Содержание
1. Методы и методики развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста |
7 |
2. Правила эффективной коммуникации |
14 |
3. Игровое обучение |
16 |
4. Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником |
17 |
5. Темы консультаций и индивидуальных бесед для родителей |
18 |
6. Темы памяток для родителей |
18 |
7. Рекомендации для воспитателей |
19 |
Вступительное слово
Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Коммуникация играет огромную роль в жизни человека. Общение имеет большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. У человека должны быть развиты навыки коммуникации, поскольку через общение с другими людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение он сам превращается в личность.
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, закладывается опыт общения, взаимодействия с другими людьми.
1. Методы и методики развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:
А.Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
Б.Умение организовать общение ("Я умею!"),которое включает в себя:
1.умение слушать собеседника,
2.умение эмоционально сопереживать,
3.умение решать конфликтные ситуации.
В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.
На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, был выведен список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:
Нужно ли делиться игрушками с детьми?
Ты всегда стараешься так поступать?
Почему?
Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
Почему?
Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)
Как нужно попросить взрослого о помощи?
Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?
Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:
Желание вступать в контакт:
Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.
Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.
Умение организовать общение:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.
Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:
Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.
Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».
Общий балл:
Высокий уровень –15 - 18 баллов
Средний уровень – 10 - 14 баллов
Низкий уровень – 6 - 9 баллов
Как же можно развивать основные умения общаться.
С помощью специальных игр и упражнений. Эти упражнения делятся на 6 групп:
1. "Я и мое тело".
Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически запущен.
Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котенок, как медведь").
Сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим отображением этого чувства в движениях).
2. "Я и мой язык".
Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна речь?").
3. "Я и мои эмоции".
Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. ("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы об эмоциях).
4. "Я и Я".
Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. ("Психологический автопортрет" "За что меня можно любить? За что меня можно ругать?", "Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения "Я").
5. "Я и моя семья".
Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить родителей?"; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи").
6. "Я и другие".
Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
(Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.п.)", проигрывание ситуаций).
Упражнения, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений
Диалог-шутка
Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.
Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).
- Где жил?
- Забыл.
- Где был?
- Забыл
- Что ел?
- Забыл
- Что пил?
- Забыл.
Игру можно варьировать.
1. Девочки задают вопросы, а мальчики отвечают и наоборот. Интонации при этом предлагаются различные.
2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.
Покажи:
1. Твои плечи говорят: “Я горжусь”.
2. Твоя спина говорит: “Я старый человек”.
3. Твой палец говорит: “Иди сюда”.
4. Твоя голова говорит: “Нет”.
5. Твой рот говорит: “М-м-м. Я люблю это печенье”.
Самый лучший
Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.
Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:
рассмеши царевну;
попроси игрушку у ребят;
уговори маму пойти в цирк;
помирись с товарищем;
попроси ребят принять тебя в игру;
посмеши ребят;
расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.
Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений
Скажи по-разному
Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.
Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).
- пойдём гулять;
- дай мне игрушку и др.
Разговор через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений
Игра с масками
Цель: развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Воспитатель предлагает детям по желанию надеть маску домашнего животного. Две маски могут построить диалог о том, как им живётся у своих хозяев, как они к ним относятся, а также, как они сами относятся к своим хозяевам.
В заключении делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.
Как ты себя чувствуешь
Цель: развить умения чувствовать настроение другого.
Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается.
2. Правила эффективной коммуникации
Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:
- Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
- Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
- Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
- Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
- Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
- Мягко
объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально
недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не
говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.
3. Игровое обучение
Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.
Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии. Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики: Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.
Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя. Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение.
Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.
4. Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником
Детям предлагаются следующие игровые упражнения:
«Улыбка» - подари всем самую дорогую улыбку, какая есть.
«Комплимент» - похвали соседа, глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова.
Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру».
Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов:
«Угадай, что делаем? », «Кто, как ходит? », «Расскажем сказку молча».
Игры для выразительности речи:
«Изобрази, как бушует море», «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга».
Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации:
Анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения.
«Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения»
«Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить».
Игры для развития эмпатийного поведения:
«Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу.
«Царевна Несмеяна» попробуем ее рассмешить.
Привлекаем детей и взрослых к участию в драматизации сказок.
