СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………2
Опыты и эксперименты с водой
Свойства воды……………………………………………………………………..3
Растворимость веществ в воде…………………………………………………...4
Очистка воды…………………………………………………………………...…5
Борьба с наводнением…………………………………………………………….6
Прятки……………………………………………………………………………...7
Опыты и эксперименты с воздухом
Поймай воздух…………………………………………………………………….8
Рисуем воздухом………………………………………………………………….9
Увидим воздух…………………………………………………………………...10
Узнай по запаху………………………………………………………………….11
Воздух имеет объем…………………………………………………………..…12
Опыты и эксперименты с камнями, песком, глиной и почвой
Какими бывают камни…………………………………………………………..13
Легкий – тяжелый………………………………………………………………..14
Песчаный конус………………………………………………………………….15
Свойства мокрого песка…………………………………………………………16
Песок и глина…………………………………………………………………….17
Свойства глины…………………………………………………………………..18
Состав почвы…………………………………………………………………..…19
Ищем воздух в почве…………………………………………………………….20
Вытаптывание почвы…………………………………………...……………….21
Загрязнение почвы………………………………………………………………22
Сборник опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.
Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.
В сборник включены опыты, эксперименты с живой и неживой природой, исследования для детей 5-6 лет, направленные на формирование у них познавательного интереса, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.
Для каждого опыта, эксперимента сформулированы цели и предложен набор материалов, средств, направленных для их реализации.
Сборник предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений, для родителей представлен методический материал.
ОПЫТ №1
Название : «Свойства воды».
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах).
Оборудование: 4 баночки в водой, столовая ложка, салфетки, чайный пакетик, растворимый кофе или какао, варенье (по выбору), молоко.
Ход:
- Какого цвета вода? Чем она пахнет?
- Давайте возьмем стаканчик с водой и понюхаем его. Чем он пахнет?
- Правильно, вода не имеет запаха.
- А какого цвета вода? Давайте возьмем по одной игрушке и положим в стаканчик. Видно игрушку через воду?
- Вода не имеет цвета, бесцветная или прозрачная.
А знаете ли вы, как сделать воду непрозрачной а цветной?
Давай возьмем чайную заварку и добавим ее в стаканчик в чистой водой, хорошо перемешаем чайной ложечкой.
Что произошло с водой? Она поменяла цвет? Чем она теперь пахнет?
А теперь давайте добавим растворимый кофе в стаканчик с водой и перемешаем чайной ложечкой.
- Скажите пожалуйста что произошло с водой? Чем она пахнет и какого она теперь цвета?
Сейчас давайте возьмем молоко и так же добавим его в наш стаканчик с водой и хорошенько перемешаем.
- Скажите пожалуйста что произошло с водой? Изменила ли она цвет и запах?
- Давайте добавим клубничное варенье. Что произошло с водой? Изменила ли она цвет и запах?
ВЫВОД: Вода прозрачна, не имеет цвета, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ № 2
Название: «Растворимость веществ в воде»
Цель: Исследовать растворимость веществ в воде.
Оборудование: соль, крупа (рис), масло, мука, 4 стаканчика с водой, столовая ложка.
Ход:
- Ребята, что происходит с сахаром, когда его кладут в чай и размешивают ложкой (сахар не исчезает, он растворяется и поэтому чай становится сладким).
Поставлю перед детьми проблему: все ли вещества будут растворяться в воде? Выслушаю предположения ребят, а потом предложу проверить догадки с помощью эксперимента. Налью в стаканчики воду, даю детям различные вещества(соль, крупы, масло, муку), и они кладут их в стаканы, размешивают и делают самостоятельные выводы.
Объясню детям, почему некоторые вещества растворились, а некоторые остались в воде:
В опыте с солью, она растворилась, потому что соль - это белое вещество, оно имеет маленькие кристаллики, а эти кристаллики очень хорошо растворяются в воде, поэтому в первом опыте, соль при помощи своих маленьких кристалликов растворилась в воде.
В опыте с маслом, оно не растворилось, а осталось на поверхности, потому что масло легче воды и оно не растворяется в воде, а поднимается на поверхность.
В опыте с рисом, он осел на дне стакана, потому что рис - это тяжелое вещество и в нем мало воздуха, поэтому он не растворился и не остался на поверхности, а осел на дне стаканчика.
