Сборник игр и упражнений на развитие коллективного внимания младших школьников на уроках русского языка
Оценка 4.9

Сборник игр и упражнений на развитие коллективного внимания младших школьников на уроках русского языка

Оценка 4.9
docx
01.06.2024
Сборник игр и упражнений на развитие коллективного внимания младших школьников на уроках русского языка
Сборник игр и упражнений на развитие коллективного внимания.docx

 

 

 

 

 

Сборник игр и упражнений на развитие коллективного внимания младших школьников на уроках русского языка

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Редько О. В.

 

 

Новосибирск, 2024

 

Оглавление

Введение. 3

Игры и упражнения на развитие концентрации внимания. 4

Игры и упражнения на развитие переключения внимания. 10

Игры и упражнения на развитие распределения внимания. 17

Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания. 24

Игры и упражнения на развитие объема внимания. 31

Список литературы.. 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внимательный ученик – это успешный ученик! Процесс внимания является одним из основных процессов обучения, который помогает усваивать новый материал и обрабатывать уже известный легко и продуктивно. Для того, чтобы внимание действительно работало на ученика, его нужно регулярно и занимательно тренировать.

В сборнике можно найти игры и упражнения, связанные с темами и разделами по русскому языку в начальных классах, которые направлены не только на развитие коллективного, а, в первую очередь, индивидуального внимания обучающихся.

Материалы данной работы можно использовать родителям, учителям начальной школы, психологам, дефектологам для работы с детьми младшего школьного возраста по развитию свойств индивидуального и коллективного внимания, способствующих повышению качества обучения по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения на развитие концентрации внимания

 

1. «Спрятанные слова».

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Пример использования на уроке русского языка

Проводя минутку чистописания в начале урока, учитель предлагает обучающимся записать слова, которые спрятались в данных: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

 

2. «Найди слова».

Обучающимся дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв каждый должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает обучающимся найти в каждой строчке слово:

1)                ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ;

2)                ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР;

3)                ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ;

4)                БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ;

5)                ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ.

После нахождения слов обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

- Какие слова нашли?

- К какой части речи относятся найденные слова?

- Составьте предложение с одним из этих слов.

 

3. «Таблица слов».

В таблице с буквами пишутся несколько слов по теме урока, которые необходимо найти и обвести.

Пример использования на уроке русского языка

В конце урока учитель предлагает обучающимся найти в таблице те слова, которые соответствуют теме урока.

А

Л

И

С

А

М

У

Ц

С

Ч

Ф

Т

О

Ю

Е

Н

У

Ы

Я

С

И

М

Е

Р

И

К

О

Й

В

Ш

Г

Л

Л

Д

Е

Н

Ь

С

Ь

Б

У

К

В

А

Р

О

Н

Б

О

К

Т

Ж

И

П

У

Ф

К

Е

В

Р

О

Т

Д

У

З

У

Й

Г

Э

С

Л

О

Г

М

С

В

Л

Е

Е

Ч

А

П

Ц

К

И

Т

А

Й

Н

Ь

М

П

Т

Е

К

С

Т

Д

О

Б

Л

Т

А

Ч

Р

И

П

Р

Е

Д

Л

О

Ж

Е

Н

И

Е

 

4. «Спрятанные имена».

В предложении слова пишутся так, чтобы в них можно было найти имена.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает обучающимся найти во фразах спрятанные имена:

1.                 Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе! (Мария)

2.                 Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней. (Света)

3.                 Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! (Егор)

4.                 Ковал я железо ярким днем. (Валя)

После нахождения имен обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

- Как пишутся имена?

- Почему?

- К какой группе имен существительных они относятся?

 

5. «Шифровки».

Слова зашифровываются способом перемешивания букв.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает расшифровать слова, поставив буквы в нужном порядке, и найти лишнее слово:

1)                ИАКБНИ (Бианки);

2)                КВАСЛАДО (Сладков);

3)                УРЧШИНА (Чарушин); 

4)                КОВЫЛР (Крылов).

 

6. «Кодирование».

