МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ГИМНАЗИЯ Г. ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» (МОУ «ГИМНАЗИЯ Г. ВОЛЖСКОГО»)
Сборник
технологических карт в рамках реализации проекта
«Естественные науки в системе конвергентного образования»
АННОТАЦИЯ
Данный методический сборник предназначен для педагогов общеобразовательных учреждений. В нем представлены технологические карты бинарных учебных занятий и занятий внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия г. Волжского Волгоградской области». Сборник технологических карт является составной частью учебно- методического комплекса по Естественнонаучному конвергентному образованию. Это методическое пособие позволяет освоить предметы естественнонаучного цикла в тесном и непрерывном взаимодействии друг с другом.
Также данное пособие способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в области междисиплинарного взаимодействия предметов естественнонаучного цикла при освоении учащимися образовательной программы общего образования.
Феномен конвергенции как междисциплинарного синтеза естественнонаучного, технологического и гуманитарного знания станет неотъемлемой частью образовательного процесса.
Все технологические карты построены для курса 7 класса по учебно- методическому комплексу УМК А.В.Перышкин. Физика 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений
За основу взят учебник по физике:
Перышкин, А.В.. Физика. 7 класс : учеб. Для общеобразоват. Организаций
/ А.В. Перышкин . – 6-е изд.—М.: Дрофа, 2017.—224
Авторы: Патрина Е.Г., Поплевина К.А., Хлюпина Н.Н.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Технологическая карта урока «Скорость. Единицы скорости» ( физика+ математика)
2. Технологическая карта урока «Плотность вещества» ( физика+геомтрия)
3. Технологическая карта урока «Сила упругости» ( физика+ математика)
4. Технологическая карта урока «Атмосферное давление» ( физика+ география)
5. Технологическая карта урока «Архимедова сила» ( физика+ геометрия)
6. Технологическая карта урока «Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага»» ( физика+ математика )
3
«Скорость. Единицы скорости» ( физика+ математика) Тип урока: Комбинированный
Тема урока Скорость. Единицы скорости Цель урока:
Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем и расстоянием
Задачи урока
• Сформировать у учащихся понятие скорости.
• Вывести формулу для вычисления скорости.
• Воспитывать интерес к материалу, аккуратность, умение выслушать другого.
Межпредметные связи: физика и математика
Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический.
Планируемые результаты:
Личностные:
• Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
• Формировать целостную картину мира.
• Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
• Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
• Метапредметные:
• Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
• Создавать, применять и преобразовывать знаково - символические средства для решения задач.
• Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Предметные результаты:
• сформировать у учащихся представление о скорости.
• Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем и расстоянием.
• Отработать вычислительные навыки. 4
• Средства ИКТ, оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютер с выходом в Интернет, компьютерная презентация, раздаточный материал
.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельност ь обучающихс я |
|
|
|
|
1 |
Организацион ный момент. Активизация личностной |
Создает положительную мотивацию; сообщает тему урока, цели Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем с повторения пройденного материала, а |
Слушают учителя; записывают число и тему в рабочую |
|
вовлеченност и учащихся. |
потом в ходе урока вы сами сформулируете тему нашего занятия (слайд 1) На прошлом уроке мы с вами изучили очень интересную тему. Давайте вспомним – как она называлась?
