Сборник игры ТРИЗ

  • docx
  • 15.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала содержание игр Триз.docx

Что такое ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это система знаний об изобретательстве и набор творческих методов решения сложных задач. ТРИЗ помогает усовершенствовать имеющееся или создавать новое путем нахождения и разрешения противоречий.

Сегодня это уже не только теория, но и особое мировоззрение. 

Главное о ТРИЗ

 

● Основы теории решения изобретательских задач развивают творческое мышление и помогают находить нестандартные ответы в технической, маркетинговой и управленческой сфере.

● Применение ТРИЗ подходит для решения открытых задач — таких, где нет стандартных вариантов или они оказываются неэффективны.

● Чтобы найти оптимальное решение, нужно выявить противоречия в ТРИЗ, сформулировать идеальный конечный результат, определить ресурсы и устранить противоречия.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка. Именно поэтому, развитие устной монологической речи  закладывает основы успешного обучения в школе.

Мой  опыт работы показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Почему?

1.     Невозможно решить задачи накопления словаря, формирования грамматического строя речи, а тем более составления собственного речевого продукта за короткое время, отведенное на занятии (15-30 минут).

2.     Рассказы детей фактически являются вариантами образца воспитателя. У детей теряется  интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны.

3.     Все дети группы не имеют возможности рассказать свой рассказ и находятся в пассивной роли слушателя.

4.     Совсем не решается задача формирования у ребенка обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, так как ребенок не понимает, по каким правилам он строится. 

Познакомившись с методикой  Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление рассказа по сюжетной картине» я решила внедрить данный метод в свою педагогическую деятельность.

Работа по данной методике проводилась с дошкольного возраста ( предподтовка к школе). Начиная с этого  возраста, с детьми изучалась «Таблица признаков», вводились «Типовые приемы фантазирования», игры с «Системным оператором» и другие познавательно-речевые игры.

Работа  по составлению метафор.

Развитие связной монологической речи (содержательной, логичной, последовательной) – это одна из центральных задач  речевого развития школьников. В ее формировании отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения.

Для работы по данной методике изготовила пособие «Волшебный круг», потому что для детей круг является более воспринимаемым  образом. Как проходила работа?

·        Работа проводилась по подгруппам, в течение 2-х недель, в форме игр-тренингов. В конце – итоговое занятие.

·        Схематическое изображение этапов детям предлагалось, объяснялось. Но при этом дети рассуждали, подходит ли данный значок к этому этапу. Названия игр придумывались детьми.

·        Одновременно вводилось правило этапа. Установки на автоматическое запоминание не делалось. Правило проговаривалось каждый раз и заучивалось постепенно.

·        Для картины выделено определенное место в группе. Дети имеют возможность рассматривать картину, самостоятельно поиграть, предложить игру по картине педагогу.

Первый год работы по составлению сюжетных рассказов по картине не особо уделяла внимание работе с метафорой. Далее  я решила по подробнее провести работу по составлению метафор.

Метафора – (от греч.) перенесение. Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на скрытом сравнении.

Это трудно сделать даже взрослым людям и тем более нелегко для детей, у которых невелик словарный запас. Л.С. Выгодский в своих исследованиях писал, что воображение детей беднее, чем у взрослого человека, это связано с недостаточным личным опытом. Следовательно, необходимо расширять опыт ребенка, для его дальнейшей творческой деятельности.

Изучив методику составления метафор, представленную в методическом пособии по ТРИЗ, я составила схему составления «загадочных фраз». Данную схему я представила детям в пособии «Волшебный домик».

Перед началом обучения составлению метафор детям была предложена и последовательно объяснена данная  схема.

Что собой представляет данная схема?    Выбирается объект, про который будет составляться метафора. Необходимо выделить его. В пособии он представлен карточкой с буквой О на «балкончике».

1.     Затем определяется, на какой объект похож выбранный. Значок со знаком вопроса и буквой О размещен в первом «окошечке».

2.     Следующий шаг – определение месторасположения выбранного объекта. В пособии во втором «окошечке» показан признак «Место».

3.     Для составления «загадочной фразы» необходимо закрыть карточку «объект», а слова в «окошечках» связать во фразу. (Что показано на схеме знаком «+»)

Каждый шаг составления метафоры схематически изображается воспитателем или зарисовывается детьми.

 Для составления более развернутой метафоры были добавлены дополнительные «окошечки» со значками-обозначениями, которые вводились по мере усвоения детьми принципа составления метафоры. В «окошечках» значок с буквой П. необходимо определить значение какого-либо признака у выбранного объекта. Так же у месторасположения объекта определяется значение признака.

