Сборник дидактических игр по правилам дорожного движения для детей младшего возраста
Оценка 5

Сборник дидактических игр по правилам дорожного движения для детей младшего возраста

Оценка 5
doc
07.04.2020
Сборник дидактических игр по правилам дорожного движения для детей младшего возраста
КАРТОТЕКА ДИДАКТ. ИГР ПО ПДД.doc

 

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 52 "САМОЛЁТИК"

 

Сборник дидактических игр

по правилам дорожного движения

для детей младшего возраста

                                                                                                               

 

 

 

г. Нижневартовск

2020 год

 

 

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир, людей, играя, ребёнок развивается.                                                             

В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явлений. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями, позволяет игра. Помочь ребёнку научиться играть, педагог может, только играя вместе с ним. И здесь педагогу нужно учитывать значение игр в развитии детей, и уделять им серьезное внимание.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Главной задачей является вызвать у малышей интерес, порадовать их, создать хорошее настроение. Очень интересное для ребят занятие – играть с настольно-печатными играми.

Эти игры разнообразны по видам и по требуемым действиям. Малыши учатся подбирать картинки по парам, по общему признаку, составляют разрезанные картинки. К дидактическим играм также относятся словесные игры.

Они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. И здесь педагог должен создать условия для проведения дидактических игр, которые развивают его умственные способности.

 

 

 

 

 

Дидактические

игры

Светофор

 

 

 

 

Светофор

Цель: Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах. Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный).                                                                                                              Материал: Цветные картонные кружки (красный, жёлтый, зелёный); макет светофора.                                                                                                                                                                                                                             Ход игры: Воспитатель раздаёт детям кружки жёлтого, красного, зелёного цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

 

Отремонтируй светофор

Цель: Закреплять знания детей о сигналах светофора.

Материал: шаблон светофора, круги красного, жёлтого, зелёного цвета.                                                                                                  

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.

  

 

 

 

Красный и зелёный

Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.                                                                                          

Материал: Два кружка (зелёного и красного цвета), машинка.                         Ход игры: Игра проводится с одним ребёнком. Воспитатель берёт два кружка - красный и зелёный, - предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит: - Ты, Саша, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зелёный кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.  На последующих занятиях игра проводится с подгруппой детей.

 

 

 

 

 

Собери светофор

 

Цель: Познакомить детей с светофором. Объяснить детям, для чего нужен светофор, рассказать, как он выглядит. Уточнить, что обозначают цвета светофора.                                                                                                            Материал:  Шаблон светофора, круги красного, жёлтого, зелёного цвета.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что кукла Катя играла со светофором, но она не знает, как правильно собрать светофор по цвету. Поможем Кате собрать светофор. Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.

                

 

3 Огонька у светофора

Цель: Закрепить названия цвета – красный, жёлтый, зелёный, ориентироваться в них. Познакомиться с правилами светофора.

Ход игры: Дети сидят полукругом за столом. У каждого ребёнка кружочки – цвета светофора (красный, жёлтый, зелёный). Воспитатель показывает красный кружок и просит детей показать такой же и назвать цвет "огонька" светофора. Рассказать действия пешехода и машины на этот цвет – огонёк.                                                     –Да это красный цвет – проезда нет. Если красный цвет горит – стой на месте путь закрыт. А теперь какой загорелся у светофора огонёк? – Скажи Дима, Саша, Настя и покажи такой же огонёк. Жёлтый - подожди чуть - чуть. Будь готов продолжить путь. А это что за огонёк? Покажите мне такой же огонёк. Какой это цвет? Да это зелёный огонек. А зелёный свет горит – это значит путь открыт. Можно переходить дорогу держась за руку мамы или папы. На дороге надо быть очень внимательными.

Давайте с вами выложим светофор на столе из кружочков: сверху – красный кружок, под ним жёлтый, и внизу – зелёный. Вот и получился светофор. Все ребятки молодцы, постарались.

Красный и зелёный

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.                                                   У воспитателя два кружка - красный и зелёный, у детей - машина. На зелёный цвет - машина едет по столу, на красный - останавливается.

Светофор - зёленый свет

(на зёленый свет дети маршируют, на жёлтый - останавливаются и хлопают в ладоши, на красный - стоят, соблюдая тишину).

У светофора три сигнала

- Стоп, машина! Стоп, мотор!                                                                                           Впереди мы видим светофор!                                                                                                

Что мы видим?  (Светофор). - У светофора три сигнала: красный, жёлтый и зелёный.   Какой сигнал загорелся? (Воспитатель поднимает заранее приготовленный    круг красного цвета. - Можно ехать на красный свет?  (Нет). Правильно, нельзя  - А сейчас какой сигнал загорелся?  (Зелёный).                                            Ехать можно – путь открыт.

                                                                                                                          

 

 

 

 

Дидактические

игры

 

 

 

Транспорт

 

 

                                                  Грузовик

Цели: расширение и активизация словаря по теме; практическое усвоение антонимов - наречий ("быстро - медленно", "тихо - громко", "вперёд - назад"); развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
 Материал: игрушечные машинки по количеству детей, крупные машины и автобус (основных цветов), игрушечный мишка.                                                                 Ход игры: Педагог просит детей закрыть глаза и выставляет на стол игрушечный грузовик, в котором сидит мишка. Дети открывают глаза, отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой):
- Кто к нам приехал? (к нам приехал мишка.)
- На чём приехал мишка? (Мишка приехал на грузовике.)

                                                      Поручения
Дети выполняют двухступенчатую инструкцию педагога:
- Ваня, возьми большую грузовую машину с красным кузовом и покатай её по полу.
-Катя, возьми маленький синий автобус и поставь его на стул.
В конце игры каждый ребёнок вспоминает, какая у него была машина (в зависимости от речевых возможностей рассказывает или показывает).

                                             Покатаем машины

Дети выбирают себе машинки и делятся на две команды. Дети первой команды везут свои машинки быстро, дети второй команды - медленно. У первой команды машинки едут вперёд, у второй - назад. У первой команды гудят громко, у второй - тихо. Затем дети меняются ролями.

                                           Найди такую же картинку

На столе у педагога и у каждого ребёнка парные картинки с изображением грузовой, легковой машины, автобуса, троллейбуса, трамвая. Дети находят на столе педагога картинку, парную своей.

                                        Игрушечная или настоящая?

Рассматриваются иллюстрации с изображением настоящей и игрушечной машины. Дети отвечают на вопросы педагога (по возможности фразой). Сравнивается, что можно возить, катать на игрушечной машине, а что перевозить на настоящей грузовой машине; кто везёт игрушечную машину, а кто управляет настоящей машиной. Делается вывод-обобщение: настоящие машины перевозят людей, грузы, управляет машиной водитель (шофёр).


 


                                            Покажи, что я назову

На столе у каждого ребёнка по две машинки. Логопед просит детей показать: машину - машины, кабину - кабины, фару - фары, колесо - колёса.

