Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник сценариев народных календарных праздников для воспитанников подготовительной к школе группе.
Камышлов, 2022
Сборник музыкальных развлечений для детей 6-7 лет/сост. Никитина Е.Д. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020 г.
Руководитель: Насонова И.А., преподаватель теории и методики музыкального воспитания ГАПОУ СО КПК.
Сборник сценариев народных календарных праздников для воспитанников старшего дошкольного возраста.
В основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения лежит знание собственных корней, своей истории, культуры, национальных традиций. Знакомство с народным фольклором дает нам возможность прикоснуться к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии.
В данном сборнике представлены сценарии народных календарных праздников, обрядов, посиделок, игр, адаптированных для воспитанников старшего дошкольного возраста. Все они написаны с учетом культурных традиций нашего народа.
Методические рекомендации по организации и проведению праздников, данные в сценариях, значительно облегчат работу педагогам.
Пособие предназначено музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
©ГАПОУ СО Камышловский педагогический колледж
2
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………………… |
4 |
Раздел I. Ах эта зимушка зима Звезда на Рождество …………………………………………………………………………………… Рождественская сказка…………………………………………………………………………………. |
8 19 |
Раздел II. Красавица весна Масленица……………………………………………………………………………………………… Светлый праздник Пасха……………………………………………………………………………....... |
26 37 |
Пояснительная записка
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое — формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе — художественное развитие — приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.
Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей — музыкальных, литературных; способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих — в соответствующих видах деятельности; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным — народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Поэтому художественное и эстетическое (художественно-эстетическое) воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, па наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания ребенка нам представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее изучена и ее изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Это дало бы возможность использовать новые методы и приемы, формы воспитания и обучения в музыкально-эстетической работе с детьми.
Сценарий праздника для подготовительной к школе группы «Звезда на Рождество»
Цель: познакомить детей с русскими народными традициями.
задачи:
Образовательные:
- расширить представление детей об окружающем мире, явлениях общественной жизни;
- познакомить детей с праздником Рождества, традициями и обычаями русского народа;
- дать понятие о колядках и разучить с детьми небольшие тексты колядок.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей;
- развивать память и активность;
- способствовать развитию положительных эмоций у детей.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию нравственной и духовной культуры;
- обеспечивать патриотическое воспитание;
- воспитание нравственного чувства доброго, заботливого отношения к окружающим.
Ход праздника
№ |
Этапы, продолжительность |
Деятельность педагога |
1. |
Организационно – мотивационный этап |
Ведущая: Давным-давно для людей все дни зимы были наполнены волшебством, а особенно волшебным был праздник Рождества. Рождественская ночь, ночь тайны и чудес, спускалась на землю Сияющих небес. Трещали зимние морозы. Кругом, куда ни глянь – лежали пушистые сугробы, серебристый иней окутывал деревья. А далеко-далеко от нашей Родины, в жаркой стране Иудее, где никогда не бывает зимы, родился младенец Христос. В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладит лён его волос... Бык дохнул в лицо младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся чуть дыша. Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой. Пёс, прокравшись к тёплой ножке, Полизал её тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть дитя бочком. Присмиревший белый козлик На чело его дышал. Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал. «Посмотреть бы на ребёнка Хоть минуточку и мне», - И заплакал звонко-звонко В предрассветной тишине. А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: «Смотри скорей!». (Саша Чёрный) Ведущая: С тех пор во всем мире люди отмечают праздник Рождества! В это день в каждой душе зажигается звёздочка доброты, и мы должны своими делами сделать всё, чтобы не погасить её в своей душе. Делайте людям добро, не храните обиды на других в своей душе. |
2. |
Основной этап |
|
2.1 |
Этап постановки проблемы |
Звучит русская народная музыка. Входит хозяйка. Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Дай бог тому, кто в нашем дому Дорогим гостям, милым детушкам! Наделил бы вас Господь и житьём, И бытьём, и здоровьицем! Пора Рождество встречать, песни петь да хороводы вокруг рождественской ёлки водить. Вставайте все вокруг елки. Чтобы стало нам теплей, огоньки зажжем на ней, скажем дружно: «Раз, два, три, рождественская ёлочка, свети!». Зажигается елка. Песня «Маленькой ёлочке» муз. М. Красева, сл. З.Александровой. Ребенок: Ель украсили звездой и гирляндой золотой, Ведь сегодня торжество, Рождество, Рождество. Ребенок: Елочки красив наряд, огоньки на ней горят, Ведь сегодня торжество, Рождество, Рождество. Ребенок: Будем петь и веселиться, Возле елочки кружиться. Ведь сегодня торжество, Рождество, Рождество. Песня «Яркая звездочка». Дети садятся. Хозяйка: Вот прошел уж Новый год, Рождество теперь идет. Вместе с веселым Рождеством Гости спешат в наш дом. |
2.2 |
Этап ознакомления с материалом |
Ой, кто-то стучит! Звучит музыка. Появляется Зимушка. Зимушка: Здравствуйте, хозяева, здравствуйте, детушки, мир вашему дому. Поздравляю вас с Рождеством! Я желаю всем-всем, чтобы вы здоровые были! Много лет вы дружно жили. Я в своих владениях порядок наводила, Мимо ваших окошек проходила, Музыку услыхала и к вам зашла. Хозяйка: Зимушка, а все ли у тебя сделано к Рождеству? Зимушка: Сейчас проверю! А вы мне, ребята, поможете? Дети: Да! Хозяйка: У речек-озер гостила? Зимушка и Дети: Да! Гостила! Хозяйка: Льдом покрыла? Зимушка и Дети: Покрыла! Хозяйка: По земле белые ковры расстелила? Зимушка и Дети: Расстелила! Хозяйка: Окна разрисовала? Дети: Разрисовала! Хозяйка: А с ребятами на коньках каталась? Дети: Нет! Зимушка: Становитесь в круг, приглашаю вас на каток. Общий танец «Коньки» (песня из м. ф. «Маша и медведь»). Хозяйка: А с детьми, Зимушка, играла? Дети: Нет. Зимушка: Давайте поиграем! Проводится игра «Снежки»: кто быстрей возьмет снежок. Хозяйка: А теперь пора и стихи про Рождество читать Стихи. Хозяйка: Мы с тобой, Зимушка, еще хотим поиграть. Игры (по выбору музыкального руководителя). Зимушка: Играете вы хорошо, а загадки умеете отгадывать? Дети: Умеем! Зимушка: Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. Дети: День и ночь! Зимушка: Золотой хозяин на поле, серебряный пастух - с поля. Дети: Солнце и месяц! Зимушка: Жарко тут у вас стало, пойду позову я морозы трескучие да снега побольше намету. (Уходит) Хозяйка: Вот так Зимушка-зима. Заметет сейчас она все дороги, трудно будет гостям до нас добраться. (Зажигает свечу) Волшебная свеча, гори! Гостям дорогу озари! (Уходит со свечой встречать гостей) |
2.3 |
Этап практического решения проблемы |
Стук в дверь. Входят ряженые, поют «Ой, коляда-коляда». Ребенок: Коляда, коляда Накануне Рождества. Коляда пришла, Рождество принесла. Ребенок: Как пошла Коляда, Вдоль по улице гулять. Вдоль по улице гулять, С Новым Годом поздравлять. Ребенок: Будем с гостями щедровки петь, да танцевать, и Рождество встречать. Щедровка «Ой, снежок мы сеяли» (р.н. п). Ребенок: Коляда-маляда, уроди пирога, Уроди пшеничку на всякую птичку. Ребенок: Открывайте сундучки, Подавайте пятачки Ребенок: По копеечке давайте, Малым детям раздавайте. Ребенок: Эй, хозяйка, нас встречай. Много денежек давай. Ребенок: Дайте свечку, Залезу в печку Да погляжу, Может, что угляжу. Хозяйка: Не плясали и не пели, Угощенья захотели? Погодите же, постойте, Попляшите и попойте. Общий танец «Коляда»(песня ансамбля «Иван Купала»). Ребенок: Мы не сами идем, Мы козу ведем. Где коза хвостом, Там жито кустом. Где коза рогом, Там жито стогом. Хоровод «Козочка» р.