|
тетрадь. Отвечают на вопрос учителя. Учащиеся. Механическо е движение
|
2 |
Текущий контроль знаний и умений. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы. |
Слушает ответы; исправляет, уточняет. Учитель. Да. Вы абсолютно правы. Мы изучали механическое движение. Скажите, пожалуйста, что называется механическим движением? И приведите примеры механического движения Учитель: какое тело называют телом отсчета? Приведите примеры тел отсчета. (Тело отсчета - произвольно выбранное тело, относительно которого определяется положение движущейся материальной точки (или тела)). Столб, дом, автомобиль. Учитель: Что такое траектория движения тела? Приведите примеры различных траекторий движения тел в природе и технике. (Линия, вдоль которой движется тело – называют траекторией. Святящийся след метеора в ночном небе, движение поезда по рельсам) Учитель: Дайте определение пути, пройденным телом. (Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называют путем.) Учитель: какова единица пути в СИ? (Метры –м) Учитель. Прекрасно! А какая еще физическая величина характеризуют механическое движение? И какие основные единицы измерения этой 5 физических величин? Учитель: Вы правы. Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Посмотрите внимательно на экран (слайд 2). Вы видите таблицу, состоящую из двух колонок. В первой колонке предложены некоторые значения пути, во второй – времени. Ваша задача выполнить перевод предложенных величин в СИ. На выполнение задания 3 минуты. Желаю удачи! Учитель: Задание выполнено. А сейчас обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку, посмотрите внимательно на экран. Вы увидите правильные ответы. Я попрошу вас самостоятельно проверить работы. При правильном ответе поставьте плюс, а при неправильном – минус. Под табличкой укажите количество правильных ответов. (слайд3) |
Учащиеся. Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. Механическо е движение – это изменение положения тела в пространстве по отношению к другим телам с течением времени. Например: движение птиц, шевеление листа на ветке на ветру, движение машин на улице…)
Учащиеся: время (секунда). Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях
|
|
|
Учитель: Итак, мы получили первые результаты сегодняшнего урока. Эти результаты мы обязательно учтем при подведении итогов урока. А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока. Мы знаем, что все тела могут двигаться, причем они движутся в разных направлениях, равномерно и неравномерно, медленно или быстро преодолевая разный путь. Например, как вы думаете, кто двигается быстрее агроном Васечкин, автомобиль Renault или самолет Боинг? Кто из них быстрее доберется от Москвы до Краснодара? Ответ очевиден Renault быстрее Васечкина, но медленнее Боинга. А как вы думаете, что является показателем различного по времени пройденного расстояния того или иного тела? (различие движения тел в их скорости). Так какую тему мы будем сегодня изучать на уроке? (Скорость. Единицы скорости) Ответьте, пожалуйста, на вопрос: - Кто из вас может объяснить, что такое скорость? Может ли скорость быть больше или меньше? Можно ли скорость назвать величиной? Можно ли измерить?
|
Учащиеся: (высказываю т предположен ия) скорость – при равномерном движении тела показывает, какой путь оно прошло в единицу времени.
|
3 |
Открытие новых знаний |
Учитель: Да, действительно. В природе и технике мы постоянно видим примеры, как механическое движение совершается по-разному. Кто-то едет или идет быстрее, а кто-то медленнее. Поэтому еще одной характеристикой механического движения, связывающей путь и время, является физическая величина, которая называется скорость.(слайд 4) Определение скорости вы найдете в учебники на странице 34. Скорость тела при равномерном движении – это величина, равная отношению пути ко времени, 6 за которое этот путь пройден. Например, скорость 6 м/с означает, что за 1 секунду тело проходит путь равный 6м. Таким образом, чтобы найти скорость тела, нужно путь разделить на время движения. Скорость =путь / время В физике принято обозначать эти физические величины так: V- скорость S – путь t-время Основная формула для расчета скорости, ϑ – скорость, измеряется в м/с; S- путь, измеряется в м; t- время, измеряется в с Основной единицей скорости является 1 м/с. Но на практике часто используют другие единицы |
Производят запись определения в рабочие тетради. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют индивидуаль ную работу, делают самопроверк у. Рассчитываю т скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерн ом движении; выражают скорость в км/ч, м/с; анализируют таблицу скоростей |
|
|
