Сборник методических рекомендаций в помощь молодому специалисту

  • Документация
  • Конкурсы
  • Памятки
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • pdf
  • 22.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Потенциал сферы дополнительного образования детей становится предметом исследований и привлекает внимание политиков. В ряде стран мира разрабатываются и реализуются национальные программы развития внешкольного образования. Данные программы рассматриваются как важный элемент повышения общего качества образования и решения проблем социализации детей и молодежи. Задачи использования потенциала сферы дополнительного образования в формировании навыков XXI века, поддержке одаренных детей, корреспондируют с задачами Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Иконка файла материала 1. Методичка (Автосохраненный) (Автосохраненный).pdf





сегодня одним из наиболее активно развивающихся рынков «новой экономики» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора.

 В условиях глобализации все более актуальным становится вопрос о глобальной конкуренции государства, корпораций, общественных институтов за инструменты влияния на сознание и идентичность детей и молодежи. В этом аспекте вопросы развития дополнительного образования детей соотносятся с вопросами обеспечения национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации.

 В советский период система внешкольного образования создавалась и развивалась для решения актуальных для определенного этапа государственных задач (развитие сельского хозяйства – юннаты, развитие промышленности – юные техники, развитие авиации – юные летчики, и т.д.), занимало определенное место в системе воспроизводства и развития человеческого капитала. При этом специфика подхода государства заключалась в поиске опоры для своего общественно-политического заказа в потребностях подростков и государства, поддержке и продвижении инициатив снизу.

Последние десятилетия система дополнительного образования детей находится на периферии внимания государства. Разработанные в начале XXI века межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей и Концепция модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года не стали реальными инструментами развития системы. Система дополнительного образования не была включена в приоритетный национальный проект «Образование», ее поддержка в рамках федеральных программ традиционно ограничивается линией мероприятий (конкурсы, слеты и т.п.) и программ летнего отдыха.

С принятием ФЗ-131 полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень. Это отвечало общему продуктивному замыслу учета интересов территорий, местного сообщества.

Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерен дефицит компетенций эффективного управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены.

В своей предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, говоря о системе ДОД, отметил, что за последнее время произошел отток из нее значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе. В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов ДОД необходимо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате принимаемых мер к 2018 году увеличится доля школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70-75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе.  

Меры, принимаемые государством по развитию системы ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Согласно Указу Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Целью создания данного методического пособия является ознакомление молодых педагогов с особенностями дополнительного образования эколого-биологического направления.

Задачи методических рекомендаций:

-   упростить поиск информации о работе в сфере дополнительного образования;

-   определить теоретические основы дополнительного образования;

-познакомить педагога с историей юннатского движения в Российской Федерации в целом и в Евпатории в частности;

-   выделить список документов, регламентирующих работу педагога дополнительного образования;

-   ознакомить молодого специалиста с профессиональным стандартом педагога дополнительного образования;

-   осветить функции и особенности сферы дополнительного образования детей, показать основные принципы в сфере государственной политики;

-   предоставить информацию о видах и структуре занятия творческого объединения;

-   дать определение основным понятиям и терминам, которые используются в педагогических справочниках и специальной литературе;

-   оценить степень стрессоустойчивости в качестве педагога дополнительного образования.

Процесс становления молодого педагога – многоуровневый, сложный, включающий в себя следующие факторы

-социально-культурные; 

-   психологические; 

-   профессиональные (узконаправленные в том числе);  - экономические. 

Формы взаимодействия, необходимые молодому специалисту в контексте профессионального роста в системе дополнительного образования: 

-   активное использование рекомендаций коллег, наставника; 



ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ЮННАТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 

В истории развития дополнительное (внешкольное, неформальное, альтернативное) образование в России представлено различными его формами: внешкольное образование детей, клубы по интересам, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, курсы, образование взрослых, факультеты общественных профессий в стенах вузов, самообразование и другие формы дополнительного (т.е. за рамками обязательного минимума – стандарта) образования.