Примеры метафор, составленные детьми:

·        Слезы туч.

·        Бусы рябины.

·        Вата неба.

·        Зеркало земли.

·        Стеклышки земли.

·        Холодные ниточки неба.

·        Разноцветное одеяло земли.

·        Маленький стульчик леса.

·        Золотые фонарики деревьев.

·        Разноцветный павлин птичьего двора.

·        Душистый кустик солнечной полянки.

·        Деревянная шапка деревенского двора.

·        Круглые бусы голого дерева.

·        Холодный человечек зимнего двора.

·        Деревянное кресло зимней улицы.

·        Замерший букетик белоснежной улицы.

·        Колючая барышня дремучего леса.

 

Конспект занятия по составлению метафор по картине

1.     – Ребята, недавно к нам в гости пришла картина. Мы уже с ней в 

             некоторые игры играли. В какие игры мы играли?

          - Сегодня я предлагаю поиграть еще в одну игру. Но первый начнет

             игру тот, кто выиграет в игре «Аукцион».

          - Скажите, какое время года изображено на картине? Играем в игру 

             «Аукцион» Вы должны подобрать слово, которое характеризует  время года  «Зима».

2.     – Молодцы! Открывайте следующую карточку и говорите правило.

- Я предлагаю вам научить наших гостей составлять «загадочные

   фразы». Согласны?

 - Что значит «загадочная фраза»?

 - Что нам помогает составлять «загадочные фразы»?

 - Расскажите, как мы это делаем? Что есть у «Волшебного домика»?  

   Что обозначают эти карточки?

3.     – Я предлагаю составить «загадочную фразу» про каток.
Ф/минутка «Мороз»

- Ребята, когда делают во дворах катки? Почему именно зимой?

4.     – Давайте попробуем еще составить «загадочные фразы».

5.      – Молодцы!

- Что мы сегодня составляли?

 - Что нам помогало?

 - Для чего мы учимся составлять «загадочные фразы»?

6.     - Я предлагаю вам нарисовать те объекты, про которые мы составляли

        «загадочные фразы»

 

 

 

Конспект «Составление логического рассказа по серии картинок  для детей

 

Задачи

1.     Учить детей воссоздавать последовательность событий по отдельным кадрам.

2.     Учить составлять речевой текст как сопровождение к серии картинок.

3.     Осознавать последовательность этапов работы.

Материал: серия картинок, схемы этапов, игрушечный персонаж.

Организация

Содержание

Мотивация. Поможем Буратино разобраться в картинках.

- Ребята, к нам пришел Буратино и принес картинки.

  Он хочет, чтобы вы научили его в них разбираться.

Игра «Паровозик из картинок»             1 шаг - разложить картинки в произвольной последовательности

 

- Разложите картинки в одну линию и покажите  

  схему игры, что ты сейчас делала? (Я разложила

  картинки друг за другом паровозиком)

- Сейчас, Буратино, мы выкладываем схему

  паровозика из картинок

2 шаг  - назови место, где происходит событие

 

Выкладывание схемы места события

- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, где

  происходит событие? (событие происходит на

  улице, на поляне)

-  Покажите схему игры, которая обозначает место

   события

 

3 шаг - определение времени события

 

Показ схемы – время события

 

- В какое время года происходит это событие?   

   (летом).

- А в какое время суток? (днем).

- Покажите Буратино, какая схема обозначает время

  события?

 

4 шаг -  нахождение общих героев на всех картинках

 

 

Выкладывание схемы общих героев на всех картинках

 

-  Каких героев вы видите на всех этих картинках?

   (мальчика и собаку)

- Как зовут мальчика? (Коля)

- Как мальчик зовет свою собаку? (Шарик)

- Покажите Буратино схему, обозначающую героев

  на всех картинках.

Дети стоят на ковре

Физминутка

Имитация движений собачки

 

Картинки незаметно убираются, остаются одни схемы

-  Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Что

   делает собачка»

  собачка бегает, виляет хвостиком, встает на задние

  лапки, нюхает, лает, чешет лапой за ухом.

 

Дети с  Буратино подходят к столу

Рефлексия

- Ребята, я прошу вас подойти к столу и рассказать

  Буратино о том, что обозначает каждая схема.

  (1. Составили паровозик из картинок.

