СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
для ознакомления
с овощами и фруктами
ВЕРШКИ И КОРЕШКИ
Дидактическая задача: составить целое из частей.
Игровые действия: поиски своей пары.
Правило: искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставить в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
Ход игры: во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.
Второй вариант.
«Вершки» (или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто – нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками.
СОЗРЕЛО – НЕ СОЗРЕЛО
Дидактическая задача: определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровое действие: поиск пары
Правило: искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.
Оборудование: вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.
Ход игры: игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным – неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т.е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.
В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и не спелых овощей и фруктов.
СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ
Содержание знаний: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет надземная часть – вершки, у других – подземная – корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.
Дидактическая задача: выбрать растения, используемые в питании.
Правило: нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалось съедобная часть.
Оборудование: на столе лежит овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).
Ход игры: воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой – медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю – ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз «сеяли», например, капусту). Возьму сейчас вершки».
При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.
ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ!
Дидактическая задача: определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровые действия: поиск своей группы.
Правило: искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.
Оборудование: овощи и фрукты (4 – 5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть – бурый и красный.
Ход игры: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.
В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.
ВОЛШЕБНЫЕ ЭКРАНЧИКИ
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.
Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),
Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.
Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.
Найди, что покажу
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и
фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов,
спрятанных под салфеткой, и снова убирает его,
затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он
называется».
Дети по очереди выполняют задание, пока все
фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, добавляя овощи и фрукты, похожие по форме, но отличающиеся по окраске. Например: свеклу, репу; лимон, картофель, помидор, яблоко и др.
Найди, что назову
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске
названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор,
яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо
была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине,
но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной
окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди
маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его
детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме» Ребенок находит предмет,
показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок
затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или
фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т.п.
Второй вариант.
Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.
Третий вариант.
Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых
двух вариантах. Здесь решается задача — закрепить в памяти дошкольников окраску
предметов.
Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы разной
окраски в соответствии с окраской предмета.
Угадай, что в руке
Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из
анализаторов.
Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.
Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель
раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у
которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.
Примечание. Игра
рекомендуется для детей 3—4 лет.
Чудесный мешочек
Первый вариант.
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из
анализаторов.
Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а
потом показать предмет всем остальным.
Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся
по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).
Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что
он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в
мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди
то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.
Примечание. В последующем варианте
при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда
прячут.
Второй вариант.
Дидактическая задача. Узнать предмет на ощупь по перечисленным
признакам.
Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь:
форму, ее детали, поверхность, плоскость — и просит: «Найди в мешочке то, что
похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по
описанию ищет и находит свеклу.
Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.
Угадай, что съел
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из
анализаторов.
Игровое действие. Угадывание на вкус.
Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе»
После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.
Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения ' вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
Найди, о чем расскажу
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы
хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то
есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус Затем педагог
предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я
рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой
предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор,
пока все дети не угадают предмет по описанию.
Опиши, я отгадаю
Дидактическая задача. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Загадывание взрослому загадок.
Правила. Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя
четко и правильно.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны.
Ход игры. Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я
буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я
попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать
вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик?
Ямки есть? Какого цвета?» И т. д.
Дети подробно отвечают на вопросы. После того
как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает
загадки.
Опиши, мы отгадаем
Первый вариант.
Дидактическая задача. Описать предметы и найти их по описанию.
Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правила. Дать описание подробно и четко в принятой последовательности.
Ход игры. Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют
описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят
рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку — описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель предупреждает водящего, что на загаданный предмет не надо долго смотреть, так как дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу угадают. Следует напомнить последовательность описания: сначала надо рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе.
Кто быстрее соберет урожай
Цель: Закрепление представлений об овощах и фруктах. Развитие внимания, быстроты реакции на слово воспитателя.
Ход игры:
Играют две команды. Одна команда собирает в корзину с наклеенным условным обозначением овощи, а другая – фрукты. Плоды разложены на полу; в командах по 2 – 3 человека. Выигрывает команда, которая быстрее соберет все плоды и не ошибется.
Чудесный мешочек 2
Цель: Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.
Ход игры:
Ребенок достает из мешочка фрукт (овощ),осматривает , называет .К концу года можно использовать муляжи , активизируя память детей.
Усложнение:
1.Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка .
2.Воспитатель перечисляет признаки задуманного фрукта (овоща), а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка.
Узнай на вкус
Цель: Закрепление представлений об овощах и фруктах. Сенсорное развитие.
Ход игры:
У воспитателя два подноса. На одном - целые овощи и фрукты (огурец, морковь, капуста, помидор, яблоко, груша, апельсин, лимон, арбуз и т.п.). На другом подносе плоды , нарезанные кусочками. Нужно определить овощ или фрукт не глядя, по вкусу и показать целый плод на подносе. Воспитатель подходит к любому из детей. Дети не должны подглядывать, торопиться с ответом. Игра заканчивается перечислением принесенных овощей и фруктов, определением вкуса каждого из них.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.