Кодирование производится с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает зашифровать 2 слова, являющихся именами существительными.

Н

М

Е

Т

Р

А

Л

О

С

1

2

3

4

5

6

7

8

0

 

23458 – метро, 4854 – торт.

 

7. «Пишем предложение».

Участники игры делятся на 2 команды. В каждой команде кто-то из игроков будет играть роль подлежащего, кто-то – сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде.

Затем учитель (ведущий) диктует предложение. Какая из команд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель диктует предложения, схему которого обучающиеся должны показать в команде:

1.                 На небе ярко светило яркое солнце.

2.                 Сегодня я успел покататься на коньках и слепить снеговика.

3.                 Мама купила в магазине хлеб, молоко и конфеты.

 

8. «Слова-невидимки».

Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель на минутке чистописания или словарной работе не называет слова, а пишет их пальцем на доске: алфавит, дежурный, до свидания, извини, карандаш, лисица, рисунок, суббота, товарищ.

 

9. «Четвёртый лишний».

Учитель бросает мяч ученику и называет 4 предмета, 3 из которых- относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю (работа ведётся по «цепочке»).

Пример использования на уроке русского языка

Учитель называет слова по пройденной теме, предлагая указать лишнее:

1)                имя существительное, глагол, подлежащее, имя прилагательное;

2)                подлежащее, суффикс, сказуемое, определение;

3)                корень, окончание, приставка, местоимение.

 

10. «Что изменилось в слове».

Ученикам предлагаются слова, которые различаются в какой-либо части. Задача учеников – назвать, что изменилось.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель показывает обучающимся цепочку слов и предлагает ответить, какие изменения произошли:

1)                сок – сон – сор – сыр – сын;

2)                гора – кора – нора – пора – поза – коза – роза;

3)                боль – моль – ноль – ночь – дочь.

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения на развитие переключения внимания

 

1. «Подними руку».

Учитель называет предметы. Если предмет обладает определенным свойством - обучающиеся поднимают руки, если нет - руки у обучающихся опущены. Учитель может специально допускать ошибки.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель называет слова. Если они являются именами собственными, обучающиеся поднимают руки, если нарицательными – опускают: город, девочка, Артем, кошка, Новосибирск, Волга, акула, село, Петров, Анна, Владимировна, река, лошадь, Енисей.

 

2. «Заполни таблицу».

Слова распределяются в таблице в определенном порядке.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает переписать слова из первой таблицы во вторую по алфавиту, начиная заполнение с верхнего левого квадрата.

МОЛОКО

СЛОН

ТЕТРАДЬ

ФУТБОЛ

ХОМЯК

ТРУБА

СОБАКА

БАССЕЙН

ДЕВОЧКА

ГЛОБУС

ШАРИК

КАПУСТА

БЕЛКА

АНАНАС

ОБЕД

ВЕДРО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Не пропусти слово».

Ведущий перечисляет слова. Задача слушающих – хлопнуть (или топнуть), когда будет названо определенное слово.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель перечисляет имена существительные, предлагая обучающимся хлопать, когда они услышат глагол: дом, школа, бег, дружба, прыгать, спорт, кружок, лыжи, прыжок, слушать, ходить.

 

4. «Обведи букву».

В исходном тексте школьник находит заданные буквы, некоторые из которых обводит или зачеркивает. Нужно делать это как можно быстрее и правильнее.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает обучающимся обвести все согласные буквы и подчеркнуть гласные.

Задания для детей 6-7 лет для подготовки к школе

5.  «Расскажи стихотворение по сигналу».

Обучающийся начинает читать короткий рассказ или стихотворение, а учитель договаривается с ним перед этим о том, что по сигналу (например, хлопку) ребенок читает вслух, а по следующему сигналу переходит на внутреннее чтение или рассказывание (про себя). Учитель меняет сигналы несколько раз. Задача ребенка вовремя переключаться и выполнять задание правильно.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель дает задание: «Прочитайте стихотворение: по первому хлопку – вслух, по второму – про себя».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит…

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам…

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

(Тютчев Ф. И)

После прочтения учитель дает задание: «Выпишите все имена существительные из стихотворения».