                                          Добавь слово (с мячом)


Педагог бросает поочерёдно каждому ребёнку мяч, произнося словосочетания. Дети, образуя множественное число имён существительных, договаривают фразы: Едет машина - едут... (машины). Светит фара - светят... (фары). Гудит мотор - гудят... (моторы). Крутится колесо - крутятся... (колёса). Сломалась кабина - сломались... (кабины).

                                               Сломанные машины

На столах у детей аппликации "Машина", на каждой не хватает какой - либо детали. На мольберт выставляется целая аппликация и детали: кузов, кабина, колесо, окно. Дети говорят, что им нужно, чтобы "починить" машину, выбирают эту деталь и помещают её в соответствующее место на аппликации.
Поощряются ответы полной фразой:   Мне нужна кабина. Мне нужен кузов.                                                                                                                                                                                               
Допускаются ответы одним словом. В конце игры педагог предлагает детям назвать, без чего была машина: без кузова, без колеса, без кабины, без окна. Дети проговаривают за педагогом.

                                                               Механики

Выставляется картинка с изображением человека в комбинезоне, который чинит машину. Дети знакомятся с новыми словами "мастер", "механик" (на пассиве). Затем дети сами становятся "механиками". Проводится соревнование, кто быстрее прикрутит колесо (используются детали пластмассового конструктора).

Покатаем игрушки в машине

На столе у педагога разложены игрушки. Каждый ребёнок подходит к столу и по желанию выбирает игрушку, которую  будет катать в игрушечной машине. Отрабатываются фразы: "Я буду катать куклу".  "Я покатаю мишку".

Шофёр

На мольберт выставляется картинка с изображением машины, в которой сидит шофёр. Дети отвечают на вопросы (по возможности полной фразой):

-Что нарисовано на картинке?                                                                                             -Кто сидит в машине?                                                                                                        -Кто управляет машиной?
-Что. может делать машина? (- Ехать, гудеть...)

                                                    На чём я поеду в гости?

У детей картинки с изображением легковых, грузовых машин, автобусов. Дети строят фразы:
-Я поеду на автобусе.
-Я поеду на машине.

                         Динамическая пауза "Послушные машины"                              

Дети - "машины" едут по кругу. По просьбе педагога двигаются медленно, быстро, гудят тихо, громко.

Покатаем в машине игрушки

Цель: Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.                                                                                                         Материал: Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.                                                                                                                           

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает "пассажиров" и катает их. Воспитатель задаёт вопросы: "Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?". Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т.д. 

На чём мы ездим?

Цель: Научить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух.                                               Ход игры: Воспитатель читает детям стихотворение, затем спрашивает о чём в нём говориться и просит ребенка найти картинку с изображением этого транспорта.

Запомни, на каком месте игрушка

Цели:  Учить детей запоминать названия но­вых игрушек и места их расположения в определенной зоне груп­повой комнаты; начинать и заканчивать игру по команде педагога; ставить игрушку на то место, которое было определено педагогом. Развивать память, внимание; воспитывать умение вни­мательно слушать педагога, действовать по правилам.

Педагог раскладывает в игровой комнате в определённом по­рядке знакомые детям и новые машинки. Просит внимательно рас­смотреть их, определить новые и назвать. Затем педагог предлага­ет: "Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены машинки. Теперь возьмите их и начинайте играть. Но, как только я подам сигнал "Поиграли - машинки на место убрали", верните их на место в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил их расположение".

 

 

Весёлый поезд

Цели: формировать у ребенка представление о цвете, форме, умение выполнять предметно - игровые действия. Формировать умение подбирать предметы по цвету и совмещать их в соответствии с цветом предмета; совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал: кубики полые (это “вагончики”), паровоз; матрёшки. (4 матрёшки, 4 кубика 4-х основных цветов).

Методические рекомендации: педагог рассматривает паровоз и вагончики. Вагончики похожи на кубик, каждый вагончик определённого цвета. Педагог предлагает найти матрёшку и посадить в красный вагончик и так все 4 вагончика стоят за паровозиком (дети по цвету вагончика определяют какую матрёшку нужно посадить в вагончик и это делают вначале по показу, затем самостоятельно). Когда поезд будет двигаться по столу (а это дети своей рукой приводят вагончики в движение), то есть вагончики вместе с паровозиком “скользят” по столу, педагог сопровождает художественным словом:

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий!
Он вагоны повез, будто настоящий!
Кто едет в поезде? Наши матрёшки.
Едут они и смотрят в окошки!
Вот какой паровоз к празднику купили!
Вот какой паровоз матрёшкам подарили!

 

Дай что скажу

Цель: Закрепить название транспорта, активизировать словарь.       Материал: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолёт, кораблик.                                                                                                                         

Ход игры: Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: "Принеси автобус (самолёт, грузовик и т.д.)". Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: "Он красного цвета, стоит около самолёта"  или просто указывает на нужную игрушку. Затем задаёт вопросы, уточняя, что принёс ребёнок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают части автобуса. Игра повторяется.

 

 

 

 

 

На чём мы ездим?

Цель: Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.                                                                                                           Материал: Предметные картинки "Транспорт".                                                        

Ход игры: Воспитатель показывает детям ту или иную картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета, например, машина, вместе с детьми называет её части и т.д. Игра повторяется.

Лото

Цель: Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию.                                                                                               Материал:  Наборы предметных картинок: "Транспорт"                                          Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён, например, самолёт и говорит: "Что это? (дети отвечают). Правильно. Самолёт – это предмет транспорта. Где ещё нарисован  самолёт?". Дети, самостоятельно или с помощью воспитателя, ищут и показывают нужные картинки и называют, что на них нарисовано. Далее, воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен, например, автомобиль и игра повторяется.

Чудесный мешочек

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме.                                   

Материал: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолёт, кораблик в мешочке.                                                                                                         

Ход игры: Воспитатель по одной достаёт машины из мешка. Вместе с детьми рассматривают и обговаривают внешний вид машины (грузовика, автобуса и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраску и форму.

 

 

 

 

 

 

 

Собери машинку из частей

Цель: Учить составлять автомобили из фигур, отбирать нужные по форме и размеру детали. Формировать представление о назначении транспорта: грузовая машина, автобус, автомобиль. Развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук.

Игровые правила: Определить какие из предложенных фигур подходят к автобусу, грузовой машине, автомобилю.

В игре используются детали разной величины. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними фигуры, потрогать их, приложить друг к другу. Затем показать малышу готовую машину. Обращает внимание на то, что машина состоит из частей разных размеров. Предлагает ребёнку собрать машину.

Сначала педагог выполняет действия сам, спрашивая детей, куда положить определенную деталь машины. Далее дети поочередно выполняют задание самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.

Почини Грузовик

Цели: Закреплять умение изображать предмет из готовых форм и составных частей. Дать представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители.                                                                                                

Задание: Собрать машину из готовых форм и назвать составные части грузовика. - Как называется машина, которая перевозит грузы (грузовая).                       - Как называется часть машины, где сидит шофёр и управляет машиной (кабина). - Как шофёр управляет машиной? (В машине есть руль, педали и кнопочки). - Куда складывают груз? (В кузов). - Какие грузы может перевозить грузовик?