Первые организационные формы внешкольного образования (кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные колонии и т.д.) возникли в России еще в конце 19 века. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами в различных целях. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement - поселение), основанное в Москве в 1905 г. группой педагогов во главе с С.Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения. С.Т. Шацкий был одним из первых российских ученых, обратившихся к педагогике детского сообщества. Осенью 1905 года в Москве он совместно с коллегами и с помощью рабочих организовал кружки, детские клубы и детский сад «Дневной приют для приходящих детей», при котором были открыты мастерские: столярная, слесарная, швейная и др., а также обсерватория. Сотрудники общества видели свою задачу в том, чтобы в противовес муштре старой школы создать наиболее благоприятные условия для развития и воспитания ребенка. В 1909 г. под руководством С.Т. Шацкого взамен «Сетлемента» был о создано общество «Детский труд и отдых» с целью организации труда общеобразовательного характера, развития творческих способностей детей и укрепления их здоровья. «Дети гораздо серьезнее, интереснее и умнее, чем мы предполагаем, - говорил С.Т. Шацкий, - ... пусть дети изобретают, добиваются и ошибаются..., лишь бы только они побольше проявляли инициативы и интереса...». В ноябре 1917г. в Народном Комиссариате по просвещению был создан специальный отдел внешкольного образования в целях развертывания культурно-просветительной работы среди неграмотного взрослого населения. В этот период формируется первая организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения России. А год спустя в Сокольниках открыли первое государственное внешкольное детское учреждение - Станцию юных любителей природы, что положило начало государственной системе внешкольного образования детей. Как подчеркивала Н.К. Крупская, - внешкольная работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития. В 20-х гг. началось и научно-теоретическое осмысление этой новой для России образовательной сферы (работы П.П. Блонского, А.У. Зеленко, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, В.Н. Сорока-Россинского, С.Т. Шацкого и др.).

Первые юннатские объединения в Крыму появились в 1923 году, когда в Крым прибыл экспедиционный отряд юннатов Московской биологической станции и еще с





ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

 

Основная цель вида профессиональной деятельности:

организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;

создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;

обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

 

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт:

 

                     преподавание по дополнительным общеобразовательным программам;

организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;

организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;

обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;

педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;

разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

 

Организационно-методическое обеспечение реализации   дополнительных общеобразовательных программ:

организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;

                     организационно-педагогическое             сопровождение             методической

деятельности педагогов дополнительного образования;

мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

 

Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:

                     организация и проведение массовых досуговых мероприятий;

организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых;  


организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

 

Возможные наименования должностей, профессий:

                     педагог дополнительного образования;

                     старший педагог дополнительного образования;

          тренер-преподаватель;   старший тренер-преподаватель;

                     преподаватель.

 

Требования к образованию и обучению:

среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);


дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);

при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства;

рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года;

требования к опыту практической работы: для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности не менее двух лет.

 

Особые условия допуска к работе:

отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.  

 

Трудовая функция: организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

 

Трудовые действия:

                     набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе;

           отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии);

организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях;

консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

                                      текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и

поведения на занятиях;

разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы.

 

Необходимые умения:

основные правила и технические приемы создания информационнорекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях;

техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;

техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы);

федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии);

характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;

электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся;

психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы;  

особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов;

основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам;

основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;

профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);

теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта);

теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств);


особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся);

особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

                     методы,        приемы       и       способы       формирования       благоприятного

психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;

                     источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ;

правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения;

                     требования охраны труда в избранной области деятельности;

требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);

меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством;  

нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные.

 

Необходимые знания:

осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования;

готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся;

понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей и их родителей (законных представителей);

набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);

диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);

проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта);

определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств);

разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:

-                     задач и особенностей образовательной программы;

-                     возрастных особенностей учащихся;

-                     современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности;  

обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы);

анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования;

создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся;

использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:

-                     избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;

-                    


состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья);

                     осуществлять     электронное     обучение,     использовать      дистанционные

образовательные технологии (если это целесообразно);

готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы);

создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы;

проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;

контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности);

                     выполнять требования охраны труда;  

анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности;

взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики.

 

Трудовая функция: организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

 

Трудовые действия:

          планирование подготовки досуговых мероприятий;   организация подготовки досуговых мероприятий;

                     проведение досуговых мероприятий.

 

Необходимые умения:

основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий;

методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;

техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;

основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;

особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся);

специфика работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования);

требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);

меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством;

нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные;

виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами.

 

Необходимые знания:  

понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий;

создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:

- привлекать учащихся (для детей и их родителей (законных представителей) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся;

- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;

- проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении;

                     - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности;


контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий;

                     выполнять требования охраны труда;

взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики;

проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий.