 

6. «Много - один».

Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Обучающийся, возвращая мяч, - в единственном (или наоборот, учитель называет слово в единственном числе, ребёнок – во множественном).

Пример использования на уроке русского языка

При изучении темы «Имя существительное» учитель называет слова во множественном числе, предлагая определить единственное число: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, каты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.

Дополнительно даётся задание определить у существительных род и склонение.

 

7. «Беспорядок в алфавите».

Для данной игры потребуется дополнительное оборудование: 2 таблицы по 6 рядов, в каждом ряду 6 клеточек, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны буквы от А до Я, секундомер и указка.

Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все буквы по порядку.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает обучающимся:

1)                найти все гласные или согласные буквы, идущие в алфавите по порядку;

2)                найти все буквы звонких или глухих согласных, следующих в алфавитном порядке;

3)                найти все буквы от Я до А.

https://urok.1sept.ru/articles/686183/1.jpg

 

8. «Словарное слово».

Из перечисленных букв, следуя инструкции, нужно составить слово.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает обучающимся подчеркнуть каждую седьмую букву, считая слева направо, переходя из одного ряда в другой. Из подчеркнутых букв составить слово. Записать его. Составить с данным словарным словом предложение.

https://urok.1sept.ru/articles/686183/10.jpg

 

9. «Пазлы».

Ученикам выдаются пазлы с буквами, из которых требуется составить слово.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает собрать пазл и прочитать слово. Записать слово в тетрадь. Выделить запоминаемую букву. Придумать предложение с данным словарным словом. Записать предложение в тетрадь.

10. Игра «Найди схему».

Ученикам предлагается соотнести слова со схемами.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель показывает на доске (на слайде) схемы слов. Затем начинает называть слова, которые обучающиеся записывают в тетрадь, относя к одной из схем: дворник, подкова, сторожка, земля, заправка, мирный, наследник, пришкольный, отвар, подъезд, еловый, бобры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения на развитие распределения внимания

 

1. «Не собьюсь».

Ведущий предлагает следующее задание: назвать слова, заменяя некоторые из них словом «не собьюсь».

Учитель предлагает прочитать слова, которые написаны на слайде, заменяя имена прилагательные словом «не собьюсь»: бежать, велосипед, красивая, кровать, быстро, мы, кривой, фламинго, высокое, завтрак, машина, телефон, ярко, воспоминание, активный, очень, рисует, облако, восхитительный, прыжок, мудрая. Образец прочтения: бежать, велосипед, не собьюсь, кровать, быстро, мы, не собьюсь, фламинго, не собьюсь, завтрак, машина, телефон, ярко, воспоминание, не собьюсь, очень, рисует, облако, не собьюсь, прыжок, не собьюсь.

 

2. «Каждой руке – свое дело».

Обучающимся дается задание одной рукой совершать одно действие, а второй – другое. Требуется выполнить каждое задание максимально правильно и качественно.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель просит обучающихся левой рукой медленно перелистывать учебник, а правой писать небольшое сочинение.

 

 

3. «Письмо с помехой».

Обучающийся называет слова, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Пример использования на уроке русского языка

На доске учитель пишет слова: альбом, дом, школа, краски, ручка, листок, карандаш, рюкзак, линейка. Обучающиеся записывают слова, называя их при этом в обратном порядке (например, при написании слова «альбом» называют слово «линейка»).

 

4. «Чтение с помехой».

Обучающиеся читают текст, одновременно выполняя определенные действия.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает прочитать текст в учебнике, выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

 

5. «Зачеркни буквы, расскажи сказку».

Обучающемуся предлагают следующее задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы, в это же время включают аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв он пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает обучающимся зачеркнуть все буквы О в тексте. В это же время включает аудиозапись сказки «Лиса и тетерев».