Дидактическая игра «Грузовик». Формирование и активизация игры детей 3–4 лет в свободной деятельности

 

Ехали мы, ехали

У детей длинные и короткие полоски плотной бумаги и маленькие машины. Предложить детям ответить на вопросы:                                                                            -  Где длинная дорога?   Где короткая дорога?                                                                                                                                                                                                            Затем предложить детям проехать подлинной дороге: "Раз два, три!                            По длинной дороге машину кати!" - и спросить каждого ребенка:                                    -  По какой дороге едет твоя машина? (Моя машина едет по длин­ной дороге.) Также прокатить машины по короткой дороге.

Угадайте, что я делаю

Один ребёнок показывает какое-либо действие, например: заливает в бак бензин, прикручивает колесо, заводит машину, крутит руль и т. д. Другие угадывают, что он делает, а затем повторяют его действия.

Весёлый автобус                                                                                                               

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.                                                        

Материал: картинка с нарисованными автобусом и извилистой дорожкой. Методические рекомендации: предложить ребенку помочь доехать до детского сада, дома: "Прошагай пальчиками правой и левой руки. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

Едем, едем поутру,
Везём в садик детвору.
Едем по кривой дорожке,
Малыши глядят в окошки.

Машину в гараж

Всем детям раздаются машины 3-х цветов (красного, жёлтого, зелёного).                  В центре расставлены гаражи по цветам машин.  Воспитатель показывает машину определенного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного),  дети у которых в руках машина такого же цвета,  должны подойти и положить их в гараж  этого же цвета.

Машинки едут по домам

У детей карточки с изображением разноцветных машинок. На столе лежат карточки с изображением гаражей разного цвета. Воспитатель предлагает ребёнку найти для каждой машины свой гараж.

 

 

Машина заблудилась

Воспитатель расставляет все карточки по парам, при этом допускает ошибку и предлагает ребенку самому найти, какая машина "заехала" не в свой гараж - гараж другого цвета.

На ремонт

Воспитатель раскладывает в ряд все машинки, а затем убирает одну. Ребёнок должен вспомнить, машины какого цвета не хватает.

Парные картинки

Цель: Учить детей находить две идентичные картинки среди множества             (10-15) предложенных, активизировать словарь.                                                   Материал: Наборы предметных картинок: "Транспорт"                                         Ход игры: Воспитатель показывает детям куклы, говорит, что они сестрёнки и предлагает обеим подарить по игрушке. Дети выбирают две картинки с изображением транспорта из всех предложенных. Дети выбирают две картинки.  При этом воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы, активизируя их речь: "Что это? Какого цвета? И т.п.".                                            

                                                 Собери машину

Цель: Учить детей складывать из геометрических фигур  паровоз по образцу. Продолжать учить называть транспорт; активизировать речь детей. Развивать умение различать и называть транспорт.                                                                   

Материал: На листе картона схематичное изображение машины: части машины разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Ход игры: Дети сидят полукругом. Педагог показывает им картинки с машинками, обращает внимание на цвет предметов. Педагог показывает способ складывания машины путем наложения частей машины на схематичное изображение и спрашивает какие геометрические фигуры напоминают колёса, кузов, кабина. Даёт каждому ребенку целую картинку и предлагает собрать такую же из отдельных частей на схематичное изображение. Если малыш ошибается и не может самостоятельно выполнить задание, то педагог приходит на помощь. Участвует в игре: берёт себе целую картинку и вместе с ребёнком собирает такую же из фигур.

 

Собери машинку из частей

Игра состоит из разрезных картинок, из которых необходимо собрать целую картинку с изображением транспортного средства. Игра для детей 3-5 лет.

Цель: закреплять знания детей о транспорте, учить составлять целое из частей, развивать мышление.   

                                                                                                                                      

 

Собери грузовик

Цель: Учить детей внимательно рассматривать машину, правильно повторять за педагогом части машины, использовать эти слова в самостоятельной речи. Уточнять предназначение машин. Развивать зрительное внимание. Учить составлять грузовые и легковые машины из геометрических фигур; соотносить геометрические фигуры с формой предметов (круг - колесо, квадрат - кабина, прямоугольник - кузов).                                                                          

Материал: На листе картона схематичное изображение машины и части машины разные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).

Ход игры: Рассмотреть вместе с ребёнком грузовую машины; показывайте части машин и просите ребёнка называть их (кузов, кабина, колёса, шины).                                                                                                                     

Предложите ребёнку поиграть. Поговорите с ним о том, что перевозят различные машины. Грузовая машина перевозит разные грузы: продукты, мебель, почту; легковая машина перевозит пассажиров. Покажите малышам машину на картинке, какая  эта машина? Предложите детям собрать такую же машину.


                                              Машинки едут по домам

У детей карточки с изображением разноцветных машинок. На столе лежат карточки с изображением гаражей разного цвета. Воспитатель предлагает ребёнку найти для каждой машины свой гараж.

                

 

Разноцветный сундучок

Цель: Учить детей называть картинки из серии "Транспорт".
Ход игры: Воспитатель показывает детям сундучок и говорит:                                      

Я картинки положила в разноцветный сундучок.                                                      Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови.                                                         Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

image002                         Волшебный кубик

Цель: Учить чётко произносить звуки, звукоподражать машинам.                           Ход игры: Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит "Вертись, крутись, на бочок ложись". Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (самолёт), и произнести соответствующий звук ( У-у-у) и т.д.

Каждый самолёт - в свой домик

На столе у педагога картонные коробочки, разные по величине (или по цвету). Педагог раздаёт детям игрушечные самолётики разной величины (или цвета). Дети подходят к столу педагога и выбирают из расставленных коробочек ту, которая подходит для их самолётика.

 

 

 

 

Важные машины

Цель: Учить детей различать, называть и сравнивать картинки с их изображением на карточках.

Ход игры: Педагог вынимает из коробки карточки лото и спрашивает что это? (автобус, грузовая машина, самолёт и т. д.). Затем карточки опять убирает в коробку. Раздаёт каждому по карточке с изображением 3 предметов, рассматривают с детьми картинки, задает вопросы: как они называются? Затем вынимает одну картинку и спрашивает: "Что это? У кого автобус?". Ребёнок, у которого изображен данный предмет, говорит: "У меня", получает его, называет и кладёт на такое же  изображение.

 

 

 

Чего не стало?

Цель: Учить детей различать и называть машины. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к игре.                                                     

Материал:  Игрушечные машины.                                                                                       

Ход игры: На столе стоят игрушечные машины (легковой и грузовой автомобили и автобус) по просьбе воспитателя дети закрывают глаза. Педагог убирает под стол грузовой автомобиль, дети открывают глаза, воспитатель спрашивает, какого автомобиля не хватает? Затем воспитатель возвращает спрятанную игрушку на место, и игра продолжается до тех пор, пока все машины не будут поочерёдно спрятаны.