скорости. Например, на транспорте скорость удобно выражать в километрах в час км/ч, в космонавтике – в километрах в секунду км/с. (учащиеся записывают в тетради формулу, а так же единицы измерения скорости) Учитель: Как вы думаете, какое наземное животное может развивать самую высокую скорость? Учитель: Я предлагаю вам список самых быстрых наземных обитателей, а так же посмотрим, на каком месте находится человек. Внимание на экран. (слайд 5) Учитель: Как вы видите, все численные значения скорости указаны в единицах измерения км/ч, но как мы с вами сегодня узнали, основной единицей является м/с. Каким же образом, можно выполнить перевод скорости в основную единицу измерения? Для этого вам необходимо запомнить и записать алгоритм. (слайд 6) 108км/ч = 108*1000/3600 м/с= 30м/с В физике есть величины, которые характеризуются только собственным значением. Это путь, время, масса. Они называются скалярными величинами. В тоже время есть величины, которые, кроме числового значения, имеют направление. Такие величины называют векторными. Скорость - величина векторная. Говоря о скорости, мы всегда задаем ее направление. (Слайд 10) Далеко не все тела могут двигаться с постоянной скоростью. Обычно скорость тел меняется во времени. Такое неравномерное движение характеризуют средней скоростью. Под средней скоростью понимают отношение всего пути ко всему времени движения. Средняя скорость – это усредненное значение, 7 которое не имеет ничего общего с точной скоростью тела в данной точке траектории. Хотя в частном случае они могут совпадать. Обычная скорость всегда одинакова во всех точках траектории. Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что для расчета скорости нам необходимо знать две величины – пройденный путь и время. Я предлагаю вам рассмотреть следующую задачу. Но прежде чем ее решать давайте посмотрим как правильно оформлять задачи.(слайд 7,8) А теперь приступим к нашей задаче. |
движения некоторых тел; определяют среднюю скорость движения. |
|||||
|
|
Скорость ϑ |
Время t |
Расстояние S |
|
|||
ступа |
16м/с |
4ч = 14400с |
228км =228000м |
|
|
|
помело |
21м/с |
3ч = 10800с |
228км = 228000м |
|
|
Учитель: решив данную задачу, мы получили 2 ответа. Запишем их. А так же давайте сравним, скорость какой бабы – яги больше. Учитель: А сейчас давайте рассмотрим опять табличку со скоростями наземных обитателей и найдем, какова будет их скорость в м/с.. Ответ округлите до целого значения. |
||||||||
4 |
Первичное закрепление нового знания |
Контролирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения заданий. Задает вопросы по обсуждаемой теме. Учитель: Предлагаю вам самостоятельно решить задачу, условие которой вы видите на экране (слайд 9). Учитель: Решение данной задачи предлагаю записать на доске (к доске приглашается учащийся, который записывает краткое условие, выполняет перевод величин в СИ, решает задачу с пояснениями и комментариями). Остальные учащиеся на местах сверяют полученные результаты, исправляют ошибки, задают вопросы.
8 |
Решают задачу в рабочих тетрадях, сверяют полученные результаты, исправляют ошибки, задают вопросы. Рассчитываю т скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерн ом движении; выражают скорость в км/ч, м/с; анализируют таблицу скоростей движения некоторых тел; определяют среднюю скорость движения.
|
|||||
5 |
Обсуждение домашнего задания |
Показывает слайд – информация о домашнем задании. Комментирует домашнее задание. |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают |
|||||
|
|
|
уточняющие вопросы. |
|||||
6 |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока |
Подводит итог. Выставляет оценки, комментирует деятельность учащихся на уроке. Организует рефлексию |
Отвечают на вопросы учителя, осуществляю т самооценку урока |
Тип урока: комбинированный Цели урока: сформировать представление о понятии «плотность вещества», изучение экспериментального подхода для выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объема тела;
Задачи
• выявить физический смысл плотности, получение формулы определения плотности вещества,
• вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; умение анализировать, сравнивать результаты, делать выводы.
• развивать умение видеть изучаемые явления, навыки проведения экспериментов, логическое мышление.
Используемые формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группе
Межпредметные связи: физика и геометрия
Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные:
- осознавать свои возможности в учении;
- формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний и практических 9 умений;
- формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
- способность адекватно судить о своих успехах или неуспехах в учении.
- соблюдать технику безопасности при проведении эксперимента.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Формирование умений выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
- отвечать на поставленные вопросы, умение формулировать учебную проблему; - ставить учебную задачу на основе соотнесе¬ния того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные:
- научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, систематизировать информацию; - самостоятельно проводить эксперимент и наблюдения, делать вывод; - самостоятельно оценивать собственный результат.
Коммуникативные:
Уметь:- организовать продуктивное взаимодействие со сверстниками;
- сравнивать разные точки зрения, прежде чем сделать выбор и принять решение;
- сформулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
Сформировать представление о плотности вещества, выяснить от чего зависит, формулы для нахождения плотности, перевода единиц измерения плотности в СИ, сравнение плотностей разных веществ, способы измерения плотносОсновные понятия, изучаемые на уроке Плотность вещества, единицы измерения плотности, формула плотности вещества.
Оборудование:
Для наблюдения явления: стеклянный стакан 50 мл, стакан с водой, тела разного объема и разной массы: пробка, парафин, металлический цилиндр, ореометр.