   2. Сказали о месте где происходит событие

   3. Сказали о времени события (летом, днем)

   4. Определили героев на всех картинках (мальчик

      и собака)

 

Игра «Такой же  как»  

Задачи: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, формирование внимания, воображения, усидчивости.

Цель: учить быстро и внимательно находить  объекты по заданию,  развивать воображение, мышление.

Оборудование: карточки- круги с изображением объектов, круг- основное поле , на котором в дальнейшем располагаются объекты, в центре написано « Такой же как»

Описание  игры: играет неограниченное количество человек (рекомендовано 6-8 человек)  Карточки – круги лежат на столе, ведущий выбирает карточку, которая указывает – с каким объектом начинаем сравнение и далее дети по очереди  ищут следующий объект и говорят, что у него такое же как у предыдущего объекта Например, солнце- лимон  ( он такой же по цвету)-яйцо ( он такой же по форме вытянутый)- тарелка( она такая же хрупкая)- стакан ( он также сделан из стекла) и т.д.  Как только на основном игровом поле – круге нет больше места для карточек, все вместе (или кто вперед)  ищем сходство последнего и первого объектов.

 

 «Теремок»

Цель: Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по естонахождению или видовой принадлежности.

Материал: рисунки разных объектов,

Например:

1 Вариант: Музыкальные инструменты

2 Вариант: Домашние животные

3 Вариант: Дикие животные и т.д.

На каждого ребенка один рисунок.

Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.

Дети:  Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети:  А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

Различия у объектов живого мира

Дети:  Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый).У нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой). Белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

 

                        Игра «Прошлое-будущее»

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

- кем (чем ) будет объект(предмет)

яйцо-цыпленок

 кирпич-дом

мальчик-мужчина

 желудь-дуб

семечко-яблоня

 икринка-рыба

гусеница-бабочка

мука-хлеб

железо-велосипед

кирпич-дом

ткань- рубашка

 ученик-студент

 больной- здоровый

слабый- сильный и т.д.»

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

 

Игра «Волшебный поясок».

Цель: научить соотносить цвет предметов с основными цветами, давать правильное название цвета.

Ход игры: Перед детьми на стол выкладывается «Волшебный поясок», состоящий из 7 разноцветных кармашков. Ребятам даётся по карточке с вырезанным изображением предмета (например домик).Ребёнок с карточкой подходит к «Волшебному пояску» и вставляет её, например, в красный кармашек и говорит: «Я хочу, чтобы домик был красного цвета!».

Воспитатель предлагает ребятам найти в группе предметы красного цвета.

Ребята поочерёдно подходят к «Волшебному пояску» до тех пор, пока все не примут участие.

Играть можно как с группой, так и с одним ребёнком.

S5000570

 

Игра «Поезд»

Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.

Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.

Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.

1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).

2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).

Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.

Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.

Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

 

Картотека игр и занятий по сказочным текстам

1. Игра: “Бюро находок”.

Цель: закрепить знания героев сказок и сказочных предметов.

– Посмотрите ребята, нам из сказочного городка отправили литературный сундучок. В нём потерянные вещи. Мы должны найти хозяев. Сможем найти?

(В сундучке лежат: яблоко, зеркальце, орехи, корыто, рыбка, веревка, звезда, зайчик, собачка, спица).

2.Игра: “Узнай от кого пришли телеграммы”

Цель: по выражениям из сказок учить определять героев сказок и название сказки, вид и место действия сказок.

- Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.

Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.

Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.

Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.

Приеду с подарками, так как наткала я полотна.

Очень жаль приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети оба наших сокола”.

Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.

3. Игра “Лучший знаток сказок”

Цель: закрепить знание героев сказок, их свойств характера, знания «сказочных» выражений.

- А теперь узнаем, кто лучше всех знает сказки. Ответ к вопросам вы найдёте в самих текстах сказки.

Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

Что кричал петушок, сидя на спице?

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал с укоризной?

Что молвила третья сестрица?

Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал?

С какими словами обращается старик к золотой рыбке?

Какими словами начинается “ Сказка о рыбаке и рыбке”

Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “ Сказку о Золотом петушке”

Каким был лоб у Балды?

Где поп встретил Балду?

У кого в лесу живёт царевна?

Назовите кличку собаки семи богатырей.

Назовите кличку собачки семи богатырей

Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны?

Что подумала царевна о хозяевах терема?

Почему богатыри сразу поняли, что царевну принимали?

 4. Игра «Угадай сказку»

Цель: учить отгадывать загадки о сказках, зашифрованных  в стихотворной форме.

