Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Камышлов, 2020
Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на духовно-нравственное развитие старших дошкольников/ сост. Ласкина, - Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020, с.
Руководитель: Штыркина Анна Ивановна , преподаватель ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Рецензент: Насонова Ирина Александровна
Предложенные в данном сборнике сюжетно-ролевые игры помогут воспитаннику ДОО усвоить некоторые моральные нормы. Выполняя предложенные воспитателями задания, у детей формируются духовно-нравственные качества, справедливые отношения, закрепляются прочие формы вежливого обращения, дружба, умение жить и работать в коллективе,
Задания из сборника способствуют упрочнению духовно-нравственных представлений, чувств, качеств детей старшего дошкольного. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка, в игре закрепляется умение вести себя так, как это принято в обществе.
Сборник адресован широкому кругу работников дошкольного образования, родителям, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
©Камышловский педагогический колледж, 2020
Содержание
«Школа». 43
«Библиотека». 44
«Скорая помощь». 45
«Аптека». 45
«Ветеренарная лечебница». 46
«Дом, Семья». 47
«Дочки - Матери». 48
«Магазин». 49
«Столовая» - «Кафе»- «Повар». 50
«Ярмарка». 51
«Ателье». 52
«Салон Красоты». 52
«Почта». 53
«Цирк. 54
«Зоопарк». 55
«Парикмахерская» - «Парикмахерская для зверей». 56
«Рыцарские Турниры». 57
«Военизированные игры». 58
«Водители». 59
«На дорогах города». 60
«Космические полеты». 61
«Строительство». 62
«Путешестви на корабле, на поезде». 63
«Путешествие на самолете». 63
«Мчс» - Спасатели. 64
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного развития в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально- коммуникативное развитие», посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому.
Очевидно, что нравственное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или духовные ценности, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои.
Наиболее распространенным методом развития духовно-нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания духовно-нравственных чувств как в отечественной, так и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания, но эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.
В этой связи возникает необходимость новых подходов к духовно-нравственном развитию дошкольников. Основной стратегией этого развития должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов духовно-нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.
Исходя из этих положений, мы разработали сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста. Главной задачей использования сборника является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Сборник чрезвычайно прост в использовании и не требует никаких специальных условий. Проводить игры может как воспитатель, так и психолог, работающий в детском саду.
Цель сборника сюжетно-ролевых игра: духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· формирование моральных норм, духовно-нравственных чувств: справедливости, ответственности, дисциплинированности, вежливости доброты, отзывчивости, культуры общения и др.;
· воспитание дружеских отношений;
· обучение навыкам сотрудничества, формирование умений работать в коллективе;
· знакомство с трудом взрослых с целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду и др.
«ШКОЛА»
Задачи: Расширять знания детей о школе. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
Игровые действия:
Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков.
Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок.
Предварительная работа: Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка». Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга). Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)
Игровой материал: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.
«БИБЛИОТЕКА»
Задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.
Игровые действия:
Оформление формуляров читателей.
Прием заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.
Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Игровой материал: формуляры, книги, картотека
«ПОЛИКЛИННИКА», «БОЛЬНИЦА»
Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые действия:
Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием.
Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.
Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д.
Больной идет в процедурный кабинет.
Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Игровые ситуации: «На приеме у лорврача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской поликлинике. Чтение лит.произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед.сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед.карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые действия:
Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы.
Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
«АПТЕКА»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые действия:
Водитель привозит в аптеку лекарства.
Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами.
В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей.
Здесь делают микстуры, мази, капли.
Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует.
В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы, коктейли.
Предварительная работа: Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения». Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада, на лугу, в лесу. Загадки о лекарственных растениях. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры.)
Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед.инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лек. травы.
«ВЕТЕРЕНАРНАЯ ЛЕЧЕБНИЦА»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые действия:
В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение.
Медсестра выписывает рецепт. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д.
Животное относят в процедурный кабинет.
Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Предварительная работа: Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое любимое животное» Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)
Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.