В лесу

     Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

После выполнения задания учитель задает вопросы:

- Все ли буквы О зачеркнули?

- О чем говорилось в сказке?

 

6. «Ребусы».

Обучающимся даются ребусы, в которых зашифрованы слова.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель может предложить ребусы:

1)                на словарной работе, зашифровав слова, которые необходимо записать в тетрадь;

2)                для определения темы урока;

3)                для определения названий новых понятий.

Например:

          

(Падеж)

  

(Суффикс) 

    

(Глагол)

 

7. «Кроссворды».

Обучающиеся могут решить кроссворд по теме урока.

Пример использования на уроке русского языка

После прохождения темы учитель предлагает обучающимся решить кроссворд.

Разгадай кроссворд

 

8. «Счёт наоборот».

Ученику предлагается называть буквы и цифры из таблицы в определенном порядке.

Пример использования на уроке русского языка

Перед учеником вертикально на столе устанавливается двухцветная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 33 буквы от А до Я и 33 числа от 1 до 33. Нужно показывать и называть буквы в алфавитном порядке, а числа в убывающем порядке от 33 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть букву, потом цифру, пока счёт не будет окончен.

https://urok.1sept.ru/articles/686183/2.jpg

 

9. «Рассели по домикам».

Задача обучающихся – распределить слова по «домикам» в соответствии с заданием.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель дает задание: «Распределите каждую группу родственных слов в свой домик. Обозначьте в этих словах корень».

Слова для игры: гроза, стрела, дела, стрелка, делец, грозный, сделать, стрелок, грозный, пригрозить, настрелять, грозовые, делишки, стрельбище, грозовая, стрелочник, бездельник.

 

10. Игра «Конструктор».

Ученикам дается задание: из частей слов собрать целое.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает в каждой строчке из частей слов собрать целое слово:

1)                ник, под, снеж (подснежник);

2)                дель, ник, без (бездельник);

3)                ход, к, по, а (походка);

4)                мороз, за, и, к (заморозки);

5)                бреж, ый, н, при (прибрежный).

После выполнения обучающиеся выполняют разбор слов по составу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания

 

1. «Распутай слова».

Обучающимся требуется соотнести буквы с пустыми клеточками или с цифрами.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель дает задания: «Не водя рукой по линиям, следя лишь глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам. Запишите зашифрованные слова».

 

 

 

 

 

 

 

(Правильный ответ: группа, суббота)

После выполнения учитель задает вопросы:

- Какие слова зашифрованы?

- Какую орфограмму заметили в этих словах?

Еще один вариант использования задания

После выполнения упражнения или в конце урока учитель предлагает расшифровать послание для учеников.

https://sun9-13.userapi.com/impf/VOhablL-8jxJphrvh349tKZtMIWOU19xdgvxyw/c2T3Gha-Mw0.jpg?size=600x300&quality=96&sign=31d8f770a5483c0a22403db41cd4e63c&type=album

(Отличная работа)

 

2. «Копировальщики».

Школьникам предлагается без ошибок переписать строчки со словами.

Пример использования на уроке русского языка

На минутке чистописания учитель предлагает обучающимся записать в тетрадь не просто слова, а необычные наборы букв, переписав их с доски:

1)                аммадда, береюре, аввамава;

2)                етальтаррс, усокгата;

3)                миноцапримапавотил.

 

3. «Исправь ошибки в тексте».

Ученикам дается текст с ошибками, которые необходимо исправить.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель дает инструкции: «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки».

По круто тропинке горной

Шёл домой барашек чёрны

И на мостик горбатом

Повстречался с белым брато

Помотал один рогом,

Упёрся друго  ногами…

Как рогам не крути,

А вдвоём нельз пройти.

(С. Михалков)

 

После выполнения учитель задает вопросы:

- В каких словах были допущены ошибки?

- Какая ошибка сходна во многих словах?

 

4. «Соедини половинки слов».

Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает обучающимся соединить части слов.