н.п. Ребенок: Нашей козе немного надо: Решето овса, поверх колбаса, Три куска сала, чтоб коза встала. Ребенок: А давайте в «коляду-маляду» играть! Игра «Коляда-маляда». Хозяйка: Ну, как же таких гостей не одарить, Не попотчевать. (Угощает колядовщиков, предлагает колядовщикам остаться погостить.) Хозяйка: Праздник не кончается, игры продолжаются. Игры (по выбору музыкального руководителя). |
3. |
Заключительный этап |
Хозяйка: По традиции на Рождество дорогих гостей одаривали подарками, сделанными своими руками. Мальчик: А я, маленький хлопчик, Принёс Богу снопчик Христа величаю. И вас с праздником поздравляю Девочка: А я, маленькая девочка, Принесла богу поделочку, Христа величаю. И вас с праздником поздравляю. Хозяйка: Всех гостей Рождества примечая, Всех, встречая и хлебом, и солью, Приглашаю участников к чаю, Приглашаю друзей к застолью. Дети дарят гостям рождественские подарки. |
Сценарий праздника для подготовительной к школе группы «Рождество и Святки»
Утрата народом своего искусства,
своих художественных ценностей - это
национальная трагедия и угроза самому
существованию нации.
М.П. Мусоргский.
Цель: познакомить детей с русскими народными традициями.
задачи: Образовательные:
- расширить представление детей об окружающем мире, явлениях общественной жизни;
- познакомить детей с праздником Рождества, традициями и обычаями русского народа;
- дать понятие о колядках и разучить с детьми небольшие тексты колядок.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей;
- развивать память и активность;
- способствовать развитию положительных эмоций у детей.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию нравственной и духовной культуры;
- обеспечивать патриотическое воспитание;
- воспитание нравственного чувства доброго, заботливого отношения к окружающим.
Ход праздника:
№ |
Этапы, продолжительность |
Деятельность педагога |
1. |
Организационно – мотивационный этап |
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал. Муз. рук. Сегодня мы поговорим с вами еще об одном зимнем празднике, который мы отмечаем сразу после Нового Года. Это – праздник Рождество Христово. Великий праздник Рождество очень любили на древней Руси, его любят наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Он посвящен рождению Младенца Иисуса Христа в семье Марии и Иосифа. Послушайте, как это было. Чтение «Рождественской истории» РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В давние времена в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при храме. За её доброе сердце Бог избрал её стать Матерью Божьей. Он послал своего вестника – Ангела сообщить Марии эту радостную весть. Через некоторое время по велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп), куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила Своего Сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия людям» Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу. А перед Рождеством Христа на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но сам Бог. Они поклонились Ему и подарили подарки. |
2. |
Основной этап |
|
2.1 |
Этап постановки проблемы |
И с тех далеких пор христиане отмечают этот праздник. Они украшают ёлку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают тех, у кого дома нет ёлки, тех, кто грустит, навещают больных, чтобы всем было радостно в это праздничный день. «Христос родился! С Рождеством!» - поздравляют люди друг друга в эти дни и желают всего самого наилучшего. Давайте и мы поздравим друг друга с Рождеством и скажем друг другу добрые слова-пожелания. Проводится игра в кругу с мячом «Рождественские пожелания». |
2.2 |
Этап ознакомления с материалом |