 

Трудовая функция: обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

 

Трудовые действия:

планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся;

                        проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч

(консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся;  

организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий;

обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей.

 

Необходимые умения:

нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные;

особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями учащихся;

                     особенности           работы            с           социально           неадаптированными

(дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;

педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей);

основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся;

                            основные принципы и технические приемы создания информационных

материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей);

приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности.

 

Необходимые знания:

определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию;

выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы;

организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной




ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ РАБОТУ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.                       Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

2.                       Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 

3.                       Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». 

4.                       Национальная доктрина образования в Российской Федерации, 2000г. 

5.                       Концепция развития дополнительного образования», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р. 

6.                       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 №33660). 

7.                       Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 

8.                       Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 

9.                       Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. 

10.                   Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. 

11.                   Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года №Пр-827) и комплекс мер по ее реализации (утвержден Правительством РФ 27 мая 2015 г. №3274п-П8). 

12.                   Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г. 8 

13.                   Национальный проект «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16). 



ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

 

Важнейшие функции сферы дополнительного образования детей состоят в следующем:

Развитие человеческого капитала страны. В дополнительном образовании формируются необходимые для индивидов и общества установки и навыки (когнитивные, эмоциональные, социальные). В этом отношении дополнительное образование детей дополняет и расширяет результаты, обеспечиваемые в рамках основного образования, выходящие за рамки его стандартов.

Дополнительное образование детей позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека, способствуя повышению конкурентоспособности и инновационному развитию страны.

Развитие человеческого капитала осуществляется также посредством формирования в сфере дополнительного образования детей элиты (научной, культурной) страны через выявление талантливых детей в самых разных областях, развитие их мотивации и способностей. Дополнительное образование в этом плане выступает как «образование экстра-класса», «эксклюзивное образование».


Сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течение всей жизни – модели образования, признаваемого сегодня наиболее эффективной для развития человеческого капитала. Устройство программ дополнительного образования (гибкость, разноуровневость, модульность) для детей становится фактически прототипом программ непрерывного профессионального образования в старших возрастах, и фактически готовит к выстраиванию успешных индивидуальных траекторий.

Обеспечение социальной стабильности и справедливости в обществе, создание условий для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально-экономического статуса. Дополнительное образование детей выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества ресурсов основного образования, компенсируя таким образом недостатки последнего или представляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации. В этом отношении дополнительное образование детей выполняет функцию «социальной инклюзии».

Дополнительное образование детей является также эффективным инструментом социального контроля, решая задачи позитивной социализации и профилактики отклоняющегося поведения за счет организации свободного времени, канализации энергии и конкретных устремлений подростков.  

Удовлетворение вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.

Потребности семей в разнообразных образовательных услугах и сервисах для детей расширяются и становятся более дифференцированными. Еще более многообразными и динамичными являются интересы детей и подростков.

Система основного образования не обладает необходимой гибкостью и потенциалом для удовлетворения указанных потребностей, как в части вариативности, так и адресности (индивидуализации) услуг.

Обеспечение потребностей местного сообщества, воспроизводство и развитие социокультурного потенциала территории. На содержание и формы дополнительного образования детей по факту влияют особенности территорий (географические, демографические, экономические, социальные), традиций народов и местного сообщества. В свою очередь, дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, передачи традиционных культурных практик. Дополнительное образование реализуется в детско-взрослых сообществах и одновременно формирует их, обеспечивая межпоколенческую солидарность и воспроизводство норм общественной жизни.

Если основное образование даёт основы знаний и общую установку на выбор своего места в мире профессий и в общественных отношениях, то дополнительное образование его, фактически, дополняет и завершает, позволяя ученикам расширить те знания, которые представляются им самыми важными для своего будущего, и освоить их как инструмент для практической деятельности. В этом смысле, «дополнительное образование» можно называть «завершающим» или «окончательным». Оно, опираясь на материал основного образования как, действительно, на «основу», обеспечивает выбор учеником действительно важных для него сфер интересов и сфер деятельности, и в их рамках «достраивает» его знания и представления о мире, в соответствии с его индивидуальными возможностями и запросами.

Учебная деятельность в рамках дополнительного образования уже непосредственно обеспечивает практическую деятельность учеников, текущую – на уровне увлечений, и будущую – профессиональную. В связи с этим, учебная деятельность в дополнительном образовании имеет отчётливо деятельностный характер, строится вокруг проектов учеников.

Функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями основного (прежде всего, школьного образования).