Вариант 1                                             Вариант 2

САМО    ЛЯР                                        РОД      РАСТ

БУК         ВЕРТ                                     ПРИ        ЕЗДКА

ФУТ        ВАРЬ                                     ВОЗ         ИНА

БАЛ         ВАР                                       РАЗ         ГОРОК

КАП        КОН                                       ПО         ОЧКА

КОН        НАЛ                                       СОР       БОР

ВА           КА                                          ПАР        ВОЗ

КА           ГОН                                        ВОДО    ФОР

ГОН        КАН                                       СЕМА      ТА

Ученики записывают составленные слова в тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.

 

5. Игра «Весёлые предложения».

Ученикам дается предложение без пробелов, из которого можно составить много вариантов предложений.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель дает задание: «Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений».

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ.

Обучающиеся могут составить такие предложения:

1) Те перья подними, те тоже. 

2) Те перья под ним, и те тоже.

3)  Те перья поднимите тоже.

4) Теперь я, подними те тоже.

5) Теперь я, поднимите тоже.

6) Теперь я, под ними те тоже.

7) Те перья под ними, те тоже.

Задание может быть использовано при изучении темы «Предложение».

 

6. «Секретное письмо».

Задание заключается в шифре, в котором нужно прочитать предложение.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает расшифровать русскую народную пословицу. Каждой букве соответствует определённый знак.

https://urok.1sept.ru/articles/686183/4.jpg

(Правильный ответ: «Нет скуки, когда заняты руки».)

 

7. «Школьные сочинения».

Ученикам даются школьные сочинения, в которых нужно найти неверное использование слов.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель дает инструкции: «Будьте внимательны. Почему эти строчки школьных сочинений считаются юмористическими? А как надо написать? Исправьте».

1.                 Вдали показалась стая уток и зайцев.

2.                 У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.

3.                 Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…

4.                 Он стоял и лязгал глазами.

5.                 Зимой многие животные бросаются в спячку.

 

8. «Составь слово».

Задание заключается в составление слов из заданных букв.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает ученикам в своих рабочих тетрадях составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т.

Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.

 

 

 

9. «Конец - это начало».

Ученикам даются слова, в которых пропущены первые и последние буквы. Предлагается вставить эти буквы.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель дает задание: «Вставь букву в конец слова, которая будет началом другого слова».

ТРУ_ЕНЁ_ОНЕ_АПЛ_БЛОК_СЛИ_РА­_АРО_ОРОГА

 

10. «Лабиринт с буквами».     

Учитель дает ученикам лабиринт, по ходу прохождения которого они должны составить слово/предложение.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель с помощью лабиринта может подвести обучающихся к теме или к определенному понятию.

(Словосочетание)

Игры и упражнения на развитие объема внимания

 

1. «Заметь все».

Раскладывают в ряд 7-10 карточек со словами, которые затем закрываются. Приоткрыв карточки на 10 с, снова закрывают их и предлагают ученикам перечислить или записать все слова, которые они запомнили.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель выкладывает в ряд карточки со словами: текст, запятая, слово, слог, предложение, словосочетание, точка. Затем карточки закрываются.

Учитель задает следующие вопросы:

- Какие слова были записаны на карточках? Назовите их по порядку.

- Какие из слов можно объединить по группам?

 

2. «Ищи безостановочно».

В течение 10-15 секунд ученики пытаются увидеть вокруг себя как можно больше предметов, подходящих к определенному признаку.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает обучающимся оглядеться и за 15 секунд увидеть как можно больше признаков предметов. Затем по сигналу ученики называют прилагательные, которые можно использовать для описания класса.

 

3. «Придумай слово».

Учитель кидает мяч каждому из обучающихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель предлагает учащимся назвать как можно больше слов, начинающихся со звука [м]. (Машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д.) Можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы.

 

4. «Внимание!»

Для данного упражнения понадобятся несколько схематичных рисунков (7 - 9 схем), на которых изображены фигуры, буквы, числа, предметы. Ученики должны запомнить и нарисовать/записать.