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, рычажные весы, мензурка, цилиндры, тела равного объёма, но разной массы.
Для исследовательского эксперимента: (наборы на 6 групп).
1. рычажные весы, цилиндры, тела равного объема, но разной массы, тела равной массы, но разного объема.
2. Печатный раздаточный материал (карточки-инструкции для наблюдения явления, для
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организацио нный этап. Мотивация (самоопределен ие) к учебной деятельности. ( 1мин) |
Учитель приветствует учащихся. Мотивирует учащихся на работу. Настрой на положительные эмоции и 10 плодотворную работу на уроке. Эпиграф к уроку: (Слайд №1), «Опыт – есть единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» Д.И.Менделеев. |
Приветствуют учителя. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
2. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала ( 4 мин) |
Работа с карточками-сорбонками, повторение формул, понятий массы тела, объема, единиц измерения. Актуализирует знания обучающихся по пройденному материалу. Предлагает тестовые задания. (Слайд № 2), (приложение №1). |
Работают в парах
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции
|
3. Формулирова ние темы урока |
А теперь, посмотрите внимательно на слайды, и подумав, ответьте: что общего и чем отличаются цилиндры друг от друга? (Слайд 3, 4) |
Выдвигают гипотезы выхода из проблемной ситуации, высказывают предположения. |
( 3 мин)
|
Создает проблемную ситуацию. Задачи 1,2,3 (Слайд № 5, 6, 7), (приложение № 2). Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируется тема и задачи урока |
- Цилиндры на слайде № отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, массы у них тоже разные, а объём у них одинаковый. - Цилиндры на слайде № отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, и объём у них тоже разный, а массы – одинаковые. Ставят цели, формулируют тему урока. |
4. Постановка цели. Планирование . ( 2 мин) |
Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны. И сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Тема нашего урока «Плотность вещества» (Слайд № 8) Исходя из темы урока предположите, что каждый из вас должен выяснить сегодня на уроке?
- Теперь, давайте вместе с вами, определим цели урока: - плотность как физическая величина; - обозначение плотности; - физический смысл плотности; - формула плотности; - единицы плотности в системе СИ
|
Записывают в тетрадях тему урока.
Называют цели: - узнать что такое плотность; - узнать, как она обозначается; - узнать от чего она зависит; - узнать какие единицы измерения; - узнать способы измерения |
5. Изучение нового материала. (20 мин)
1.Сравнить массы двух цилиндров равных объёмов, но изготовленных из разных материалов
2. Подведение обучающихся к самостоятельно |
- Для выяснения определения и формулы плотности проведем исследование. 1) Поместить цилиндры на рычажные весы. Сравнить массы двух цилиндров равных объемов, 11 но изготовленных из разных материалов. Сделать вывод? 2) Поместить тела на рычажные весы. Сравнить объемы двух тел равной массы, но изготовленных из разных материалов. Сделать вывод?
Предлагает группам поставить эксперимент, (приложение № 3) Во время проведения эксперимента соблюдайте технику безопасности Контролирует работу обучающихся, организует диалог. - Анализируем полученный результат. Итак, вы получили, что цилиндры равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы. Это объясняется тем, что разные тела могут иметь разную плотность. |
Работа в группах Помещают цилиндры на рычажные весы. Сравнивают массы цилиндров, делают выводы.
Учащиеся делают записи в тетрадях. Объясняют, чем отличаются вещества, из которых состоят цилиндры. Сравнивают тела равного объёма, но разной массы; тела равной массы, но разного размера.
|
му выводу физического смысла плотности вещества.
3. Подведение обучающихся к составлению формулы расчёта плотности, через массу и объём.
4. Дать характеристику величины плотности вещества.
5.Самопроверк а результатов
6. Проверка понимания физического смысла плотности вещества
|
- Давайте теперь сформулируем определение плотности.
Создаёт ситуацию (задача), которая проведёт к цели. (Слайд № 9, 10), (приложение № 4) Как найти плотность вещества? Известно, что льдина объемом 2 м3 имеет массу 1800 кг?
Какие действия вы провели, чтобы определить массу 1 м3 для льда? То есть мы с вами нашли массу приходящуюся на единицу объёма – плотность.