Муз. рук. Это время называют еще зимними святками. Святки от слова «святой». В праздник Рождества славят, хвалят, прославляют Христа, Новый год, будущий урожай. На святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, по дворам, поздравляли хозяев с праздником. Поздравляли не просто словами, а песенками-колядками. Послушайте их, пожалуйста, сейчас. Дети поют колядки: Коляда пришла, Рождество принесла. Пришла коляда – Отворяй ворота! Здравствуй, хозяюшка! Позвольте в горницу войти, Во горницу войти, да на лавочку сесть, На лавочку сесть, да песенку спеть. Колядка, коляда! Подавай пирога, Дай блин, дай кишку, Свиную ножку, Всем понемножку. Неси, не тряси! Давай, не ломай! Раздается стук в дверь, появляется Кот в виде ряженого: Коляда, коляда! Ты подай пирога Или хлеба ломтину, Или курицу с хохолком, Петушка с гребешком, Или сена сноп, Или вилы в бок. Муз. рук. Колядовщики за свои песни просили угощения. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст блин, кто пирог, кто кишку-колбаску. Проводится игра с Котом «Жмурки». Муз. рук. Щедрых хозяев хвалили: Ребенок. У доброго мужика родись рожь хороша: Колоском густа, соломкой пуста. Муз. рук. А тех, кто скупился, жадничал, колядовщики предупреждали: Ребенок. А кто не даст ни копейки – завалим лазейки. Кто не даст лепешки – завалим окошки. Кто не даст пирога – сведем корову за рога. Кто не даст хлеба – уведем деда. Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны. Муз. рук. На Рождество любили рядиться, девочки рядились в мальчишек, а мальчики – в девочек, надевали на себя разные маски, играли в веселые игры. Теперь игра – не развлеченье, А с большим, большим значеньем. Чтоб был дома колосок, Чтоб лен рос высок, Прыгайте, как можно, выше, Можно прыгать выше крыши! Игра «Скакалка»: (дети соревнуются, кто выше прыгнет) |
2.3 |
Этап практического решения проблемы |
Муз. рук. Приглашаю вас пойти колядовать по детскому саду. Для этого надо разучить следующую колядку: Будете нас дарить – Будем вас хвалить. А не будете дарить – Будем вас корить. Дети несколько раз повторяют слова песенки, надевают шапочки ряженых, берут в руки шумовые инструменты и вместе со взрослыми идут колядовать по детскому саду, весело напевая. После шумного веселого обхода устраивается чаепитие. Дети съедают все, чем их одарили. Во время чаепития муз. рук. загадывает загадки: Летало одеяло Мягкое, белое. Солнце припекло – Одеяло потекло. (Снег) Что зимою растет вниз головою? (Сосулька) В синем небе – светляки, Не дотянешь к ним руки. Один большой светляк Загнулся, как червяк. (Звезды, месяц) |
3. |
Заключительный этап |
Звучит веселая народная мелодия, дети танцуют. |
Сценарий народного праздника «Масленица» для детей подготовительной к школе группы
Цель: Расширить знание детей о народном празднике «Масленица» через синтез различных видов деятельности.
Задачи:
- образовательные: формировать представления о традиции празднования Масленицы, о жанрах народных песен, их характере и эмоционально-образном содержании;
- развивающие : развивать
музыкальную память, чувство ритма, внимание, эмоциональную отзывчивость на
музыку; обогащать словарный запас; ритмичность и пластику движений в элементах
русского хоровода, ловкость и сноровку в играх, артикуляционную и мелкую
моторику рук, координацию речи с движением.
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к
народной культуре, любовь к музыке, желание исполнять народные песни в
повседневной деятельности.
Ход праздника
№ |
Этапы, продолжительность |
Деятельность педагога |
1. |
Организационно – мотивационный этап |
Под веселую музыку дети забегают в зал. Становятся полукругом М.Р. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Скажите – мы рады видеть гостей? А друг друга вы видеть рады? Ну тогда давайте всем улыбнемся и поздороваемся. Дети берутся за руки Здравствуйте и добрый день (держаться за руки по кругу) Говорить совсем не лень (выполняют мелкие покачивания) Здравствуй Солнце (поднимают руки вверх) И земля (опускаются на корточки, руки вниз) Здравствуйте и вы друзья! (правая рука к груди, кланяются гостям) Ну, вот, сразу как-то стало светлее и радостнее. |
2. |
Основной этап |
|
2.1 |
Этап постановки проблемы |
Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Сегодня утром, я нашла чудесную шкатулку. В таких шкатулках хранят бусы, украшения. Я решила её принести вам. Давайте её откроем и посмотрим, что же там. Открывают шкатулочку, в которой находятся атласные ленточки. М.Р.: Интересно, что можно с ними сделать? А вот здесь имеется письмо. «Ребята, приглашаю вас к себе в гости встретить чудесный и веселый праздник Масленица. Собирайтесь. Наряжайтесь, приходите без стесненья, предъявите хорошее настроение. Но дойти ко мне не просто, нужно выполнить задания. Тетушка Варвара» Кажется, я поняла: «Нас приглашают на праздник Масленицы. |
2.2 |
Этап ознакомления с материалом |
Ребята - Масленица, праздник старинный, народный, и в старину девицы надевали ленты на голову, а парни подпоясывались ими. Давайте и мы попробуем». Дети надевают ленты (взрослые гости помогают). М.р.: Вот и стали мы с вами красными девицами и добрыми молодцами. Можно и в гости отправляться. Друг за другом вы идите Хороводы заводите.… Итак, ребята, поняли задание? Нужно пройти хороводным шагом Упражнение «Хороводный шаг», А сейчас за Катей дружно Змейкою пойти нам нужно… Перестроение в «Змейку» Поставим мы на пояс руки. И дробным шагом - друг за другом Идут дробным шагом Мы на стульчики идем, Там присядем, отдохнем. Садятся на стулья |
2.3 |
Этап практического решения проблемы |
Появляется Хозяйка. Тетушка: Здравствуйте, ребята, милости прошу ко мне в горницу на беседу складную, да на забаву ладную. Я вас давно жду-поджидаю, двери не закрываю. А пригласила я вас, чтобы Масленицу отпраздновать. Посмотрим на картины. Картинка «Масленица» Видите, русский народ гуляет, Масленицу справляет. Это праздник проводов Зимы холодной, да встречи Весны красной. Любили его на Руси, и праздновали целую неделю. В понедельник Масленицу встречали, а в воскресенье – сжигали! Каждый день на масленицу имел свое определенное название. Муз. рук.: а давайте и мы вспомним, как назывались эти дни? Д/и «Подскажи словечко» 1. Веселись и радуйся Утро, день и вечер! Наступает первый день – Понедельник - … (встреча) С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: 1. Веселись, народ: В гости Масленка идет С пирогами и блинами, — Весну под руку ведет! 2. Будем петь, гулять, — Весну-матушку встречать! На санях кататься, Блинками баловаться! 3. Приезжай к нам Масленица Широкая боярыня На горках кататься! С нами поиграться! После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Хозяйка выносит Чучело Масленицы Тетушка: а вот и Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая. Заводи, честной народ, развесёлый хоровод! Будем Масленицу встречать, да блинами угощать! Хоровод «Гори, гори ясно» 2. Понедельник пролетел, Вот и вторник зашумел. Звучит веселый наигрыш А вторник у нас - … (заигрыш) С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу. А мы с вами устроим скачки на лошадях. ЭСТАФЕТА «СКАЧКИ НА ЛОШАДЯХ» 3.Разгулялись, господа, А на дворе уже среда. Сладкая маковка Под названием - … (лакомка) В этот день ходили к друг к другу в гости, угощались блинами с медом, маслом, сметаной вволю. И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели. ИГРА «Весёлые блинчики» Дети делятся на группы по 5 человек. Каждая группа встает в круг, берется за руки. Каждый кружок – блин. Все блинчики на сковороде и «жарятся». Включается быстрая музыка, каждая группа начинает водить хоровод, танцевать. Через некоторое время музыка обрывается, ведущий говорит: «Пора блинчики переворачивать». Дети разворачиваются спиной другу к другу, берутся за руки. Опять звучит музыка, все водят хороводы, музыка останавливается. Дети должны замереть в положении, в котором остались. Ведущий выбирает самый круглый и ровный «блинчик». Игра повторяется 4. Он и чистый, и широкий То четверг уж на пороге. В этот день ты не зевай, Он зовется… (разгуляй) Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его. «Петушиные бои» 5.Вот и пятница пришла, Зятя в гости привела. Есть блины, кататься с горки Это – тещины … (вечерки) Эстафета «Перенеси блины» Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут блин и переносят его, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку. 6. А теперь пришла суббота, Сидеть девчатам дома неохота, И резвятся словно белки, Это – золовкины … (посиделки) Молодые невестки принимали у себя родных. 