Назови свою игрушку

Цель: Учить детей различать и называть машины. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к занятию.                                                       

Материал:  Игрушечные машины.                                                                                       

Ход игры: - Дети, я принесла вам игрушки. Хотите, я вам их дам.                                                                                                                  Я буду вам давать игрушку, а вы её правильно назовите. Педагог раздаёт детям по очереди игрушки, а они их пытаются правильно назвать. Петрушка: Что у тебя? Ребёнок: У меня автобус, машина, грузовик.

 

Кто узнает?

Цель: Учить соотносить восприятие предмета с содержанием речи педагога, узнавать транспортную игрушку среди многих, называть части предмета.                                                                                         Словарь: машина, автобус, кабина, руль, колесо.                                                        Ход игры: На столе стоят несколько машин. Одна машина грузовая, другая легковая, автобус. Машины отличаются между собой по цвету, форме, размеру.                                                                                                                        - Рассмотрите машины, я буду о них рассказывать, а вы должны показать ту, о которой я говорю. Стоит большая зелёная машина, у неё есть кабина, кузов, колёса. Она перевозит грузы. Дети называют машину, показывают части грузовой машины. А эта машина перевозит людей, все сидят, смотрят в окошко, машина красного цвета. Как называется машина? Какого она цвета? Кого она перевозит? Кто ведёт автобус? Есть ли у него кабина, кузов? Кто катался на автобусе? Кто расскажет о маленькой машине? Какая она грузовая или легковая?

Сложи картинку

Цель: Учить детей составлять целую картинку из частей. Развивать мышление, усидчивость, внимание. Воспитывать самостоятельность, поощрять стремление детей к достижению поставленной цели, умению преодолевать трудности и достигать результат.

Материал:  2 коробки с картинками. В одной лежат целые картинки с изображением разных видов транспорта. В другой ко­робке - такие же картинки, но разрезанные на четыре равные части по вертикали или диагонали.

Ход игры: Воспитатель с детьми рассмат­ривает целые картинки, затем показывает часть кар­тинки и спрашивает, от какой картинки этот кусочек. Дети называют. Воспитатель накладывает часть картин­ки на целую, затем раздает каждому ребенку по одной части от картинки и предлагает сложить целую картин­ку. Кто первый сложит картинку, тот выигрывает. Усложнить игру можно и по увели­чению количества частей (картинку можно разрезать не на 4, а на 6 частей), и по содержанию (на картинке изображен не один предмет, а небольшой сюжет). Воспитатель следит за тем, чтобы дети учились доводить начатое дело до конца.


ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

 

Лото (определение предмета по величине)

Цель: Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом.

Материал:  Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному (например: большой автобус, маленький автобус, маленькая машина, большая машина и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).

Ход игры: Педагог раздает детям большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: "У кого такая?" Ребёнок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат в слове: "Правильно, это большой автобус".

В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения игры каждому ребёнку дают не одну, а 2–3 карточки.

                                         

Найди лишнюю картинку

Цель: Продолжать знакомить детей с транспортом. Развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртая - лишняя. Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать.   - "Почему ты так думаешь? Что не относится к транспорту?".

Транспорт

Транспорт

Транспорт

 

 

Каждой машинке своя дорожка

Цель: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Формировать у детей отношение к цвету, как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета.

Материал: дорожки, домики, машинки 4-х основных цветов.

 

Домино

Цель: Продолжать знакомить детей с средствами передвижения: автомобили, поезда, самолёты, вертолёты, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолёт, к самолёту, автомобиль к автомобилю, катер к катеру - и ни разу не оши­бется; он получает фишку - красный кружок.

Игровые действия. Поиск нужных картинок, соблюдение оче­редности.

Ход игры. Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа "Домино". Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды тран­спорта. Игра рассчитана на 4-6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры "Домино". Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают. Дети не глядя отсчитывают 4-6 карточек, и игра продолжается.

 

 

 

Найди чья тень

Цели: Учить находить заданные силуэты. Закрепление знаний детей о транспорте. Развитие  зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления; приёмов зрительного наложения; памяти, наблюдательности и усидчивости.

Ход игры: Педагог даёт карточку с заданными силуэтами. Предлагает ребёнку рассмотреть их. Затем показывает одну из карточек с изображением предметов и называет его. Малыш должен найти, среди имеющихся у него карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.

 

По какой дороге ехать?

Цель игры: Закрепление основных цветов: красного, жёлтого, синего, зелёного. Учить подбирать предметы по размеру.                                                  Материал: машины 4 цветов и разного размера, полоски цветной бумаги или картона 4 цветов и разной ширины.

Ход игры: Ребёнку раздаются полоски картона (дороги). Уточняется, какого они цвета и размера. Потом рассматриваются машинки. Так же уточняется цвет и размер машин. Затем создаётся проблемная ситуация: Машины выехали из гаража и решили поездить по дорогам. Но вот проблема: не знают по какой. Ребёнок должен правильно подобрать дороги и машинки.                              Например: Большая красная машинка должна поехать по широкой красной дороге, маленькая красная машинка - по узкой красной дороге и так со всеми машинами и дорогами.

Дидактическая игра «По какой дороге ехать? »

 

Паровоз без колёс

Цель: Формировать у ребенка представление о цвете, форме, умение выполнять предметно-игровые действия. Развивать умение подбирать предметы по цвету и совмещать их в соответствии с цветом предмета; совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Методические рекомендации: педагог рассматривает паровоз и вагончики. Вагончики похожи на кубик, каждый вагончик определённого цвета. Педагог предлагает подобрать колёса к вагончикам по цвету. (Дети по цвету определяют какие колёса нужны вагончикам и это делают вначале по показу, затем самостоятельно).

Вот так чудо паровоз,                                                                                                 Паровоз без колёс.                                                                                                              Ты паровозу помоги,                                                                                                         Колёса по цвету подбери.

 

 

 

 

 

Подбери колёса к машине

Цель: Учить не только различать, но и называть цвет. Учить подбирать цвета по принципу "Такой – не такой". Находить крышечку определённого цвета по образцу. Продолжать знакомить детей с основными цветами (красный, синий, жёлтый, зелёный). Учить называть части транспорта (колёса, кабина, кузов).  Развивать мелкую моторику рук, зрительного восприятия и внимания.                        Материал: Набор карточек (образцов); цветные крышки.                                    Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть машину, назвать цвета машин. Ребенок рассматривает и определяет, что у машин не хватает колёс. Воспитатель подготавливает разноцветные крышки красного, синего, жёлтого и зелёного цветов и объясняет, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина. Сначала цвет называет воспитатель, а потом детям предлагается называть цвет самим.

 

 

Расставь машины в гаражи

Цель: Продолжать знакомить детей с транспортом. Учить показывать и называть части машин. Развивать умение выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске.