Дать характеристику величины плотности вещества. Работа с учебником стр. 60-61 Составить паспорт физической величины – плотность: (Слайд № 11), (приложение № 5) Схема: - обозначение - формула - единицы измерения - определение плотности - физический смысл плотности
Заполненная таблица составлена учащимися на доске
Устанавливает осознанность восприятия материала (Слайд № 12, 13, 14, 15, 16, 17) , (приложение № 6) 12 Организует деятельность работы с таблицей плотности, по какому принципу они делятся. 1. На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики? 2. В одном из двух одинаковых сосудов налили воду (левый сосуд), в другой раствор серной кислоты равной массы. Какая жидкость имеет большую плотность? 3. На рисунке изображены два кубика одинакового объема из золота и меди. У какого из кубиков масса вещества больше? 4. А как найти объем тел правильной формы, например прямоугольного параллелипипеда, кубика и цилиндра? Многое тела имеют именно такою форму. Посмотрите вокруг! |
Рассчитывают массу льда для 1 м3 в тетради. Разделили массу льда на его объём. Сравнивая результаты задачи, учащиеся пытаются составить формулу.
Заполняют паспорт физической величины. В тексте учебника стр.60-61, находят: как обозначается плотность, в каких единицах измеряется. Дают определение: что такое плотность вещества; записывают физический смысл и её формулу.
Самопроверка
Решают качественные задания, находят в таблице плотности веществ, сравнивают их, делают соответствующие выводы
|
|
Зная формулы объемов геометрических тел, мы можем рассчитать и плотность ( прямоугольный параллелепипед, куб, цилиндр) 5. Занимательные опыты: Определите плотность кусочка сахара рафинад Определите плотность некоторых овощей, например, картофеля Что вам для этого потребуется?
|
Работают с приборами и вычисляют объем тел и плотность
|
6.Физкультми нутка (1 мин) |
Учитель организует физкультминутку |
Один из учащихся проводит физкультминутку |
7. Первичное закрепление знаний. ( 10 мин) |
Организует выполнение теста, организует взаимопроверку по эталону и взаимооценку тестовых заданий по критериям. Знакомит с критериями оценки. (Слайд № 19), (приложение № 8) |
Выполняют индивидуально задания, затем проверяют его в парах по эталону и оценивают по критериям. Ставят оценку. |
8. Рефлексия. ( 2 мин) |
Организует подведение итога урока, самоанализ результатов, самооценку. Оценивает работу на 13 уроке. - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал все правильно или были недочеты? -Ты работал сам или с чьей-то помощью? -Какую оценку ты бы себе поставил? |
Проводят самооценку и самоанализ своей деятельности на уроке. Выставляют оценки за урок. |
9. Домашнее задание (2 мин) |
П.22, сделать карточки, Упр.7 (5), стр.217 проект «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной Системы» (по желанию) |
|
|
Спасибо ребята за урок! Мы вместе успели за урок очень много. Наш урок был открытием! (Слайд № 20) Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Сканеру, принтеру, И компьютеру на столе. Ток по проволоке струится, |
|
|
Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам…
|
|
3. Техноглогическая карта урок : « Сила упругости».
Тип урока: комбинированный Цели урока:
Изучить явление упругости (его причины, закономерности) и создать условия для формирования у учащихся навыков практической деятельности Задачи урока:
• Изучить причины возникновения силы упругости,
• Выявить природу силы упругости,
• Экспериментально установить, от чего зависит сила упругости,
• Определять по графику коэффициент жесткости
Используемые формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группе
Межпредметные связи: физика и математика
Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический.
Планируемые результаты предметные: определение силы упругости, определение деформации.
Изображение графика зависимости длины пружины от приложенной силы, определение жесткости пружины.
- метапредметные: развитие умения составлять теоретически верные предложения, умения анализировать и делать выводы.
Познавательные : выделяют и формулируют проблему, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных
14 связей;
Регулятивные предвосхищают результат и уровень усвоения. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные: умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
- личностные: воспитание способности к самоанализу и критическому отношению к своим знаниям. .Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
оборудование: проектор, компьютер, набор пружин, набор грузов, штатив, динамометры с заклеенной шкалой, линейка.