Сказки просят

- А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

 - А дорога далека

 А корзина нелегка

 Сесть бы на пенек,

 Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

 - Ах, ты Петя – простота,

 Сплоховал немножко:

 Не послушался кота,

 Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешок)

 - Красна девица грустна:

 Ей не нравится весна,

 Ей на солнце тяжко

 Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

 - Нет ни речки, ни пруда –

 Где воды напиться?

 Очень вкусная вода –

 В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка)

 - Отворили дверь козлята,

 И пропали все куда – то! (Волк и 7 козлят)

 - Появилась девочка в чашечке цветка,

 А была та девочка не больше ноготка,

 Кто читал такую книжку,

 Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)

5.Игра: «Угадай, из какой сказки предмет»

Цель: учить детей по предмету отгадывать сказку.

 - Мед «Винни Пух…»

- Аленький цветочек

- Ключ

- Красная шапочка

- Волшебное зеркало

- Горошина

- Яйцо

- Цветик – семицветик

- Три орешка

 6. Игра «Угадай сказку по иллюстрации»

Цель: при помощи картотеки «Сказочных героев» учить определять сказку, героев и вид сказки.

-У меня есть волшебный сундучок, в котором перепутались все герои сказок, помогите мне определить, кто в какой живет сказке.

7. Игра «Художники»

Цель: учить изображать сказочных героев, передовая свойства характера, характерные черты.

Каждая команда рисует по одному сказочному герою. Соперники должны угадать его. Назвать сказку.

 8. Игра «Продолжи сказку»

Цель: закрепить знания развития сюжета сказки.

-Помогите мне вспомнить продолжения сказок.

       - Позвала бабка внучку.

         Внучка за бабку,

         Бабка…

  - Подошли зайчик и петух к избенке:

      - Кукареку! Несу косу…

     (на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!)

    - Прискакала к терему лягушка – квакушка и спрашивает:

       - терем – теремок! Кто в тереме живет?

       - Я мышка – норушка! А ты кто?

       - А я …

9. Игра «Найди ошибку»

Цель: закрепить знания названий сказок.

Воспитатель читает перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)

2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

11. Луковый мальчик. (Чипполино.)

12. Свеколка. (Репка.)

 

10. Игра « В гостях у сказки»

Цель: закрепить знания  сказок.

-Выберите правильный ответ

1.  Скоро сказка сказывается, да не скоро... Что дальше?

Каша варится

Мука мелется

Дело делается

2. От кого ушёл Колобок?

От бабушки с дедушкой

От внучки с Жучкой

От лисы

3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в...

Телёночка, козлёночка, поросёночка

4. Серый Волк помог Ивану Царевичу добыть...

Жар-Птицу, златогривого коня и Елену Прекрасную

Жар-Птицу, златогривого коня и Бабу-Ягу

Роликовые коньки, попугая и водяной пистолет

5. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,

а кличку - Косолапый?

Волк,  Медведь, Зайка...

6. Что Баба-Яга делала с маленькими детишками?

Читала им сказки и давала пирожков на дорогу

Жарила в печке

Солила в бочке

7. Смерть Кощея Бессмертного находится на кончике иглы, а игла...

...в подушечке для иголок, подушечка в шкатулочке, шкатулочка на полочке

игла в сейфе, сейф в банке, банк в Швейцарии

игла в утке, утка в зайце, заяц в сундуке

8. Тянем-потянем - вытянули репку... А между кем её делить?

Не примазался ли тут кто-нибудь лишний?

Дедка Бабка Внучка Жучка Лисичка Кошка Мышка

9. Сколько козлят слопал волк в сказке "Волк и семеро козлят"?

Семь

Шесть

Семь козлят и маму-козу впридачу

10. Отчего растаяла Снегурочка?

Прыгнула через костёр

Прислонилась к горячей печке

Загорала на солнце без панамки

11. Как Емеля рассмешил Царевну Несмеяну?

Строил ей глупые рожи

Защекотал до полусмерти

Въехал во дворец на печке

12. Как Пузырь, Соломинка и Лапоть задумали переплыть реку?

Пузырь и Соломинка сели в Лапоть, как в лодку

Соломинка перекинулась через реку, как мостик

Дождались ветра и полетели на пузыре, как на воздушном шаре

13. Кто из этих красавиц мог за одну ночь сшить рубашку, испечь каравай и соткать ковёр?

Варвара Краса Василиса Настасья Микулишна

14. Как мужик в знаменитой сказке разделил гуся?