Ход игры: Ребята, к нам пришел Мишка и принёс машины, он не умеет расставлять машины в гаражи, давайте мы ему поможем. Предлагаю детям рассмотреть машины и назвать цвета машин. Объясняю детям, что красную машину я поставлю в красный гараж. Затем предлагаю детям расставить машины в гаражи.

       

 

 

Дорожная мозаика

Авторское игровое пособие «Дорожная мозаика»                

Цель: Формировать представление детей о транспорте.  Упражнять в определении и назывании геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, цвета, размера (большие, маленькие) посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения. Развивать речь, внимание, мелкую моторику.                                                                     

Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, кабина, кузов, колёса, руль, окно.

Наглядный материал: игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, вкладыши с изображением жилых домов, деревьев, чудесный мешочек.

Ход игры: Воспитатель: Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется "Дорожная мозаика". Послушайте правила игры. Вы должны подумать, что достали из чудесного мешочка, какой формы, какого цвета. Дети по очереди опускают руку в мешочек и нащупав одну из вкладышей, рассказывают о ней.  Когда на игровом поле расставлены все вкладыши, дети называют вид транспорта. За правильный ответ ребёнок получает фишку. У кого больше фишек, тот победитель.

 

 

 

Найди гараж для машин

Перед детьми лежат таблицы, в верхнем ряду которых нарисовано цветовое обозначение, а в левом столбце таблицы нарисованы контуры машин. На индивидуальных фланелеграфах у детей лежат плоскостные разноцветные машины, которые надо расставить в таблице ориентируясь на признак цвета и формы. Перед началом работы детей педагог обращает внимание детей на количество этажей в "гараже", уточняет какие машины будут стоять на каждом этаже.                                                                                                             

- Ребята, посмотрите, перед вами на карточках лежат разного цвета машинки. Их надо расставить каждую в свой гараж по цвету.                                                                - Ребята, а что нам подскажут цветные значки на крыше гаража?                   (Цветные значки нам подскажут, какого цвета машинки будут стоять в гараже).                                                                                

Правильно! Итак, начинайте расставлять машинки цветам. Дети выполняют задание. Педагог при необходимости оказывает индивидуальную помощь. Молодцы ребята, теперь все машинки в своих гаражах.

Без колёс не поедет машина и паровоз

Педагог сообщает, что в гараже много машин, размещает их на фланелеграфе или наборном полотне, Предлагает рассказать какого они цвета и размера. Затем даёт детям следующее задание: Большой красной машине подобрать большие красные колёса; маленькой синей машинке – маленькие синие колёсики; поставь Матрёшку рядом с жёлтой машиной; и т.д.

                     

                                                           

                                                                

Для чего каждый транспорт?

Ход игры: На столе стоят игрушки: самолет, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь, хлебовоз и т.д. В гости к детям приходит старик Хоттабыч (появляется кукольный персонаж). Педагог обращает внимание детей на ковер-самолет старика и предлагает познакомить гостя с назначением современных видов транспорта.                                                                                  

Пример ответа: "Эта машина - скорая помощь. На ней перевозят больных"; "Эта машина - самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки".

 

 

Разрезные картинки

Цели: Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками.

Материал: Целые и разрезные картинки с изображениями транспорта по количеству детей.                                                                                                            

Ход игры:  Педагог демонстрирует целые картинки с изображениями транспорта, называет их, обобщает, предлагает детям сначала показать, потом назвать их. Далее каждый ребёнок выбирает себе одну из картинок, ещё раз называет её и получает аналогичную разрезную картинку, составляет её.

                   

 

Найди чья тень

Цели: Продолжать учить детей называть транспорт. Развивать умение находить заданные силуэты, путём приемов зрительного наложения. Материал: 6  карточек с изображением транспорта, 6 карточек с изображением силуэтов.                                                                                                

Ход игры: 1 вариант: Воспитатель раздаёт детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением транспорта и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.

2 вариант: На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень предмета и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).                                                                                            

Задайте малышу дополнительные вопросы: Как называется машина? Какого она цвета? Для чего она нужна?

 

 

Лото Мой - моя

Цель: Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже.                                                                                        

Материал: Предметные картинки с изображением транспорта.                              Ход игры: Педагог раскладывает на столе перед детьми предметные картинки, предлагает сначала показать, а потом назвать их, затем выбрать те предметы, про которые можно сказать: мой (мой автобус, мой грузовик, мой самолет, мой вертолет, мой трамвай), а потом - те, про которые можно сказать: моя (моя машина). Дети не только выбирают, но и называют картинки.

Машины едут в гаражи

Материал: Плоскостные фигурки - 5 больших и 5 маленьких машин. Лист цветного картона для гаражей. Большой гараж - это лист картона, маленький гараж - половина.                                                                                                   

Ход игры: Положите на стол (или на пол) большой гараж и маленький гараж. Разложите вперемешку перед ребёнком вырезанные большие и маленькие машины и предложите ему их рассмотреть. Затем возьмите в руки маленькую машину и спросите, в каком гараже она будет стоять? Ребенок вам подскажет. Положите машинку на маленький лист. Возьмите большую машину и задайте тот же вопрос. После правильного ответа положите машину на большой лист. Если вы уверены, что ребенок справится, предложите ему самому поставить в гаражи остальные машины. Если ребенок все же затрудняется с ответом, то продолжайте игру сами. Так машины могут выезжать из гаража и возвращаться в свой гараж многократно. Занятие должно длиться не дольше 7- 8 минут.  На следующий день вы можете ставить в гаражи не машинки, а автобусы, а потом - и автобусы, и машинки, взяв для таких гаражей другие листы картона, чтобы помещались и те и другие.

 

 

Поставь машину в гараж

Цель: Закрепить знания детей о различных видах транспорта (легковом, грузовом, пассажирском). Развивать знания о сенсорных эталонах цвета. Упражнять в различении предметов по форме и величине. Воспитывать интерес к правилам поведения на дороге.

Ход игры: детям предлагается "поставить машинку" в соответствующий гараж, соотнося силуэты машин по цвету.

        

Посмотри - ка что случилось                                                                                           Все машинки заблудились.                                                                                    Машинкам скорее ты помоги                                                                                              И в нужный гараж ты их отвези

Посмотри - Здесь не простые, а цветные гаражи.                                              Машинку нужного цвета возьми и в нужный гараж ты её отвези.                                (дети подбирают машинку соответственно цвету гаража)

А ну - ка внимательно ты посмотри                                                                              Чем отличаются здесь гаражи?                                                                              Большой и маленький гараж. Ответ, конечно же, мне дашь.                             Машинку нужного размера подбери, и в нужный гараж ты её отвези.                   (дети подбирают машинку соответственно величине гаража)

Такие разные здесь гаражи. В каждом своя машинка живёт,                      Смотри на картинку и смело вперёд!

