Организационная информация
Тема |
Сбор информации для проекта «Знакомьтесь: фейхоа» |
Внеурочная деятельность |
Проектная деятельность (научно-исследовательское направление) |
Класс |
2 «А» |
Программа |
«Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем». Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова |
Автор |
Булдакова Наталья Владимировна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МОУ «СОШ №73» г. Саратов |
Методическая информация
Тип занятия |
Практическое занятие |
Базовая технология |
Проблемно-диалогическая |
Межпредметные связи |
Окружающий мир Технология Литературное чтение |
Формы работы |
Фронтальная Работа в парах Групповая Индивидуальная |
Цели. Создать условия:
– для сохранения здоровья учащихся в школе и во внеурочное время;
– для формирования знаний, умений навыков здорового образа жизни;
– для применения их в повседневной жизни;
_ для развития умения правильно ставить учебную цель и делать самостоятельные выводы.
Задачи. Познакомить учащихся с новым понятием «химик», «биолог», «кандидат наук» и их особенностями работы, углубить и расширить знания учащихся о том, каким образом и где можно получить информацию на примере фейхоа;
развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать ,
делать выводы, совершенствовать навыки самостоятельной работы;
воспитывать здоровый образ жизни и активную
жизненную позицию, уважительное отношение к одноклассникам и
учителю.
Планируемые результаты
Метапредметные УУД
Личностные УУД:
- установка на здоровый образ жизни;
- понимание о необходимости включения в рацион питания фруктов;
- приобретение знаний для укрепления здоровья.
Регулятивные УУД:
- прием и сохранение учебной задачи ;
-планирование своих действий в соответствии с задачей на занятии;
- строить свои ответы в соответствии с терминологией «Проектная деятельность»
Коммуникативные УУД:
- в коллективной работе контролировать свои действия и уважительно относиться к товарищам во время групповой работы.
Предметные результаты:
- характеризовать роль и значение укрепления организма человека в осенне-зимний период.
Ресурсы. Презентация Microsoft Office PowerPoint ,
Приборы: микроскоп.
Предмет исследования: плод фейхоа.
Объект исследования: «живое» варенье, заморозка, салат, маска для лица.
Ход занятия
1. Организационный момент
Учитель.
Встали дружно, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Слушать, думать, отвечать
И здоровье укреплять.
2. Подведение к проблеме урока
Учитель. Добрый день, уважаемые гости. Мы хотим поделиться своими находками, как работаем над созданием проектов. Проектная деятельность в нашей школе имеет научно-исследовательское направление.
Слайд 1
Тема нашего занятия «Сбор информации для проекта».
Слайд 2
Наше исследование мы решили назвать «Знакомьтесь: фейхоа». Почему?
Во-первых, октябрь и начало ноября — время сбора этих плодов.
Во-вторых, собрав информацию о них, мы хотим приобщить вас к здоровому питанию и образу жизни.
В- третьих, рассказать, как укрепить свой организм в осенне-зимний период, чтобы избежать простуды и инфекций.
3. Составление плана исследования
Учащиеся нашего класса, Олег и Аня, решили провести исследовательскую работу о фейхоа. Сегодня они отправятся собирать информацию для своего исследования. Давайте вместе с вами вспомним, где можно получить информацию для исследования? Выстроим схему исследования:
1. Подумаю сам.
2. Посмотрю в книгах.
3. Спрошу у других людей.
4. Понаблюдаю
5. Загляну в компьютер.
4. Проведение исследования
Мы провели опрос ребят в нашем классе, оказалось, никто из ребят не мог нам рассказать о фейхоа. Лишь два человека, слышали об этом. Наши исследователи отправились в библиотеку.
Ребята. - Здравствуйте, мы просим вас помочь подобрать нам литературу о фейхоа.
Библиотекарь. - Ребята, почему вас заинтересовала эта тема?
Ребята. - Мы узнали об этом растении на занятии кружка «Проектная деятельность» от нашего учителя, Натальи Владимировны. Тема нас заинтересовала, мы хотели больше узнать об этом.