Пример использования на уроке русского языка

Обучающемуся дается задание: «Постарайся запомнить, как можно точнее картинку, которую сейчас тебе покажут. Когда картинку уберут, сначала напиши слово (название этого предмета) в воздухе, а затем – в тетради.

Учитель может использовать это упражнение на минутке чистописания.

 

5. «Номер слова».

Ученику дается ряд слов. Затем слова закрываются и предлагается вспомнить номер каждого слова.

Пример использования на уроке русского языка

Дается ряд пронумерованных слов:

1) парта, 6) ручка, 4) девочка, 17) стол, 0) тетрадь, 12) окно, 9) облако.

Ученикам предлагается внимательно посмотреть и запомнить каждое слово и его порядковый номер (время — 15 секунд). Слова закрываются.

Затем учитель дает инструкцию: «Теперь посмотрите на те же слова, но расположенные в ином порядке, поставьте рядом с каждым словом закрепленный за ним номер (как это было обозначено выше)».

Тетрадь - ... ; ручка - ...; стол - ... ; девочка - ... ; окно - ... ; парта - ... ; облако - ... .

 

6. «Бессмысленные слова».

Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы школьнику было с кем соревноваться. Нужно приготовить карточки со словами из бессмысленного набора букв, по сигналу показать учащимся материал, но не больше, чем на 10 секунд. Ученик должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. При этом можно сказать школьнику, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл.

Пример использования на уроке русского языка

Учитель подготавливает карточки с бессмысленными словами от 3 до 9 согласных букв: РНВКС, ГЦЧДШ, ТСФБЗЛ, ЖКПРЧДЗНТК, ХРБВЛКТМЦ, КПТНСДШРВТБЧ и т.п. Ученики запоминают за 10 секунд как можно больше слов и записывают.

Упражнение можно проводить на минутке чистописания.

 

 7. «Первая буква».

Ученикам даются слова, из первых букв которых можно составить слово.

Пример использования на уроке русского языка

На минутке чистописания учитель показывает 5 слов: баранка, окунь, мороженое, бабушка, аквариум. Затем закрывает их и просит обучающихся не просто записать то, что запомнили, а слово, составленное из первых букв.

Примеры слов, которые можно использовать:

1)                велосипед, атлас, торт, арфа (вата);

2)                клюв, облако, фата, том, айсберг (кофта);

3)                слива, окно, бар, астра, кот, абрикос (собака);

4)                пила, окорок, приз, ухо, гора, алыча, йод (попугай).

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бобрышева Ю. А. Игры и упражнения на развитие внимания младших школьников на уроках русского языка: сборник трудов конференции. / Ю. А. Бобрышева, А. В. Боровенская // Образование и наука в современных реалиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 9-11.

2. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников - М.: АРКТИ, 2008. – 52 с.

3. Черемошкина, Л. В.  Теория и методика воспитания : развитие внимания и памяти ребенка : учебное пособие для вузов / Л. В. Черемошкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 277 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Сборник игр и упражнений на развитие коллективного внимания младших школьников на уроках русского языка

Сборник игр и упражнений на развитие коллективного внимания младших школьников на уроках русского языка

Сборник игр и упражнений на развитие коллективного внимания младших школьников на уроках русского языка

Сборник игр и упражнений на развитие коллективного внимания младших школьников на уроках русского языка

Введение Внимательный ученик – это успешный ученик!

Введение Внимательный ученик – это успешный ученик!