№ |
Название, содержание и цель этапа урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
1 |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность. |
Готовность к уроку.(2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы Перед объяснением нового материала учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями, а также Лист контроля. |
Готовят рабочее место Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки. |
2 |
Постановка проблемы. Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала. |
Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы:(5 мин) 1.Что такое сила? 2.Как обозначается сила? 3.В каких единицах измеряется сила, дайте определение единице измерения.15 4Посмотрите на столе три вида пружин, на тело, подвешенное на нити, на груз, стоящий на деформированном столе ,какие силы действуют на тела? 5.Какая сила действует на все тела, находяиеся на поверхности Земли. 6 Почему же тогда находятся в покое тела, лежащиеся на опоре и подвещенные на нити? 7.Какая сила уравновешивает силу тяжести? |
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.
|
|
|
Верно Сила упругости Что мы хотим выяснить об этой силе? Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока. Создает проблемную ситуацию и диалог с учащимися, необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. |
|
3 |
Открытие нового знания Цель: обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
|
(13 мин) Откроем учебник стр 71 ,параграф 26 Проведение эксперимента. Заполнение таблицы Посороение графика У Вас на столе экспериментальная установка,выполните опыт: Эксперимент : «Исследование зависимости удлинения пружины от приложенной силы» 1.заполнить таблицу 2.построить график модуля Fупр(x) 3.Найти по графику жесткость пружины 16 4. Что общего она имеет с линейной функцией 5 Прямая пропорциональность y = kx, линейная функция y = kx + b 6Отражает зависимость двух физических величин Сила упругости от удлинения тела 7Данная формула имеет тип этой функции . Функция линейная, Вполне обыкновенная Но оказалась очень важною она. F= kx, закон Гука |
В тетради составляют алгоритм решения уравнений на примерах ключей Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция |
|
|
К примеру сила тяжести от массы также зависит линейно
Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу.
|
|
4 |
Первичное закрепление знаний Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач зафиксировать новое содержание урока. |
(10 мин) Организует индивидуальную проверку понимания нового материала Серия графических задач. На столе находятся задачи, которые Вам нужно решить используя полученные знания, решение оформляем в тетради, См. рабочий лист После проверяем правильность решения. Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. Выступает в роли тьютора для слабых 17 учащихся. |
Учащиеся выполняют задания 1-5 из карточек с индивидуальными заданиями. Делают записи в тетрадь. Заполняют лист контроля и сдают на проверку учителю. |
5 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Итог урока. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка |
(5 мин) Организует обсуждение результатов занятия Предлагает учащимся выбрать цифру на шкале прибора динамометра и закончить фразу: Сегодня я узнал Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… |
Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. |
|
дальнейших целей.
|
Меня удивило… Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.
|
|
6 |
Домашнее задание Цель: согласовать домашнее задание. Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний. |
(2 мин) Объявляет Д/З: § 26; Подготовить доклады: «Роль силы упругости в жизни животных и растений» Задает дозированное домашнее задание, даёт комментарии. |
Учащиеся записывают домашнее задание, получают консультацию |
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование представлений об атмосферном давлении и раскрытие ее природы Задачи урока:
• выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления , определить способы нахождения атмосферного давления
• вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; умение анализировать, сравнивать результаты, делать выводы.18
• развивать умение видеть изучаемые явления, навыки проведения экспериментов, логическое мышление.
Используемые формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группе
Межпредметные связи: физика и география
Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные
• осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
• осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
• потребность в формировании новых знаний, в развитии научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
• выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент;
• анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
коммуникативные
• в ходе обсуждения учебного материала, результатов проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
регулятивные
• вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
19
• оценивать соответствие результата и цели,
• признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
Предметные
• различать явления передачи давления жидкостями и газами и атмосферное давление по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
• распознавать проявление атмосферного давления в окружающем мире и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера:
• проводить опыты по наблюдению действия атмосферного давления: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы.
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, рабочие карты для учащихся.