7. День последний подошел, Великий пост с собой привел. В последний день едим блины печеные А зовется воскресенье … (прощеное) В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Муз. рук.: Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права. Тетушка: На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. 1. Ты прощай, прощай, Наша Масленица. Ты прощай, прощай, Наша широкая. 2. Ты пришла с добром, Со блинами, пирогами Да со оладьями. Мы катаемся с горы От зари и до зари, 3.А сегодня, в воскресенье, Наше кончилось веселье. Прощай, прощай, Наша Масленица! После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни. Тетушка: Молодцы, ребята, все дни назвали. Весело позабавились. В старину на чучело завязывали ленточки и загадывали желания. Давайте и мы как водиться, ребята снимем ленточки, подойдем к Масленице и завяжем их на прощание. Всю масленичную неделю хозяйки пекут блины, угощают ими гостей. Вот и я хочу вас блинами накормить. Муз.р. Мы весело провели время, пора нам встречу завершать, да попрощаться с тетушкой Варварой. |
3. |
Заключительный этап |
Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали? А теперь встанем в круг и вспомним, как весело мы сегодня провели время и что мы делали. Повеселились мы сегодня замечательно, а теперь пора и блинами полакомиться. Проходите в группу и угощайтесь блинами. Попрощаемся с гостями. |
Сценарий праздника «Светлый праздник – Пасха»
Цель: Создать условия для расширения знаний детей и родителей о праздновании православного праздника Светлой Пасхи.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей и родителей с традициями празднования Пасхи, с его историей;
Формировать умение детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Развивающие:
Развивать интерес к культуре русского народа;
Развивать коммуникативные и изобразительные навыки детей;
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности с родителями.
Ход праздника
№ |
Этапы, продолжительность |
Деятельность педагога |
1. |
Организационно – мотивационный этап |
В музыкальном зале оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей) (Под музыку колокольного звона дети заходят в зал) Ведущая: Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости. Милости просим! Пусть наша встреча будет светлой и радостной! Ведь посвящена она светлому празднику Пасхе! Сегодня Пасха – самый важный и торжественный христианский праздник. Пасха празднуется всегда весной и всегда в воскресенье. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. (дети читают стихи) 1 ребенок: Из страны далекой Ласточки летят, Весело щебечут, Людям говорят: «Люди, пробудитесь! К нам весна идет! А весной и Пасха Радость вам несет!» 2 ребенок: Пасху открываем, Праздник начинаем! Пришла желанная весна, Ушла зима в седые дали. Земля воспрянула от сна, И голубая даль ясна, И не терзают нас печали. Исполняется песня «К нам пришла весна» (авторы Л. и С. Ершовы) 3 ребенок: Вот и Пасха к нам пришла – Праздник милый для меня! Сколько радости принес, И печали он унес. 4 ребенок: Над лугами и полями Светит солнышко над нами, Долгожданная весна Нам день Пасхи принесла. 5 ребенок: День становится длинней Вместе с ним бежит ручей Солнышко смеется, Звонко песня льётся! 6 ребенок: Птицы радостно запели Вновь весна – красна идет! Перед Пасхой за неделю Первой вербушка цветет! |
2. |
Основной этап |
|
2.1 |
Этап постановки проблемы |
Ведущая: Как замечательно, что Пасха всегда бывает весной. Ведь весной просыпается, оживает природа, тает снег, капают сосульки с крыш, распускается верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Таким деревом на Руси считается верба, ведь она начинает цвести раньше всех других деревьев. А маленьких детишек шутливо стегали веточками вербы, да приговаривали: «Верба хлёст, бей до слез. Как вербочка растет, так и ты расти». Перед вами весенние воротики, пройдите под ними. Игра «Весенние воротики» (Дети проходят в воротики, стоящий перед воротиками воспитатель касается до каждого веточкой вербы) Ведущая: А сейчас давайте