Дочкам - крылья, сыновьям - ножки, голову - барыне, барину хвостик, остальное - себе

Туловище - барину, голову - барыне, ножки - сыновьям, дочкам - крылья, себе потроха

Голову - барину, задок - барыне, ножки - сыновьям, дочкам - крылья, остатки - себе

15. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло - ..." Что дальше?

Кафтан намочило

А в рот не попало

Усы слиплись!

11. Игра « Самые-самые сказки и герои»

Цель: закрепить знания сказок.

Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине»)

Самая грустная сказка. («Русалочка»)

Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)

Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)

Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)

Самый богатый жених. (Крот)

Самый красивый наряд короля. (Воображаемый)

Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)

Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)

Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)

На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? (Гадкий утенок. Допускается: Стойкий оловянный солдатик)

Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).

Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво»)

Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)

Самая, на ваш взгляд, правдивая история. («Принцесса на горошине». Можно: «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик»)

Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)

Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)

Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)

Ваша самая любимая сказка Г.-X. Андерсена. (Дети называют).

12. Игра « Мир сказок Андерсена»

Цель: закрепить знания сказок Андерсена, героев из этих сказок, предметов.

Герои:

Кот и курица («Гадкий утенок»),

- жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка»),

- старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок»),

- индейский петух («Гадкий утенок»),

- большая рыба («Стойкий оловянный солдатик»),

- три собаки с большущими глазами («Огниво»),

- полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка»),

- лебеди («Гадкий утенок» и «Дикие лебеди»),

- олень («Снежная королева»),

- соловей («Свинопас»).

- император («Свинопас»),

- король («Новый наряд короля», «Огниво», «Дикие лебеди»),

- королева («Принцесса на горошине», «Дикие лебеди»),

- принц («Свинопас», «Дикие лебеди»),

- принцессы («Принцесса на горошине», «Огниво», «Русалочка»),

- придворные («Новый наряд короля»),

- фрейлины («Свинопас»),

- солдат («Огниво»),

- девочка Герда и мальчик Кай («Снежная королева»),

- бабушка («Снежная королева»),

- мама («Дюймовочка»).

Сказочные герои:

- царь морской («Русалочка»),

- снежная королева («Снежная королева»),

- ведьма («Огниво»),

- колдунья («Дюймовочка» и «Снежная королева»),

- эльф («Дюймовочка»),

- тролль («Стойкий оловянный солдатик» и «Снежная королева»),

- русалочка («Русалочка»).

Волшебные предметы:

- горшочек и трещотка («Свинопас»),

- огниво («Огниво»),

- волшебный напиток («Русалочка»),

- ячменное зерно («Дюймовочка»),

- волшебное зеркало («Снежная королева»),

- золотой гребешок («Снежная королева»).

Объясните, в чем состояло волшебство этих предметов и напитков.

13. Игра в ассоциации.

Цель: учить определять свойства характеров и внешний вид героев.

1.Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?

Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.

Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.

Голый король - франт, модник, лентяй, спесивый.

Элиза - добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.

Сказки, но по-новому

2.Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок      добрый   волк

Лиса     хитрая   колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало            сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

14. Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

15.От точек - к сказке

Цель: учить детей по описанию героев, отрывков из сказок отгадывать и зарисовывать персонажей из сказок.

1)Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

2)Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

16.Варим кашу.

Цель: учить, обыгрывая сказки, согласовывать свои действия, с действиями героев.

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Игры на знакомство с противоречиями

Цель: учить детей определять положительные и отрицательные качества героев и явлений

"Черное - белое"

Воспитатель, стоя перед группой детей, держит в одной руке черный круг, в другой - белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого-либо объекта или явления, а поднимая белый круг - положительные.

"Вперед - назад"

Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен или чем он нравится или не нравится. Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед; отрицательное - шаг назад.

"Правый фланг - левый фланг"

Называя положительное качество, ребенок должен встать по правую руку воспитателя, а называя отрицательное качество - по левую руку.

"Найди и угадай"

Кто-то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества, Дети должны его отгадать.

"Успей"

Выбирается ведущий. Он должен назвать объект, который будут анализировать участники игры. Их задача - найти положительное и отрицательное в данном объекте и перейти на другую сторону площадки. Ребенок, не сумевший сказать, чем хорош и чем плох объект, должен успеть перебежать на другую сторону площадки, прежде чем водящий дотронется до него. Если он не успеет это сделать, ребенок становится новым ведущим.

"Кто впереди"

Дети делятся на две команды. Выбирается объект для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах этого объекта и делает шаг вперед. Другая команда говорит о его негативных свойствах и тоже делает шаг вперед. Побеждает та команда, которая первой приходит к финишной черте.