Школьное образование испытывает серьезный кризис. Его возможности в развитии человеческого капитала, обеспечении социальной мобильности, в ответах на новые вызовы современности выглядят все более ограниченными. Есть все основания считать, что кризис «школы» слишком глубокий (затрагивает базовые основы построения этой системы) и многофакторный (охватывает большинство ее сфер и элементов), чтобы пытаться преодолеть его путем усовершенствования существующей модели.  

При этом фундаментальность института школы делает невозможными попытки его «ликвидации». Кризис будет продолжаться еще достаточно длительное время, на протяжении которого школа будет (пусть и недостаточно успешно) решать важнейшие задачи.

В этих условиях дополнительное образование детей выполняет (как для государства, так и для граждан-потребителей) функцию компенсации недостатков школьного образования, его дополнения недостающими элементами.

Одновременно дополнительное образование детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития. Фактически оно является инновационной площадкой («инкубатором») для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

С другой стороны (отчасти уже сегодня и, очевидно, в перспективе), сфера дополнительного образования детей становится альтернативной моделью образования, идущей на смену традиционной.

Отсюда и подход к развитию сферы дополнительного образования детей должен сочетать в себе, как тактические задачи реализации его потенциала в качестве дополнительного и компенсаторного (по отношению к школе), так и стратегические задачи формирования модели образования будущего.

Поскольку дополнительное образование работает с индивидуальными образовательными (познавательными) задачами и индивидуальными траекториями освоения знаний, к тому же, имеет дело с самыми разнообразными сферами интересов, оно должно быть организовано не как иерархия учреждений, а как пространство выбора учениками источников формирования знаний и способностей. Эти источники должны как создаваться в этом пространстве, так и привлекаться извне, на основах подряда и аутсорсинга.

Основными принципами государственной политики в сфере ДОД являются:

партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие,

                     использование культурных, географических ресурсов территорий;

координация федеральной, региональной и муниципальной политики, учет региональных социокультурных особенностей и традиций ДОД;

обеспечение доступности и свободы выбора программ внешкольного образования и социализации;

защита прав и интересов, безопасности и здоровья граждан от некачественных услуг и товаров, негативного информационного воздействия;

развитие системы ДОД как инвестиционно привлекательной и инновационной;

развитие системы ДОД как социально-ориентированной - поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующие особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);

развитие системы ДОД как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов,

                         создание конкурентной среды и устранение административных барьеров;

информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и товаров;

открытый государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;

                     международная кооперация и интеграция;

многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования, в том числе за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития ДОД.

Особенности дополнительного образования детей. Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.

В сравнении с институтами основного образования система дополнительного образования детей потенциально обладает следующими преимуществами:

свобода выбора программы, режима ее освоения, смены программ и организаций,

широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей,

                     ограниченная регламентация поведения и общения,


более широкие возможности для саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), для проявления инициативы, индивидуальности и творчества,

                     гибкость (мобильность) образовательных программ;

                     более тесная связь с практикой (социальной, профессиональной),

возможности для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности,

возможности межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов.

Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.

В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования детей в отличие от основного образования, где доминирует адаптация, освоение заданных культурных образцов в виде определенных знаний, умений и навыков.  

 

                 


п/п

Типы учебных занятий, их  структура

Дидактическая цель

Нетрадиционные  формы проведения занятия

1.

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления

блока новой учебной информации

Лекция, семинар, экскурсия,

конференция,

лабораторно-

практическое занятие, дидактическая сказка

2.

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Семинар, экскурсия, консультация, играпутешествие

3.

Учебное занятие комплексного

применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного

применения учащимися

комплекса знаний и способов

деятельности

«Литературная гостиная», викторина

«Что? Где? Когда?»,

«Занятие-путешествие», концерт

4.

Учебное занятие обобщения и

систематизации знаний и способов деятельности

Лекция, экскурсия

5.

Учебное занятие по проверке, оценке,

коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся

(контрольное занятие)

2.Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности

На занятиях преобладает

деятельность,

направленная на постепенное

усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний,

применение их на разных уровнях



Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание

психологического настроя

на учебную деятельность и активизация внимания

2

Проверочный

Актуализация знаний предыдущего занятия

Проверка усвоения знаний предыдущего занятия

3

Подготовительный

(подготовка к новому содержанию)

Сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания связей и

отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют

познавательную деятельность детей

5

Первичная проверка

понимания изученного

Применение пробных практических заданий,

которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием

6

Закрепление новых знаний,

способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных

упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

7

Обобщение и систематизация знаний

Использование бесед и практических заданий

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями,

самоконтроль и

коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, заданий

различного уровня сложности

(репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского)






п/п

Наименование инструктажа, шифр

Ориентировочные сроки

Регистрация в журнале

1.