(дети подбирают машинку соответственно форме)

Дидактическая игра по изучению цвета - Поставь машину в свой гараж

 

Разноцветный транспорт

Цель: Закрепить знания 4 основных цветов и умения различать их.               Материал: Разные машины 4 основных цветов и 4 цветные коробочки -гаражи (основные цвета).                                                                                           

Ход игры: Педагог раскладывает на столе разноцветные машинки, привлекает внимание детей к тому, что машины разные, разных цветов. Предлагает показать и назвать машины:

Покажи красный автобус. Что это? (Красный автобус.)                                         Покажи зеленый грузовик. Что это? (Зелёный грузовик.)

После этого педагог достаёт четыре гаража, предлагает детям выбрать по одному гаражу и поставить у своих гаражей транспорт такого же цвета. Дети выполняют задание, а потом рассказывают, какой транспорт у них в гаражах: "Красная машина, красный автобус, красный грузовик" и т. п.

 

Четвёртый лишний

Цель: Закрепить знания детей о видах транспорта, учить классифицировать транспорт по видам (воздушный, наземный, водный), развивать внимание, память, логическое мышление.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=87164925-63-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=87893548-46-72&n=21

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=87841613-23-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=80483227-40-72&n=21

 

Упражнение "Что, где?"

Цели: Уточнение и обогащение словаря. Формирование обобщающего понятия "транспорт". Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами: на, за, около, от, из.

Материал: Предметные картинки для фланелеграфа по теме "Транспорт", фланелеграф.

Ход игры: Педагог закрепляет на фланелеграфе изображения транспорта и предлагает детям задания: "Где самолет? Покажи. Где грузовик? Покажи". Желательно, чтобы дети не только показывали, но и называли картинки. Когда все картинки названы, Педагог обобщает: "Это транспорт". Затем Педагог убирает с фланелеграфа все изображения транспорта, кроме легковой машины, и дает детям задание: "Поставь машину около дома. Поставь машину за дом" и т. п.

 

Четвёртый лишний (Не транспорт)

Назовите лишнего участника дорожного движения:                                          Грузовик Дом  Скорая помощь  Снегоуборочная машина                                    Назовите лишнее средство транспорта:                                                            Легковая машина Грузовая машина Автобус Детская коляска                           Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: Автобус  Трамвай  Грузовик Троллейбус                                           Назовите лишний "глаз" светофора: Красный Синий  Жёлтый Зелёный.

Собери паровоз

Цель: Учить детей складывать из геометрических фигур  паровоз по образцу. Продолжать учить называть транспорт; активизировать речь детей. Развивать умение различать и называть транспорт.                                                                       Ход игры: Дети сидят полукругом. Педагог показывает им картинки с паровозиками, обращает внимание на цвет предметов. Затем раскладывает на столе те же картинки, но разрезанные на фрагменты. Дает каждому ребенку целую картинку и предлагает собрать такую же из отдельных частей. Если малыш ошибается и не может самостоятельно выполнить задание, то педагог приходит на помощь. Участвует в игре: берёт себе целую картинку и вместе с ребёнком собирает такую же из фигур.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=54423679-31-72         

 

Подбери картинку к профессии

 

                                     

Разноцветные машины

Цель: Развивать умение действовать с дидактическими игрушками. Учить прикладывать мелкие детали (пробки - колёса) к машине. Упражнять во внятном произношении звукосочетания "би-би".                                                Материал: Картинки "разноцветные машины", пробки - колёса разных цветов.                                                                                                                                Ход игры: Воспитатель и дети сидят за столом. -  Посмотрите, ребята, что это? Это машины, разного цвета. Это у машины кабина,  это кузов, а это что? (Колёса). Покажите где у этой машины колёса. (Дети по очереди показывают колёса, трогают их руками, крутят.)

Вот машины мчатся в ряд,                                                                                                Все гудят они, гудят                                                                                                              Би-би-би! Би-би-би!                                                                                                         Вдруг опасно! Остановка. У машинок нет колёса?                                                        Ну-ка, ну-ка посмотри! (пробки – колёса лежат на столе)                                       Вот они сломались, колёса потерялись.                                                                       Мы колёсики возьмём (дети берут пробки)                                                            Машины починим (дети с помощью воспитателя ставят колёса на место)                 И в путь отправимся опять, Би-би-би! Би-би-би!                                                       

 

 

На чём мы ездим?

Цель: Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.                                                                                                                 Материал: Предметные картинки "Транспорт".                                                          Ход игры: Воспитатель показывает детям ту или иную картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета, например, машина, вместе с детьми называет её части и т.д. Игра повторяется. Игру "На чём мы ездим?" можно проводить с использованием художественного слова. Тогда цель этой игры будет такая – научить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух. Воспитатель читает детям стихотворение, затем спрашивает о чём в нём говориться и просит ребёнка найти картинку с изображением этого транспорта.

Паровоз                                                                                                                          Загудел паровоз и вагончики повёз.                                                                                   Чу-чу, чу-чу! Я далёко укачу!

Самолёт                                                                                                                      Самолёт построим сами, понесёмся над лесами.                                                                                                                                                                                               Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.

Грузовик                                                                                                                           Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине:                                                 Кот кататься не привык – опрокинул грузовик.             

                                                                                                                                                                

         Дай что скажу

 
Цель: Закрепить название транспорта, активизировать словарь. 
Материал: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолёт, кораблик.                                                                                                          
Ход игры: Игрушки стоят на столе или ковре. Ребёнок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: "Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)". Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: "Он красного цвета, стоит около самолёта" или просто указывает на нужную игрушку. Затем задаёт вопросы, уточняя, что принёс ребёнок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают части автобуса. Игра повторяется.

 

 

 

 

Чудесный мешочек

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме. 
Материал: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолёт, кораблик в мешочке.                                                                                            

Ход игры: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребёнком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. 

Покатаем в машине игрушки

Цель: Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов. 
Материал: Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.                                                                                                           

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает "пассажиров" и катает их. Воспитатель задаёт вопросы: "Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?". Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т.д.  

Узнай игрушку

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме.                     Материал: Любимые игрушки детей в мешочке.                                                  Ход игры: Воспитатель по одной достаёт машины из мешка. Уточняется название машины и её частей. 

 

 

 

 

Дидактические

игры

 

 

 

 

 

 

Игра - ситуация

 

 

 

 

Игра-ситуация Машина едет по улице

Воспитатель подходит к ребёнку, везущему игрушечный автомобиль, спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет но городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда - обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их) к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия "Я поеду в гараж", "Мне надо поехать на дачу".

Примечание. К З годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофёром, то есть принимает эту роль на себя.

Игра-ситуация Мойка машин

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит: "Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить её водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у неё заботливый водитель!".

Игра-ситуация Машина хочет быть чистой

Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: "Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колёса тоже надо мыть. Все машины помыли". Послушайте, что говорит Алёшина машина.

Теперь я стала чистою.                                                                                                        И солнышко лучистое отсвечивает искрами,                                                                Светлее лес и луг.                                                                                                     Сквозь стекла запыленные была лужайка темною,                                                     Теперь и лес, и улица зазеленели вдруг.