поиграем в игру с веточкой вербы. Приглашайте своих мам, бабушек. Игра «Займи место» (Дети и взрослые становятся в круг, выбирают водящего. Все идут по кругу, водящий – за кругом, участник говорят слова вместе с ведущим) С вербой, с вербой иду за тобой, Коснусь вербой, беги за мной! Хоп! (Водящий слегка ударяет по спине одного их хоровода. Они бегут в разные стороны. Кто быстрее обежит круг и займет освободившееся место, тот становится водящим, а опоздавший встает в круг) Ведущая: Вся праздничная неделя называется страстной, светлой. Каждый день праздновался по – своему. Великий четверг – чистый четверг, напоминает о последнем причастии. В этот день все люди убираются и наводят порядок и чистоту. Чтобы Пасху встретить дружно, в четверг убраться все нам нужно! Танец «Уборка» |
2.2 |
Этап ознакомления с материалом |
Ведущая: в течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном или Пасхальный Благовест. А кто из вас знает, что означает слово «Благовест»? Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов. (Слушание звона колоколов) Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона? Звенят, звенят колокола весенние, И все надежды в нас проснулись вновь. Ведь Пасха – это праздник Воскресения, Пусть с нами будет Вера и Любовь. А вы, ребята, хотите поиграть с колокольчиками? Игра «Колокольчик, позвони» (Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке маленький колокольчик. В середине круга стоит водящий. Под музыку дети бегут по кругу вправо, водящий влево. С окончанием музыки поворачиваются лицом в круг. Дальше звучит новая мелодия, дети звенят в колокольчики и кружатся. Эти танцевальные движения повторяют несколько раз. С окончанием музыки дети кладут колокольчик на пол, поворачиваются спиной в круг и говорят: Раз, два, три, Колокольчик, позвони! Затем поворачиваются и быстро берут свои колокольчики. Водящий в это время пытается взять чей – либо колокольчик. Тот, кто остался без колокольчика, идет в середину круга, меняется с водящим) Ведущая: Со Светлой Пасхальной недели начинались первые весенние хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод и песню про весну – красну споем. Хороводная песня «Весна – красна» Ведущая: Эй, мальчишки и девчонки, Не хотите ль поплясать? Свою удаль молодецкую В пляске русской показать? Оркестр «Танец с ложками» |
2.3 |
Этап практического решения проблемы |
Ведущая: На Пасху на завалинке посиживаю, на народ поглядываю, все всегда запоминаю, да в копилку собираю. Вот моя корзинка – копилка. А в ней рецепты записаны загадками. Ребята, а вы мне поможете отгадать? Загадки: Цветом бел, внутри желток, Курочки его несут, Расскажите, как зовут? (яйцо) Нет меня и быть беде! Каждый повар уважает И по вкусу добавляет. (соль) В оладьи и блины, В торты, пироги и плюшки Положить меня должны. (мука) Фрукт красив и загорел, Любят белки грызть его, Прятать на зиму в дупло. (орех) Солнце с южным ветерком Позаботилось о нем. Он подсох, теперь, дружок, Испеку с ним пирожок. Ты начинку называй И скорей пойдем пить чай. (изюм) Ведущая: Так что же из этих продуктов можно приготовить? (куличи) Дорогие гости, дети, обратите внимание на нашу праздничную выставку. Здесь много крашенных яиц, румяные куличи. Кулич – это праздничный домашний хлеб. В тесто для кулича кладут много яиц, масла, сахара. Тесто получается очень сдобным и долго не черствеет. Пекут кулич в пятницу, в ночь с субботы на воскресенье его освящают в церкви, а затем едят целую неделю. Вот мы сейчас и узнаем, знают ли ваши мамы, какие ингредиенты кладут в пасхальный кулич. Игра с родителями «Что в кулич проложим мы» (Родители громко кричат «Да», если считают, что в Пасхальный кулич этот ингредиент положить можно. Если нельзя – то еще громче кричат «Нет») Я в кулич кладу корицу – Мед туда же будет литься – Ванилина порошок – И овса большой мешок – Огурцов насыплю я – А вот бабушка моя, Сыпала туда муку – Яйца будут наверху – В куличе нужна вода – Ром туда налью всегда – А еще изюм – Цукаты – Гвозди – Молоточки – И лопаты – Творог – Масло – Простоквашу – А еще молитву нашу – Соль – И сахар – И цемент – И кулич готов в