выполнение.
Обычно дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают
значимость этого процесса. Мы проводим классный час «Мы – значит класс», где вместе
решаем все организационные вопросы, избираем старосту класса и его помощника.
Затем мы формируем сектора. Сектора создаются для организации в классе
познавательной, художественнотворческой, физкультурно оздоровительной, трудовой и
других видов деятельности.
Сектора объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и
существующих между ними дружеских отношений. Каждый ученик класса обязательно
является участником какоголибо сектора. Цели и задачи самоуправленческой деятельности
Создавая органы классного самоуправления, я ставлю перед собой следующие
цели и задачи.
ЦЕЛЬ:
привлечь каждого ребенка к участию в общественной жизни класса и школы;
развитие у учащихся инициативы, творчества и самостоятельности;
воспитание ответственности за порученное дело.
ЗАДАЧИ:
Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через
участие в конкретных делах класса;
Формирование демократических основ органов ученического самоуправления с
конкретными, определёнными и посильными для них функциями
Развитие у детей организаторских и управленческих способностей, самостоятельности
и ответственности
Воспитание достойных творческих лидеров.
Сделать школьную жизнь интересной и увлекательной, быть полезными окружающим
людям
Программа реализации поставленных целей и задач
Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей
между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы
работы.
Выполняя общественное поручение, ребенок приобретает социальный опыт, необходимый
для становления гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки
демократической культуры. Это способствует духовному росту учащегося, расширяет
круг его запросов, повышает личную ответственность.
При распределении поручений я учитываю возрастные и индивидуальные особенности
ребенка, его интересы и способности, которые постоянно и постепенно развиваю и
усложняю содержанием поручений, расширяю права и обязанности
учащегося.
Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно. А
сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы,
перевыборов, очередности в выполнении дел.
Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная
моя педагогическая поддержка.
Система общественных поручений позволяет мне расширить представление об
учащемся, увидеть в нем личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и
возрастных проявлениях.
Анализ поручений, выполняемых подростками, помогает мне в диагностике их развития,
определении перспектив индивидуальной работы с учащимися.
Организация самоуправления:
Учит ребят умению руководить и подчиняться;
Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;
Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма; Вырабатывает правильное отношение к критике;
Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика;
Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе.
Основные принципы деятельности органа самоуправления в классе:
Принцип самостоятельности.
Принцип ответственности.
Принцип равноправия и сотрудничества.
Принцип коллективности.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
дежурство по классу и по школе;
участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, праздники, спорт и спортивные
мероприятия.
самообслуживание в столовой;
деятельность школьной прессы;
уборка пришкольной территории.
Выбранная форма самоуправления соответствует форме действующей в классе
воспитательной системы:
Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная (в течение
года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные сектора,
обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива. Наряду
с постоянными, в классе могут действовать и временные советы дела, создание которых
определяется конкретной задачей. Задача всех органов самоуправления под руководством
совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё
– для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
Высшим органом самоуправления является классное собрание
Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива,
проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса. Оно обеспечивает
каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по
наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Главные функции классного
собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются
конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Проводим классные собрания один раз в месяц. На собрании дети учатся
демократии,
самостоятельности и ответственности.
Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести,
слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов,
вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному
проведению собраний.
сотрудничеству,
общению,
В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:
определение программы деятельности своего ученического коллектива;
избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных
обязанностей;
избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);
установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на
определенный срок и принятие конкретных программ работы;
координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов),
заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;
внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления
об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
В работе классного собрания участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в
случае рассмотрения особо важных вопросов и родители обучающихся.
Цель классных собраний: помочь в решении назревших проблем, развивать у учащихся
способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать детей на откровенный разговор друг с другом, формировать честную
дисциплину среди школьников.
Правила организации и проведения классного собрания:
попытаться самим решить проблему;
не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни словесного;
не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят
слушать друг друга и не перебивать
не осуждать, не обвинять других;
создавать атмосферу сотрудничества.
Структура классного собрания:
представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или обучающимися);
изложение информации по проблеме;
начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат
получился таким, потому что...»;
предложение решения проблемы;
выбор решения;
обсуждение предполагаемого результата решения;
закрытие собрания
Виды собраний:
установочное
тематическое
рабочее
традиционное
совместное
экстренное
торжественное Установочное распределение общественных поручений происходит на первом же в
учебном году классном собрании тайным голосованием. Предварительно составляются
списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив
каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание
выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять
каждую учебную четверть, чтобы каждый обучающийся мог попробовать себя в различных
ролях. Составляется план работы на первую четверть.
Тематические посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.
Рабочие обсуждаются организационные вопросы (утверждение плана, текущие вопросы,
подведение итогов за конкретный период времени, обсуждение документов, регулирующих
жизнь класса и поступков ребят и др.), заслушивается и анализируется выполнение
общественных поручений.
Традиционные связаны с традициями класса, школы, района, ежегодные отчетные и
выборные собрания.
Совместные с коллективами других классов (например, параллели), с родителями (в
решении, например, вопросов ремонта класса, подготовки к экзаменам, экскурсии, походу,
определении перспектив в деятельности коллектива).
Экстренные (внеочередные) когда какието вопросы необходимо обсудить и решить
немедленно (важное общественнополитическое событие, происшествие, требующее общей
оценки, необходимость чтото срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной
компании).
Ведет классное собрание его председатель. Им, как правило, является классный
руководитель, но может быть и председатель Совета класса или родительского комитета.
Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.
Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение
считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.
Председатель Совета класса, совместно с классным руководителем, составляет план
работы на четверть (на основе предложений учащихся). Следует учесть, что не все
вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет
подсказано текущими делами.
Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который
собирается один раз в неделю.
Совет класса
главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании
на один год. Он возглавляет и координирует всю работу. В его состав входят староста,
помощник старосты и руководители секторов. Совет класса собирается раз в неделю, для
координации деятельности классного коллектива, решения различных вопросов,
заслушивания отчётов о проделанной работе ответственных за работу секторов.
Избирается Совет класса на собрании открытым голосованием, что способствует
формированию опыта гражданского правового поведения, созданию условий для
реализации гражданских прав учащихся, в т.ч. «выбирать и быть избранным в руководящие органы». На заседании совета ребята ведут разговор о выполнении
поручений, реализации предыдущих решений, анализируют проведение дел, планируют
предстоящую работу, распределяют задания между учащимися, рассматривают вопросы
поощрения активных учащихся и т.д. О решении, принятом советом, информируется весь
коллектив класса, оно помещается в классном информационном уголке. Совет класса
отчитывается перед коллективом о проделанной работе один раз в месяц.
В классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили правила поведения
ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только
наглядно оформили, но и довели до сведения учителей, работающих в классе и родителей.
Учащиеся усвоили, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать
поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Ребята знают,
что если им не нравится какоето правило, можно обсудить его с товарищами, внести
изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и
стараться не нарушать даже по уважительной причине.
Самоуправление в классе – одно из условий создания дружного коллектива
Самоуправление в классе – одно из условий создания дружного коллектива
Самоуправление в классе – одно из условий создания дружного коллектива
Самоуправление в классе – одно из условий создания дружного коллектива
Самоуправление в классе – одно из условий создания дружного коллектива
Самоуправление в классе – одно из условий создания дружного коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.