Библиотекарь. - Предлагаю вам эти издания.
Учитель. - Ребята, когда мы с ребятами выезжали на Всероссийские конференции, эксперты обращали наше внимание, чтобы литература по интересующей вас теме была новой, не старше 3-5 лет издания. Поэтому мы побывали в большом книжном маркете нашего города «Читай-город» и купили лишь одну книгу по этой теме. Это «Энциклопедия лекарственных растений».
Учитель. Как и где растет фейхоа? С этим вопросом наши исследователи обратились в ботанический сад и встретились с биологом.
Ребята. - Здравствуйте, мы хотели узнать о растении фейхоа
.
Слайды 3-7
Биолог.
Фейхоа - это кустарник или небольшое дерево семейства миртовых высотой 2-3 метра. Ветви серо-желтые. Листья вечнозеленые, супротивные, цельно крайние, сверху темно-зеленые, снизу беловатые от войлочного опушения. Цветки правильные, большие, по 1-5 в пазухах листьев. Цветет в июне-июле, плоды созревают с октября. Плод — зеленая ягода. Длина ягоды 5 см, но есть плоды в зависимости от сорта , которые весят 20-120 граммов. Они напоминают сладковатый вкус земляники и кислинку и терпкость киви. По размеру тоже похожи на киви. Дают весьма богатый урожай. Созревание происходит поздней осенью примерно к концу октября или началу ноября. Родина фейхоа Южная Америка. Культивируется как пищевое плодовое и декоративное растение на Кавказе, в Крыму, Азербайджане, на Украине.
Может выдержать морозы до -15 градусов.
Ребята.- Большое спасибо.
Слайды 8-9
Учитель. - Ребята, интересно, как вырастить фейхоа? Спросим у садоводов.
Ребята. - Здравствуйте, расскажите, пожалуйста,
Садовод 1.
В 1890 году из Бразилии был привезен самый первый сорт фейхоа известным французским ботаником Эдуардом Андре. Первый урожай был собран в 1897 году. Сорт так и назвали — Андре. Его выращивают как в Средиземноморье, так и в США (Калифорния). Те плоды фейхоа, которые продаются в нашей стране, — чаще всего с Кавказа и Закавказья. Сорта фейхоа, которые выращиваются в этом регионе Никитский , Крымский , Светлый, Первенец.
Ребята.- Расскажите, пожалуйста, как ухаживать за растением в домашних условиях?
Садовод 2. Как ухаживать за растением
Фейхоа любит свет, не боится прямых солнечных лучей. Если выращивать в комнате, то температура должна быть не ниже + 12 градусов. Если температура опустится до 0 градусов, может сбросить частично листья.
Летом растение полезно вынести на свежий воздух.
Ребята. - Спасибо.
Слайд 10-12
Учитель. - Наше исследование продолжится в химической лаборатории. Чтобы кушать фейхоа, надо знать его состав. Спросим химика.
Ребята. - Расскажите, пожалуйста, что входит в состав фейхоа?
Химик. - Химический состав плода
Плоды фейхоа содержат воду (81,3%), сахара -(5-12%), пектиновые вещества (2,3%), соли йода (0,7-1,0 мг%), витамин С, эфирное масло.
Учитель. - Ребята, непременно надо спросить совета у врача, поэтому отправимся в поликлинику.
Слайд 13
Ребята. - Здравствуйте. Кому можно кушать фейхоа?
Врач-терапевт
Плоды фейхоа обладают общеукрепляющими, тонизирующими, атеросклеротическими свойствами. Они регулируют деятельность желудочно-кишечного тракта.
Слайд 14
Врач-эндокринолог
Плоды нормализуют обмен веществ, полезны при заболевании щитовидной железы.
Фейхоа содержит сахара, поэтому противопоказаны людям с страдающим ожирением, сахарным диабетом и тем, кто не переносит этот продукт. Не советуют употреблять при гиперфункции щитовидной железы.