Вводный инструктаж с участниками учебновоспитательного процесса

На первом занятии объединения

Журнал учета работы педагога ДО

2.

Первичный. Общие меры безопасности в образовательном учреждении

Октябрь 

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

3.

Первичный. Правила пожарной безопасности в учреждении

Октябрь 

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

4.

Первичный. Правила, порядок поведения и действий учащихся при угрозе осуществления террористического акта и других преступлений

Октябрь 

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

5.

Январь 

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

6.

Повторный.

Правила пожарной безопасности в учреждении

Январь 

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

7.

Повторный. Правила, порядок поведения и действий учащихся при угрозе осуществления террористического акта и других преступлений

Январь 

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

10.

Целевой при работе с принадлежностями по изобразительной деятельности

Перед работой с принадлежностями

Журнал регистрации целевых

инструктажей для учащихся по ТБ

11.

Перед работой с ножницами

Журнал регистрации целевых

инструктажей для учащихся по ТБ

12.

Целевой при просмотре диафильмов, видеофильмов, мультфильмов, слайдов и

презентаций

Перед просмотром

Журнал регистрации целевых

инструктажей для учащихся по ТБ

13.

Целевой. Правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий

Перед каждым массовым мероприятием

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

14.

Целевой. Правила безопасного поведения при движении организованной пешей группой

Перед каждым

выходом пеших групп

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

15.

Целевой. Правила безопасного поведения  в общественном транспорте

Перед каждой поездкой

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

16.

Перед каждой поездкой на

железнодорожном транспорте

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

17.

Целевой. Правила безопасного поведения учащихся при организованных выездах автомобильным транспортом

Перед каждым выездом 

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ


18.

Целевой. Правила безопасного поведения в общественных местах

(театрах, музеях, библиотеках и др.)

Перед посещением общественных мест

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

19.

Целевой.

Правила безопасного поведения в зоопарке

Перед посещением зоопарка

Журнал регистрации инструктажа учащихся по ТБ

21.

Беседа. По профилактике гриппа

Октябрь

Журнал учета работы педагога ДО

22.

Беседа. О недопущении приобретения и запрете использования открытого огня, пиротехнических изделий и других взрывоопасных предметов

Декабрь

Журнал учета работы педагога ДО

23.

Беседа. Правила безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний период

Декабрь

Журнал учета работы педагога ДО

24.

Беседа. Особенности поведения на дорогах в зимнее время. Зимний травматизм

Декабрь

Журнал учета работы педагога ДО

25.

Беседа. По профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома, в общественных местах

Февраль

Журнал учета работы педагога ДО

26.

Март

Журнал учета работы педагога ДО

27.

Беседа. Правила поведения в природе в весеннелетний период во время активации клещевого

вирусного энцефалита

Март

Журнал учета работы педагога ДО

28.

Беседа. Профилактика отравлений грибами, ягодами, ядовитыми растениями, а также предупреждение острых кишечных инфекций

Апрель

Журнал учета работы педагога ДО


 

 

Словарь молодого педагога

 

Дополнительное образование детей – целенаправленный образовательный процесс посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательноинформационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании».

Дополнительные образовательные услуги – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.


Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Индивидуализация педагогического процесса – это такая его организация, при которой осуществляется учет индивидуальных потребностей и психологических особенностей каждого учащегося всеми субъектами его образовательного и социальнопедагогического пространства.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося – технология интеграции (предпочтительно представленная индивидуальной дополнительной образовательной программой или её вариативной частью), определяющая путь «образования индивидуальности» самой индивидуальностью. Маршрут – нем. – marche (вперёд, ход) + route (путь) – путь следования.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей; конкретное сочетание: мыслей, чувств, проявления воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей.

Инновация в образовании – нововведение, новшество, направленное на усовершенствование педагогического процесса, повышение его эффективности, связанное, как правило, с ломкой устоявшихся, традиционных подходов.

Интеграция – (от лат. integration – восстановление, восполнение, integer – целый)

– это понятие, означающее объединение в целое каких-либо частей, элементов, состояние связанности отдельных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию, объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними; тенденция современного образования, в основе которой лежит процесс переплетения национальных систем образования и проведения согласованной образовательной политики.