Игры и упражнения на развитие концентрации внимания 1

Игры и упражнения на развитие концентрации внимания 1

После нахождения слов обучающиеся отвечают на вопросы учителя: -

После нахождения слов обучающиеся отвечают на вопросы учителя: -

Спрятанные имена». В предложении слова пишутся так, чтобы в них можно было найти имена

Спрятанные имена». В предложении слова пишутся так, чтобы в них можно было найти имена

КВАСЛАДО (Сладков); 2)

КВАСЛАДО (Сладков); 2)

Учитель диктует предложения, схему которого обучающиеся должны показать в команде: 1

Учитель диктует предложения, схему которого обучающиеся должны показать в команде: 1

Учитель называет слова по пройденной теме, предлагая указать лишнее: 1) имя существительное, глагол, подлежащее, имя прилагательное; 2) подлежащее, суффикс, сказуемое, определение; 3) корень, окончание, приставка,…

Учитель называет слова по пройденной теме, предлагая указать лишнее: 1) имя существительное, глагол, подлежащее, имя прилагательное; 2) подлежащее, суффикс, сказуемое, определение; 3) корень, окончание, приставка,…

Игры и упражнения на развитие переключения внимания 1

Игры и упражнения на развитие переключения внимания 1

Не пропусти слово». Ведущий перечисляет слова

Не пропусти слово». Ведущий перечисляет слова

Расскажи стихотворение по сигналу»

Расскажи стихотворение по сигналу»

Тютчев Ф. И) После прочтения учитель дает задание: «Выпишите все имена существительные из стихотворения»

Тютчев Ф. И) После прочтения учитель дает задание: «Выпишите все имена существительные из стихотворения»

Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все буквы по порядку

Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все буквы по порядку

Пазлы». Ученикам выдаются пазлы с буквами, из которых требуется составить слово

Пазлы». Ученикам выдаются пазлы с буквами, из которых требуется составить слово

Игра «Найди схему». Ученикам предлагается соотнести слова со схемами

Игра «Найди схему». Ученикам предлагается соотнести слова со схемами

Игры и упражнения на развитие распределения внимания 1

Игры и упражнения на развитие распределения внимания 1

Письмо с помехой». Обучающийся называет слова, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке

Письмо с помехой». Обучающийся называет слова, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке

Учитель предлагает обучающимся зачеркнуть все буквы

Учитель предлагает обучающимся зачеркнуть все буквы

Падеж) (Суффикс) (Глагол) 7

Падеж) (Суффикс) (Глагол) 7

Счёт наоборот». Ученику предлагается называть буквы и цифры из таблицы в определенном порядке

Счёт наоборот». Ученику предлагается называть буквы и цифры из таблицы в определенном порядке

Рассели по домикам». Задача обучающихся – распределить слова по «домикам» в соответствии с заданием

Рассели по домикам». Задача обучающихся – распределить слова по «домикам» в соответствии с заданием

Учитель предлагает в каждой строчке из частей слов собрать целое слово: 1) ник, под, снеж (подснежник); 2) дель, ник, без (бездельник); 3) ход, к, по,…

Учитель предлагает в каждой строчке из частей слов собрать целое слово: 1) ник, под, снеж (подснежник); 2) дель, ник, без (бездельник); 3) ход, к, по,…

Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания 1

Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания 1

Отличная работа) 2. «Копировальщики»

Отличная работа) 2. «Копировальщики»

Учитель дает инструкции: «На доске записан текст

Учитель дает инструкции: «На доске записан текст

БУК ВЕРТ

БУК ВЕРТ

Те перья поднимите тоже. 4)

Те перья поднимите тоже. 4)

Школьные сочинения». Ученикам даются школьные сочинения, в которых нужно найти неверное использование слов

Школьные сочинения». Ученикам даются школьные сочинения, в которых нужно найти неверное использование слов

Конец - это начало». Ученикам даются слова, в которых пропущены первые и последние буквы

Конец - это начало». Ученикам даются слова, в которых пропущены первые и последние буквы

Игры и упражнения на развитие объема внимания 1

Игры и упражнения на развитие объема внимания 1

Придумай слово». Учитель кидает мяч каждому из обучающихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук

Придумай слово». Учитель кидает мяч каждому из обучающихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук

Пример использования на уроке русского языка

Пример использования на уроке русского языка

Учитель подготавливает карточки с бессмысленными словами от 3 до 9 согласных букв:

Учитель подготавливает карточки с бессмысленными словами от 3 до 9 согласных букв:

Список литературы 1. Бобрышева

Список литературы 1. Бобрышева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2024