Ситуации-общения:
«Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его»,
«Малыш плачет, как его успокоить».
5. Темы консультаций и индивидуальных бесед для родителей
- Как помочь ребенку в период адаптации.
- Игры в адаптационный период.
-Значение режима.
-Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
-Как научить ребенка играть?
-Хорошие и дурные манеры.
- Почему ребенок не слушается?
-Как определить, это гиперактивность или заурядная невоспитанность?
-Если ребёнок невежлив.
-Стиль поведения родителей с конфликтными детьми.
-Типичные скандалы и истерики.
-Почему нельзя наказывать ребёнка физически.
-Пять способов того, как мы подавляем наших детей.
6. Темы памяток для родителей
- Адаптация детей в ДОУ;
- Здоровый ребенок пошел в детский сад;
-Игрушка в жизни ребёнка;
-Играйте вместе с детьми;
-Какие игрушки нужны детям;
-Воспитание доброжелательных отношений в игре;
-Мяч и тетрадь;
-Основные принципы общения с детьми;
-Несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми;
-Принципы общения с агрессивными детьми;
-Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка);
-Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми;
-При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
-Детей учит то, что их окружает;
-Одаренные дети;
-Как установить контакт с ребенком;
-Мой ребенок скоро пойдет в школу;
-Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу;
-Как лучше построить его день;
-Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение;
-Рецепты победного учения;
-Как подготовить ребенка к школе.
7. Рекомендации для воспитателей
1) Учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоциональное состояние (задавать ребенку вопросы типа «что ты чувствуешь?», «что ты думаешь по этому поводу?», «как бы ты поступил в этой ситуации?», «тебе было приятно, когда?»);
2) Учить детей последовательному изложению мыслей, правильному построению фраз. Для этого можно использовать следующие приемы:
- пересказ прочитанного, составление рассказа по картинкам, по своему рисунку, использовать задания типа «Закончи фразу», «Продолжи сказку», «Придумай начало истории», «Нарисуй и расскажи», «Сказка по кругу»,
3) Учить детей внимательно слушать друг друга, не перебивать, понимать смысл сказанного, прочитанного, использовать вопросы по тексту;
4) Воспитывать у детей такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, эмпатия, сочувствие, понимание, самоуважение, самоконтроль, целеустремленность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, умение занять себя;
5) Содействовать сплочению детского коллектива, не выделять «любимчиков» и «нелюбимых» детей, давать детям общие поручения, проведение различных коммуникативных игр, например, «Море волнуется раз…», «Съедобное-несъедобное», «Молекула», «Радуга»;
6) Учить детей направлять свою агрессию в позитивное русло (нарисовать рисунок и отразить все свои чувства и эмоции в нем; поделать какие-нибудь спортивные упражнения – поприседать, попрыгать; убрать разбросанные игрушки и т.д.);
7) Устраивать конкурсы и соревнования для детей (самая красивая прическа, самый оригинальный, самый умелый…);
8) Содействовать совместной деятельности детей в группе (общий рисунок, общая постройка, сказка по кругу), организовывать совместные игры детей в группе: настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, со строительным материалом, кукольный и другие виды театра;
9) Учить детей позитивному разрешению конфликтов, учить их видеть разные выходы из ситуации (например, объяснить, что выбрать водящего в игре можно считалкой, а не через слезы);
10) Организовывать совместные с родителями мероприятия, приобщать родителей к сотрудничеству с учреждением: целевые экскурсии, участие в конкурсах «Самая дружная семья», «Один за всех, и все за одного», совместное изготовление костюмов к праздникам и др., организовывать праздники в группе, например, «День рождения»;
11) Учитывать в работе индивидуальные особенности детей, вовлекать в разные игры пассивных, малоактивных детей (но не заставлять);
12) Уметь заметить и похвалить каждого ребенка в течение дня («ты сегодня аккуратнее всех покушал», «ты быстрее всех оделся на прогулку», «ты сегодня никому не мешал спать»). Главное, чтобы ваша положительная оценка была значимой для ребенка, чтобы ему хотелось повторить это снова, стать лучше.
Заключение
Наиболее эффективным способом преодоления трудностей в общении и воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста является не поощрение и порицание детей взрослыми, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобных игр и занятий способствует достижению этой цели. Если взаимоотношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.