Информационное общество – общество, характеризующееся высоким уровнем производства и потребления информации и информационных услуг. Компьютерная революция, произошедшая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества, подходов к определению содержания образования и разработке новых информационных образовательных технологий.

Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению, а также предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. 

Мотив – (от лат. movere приводить в движение, толкать, двигаться) внутренний источник активности, субъективно-переживаемое побуждение к деятельности, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.


Непрерывное образование – процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям как личности, так и общества. В мировой педагогике это понятие выражается рядом терминов, среди которых «образование длиною и шириною в жизнь», «перманентное образование», «пожизненное образование, «продолжающееся образование» и др.

Норма – (от лат. norma руководящее начало, правило, образец):

1.                       узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чегонибудь;

2.                       установленная мера, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма существует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети – дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).

Организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования – некоммерческая организация (в том числе общественная организация

(объединение), основной уставной целью которой является деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеет образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы.  


Оценивание результата – сопоставление полученных результатов с предлагаемыми или заданными; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно цели.

Охват – удельный вес (процент) обучающихся, в возрасте 5-18 лет от общего их числа, вовлеченных в реализацию дополнительных образовательных программ.  

Повышение квалификации – обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Приоритеты образования – преобладающее, первенствующее значение какихлибо педагогических факторов, направлений деятельности и образовательных реформ.

Программа – содержание и план деятельности, ориентированный на будущее управленческое знание, определяющее принцип связи концептуально заданных стратегических целей, условий и способов их достижений, форм организации предстоящей деятельности в исторически сложившейся и социально конкретной ситуации.


Профессиональная переподготовка – приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате которого возникает его новое качественное состояние. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с количественными изменениями объекта, и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта. В процессах развития выделяют восходящую линию (прогресс) и нисходящую (регресс).

Ресурс – запасы, источники чего-нибудь; средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Ресурсный центр – место сосредоточения, важный пункт, ведущее учреждение, где сосредоточены запасы или источники чего-нибудь, к которому обращаются в необходимом случае.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.  

Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности. Содержание образования определяется историческими и национальными особенностями, а также уровнем развития экономики, науки, техники и т.д.

Социализация – процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта; интеграция человека в систему социальных отношений, усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей.

Социальный заказ – общественные требования, имеющие отношение к взаимодействию людей в какой-либо сфере (например, образовательной).

Социум – человеческая общность определенного типа (племя, нация).


Стандарт (от англ. standard – норма, образец) в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации – документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту. Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1)             единство образовательного пространства Российской Федерации;

2)             преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Сфера дополнительного образования детей – составная часть системы образования Российской Федерации, включающая в себя:

           дополнительные    образовательные   программы (общеразвивающие          и предпрофессиональные);

образовательные учреждения дополнительного образования детей и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования;

объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений дополнительного образования и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;

общественные объединения (профессиональные ассоциации, объединения обществ, объединения научных и методических советов и иные объединения), способствующие реализации дополнительного образования;  

            органы          управления образованием и подведомственные им организациями;

организации,

деятельность   которых        направлена на обеспечение       образовательного процесса       в образовательных учреждениях дополнительного образования и организациях,        осуществляющих деятельность           в          области

дополнительного образования.

Техносфера образовательного учреждения – совокупности содержания образования (контента), нормативов, ресурсов и технологий, а также связанные с ней коммуникации и общественные отношения,           в          том     числе материальных        орудий,         техники,

инфраструктуры технического и технологического развития образовательного учреждения; технологий организации деятельности (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений); технологий формирования личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, отвечающих современным требованиям технического и технологического развития современной цивилизации.

Тьютор (тьютер):  

1.  надзиратель в учебном заведении в России XIX в.;

2.  индивидуальный научный руководитель студента;

3.  домашний учитель, репетитор;

4.  куратор, воспитатель в учебном заведении;

5.  опекун, защитник, покровитель.

Условия – основа, предпосылка для чего-нибудь; обстоятельство, от которого чтонибудь зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; субъективные и объективные требования и предпосылки для достижения цели.

Учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого – профессиональная ориентация обучающегося, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Федеральные государственные требования (ФГТ) – установленные приказом

Министерства культуры Российской Федерации государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ.  

                 




Ключ к тесту

                                                             

Если у Вас преобладают ответы:

«А» – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.


«Б» – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

«В» – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

                        для ответов типа «А» – нормальная;

                        для ответов типа «Б» – неустойчивая;

для ответов типа «В» – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.