Самовыгорание педагога
Оценка 4.8

Самовыгорание педагога

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
13.02.2018
Самовыгорание педагога
Наша профессия педагога очень влияет на эмоциональное сгорание. Бесконечное общение с людьми в различных ситуациях, : постоянная необходимость создавать каждый день новое, соответствующее индивидуальности учителя и отвечающее задачам его общения с другими. Самовыгорание педагога может проявиться в результате длительной эмоциональной и запредельной эмоциональной нагрузки.
самовыгорание педагога.doc
САМОВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА.          Важнейшим   условием   развития   личности   школьника   является   психологический комфорт на уроке, который во многом зависит от психологического здоровья педагога.         Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует   от   него   больших   резервов   самообладания   и   саморегуляции.   Психофизическая усталость   –   первотолчок   в   развитии   патологии   души   и   тела,   психосоматических заболеваний; она постепенно переходит в психологическую и телесную депрессию.      Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет требования не только к   личностным   качествам,   но   и   к   уровню   их   психологического   здоровья.   Здоровый   и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем  работоспособности,   активности,  творчества,  стремления  к  совершенствованию. Однако   довольно   большой   процент   педагогов   отличается   состоянием   эмоциональной напряженности,   которое   проявляется   в   понижении   работоспособности.   Постоянное воздействие   напряженных   факторов   профессионального   труда   ведет   к   ухудшению результатов   деятельности,   к   снижению   работоспособности,   снижению   показателей психических   процессов   (памяти,   мышления,   воображения).   В   отдельных   случаях эмоциональная напряженность достигает критических моментов и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам   профессиональной   деятельности   является   профессионально   значимым качеством личности педагога.          Эмоциональное   сгорание   –   состояние   изнеможения,   истощения   с   ощущением   собственной бесполезности. Это эмоциональное, умственное и физическое истощение из­за продолжительной эмоциональной нагрузки.          Эмоциональное сгорание возникает только в профессиональной деятельности, и тем отличается от стресса.       Профессия педагога включает в себя факторы, влияющие на эмоциональное сгорание. Она предполагает интенсивное общение с людьми в непредсказуемых ситуациях, работа имеет творческий характер: необходимо создавать практически на каждом уроке каждый день нечто новое, соответствующее индивидуальности учителя и отвечающее задачам его общения с другими. Эмоциональное   сгорание   может   проявиться   как   в   результате   длительной эмоциональной,   так   и   в   результате   кратковременной   запредельной   эмоциональной нагрузки.      Существует несколько  уровней проявления эмоционального сгорания.  Приведем их в порядке усиления: 1. Физиологический (начальный уровень) – проявляется в виде головных болей, болей в пояснице,   шейном   отделе   позвоночника,   плечах,   горле,   животе,   общем   недомогании, нарушении   сна   и   т.д.,   возникающих   без   причин.   Если   не   принять   меры,   возникает следующий уровень эмоционального сгорания. 2.   Эмоциональный  –   выражается   в   состоянии   напряженности,   тревоги,   беспокойства, взволнованности, агрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности. 3.   Поведенческий  –   проявляется   в   виде   бурных   неадекватных   реакций,   опоздания   на работу,   стремления   уйти   пораньше,   частых   перерывов   в   работе,   стереотипности восприятия учеников, усиление тяги ко вредным привычкам. 4. Смысловой – утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту. Низкий   уровень   психологической   культуры,   недостаточное   развитие   коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает болезнями стресса – многочисленными соматическими и нервно­психическими болезнями.   Это,   в   свою   очередь,   является   основной   причиной   прогрессирующей невротизации   школьников,   которые   значительную   часть   своей   жизни   проживают   в невротизирующей среде, создаваемых, кроме прочих причин, и учителями. Результаты различных исследований показывают наличие следующих состояний: •  Психоэмоциональное   истощение   –   ближе   к   низкому,   что   свидетельствует   о   том,   что работник почти не испытывает усталости, может работать продуктивно, полон оптимизма, активен в контактах. •  Личностное отдаление – средний уровень – профессионал нацелен на взаимодействие с окружающими, имеет обширные контакты с коллегами и учениками, чутко реагирует на оценки с их стороны. Имеет ощущение самодостаточности. •  Профессиональная   мотивация   –   средний   уровень,   ближе   к   высокому,   что   говорит   о включенности специалиста в работу, заинтересованности в результатах труда, стремлении к совершенствованию своего профессионального мастерства. Фоном жизненного настроения многих учителей, к сожалению, является сегодня уныние и разочарование. А ведь настроение обладает огромной побудительной силой. Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощутить радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Педагогическая   деятельность   насыщена   различными   ситуациями   и   разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова и др.) относят: •  Ситуации   взаимодействия   учителя   с   учащимися   на   уроке   (нарушение   дисциплины, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований учителя и т.п.); •  Ситуации   возникающие   во   взаимоотношениях   с   коллегами   и   администрацией   (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно­ воспитательной работой и т.п.); •  Ситуации   взаимодействия   учителей   с   родителями   учащихся   (расхождения   в   оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т.д.). Неблагоприятное   воздействие   напряженных   факторов   вызывают   у   педагогов   стресс двойного   рода:   информационный   стресс   (связан   с   информационными   перегрузками, необходимостью   быстрого   принятия   решения   при   высокой   степени   ответственности   за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменение в характере деятельности). Поведение учителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием её   являются   грубость,   несдержанность   в   отношениях   с   учащимися,   неблагоприятный психологический климат на уроке. Как выражать неудовольствие поступками детей? • Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком. • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит – есть причина. • Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело – иначе это перерастет в непринятие ребенка. •  Оценивайте  поступок,  а   не  личность.   Дайте  ребенку  ощутить,   что  сочувствуете  ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. •  Дайте   понять,   что   когда   неприятный   разговор  будет   окончен,   то   инцидент   окажется исчерпанным. • Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего­то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. •  Никогда   не   ругайте   ребенка   обидными   словами   за   неспособность   что­то   понять   или сделать,   глядя   на   него   при   этом   с   высоты   своего   авторитета.   Прежде   чем   ругать   за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. • Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. •  Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему­то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.                Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности педагогического коллектива. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются   эмоциональная   стабильность,   лояльность,   перцептивность,   эмпатийность, флексибильность,   которые   обеспечивают   положительный   морально­психологический климат в коллективе. В содержание культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе входят: ценность самих межличностных отношений, генерация нравственного сознания,   установка   на   педагогическое   призвание,  удовлетворение   творческих   и духовных  запросов личности, сочетание коллективных и личных целей.            Спецификой   межличностных   отношений   в   педагогическом   коллективе   является высокий уровень толерантности по отношению к коллегам и ученикам, от которого зависит эмоциональная  сплоченность   педагогического  коллектива,  степень   доверия   коллег друг к другу,  эмоциональная стабильность, корректность в общении и конструктивное поведение в ситуациях конфликтов.       Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о   развитии   личности,   нравственные   нормы   и   правила   общения;   наличие   активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные   и   рефлексивные   умения   (глубокое   и   точное   понимание   другого   человека, мысленное   воссоздание   его   переживаний,   ощущение   их   как   собственных,   построение отношений   по   принципам   взаимного   доверия   и   альтруизма);   готовность   применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов.              Процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий:  если будет сформирована мотивационно­ценностная установка   в   коллективе   педагогов  на   развитие   культуры   межличностных   отношений, сотрудничество   и   диалог;   если   проявление   межличностных   отношений,   таких   как: дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе; если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по   формированию   культуры   межличностных   отношений   в   педагогическом   коллективе школы будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.

Самовыгорание педагога

Самовыгорание педагога

Самовыгорание педагога

Самовыгорание педагога

Самовыгорание педагога

Самовыгорание педагога

Самовыгорание педагога

Самовыгорание педагога

Самовыгорание педагога

Самовыгорание педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018