момент! Молодцы родители! Хорошо знаете рецепты приготовления угощений. Ведущая: А теперь поговорим про традицию красить яйца. К Пасхе яйца красят, расписывают разнообразным рисункам и орнаментом. Происхождение этого обычая по церковному преданию связано в имени Марии Магдалины, которая явилась к императору Тиберию в Рим и поднеся ему в дар яйцо – как символ зарождающейся жизни и рассказал ему о том, что Иисус Христос воскрес. Император усомнился в ее словах: «Не может быть! Это невозможно! Я поверю в это только после того, как яйцо в твоей руке станет красным, а этого не будет никогда!». И вдруг яйцо в руках Марии Магдалины окрасилось в красный цвет. С тех пор в светлый праздник Пасхи люди дарят друг другу крашенные яйца. А какие же буквы можно увидеть на пасхальных яйцах? (ХВ – Христос Воскрес!). Позже яички стали красить в разные цвета (крашенки) и даже расписывать узорами (писанки). Яйца освящают в церкви, затем дарят друг другу. Давайте и мы вместе с родителями распишем яйца красивыми рисунками, орнаментом. Есть такой способ раскрашивания яиц – декупаж. Приглашаю всех участников нашего праздника к столам. Для раскрашивания яиц нам понадобится клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетки с рисунком. Роспись яиц способом декупаж (совместная деятельность детей и родителей) Ведущая: Какие красивые получились у вас яйца. А я знаю много игр с яйцами. Поиграем? Игра «Попади в гнездо» (Приглашаются 4 пары (взрослый и ребенок). На расстоянии от игроков ставится корзина с пластмассовыми яйцами. Родители (мамы, бабушки) держат шляпы. Дети кидают яйцо вовнутрь шляпы. Делается несколько попыток. Выигрывает тот, кто больше попадет) Игра «Лукошко яиц» (Дети и родители делятся на две команды. Перед каждой командой кладутся вырезанные фигурки. Фигурки – это части яиц. Задача команды: как можно быстрее собрать лукошко яиц из частей фигурок) Игра «Бег с яйцом» (Играют дети. Две команды. Каждый участник берет большую деревянную ложку, кладет в нее яйцо, добегает до ориентира, прибегает обратно в команду, передает ложку с яйцом другому участнику) Ведущая: А теперь гости дорогие, выходите поиграть, яйца красные катать. Игра «Катаем яйца» (Мама с ребенком берут по 2 яйца (деревянных) и по – очереди катают по досочке, у кого дальше прокатится) Ведущая: Много разных забав знал народ, это и песни веснянки, качели, карусели. Выходите, ребята и взрослые, на карусели кататься. Игра «Карусель» (Дети и взрослые держатся за ленточки, бегут по кругу, пропевая слова: Еле - еле, еле – еле, Закружились карусели. А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не кружите, Карусель остановите. Раз – два, раз – два, Закружилась голова. |
3. |
Заключительный этап |
Ведущая: Наш праздник подходит к концу, и сейчас я предлагаю вам вместе оформить на память о нашем празднике – пасхальные открытки. Оформление «Пасхальная открытка» (Дети и родители составляют открытки на листе бумаги из вырезанных картинок. Картинки нужно выбрать самостоятельно из корзинки. В корзинке – Пасхальное яйцо, ветки вербы, птичка, буквы ХВ, храм, облако, танк, елочка, корзинка с грибами, тучка, снежинка, ягодка, стул, костер) Ведущая: Какие замечательные открытки у нас получились. Я желаю вам всем праздничного весеннего настроения. Друг друга в теплые объятья Спешите радостно принять! Забудьте ссоры и оскорбленья! Да светлый праздник Воскресенья Ничто не будет омрачать. Поиграем в игру «Объятия»? Игра «Объятия» (Дети и родители образуют два круга. Дети – во внутреннем круге, родители – наружный круг. Под музыку каждый круг двигается. Музыка останавливается, родители и дети встают парами и обнимаются). Ведущая: а какая Пасха без угощений! И куличи, и пасхи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и творог, и колбаса, и крашеные яйца – все самое лучшее выставляется на стол. Пасха – праздник самый светлый, Самый лучший и большой! Долгожданный и желанный, Самый добрый и родной! Приглашаю всех к праздничному столу на чаепитие. Чаепитие в группе. (Под веселую музыку дети и родители проходят в свою группу) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.