В опыте с мукой, она растворилась не полностью, потому что мука тяжелее воды по плотности, поэтому в начале при перемешивании образуется белая мутная жидкость, а затем мука оседает на дно стакана.
Почему некоторые вещества тонут в воде а некоторые нет?
- Вещества которые тонут, они тяжелые и в них мало воздух, а вещества которые не тонут, в них много воздуха и они легкие, вот почему вещества с плотностью меньшей плотности воды всплывают, а вещества с плотностью большей плотности воды тонут.
ВЫВОД: Соль растворилась полностью, мука растворилась не полностью, а осадок остался на поверхности. Также не растворяются крупы, а масло плавает на поверхности. Не все вещества могут растворяться в воде.
ОПЫТ №3
Название: «Очистка воды»
Цель: Познакомить детей со способам очистки воды.
Оборудование: Два стаканчика с чистой и грязной водой, подносы с мелкими камушками, пуговицы, одноразовые тряпочки.
Ход:
Предложить детям вспомнить уже известные свойства воды.
Сравнить воду в стаканчиках:
- Одинаковая ли вода?
- Чем отличается вода?
Для уточнения проводим опыт.
Опускаем часть мелких предметов в банку с чистой водой, другую часть в банку с мутной, грязной водой.
- В какой банке предметы видны? ( В той банке, где вода чистая, а в той банке, где вода мутная, их не видно).
Вывод: Чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода – не прозрачная.
- Почему необходимо, чтобы там была чистая вода? ( Если вода будет грязной, то погибнет всё живое). Самая чистая – это кипячёная вода. В морях и океанах вода горько – солёная - непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы. Очищают от грязи. Получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо беречь.
Предложить провести опыт по очистке воды:
Взять стаканчик с чистой водой и 4 одноразовые тряпочки, на стаканчик положить слой одноразовых тряпочек.
Взять стаканчик с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Дети проводят опыт самостоятельно.
ВЫВОД: С помощью фильтра – можно очистить воду.
ОПЫТ №4
Название: «Борьба с наводнением».
Цель: выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду.
Оборудование: вода в стаканчиках, прозрачные стаканы, мерные стаканчики и тарелочки, губка, ткань, ватный диск, бумага, листы бумаги и карандаши.
Ход:
На пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разные материалы: бумагу, марлю, ткань, салфетки бумажные губку.
ВЫВОД:
1. Хорошо впитывают воду - бумажные салфетки, марля, ткань, вата.
2. Хуже
впитывает - губка и простая бумага.
ОПЫТ№ 5
Название: «Прятки»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды.
Оборудование: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.
Ход:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем капельку искать
Из пипетки появилась
На стекле растворилась…
Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)
Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт).
Для эксперемента нужно смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной). На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)
ВЫВОД: При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.
ОПЫТ №6
Название: «Поймай воздух»
Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Оборудование: Прозрачный полиэтиленовый мешок, мелкие игрушки.
Ход:
Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил
свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.
ВЫВОД: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
ОПЫТ №7
Название: «Рисуем воздухом»
Цель: Познакомить детей с техникой кляклографией, доказать что с помощью воздуха можно создать рисунок.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, стаканчики с водой, кисточки, коктейльные трубочки.
Ход:
Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.
Проведем эксперемент при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показать технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).
Возьмите альбомный лист бумаги, согните его пополам, затем разверните. Возьмите акварель кисточкой. Давайте сделаем кляксу! Нужно набрать акварель на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте акварель по листу…Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем листки бумаги друг к другу, разглаживаем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию. На что похожи ваши кляксы?
Давайте дорисуем отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки.
Обратите внимание, ребята, – на листе получились две одинаковые кляксы. Когда рисунок слева похож на рисунок справа, то их называют симметричными. А если не похожи, то их называют ассиметричными.
ВЫВОД: С помощью воздуха и коктейльных палочек можно создавать рисунки.
ОПЫТ №8
Название: «Увидим воздух»
Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Оборудование: Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей, губка, комки сухой земли, сахар-рафинад.
Ход:
Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.
ВЫВОД: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.
ОПЫТ №9
Название: «Узнай по запаху»
Цель: Узнать имеет ли запах воздух.
Оборудование: Апельсин, лук, яблоко, чеснок.