"Сумей в плохом найти хорошее"

Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого произведения.

"Зачем? Какой?"

Дети делятся на две команды "Зачем" и "Какой".

Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т. д.).

Вторая команда оценивает (хорошо - плохо) тот или иной способ и обосновывает свою оценку.

"По кругу"

Дети садятся в кружок. Один ребенок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним - отрицательное и т. д.

"X" и "П"

Дети выбирают фигурки, на обратной стороне которых написаны буквы "X" или "П". Так они делятся на две команды. Определив объект для анализа, команда "X" называет, чем он хорош, а команда "П" - чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов.  

Игры на нахождение внешних ресурсов

Цель: учить детей находить внешние ресурсы объектов, учить решать проблемы сказочных героев.

"Кот в одном сапоге"

Кот из сказки "Кот в сапогах" потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

"Маша и медведь"

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

"Помоги Золушке"

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раска-тать тесто?

"Подготовка к празднику"

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. "Гвоздем программы" должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

"Красная Шапочка"

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

"Молочные проблемы кота Матроскина"

Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

"Корзинки для козлят"

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

"Варенье для Карлсона"

Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

 

Игра с проблемными ситуациями для старших дошкольников

«Помоги героям сказок»

Цель: Учить решать проблемные ситуации сказочных героев.

ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие: Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

 

Конспект решения  проблемы  в русской народной сказке «Снегурочка»

Программное содержание: Учить выделять проблему в проблемной ситуации, закреплять умение решать противоречие разными способами. Упражнять детей в сужении поля поиска при отгадывании литературных произведении, создавать условия для развития коммуникации во время обсуждения проблемы. Воспитывать  культуру диалога.

Методы и приемы: игры, решение проблемы, рефлексия.

Материалы: «Копилка проблем сказочных героев»; иллюстрации к сказке «Снегурочка». Схемы: видов сказок, мест сказок, сказочного героя, времени года; «Колесо решения проблем», обруч.

Ход занятия:

1.Учитель: Ребята, вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в игру «Да - нет» по сказкам. Вот схемы, которые вам помогут. Задавайте вопросы.

(Дети отгадывают названия 2-3 сказок)

Учитель: А теперь поиграем в игру «Пароль».

 Паролем будут герои природного мира.

(Дети называют героев из сказок, принадлежащих к природному миру.)

А сейчас мы вспомним, как решали проблемы героев сказок. А поможет нам в этом «Копилка проблем сказочных героев».

(Учитель показывает карточки с решением проблем, а дети рассказывают  о том, как они ее решали).

2Учитель: Ребята, отгадайте героя сказки, проблему которого мы с вами будем решать сегодня. А поможет нам в этом загадка.

                            Маленькую девочку из снега слепили

     Через костер она прыгнула и в пар превратилась.

     (Снегурочка)

Учитель: Какая проблема случилась у Снегурочки?

(Дети решают проблему при помощи «Колеса решения проблем»).

Воспитатель: Представьте, что здесь горит костер, а мы решили попрыгать через него. Как нужно прыгать, чтобы не обжечься?

Дети: высоко, далеко.

Учитель: Сейчас мы попрыгаем через костер.

(дети прыгают через обруч, затем садятся за столы)

Учитель: Что произойдет хорошего, если Снегурочка прыгнет через костер? Что плохого? А если Снегурочка не прыгнет через костер, что хорошего произойдет? А что плохого? Как сделать так, чтобы Снегурочка и прыгнула и не растаяла?

(Учитель рисует таблицы на доске)

Сейчас мы с вами рассмотрим все ресурсы, которые есть у Снегурочки и в ее окружении.

(Дети предлагают, а учитель зарисовывает все ресурсы леса, девочки и подружек).

Учитель: Какой ресурс наиболее подходит для решения проблемы Снегурочки? Давайте смело прыгнем через безопасный костер.

(Дети прыгают через обручи садятся на стулья.)

Учительь: Какой совет герою мы могли бы с вами дать?

Дети: Надо всегда заботиться о своем здоровье.

Учител ьраздает детям цветные листочки бумаги.)

Учитель: Я раздала вам волшебные листочки. Вы скажите в них ваш совет герою, заверните и дома, развернув листочек, расскажете родителям это совет.

(Дети выполняют)

Рефлексия.

Что мы с вами делали?

Как делали? Для чего?

                       Методические рекомендации

по проведению игр, игровых и творческих заданий.

Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:

Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).