Слайд 15
Педиатр
Тем, кто первый раз употребляет фейхоа, советуем проверить организм на переносимость фрукта. С осторожностью давать детям. Много кушать вредно. Могут быть беспокойство, «прыгающая» температура, сердцебиение. Нельзя сочетать продукт с коровьим молоком, так как может возникнуть расстройство желудка. Следите, чтобы фрукт был свежим.
Учитель.- Наши ребята проведут наблюдения. Для этого с кандидатом сельскохозяйственных наук они отправятся на саратовский рынок и будут
выбирать фейхоа.
Ребята. - Здравствуйте, мы хотим купить фейхоа.
Продавцы. - Самые спелые фейхоа. Самые вкусные. Самые полезные.
Ребята показывают плоды кандидату сельскохозяйственных наук.
Кандидат с/х наук. - Плоды крупные, не спелые. Они должны иметь ярко-зеленый окрас, блестящие. Если есть плодоножка, плоды сорваны, а не собраны. Они не спелые. А вот мелкая фейхоа, она из Азербайджана, сладкая, спелая. Нет темных пятен. Есть морщинки, значит плод спелый. Кожура содержит антисептик. Он убивает микробы и делает наш иммунитет крепким.
Ребята. - Большое спасибо.
Учитель. - Ребята, теперь на практике исследуем загадочный продукт фейхоа. Отправимся в кулинарию.
5. Практическая работа
Учитель, ребята. - Здравствуйте, поделитесь секретами приготовления фейхоа. Как хранить в осенне-зимний период?
Слайд 16
Кулинары
1. Заморозка. Для этого я очищенные или прямо с кожицей ягоды нарезаю ломтиками, колечками, кубиками, прокручиваю через мясорубку или измельчаю блендером — по желанию, раскладываю по контейнерам, пакетам и помещаю в морозильную камеру
Слайды 17-18
2. Живое варенье, пюре. Я ягоды измельчаю блендером или на мясорубке, в массу добавляю сахар или мед в соотношении 1:1. Готовое «варенье» перемешиваю и раскладываю по банкам, накрываю полиэтиленовыми, стеклянными или закручивающимися крышками. Храню в холодильнике, в прохладном месте.
Слайд 19
Повар
Свекольный салат с фейхоа и орехами. Беру 1 среднюю свеклу, 100-200 г фейхоа, несколько грецких орехов, растительное масло, соль. Отвариваю свеклу, очищаю от кожуры и натираю на терке. Фейхоа очищаю и мелко нарезаю. Измельчаю орехи. Все ингредиенты перемешиваю. Добавляю растительное масло и немного посолю.
Ребята. - Спасибо.
Учитель. - Ребята, заглянем в косметический салон.
Ребята. - Здравствуйте. Можно ли использовать фейхоа в косметологии?
Слайд 20
Косметолог
Маска для лица. ( на кукле) Эфирные масла используются дерматологами как противовоспалительное средство. Беру 2 столовые ложки фейхоа, 1 чайную ложку оливкового масла, 1 чайную ложку меда. Все смешиваю и тонким слоем можно нанести на кожу. Выдержать не более 15 минут. Удалить маску сухой салфеткой, а ее остатки смыть теплой водой. Перед применением косметологических средств в домашних условиях следует сделать проверку на аллергию.
Учитель. - Ребята о фейхоа можно прочитать и посмотреть в компьютере, в сети Интернет.
6. Подведение итогов исследования
Учитель. - Подведем итог нашего исследования. Мы с ребятами рассказали, где и как можно собирать информацию для исследования. Мы с ребятами желаем всем здоровья. Надеемся, что наше исследование поможет вам укрепить здоровье себе и близким.
7. Выводы. Наше творчество
Слайды 21-22
Мы купили новый фрукт. Фейхоа употребляю,
Фейхоа его зовут. Иммунитет свой повышаю.
Но болеть мы не хотим, Я открою вам секрет:
По две штуки в день едим. Ничего вкуснее нет!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.