Можно ехать дальше.                                                                                                            -"Кто куда едет? Может, нам по пути? Я - в гараж. Ты, Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!"

 

 

Игра-ситуация Медвежонок чинит автомобиль

Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машинки. Медвежонок. Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Рр - р... Ой, что - то он не заводится. В чём дело? Попробую еще раз.  Р-р-р... Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.) Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везёт. Машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р... Р-р-р... Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р... Р-р-р... У-у-у.. Фыр-р-р... Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята. Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поёт.)

Ты гуди сильней, мотор.                                                                                                        Я - умелый шофёр.                                                                                                            Надо - влево руль кручу,                                                                                                   Надо - гайку подкручу,                                                                                                   Дам сигналу погудеть -                                                                                        Должен все шофёр уметь.

 

Игра-ситуация "Грузовик возит грузы"

Цель: Закрепить знания о том, что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки.

Воспитатель стоит неподалеку от детей и, не обращаясь к ним, старается привлечь их внимание к своей игре с грузовиком, действуя эмоционально и выразительно: "Какой красивый грузовик, новый, большой! Что же на нём можно перевозить? Вот там стройка. (Ука­зывает вдаль.) Повезу туда кирпичи. Саша, ты мне поможешь? Едет грузовик, везет груз. Эй, рабочие на стройке, выгружайте кирпичи! Игорь, Слава, вы - рабочие? Грузчики? Тогда помогайте. Грузовик сво­боден. Что еще можно на нём перевезти? Коля, ты ещё поедешь? Что повезёшь? Картошку? Вези её в детский сад, дети любят картошку. Как раз к обеду привезешь".

 

 

 

 

 

Игра-ситуация "Грузовая машина везет мебель в новый дом"

Воспитатель видит детей, играющих с машинами. Показывает ребятам игрушечную мебель и говорит: "Мне надо перевезти ме­бель на новую квартиру. Кто из шофёров сейчас свободен? (Под­ходит ребёнок.) Мы вдвоём с тобой, Вадик, не управимся, нужен грузчик. Женя, ты сможешь помочь? Грузим шкафы в кузов осто­рожно, чтобы не поцарапать. В новой квартире всё будет краси­вое, новое. Я купила новую мебель. Когда всё  рас­ставлю, приезжайте ко мне в гости. Ну вот теперь можно ехать в новый дом".

Игра-ситуация "Самосвал везет песок"

Воспитатель приносит самосвал и говорит играющим рядом де­тям: "В нашем гараже появилась новая машина. Это самосвал. Мне нравится эта машина, а вам? У неё большой кузов, она похожа на грузовую машину. Кузов может двигаться: подниматься и опускаться. Это мне пригодится, чтобы возить всякие грузы. Не надо руками раз­гружать: поднял кузов - и готово". Раздаётся телефонный звонок; воспитатель берёт трубку и говорит по телефону. Воспитатель. Что вы говорите? Надо везти песок? Хорошо, ве­зу. (Ребятам.) Мне пора на работу. Позвонили со стройки, им требу­ется песок. Мне нужны грузчики. Саша, Коля, помогите насыпать пе­сок в кузов. (Дети берут лопатки и насыпают песок.) Достаточно, пора ехать. (Везет машину к "стройке".) Приехали. Самосвал может сам разгрузиться. Поворачиваю рычажок, кузов поднимается. Песок вы­гружен. Можно ехать дальше. Каждому водителю хочется поездить на такой машине. Я сейчас поеду в гараж, ремонтировать грузовую ма­шину, а на самосвале вместо меня может поработать другой водитель. Вова, возьмешь мой самосвал? (Вова включается в игру.) Тогда я по­еду. Счастливого пути!



 

 

Найди две одинаковые машины

Цель: Развивать представления детей о различных видах транспорта. Закреплять понятия легковая машина, грузовая машина, воздушный транспорт, морской. Развивать наблюдательность, внимание.                      Подготовка к игре: Разрезать карточки по одной машине, перемешать все карточки. 
Ход игры: Исходя из поставленной задачи и уровня развития ребёнка, перед малышом выкладывается по две-три пары карточек. Ребёнок рассматривает карточки подбирает пары одинаковых карт.

Домино

Цели: Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолёты, вертолёты, тепло­ходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры. Игровые правила: Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолёт, к самолёту, автомобиль к автомобилю, и ни разу не оши­бется; он получает фишку - красный кружок.                                                                                                            Игровые действия: Поиск нужных картинок, соблюдение оче­редности.                             Ход игры: Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа "Домино". Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды тран­спорта. Игра рассчитана на 4 - 6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры "Домино". Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают. Дети не глядя отсчитывают 4-6 карточек, и игра продолжается.

 

 

Наша улица

Цели: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в
условиях улицы. Закрепить представление детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,  предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, светофор (игрушка), дорожные знаки, деревья (макеты). Игра проводится на макете.

Ход игры: Первый вариант (для пешеходов). С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зелёный сигнал светофора куклы переходят улицу, на жёлтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком. "Пешеходный переход", и там переходят проезжую часть.

Транспортное лото

Цели: Учить узнавать и  отличать разные виды транспорта. Упражнять в умении правильно называть эти виды транспорта. Развивать умение сравнивать картинки с помощью зрительного анализатора; играть вместе. Материал: Большие карты с изображением транспорта. Маленькие карточки с одиночным изображением этих же видов.                                                           Игровые действия: Воспитатель раздаёт детям большие карты и предлагает рассмотреть, какие виды транспорта есть на этих карточках. Затем берёт по очереди маленькие карточки и спрашивает: "Что это?  У кого есть точно такой же транспорт?".  Ребёнок, у которого есть эта картинка, берёт её себе и закрывает аналогичную на карте. Игра продолжается, пока у всех детей не будет закрыты все большие карты.                                                                 Содержание игры: Машинки хотят отдохнуть после долгого рабочего дня. Помогите "машинкам" правильно  найти свой гараж. 

 

Цветные машины

Цели: Учить группировать машины по цвету (красный, жёлтый, синий, зелёный). Развивать зрительное восприятие через определение цвета. Воспитывать желание играть по правилам, доводить начатое дело до конца. Материал: Цветные гаражи из картона, машины этих же цветов.                 Игровые действия: На столе раскладываются цветные гаражи. Педагог детям раздаёт по 4 машинки разных цветов. Дети раскладывают  гаражи по  цвету.                                                                                                                       Ход игры: Водители машин возили целый день грузы, они очень устали  и не могут найти свои гаражи. Помогите им поставить машинки в гараж.

Дидактическая игра подбери ключик к замочку

 

 

 

 

Литература

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду /А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение.1991. - 160с.

2. Григорьева Г. Г. Играем с малышами / Г. Г. Григорьева, Н.П. Кочетова,  Г.В. Груба. - М.: Просвещение. 2003. - 79с.

3. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет: метод, пособие для родителей и педагогов / Т.В. Галанова. - Я.: Академия развития.1996. -240с.

4. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод. Руководства для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон и др.- М.: Просвещение. 2005.-175с.

5. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей/ О.А. Карабанова , Т. Н. Доронова, С.В.Соловьёва. -2-е изд.-М.: Просвещение. 2011. - 96с. – (Радуга)

6. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения для детей третьего года жизни: метод. руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ М.Ф. Литвинова. – М.: Линка - Пресс. 2005.-92с.

7. Парамонова Л.А. "Развивающие занятия с детьми 2-3 лет";  Москва ОЛМА Медиа Групп 2011г.

8. Соловьёва Е.В. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет метод. рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Т. Н. Доронова, С.Ю. Маслий, Е.В. Соловьёва, Н.Ф. Тарловская, Е.Г. Хайлова, С.Г.Якобсон .-М.: Просвещения.- 2012.-175с.

9. Ткаченко Т.А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо.2011-48с.

10. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года): Метод, пособие для воспитателей и родителей / Е.А. Янушко.- М.: Мозаика – Синтез.2009. -72с.

Также использовались занятия, фотографии, картинки из интернета.


Скачано с www.znanio.ru

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 52 "САМОЛЁТИК"

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 52 "САМОЛЁТИК"

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир, людей, играя, ребёнок развивается

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир, людей, играя, ребёнок развивается

Дидактические игры Светофор

Дидактические игры Светофор

Светофор Цель: Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах

Светофор Цель: Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах

Красный и зелёный Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу

Красный и зелёный Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу

Огонька у светофора Цель: Закрепить названия цвета – красный, жёлтый, зелёный, ориентироваться в них

Огонька у светофора Цель: Закрепить названия цвета – красный, жёлтый, зелёный, ориентироваться в них

Дидактические игры

Дидактические игры

Грузовик Цели: расширение и активизация словаря по теме; практическое усвоение антонимов - наречий ("быстро - медленно", "тихо - громко", "вперёд - назад"); развитие слухового и…

Грузовик Цели: расширение и активизация словаря по теме; практическое усвоение антонимов - наречий ("быстро - медленно", "тихо - громко", "вперёд - назад"); развитие слухового и…

Покажи, что я назову На столе у каждого ребёнка по две машинки

Покажи, что я назову На столе у каждого ребёнка по две машинки

На чём я поеду в гости? У детей картинки с изображением легковых, грузовых машин, автобусов

На чём я поеду в гости? У детей картинки с изображением легковых, грузовых машин, автобусов

Весёлый поезд Цели: формировать у ребенка представление о цвете, форме, умение выполнять предметно - игровые действия

Весёлый поезд Цели: формировать у ребенка представление о цвете, форме, умение выполнять предметно - игровые действия

На чём мы ездим? Цель : Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами

На чём мы ездим? Цель : Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами

Собери машинку из частей Цель:

Собери машинку из частей Цель:

Ехали мы, ехали У детей длинные и короткие полоски плотной бумаги и маленькие машины

Ехали мы, ехали У детей длинные и короткие полоски плотной бумаги и маленькие машины

Машина заблудилась Воспитатель расставляет все карточки по парам, при этом допускает ошибку и предлагает ребенку самому найти, какая машина "заехала" не в свой гараж -…

Машина заблудилась Воспитатель расставляет все карточки по парам, при этом допускает ошибку и предлагает ребенку самому найти, какая машина "заехала" не в свой гараж -…

Собери машинку из частей Игра состоит из разрезных картинок, из которых необходимо собрать целую картинку с изображением транспортного средства

Собери машинку из частей Игра состоит из разрезных картинок, из которых необходимо собрать целую картинку с изображением транспортного средства

Машинки едут по домам У детей карточки с изображением разноцветных машинок

Машинки едут по домам У детей карточки с изображением разноцветных машинок

Важные машины Цель: Учить детей различать, называть и сравнивать картинки с их изображением на карточках

Важные машины Цель: Учить детей различать, называть и сравнивать картинки с их изображением на карточках

Кто узнает? Цель: Учить соотносить восприятие предмета с содержанием речи педагога, узнавать транспортную игрушку среди многих, называть части предмета

Кто узнает? Цель: Учить соотносить восприятие предмета с содержанием речи педагога, узнавать транспортную игрушку среди многих, называть части предмета

Лото (определение предмета по величине)

Лото (определение предмета по величине)

Каждой машинке своя дорожка Цель:

Каждой машинке своя дорожка Цель:

Найди чья тень Цели: Учить находить заданные силуэты

Найди чья тень Цели: Учить находить заданные силуэты

Паровоз без колёс Цель: Формировать у ребенка представление о цвете, форме, умение выполнять предметно-игровые действия

Паровоз без колёс Цель: Формировать у ребенка представление о цвете, форме, умение выполнять предметно-игровые действия

Подбери колёса к машине Цель:

Подбери колёса к машине Цель:

Дорожная мозаика

Дорожная мозаика

Найди гараж для машин Перед детьми лежат таблицы, в верхнем ряду которых нарисовано цветовое обозначение, а в левом столбце таблицы нарисованы контуры машин

Найди гараж для машин Перед детьми лежат таблицы, в верхнем ряду которых нарисовано цветовое обозначение, а в левом столбце таблицы нарисованы контуры машин

Для чего каждый транспорт? Ход игры:

Для чего каждый транспорт? Ход игры:

Найди чья тень Цели: Продолжать учить детей называть транспорт

Найди чья тень Цели: Продолжать учить детей называть транспорт

Лото Мой - моя Цель: Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже

Лото Мой - моя Цель: Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже

Поставь машину в гараж Цель:

Поставь машину в гараж Цель:

Разноцветный транспорт Цель:

Разноцветный транспорт Цель:

Четвёртый лишний (Не транспорт)

Четвёртый лишний (Не транспорт)

Разноцветные машины Цель: Развивать умение действовать с дидактическими игрушками

Разноцветные машины Цель: Развивать умение действовать с дидактическими игрушками

На чём мы ездим? Цель : Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами

На чём мы ездим? Цель : Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами

Чудесный мешочек Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме

Чудесный мешочек Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме

Дидактические игры

Дидактические игры

Игра-ситуация Машина едет по улице

Игра-ситуация Машина едет по улице

Игра-ситуация Медвежонок чинит автомобиль

Игра-ситуация Медвежонок чинит автомобиль

Игра-ситуация "Грузовая машина везет мебель в новый дом"

Игра-ситуация "Грузовая машина везет мебель в новый дом"

Найди две одинаковые машины Цель:

Найди две одинаковые машины Цель:

Наша улица Цели: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы

Наша улица Цели: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы

Цветные машины Цели: Учить группировать машины по цвету (красный, жёлтый, синий, зелёный)

Цветные машины Цели: Учить группировать машины по цвету (красный, жёлтый, синий, зелёный)

Литература 1. Бондаренко А.К

Литература 1. Бондаренко А.К
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020