Ход:
Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
ВЫВОД: Воздух переносит запахи.
ОПЫТ №10
Название: «Воздух имеет объем»
Цель: Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.
Оборудование:
1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).
2. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.
3. Кастрюля с водой.
Ход:
Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.
ВЫВОД: Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.
ОПЫТ №11
Название: «Какими бывают камни…»
Цель: Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
Оборудование: разнообразные камни, лупы.
Ход:
Внимательно рассмотрите камни. Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые. Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной. На нем есть полосочки. Круглые и маленькие. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Как они стучат? А почему они стучат? Потому что мы их трясем. А что с ними происходит в море? (Какая сила их трясет в море?) Они там стучат и бьются силой воды. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Положить детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь? Не гладкие. Неровные, царапаются. Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые. Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки. Узоры.
ВЫВОД: Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.
ОПЫТ №12
Название: «Легкий-тяжелый»
Цель: Сформировать представления о свойствах камня.
Оборудование: камешки разной плотности и величины, весы.
Ход:
- Ребята как вы думает модно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый? Можно. Самый большой - и будет самым тяжелым А если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так? Давайте проверим. Как мы можем это сделать? Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый. Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее? Плотный будет тяжелее Точно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах).
ВЫВОД: Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.
ОПЫТ №13
Название: «Песчаный конус»
Цель: Показать детям, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Оборудование:
1. Сухой песок.
2. Поднос, на который можно высыпать песок.
Ход:
Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
ВЫВОД: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
ОПЫТ №14
Название: «Свойства мокрого песка»
Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.
Оборудование:
1. Сухой песок и мокрый песок.
2. 2 подноса.
3. Формочки и совки для песка.
Ход:
Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
ВЫВОД: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
ОПЫТ №15
Название: «Песок и глина».
Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются.
Оборудование:
1. Два стакана: с сухим песком и глиной.
2. Лист бумаги.
3.Палочка.
Ход:
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.
ВЫВОД 1: песок - рыхлый, в отличие от глины.
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче.
ВЫВОД 2: песок - рыхлый, в отличие от глины.
ОПЫТ №16
Название: «Свойства глины».
Цель: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, делится на части) и камня (сухой, твердый, не делится на части, из него нельзя лепить).
Оборудование: дощечки для лепки, глина, речной камень, модель обследования предмета.
Ход:
По модели обследования предмета предложить детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого можно нажать на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какая глина? (влажная, мягкая). Почему на камне не осталось ямки? (сухой, твердый).
Дети по очереди берут камень в руки, мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (твердый, из него ничего нельзя слепить, нельзя разделить на части). Дети то же самое проделывают с глиной. Чем отличается глина от камня? Глина не такая, как камень, она мягкая, делится на части, меняет форму, из нее можно лепить. Попробуйте постучать комочком глины о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?
Дети лепят из глины угощения. А почему наши фигурки не разваливаются? Глина вязкая, сохраняет форму. Какой еще материал похож на глину? (пластилин). Можно все то же самое проделать с пластилином.
ВЫВОД: Глина не такая,
как камень, она мягкая, делится на части, меняет форму, из нее можно лепить.
ОПЫТ №17
Название: «Свойства почвы».
Цель: Познакомить детей со составами почвы.
Оборудование: Стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.
Ход:
В стакан с водой добавляем почву и размешиваем стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
ВЫВОД: В почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
ОПЫТ №18
Название: «Ищем воздух в почве»
Цель: Определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Оборудование: тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.
Ход 1:
Напомнить детям о том, что в Подземном царстве - почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод. Что вы увидели? Из почвы выходят пузырьки воздуха.
ВЫВОД: В почве есть воздух.
Ход 2:
Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздать детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.
ВЫВОД: При сжатии комочка земли, он стал меньше, а воздух исчез.
Опыт № 19
Название: «Вытаптывание почвы».
Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы), две ёмкости с водой.
Ход:
Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов. Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
ВЫВОД: В результате вытаптывания почвы - ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
ОПЫТ №20
Название: «Загрязнение почвы».
Цель: Показать детям, как происходит загрязнение почвы.
Оборудование: две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)
Ход:
Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.
ВЫВОД: При поливке почвы с чистой воды - почва становится влажной и остается чистой, при поливке почвы с грязной водой – почва становится не только влажной но и грязной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.