8. Сборка ременных передач ТОР
Сборка ременных передач (ременных или цепных) сводится к установке и проверке с исправлением взаимного положения осей передачи, установке элементов передачи в заданном положении навешиванию гибких органов передачи (ремней или цепей).
Правильная и точная установка ременного привода не менее важна, чем правильный монтаж зубчатой передачи.
Сборка простого одноступенчатого ременного привода, состоящего из двух шкивов, производится в следующей последовательности. Сначала устанавливают в проектном положении рабочую машину, а затем, приложив линейку или струну к торцам шкивов, выверяют положение двигателя и надевают ремни. В передачах с плоским ремнем шкивы выверяют до надевания ремней, в клиноременных передачах один из шкивов (обычно меньший, сидящий на валу двигателя) окончательно выверяют только после того, как ремни уже надеты на шкивы. Если хотя бы один из шкивов клино-ременной передачи располагается между двумя подшипниками, то комплект клиновых ремней следует завести на вал до укладки его в подшипники, иначе ролики надеть не удастся.
Плоские ремни в передачах без натяжного ролика надевают следующим образом. Сначала отрезок шнура перебрасывают через шкивы и измеряют рабочую длину. После добавки к ней некоторой величины, необходимой для соединения концов ремня, отрезают по мерке кусок ремня, сшивают или каким-либо иным способом соединяют его, предварительно несколько укоротив для создания натяжения. Полученную замкнутую ременную ленту надевают на один шкив, а затем, натягивая ее руками или рычагом и вращая шкивы вручную, надевают на второй шкив. В целях безопасности категорически запрещается надевать ремень при включенном двигателе.
Новые ремни под действием нагрузки обычно удлиняются, причем более интенсивно в первые часы работы. Поэтому рекомендуется еще до сшивки вытягивать их под действием груза или с помощью лебедки. Вытяжку лучше всего производить при напряжении в сечении ремня, равном 30—36 кгс/см2 (2,94—3,53 МПа). Чем больше время вытяжки, тем лучше работает ремень. Рекомендуется вытяжку производить в течение 12—70 ч в зависимости от сечения и материала ремня.
Работа зубчатой передачи зависит от следующих основных факторов:
А) правильного положения осей зубчатых пар, находящихся в зацеплении;
Б) положения и величины контакта профилей зубьев; '
В) боковых и радиальных зазоров между зубьями.
Для обеспечения правильного зацепления цилиндрических зубчатых колес необходимо, чтобы оси их валов лежали в одной пло-. скости и были параллельны при одновременном обеспечении заданного межцентрового расстояния.
Перед сборкой прежде всего необходимо проверить положение осей отверстий. В процессе оборки зубчатых пар проверяют величину бокового и радиального зазоров щупом или путем прокатывания между зубьями свинцовых пластинок.
Проверка зацепления на прилегание зубьев производится с помощью краски. При этом процент прилегания зубьев по длине для цилиндрических зубчатых колес должен быть (не менее): для 2-го класса точности зацепления 75, для 3-го 65, для 4-го 55%.
В случае, если контакт недостаточен, производят доводку одним из следующих способов: а) шабрением зубьев; б) притиркой зубьев с лапинг-пастой; в) приработкой зубьев с маслом.
Шабрение зубьев применяют в случае низкого качества зацепления, когда контакт рабочих профилей не превышает 35% длины зуба.
Сборка цилиндрических зубчатых передач включает установку и закрепление колес на валу, установку валов с колесами в корпусе передачи, проверку и регулировку зацепления. При установке зубчатого колеса с натягом чаще всего производят нагрев колеса или охлаждение шейки вала. Установленные колеса контролируют на биение по диаметру начальной окружности и по торцу колеса. Для этого обычно вал устанавливают
Для эвольвентных зубчатых передач увеличение межцентрового расстояния А в пределах установленных допусков не нарушает правильности зацепления. Однако это увеличение сопровождается ростом зазоров С в зацеплении зубьев, в связи с чем в быстроходных передачах возникают удары и создаются дополнительные нагрузки на зубья. Эти погрешности зацепления обусловливают более интенсивный износ передачи. При уменьшении расстояния между осями зазор в зацеплении уменьшается, что может вызвать заедание и заклинивание зубьев. Величину зазора С между зубьями передачи проверяют щупом (при открытых торцах зубчатых колес) или же прокатыванием между зубъями свинцовой проволоки.
При сборке конических зубчатых передач требуемый зазор между зубьями устанавливают путем регулирования зацепления, то есть путем перемещения колес в осевых направлениях. При этом перемещают либо оба колеса, либо одно из них. Регулирование осуществляют обычно набором латунных или стальных прокладок или же с помощью регулировочных гаек. Наибольшую суммарную толщину прокладок определяют путем расчета соответствующих размерных цепей. Зазоры в передачах с коническими колесами проверяют так же, как и в передачах с цилиндрическими колесами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.