Оборудование: стаканы с водой, пипетки, шприцы без иголок, трубочки, присоски, 2 листа бумаги;
на демонстрационном столе – насос, тарелка со стеклянным колпаком, весы электронные, стеклянный шар с краном, 2 шарика для рефлексии.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный момент |
Привлекает внимание детей, подняв руку. Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. |
Ученики фокусируются на учителе. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Миру знаний нет предела. Что друзья, скорей за дело! |
||
2.Актуализация знаний |
Учитель предлагает слова: давление, единица измерения давления, сила давления, вес, единица измерения веса, закон Паскаля, свойства газов, давление газа, гидростатическое давление. |
Учащиеся передают маленький мяч, называя слова по данной теме и давая им объяснения. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч следующему ученику. |
|
|
|
Организует повторение из курса географии: 1. Что такое атмосфера? 2. В каком слое воздух наиболее сжатый и плотный? Почему?20 3. Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения? Учитель анализирует ответы. |
Индивидуально формулируют ответы, выслушивают ответы одноклассников, сравнивают с эталонным. |
|
3. Постановка цели и задач урока. Проблемная ситуация Мотивация учебной деятельности учащихся |
Демонстрирует опыт Организует обсуждение вопроса: почему бумага не отпадает, а вода не выливается из перевернутого стакана? Наводящими и уточняющими вопросами подводит детей к выводу о давлении воздуха на бумагу снизу. Обсуждает с детьми примерный |
Ученики наблюдают результат опыта, отвечают на вопросы учителя, задают вопросы учителю, выдвигают гипотезу о существовании атмосферного давления. Самостоятельно формулируют тему урока «Атмосферное давление» и цель урока: рассмотреть |
|
план урока: убедиться, что воздух имеет вес, раскрыть природу атмосферного давления, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления. |
явления, вызванные действием атмосферы. Высказывают предположения о содержании урока. |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Учитель задает вопросы: Воздух имеет массу? Как ее измерить? Воздух имеет вес? Как измерить атмосферное давление. Опыт Торричелли
Объясните наличие веса у воздуха. Охарактеризуйте химический состав воздуха. Экспериментальное обнаружение атмосферного давления: Поднесем пластиковую бутылку к губам, вдохнем воздух из нее. Организует обсуждение причины деформации бутылки. Подводит к выводу о существовании давления атмосферного воздуха. |
Обучающиеся устно отвечают на вопросы, пользуясь материалами учебника. рассказ. Наблюдают деформацию бутылки. Объясняют причину. Сравнивают давления воздуха внутри и снаружи бутылки. Делают вывод о существовании давления атмосферного воздуха. |
Организует выполнение опыта с последующим объяснением его результатов. 21 Почему вода поднимается вслед за поршнем? Опишите применение закона Паскаля в этом опыте? |
Один ученик выполняет демонстрационный опыт по описанию в учебнике. Обучающиеся наблюдают и объясняют результаты. |
|
5. Первичная проверка понимания |
Организует и контролирует работу в парах |
По очереди отвечают на вопросы, исправляют ошибки. В случае затруднения обращаются за помощью к учителю. Оценивают свои ответы. |
6. Первичное закрепление |
1.Организует выполнение практических заданий. Покажите и объясните действие прибора ливер, пипетки. |
Выполняют практические задания. Вносят коррективы в ход выполнения эксперимента |
|
Объясните действие медицинских банок. 2.Организует решение задач. Объясните, как пьет человек? Почему трудно оторвать присоску рыбы прилипалы от поверхности, к которой она прилипла? Слон, чтобы напиться, наполняет хобот водой, потом изгибает его и выливает воду в рот. Почему вода поднимается в хобот слона? |
Индивидуально формулируют ответы, выслушивают ответы одноклассников, сравнивают с эталонным. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Изучить п. 42,43,44 выполнить задание на стр. 126 с письменным отчетом в дневнике наблюдений ( яйцо входит в бутылку) |
Обучающиеся выполняют дифференцированное домашнее задание обязательная часть и минипроект «автопоилка для питомца» по выбору. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Предлагает ответить на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов: 1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Я понял, что… 5.Я научился… 6.Меня удивило… 22 7.Мне захотелось… Учитель выставляет отметки за урок с учетом результатов самоанализа. |
Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых задач. Отвечают на вопрос учителя |
5 Технологическая карта урока «Архимедова сила»
Цель Сформипровать представление о выталкивающей силе и о способах ее измерения и нахождения ; формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность.
Задачи
1. Познакомить со способами экспериментальной проверки формулы для определения архимедовой силы.
2. Познакомить с законом Архимеда.
3. Научить решать задачи на расчет архимедовой силы и веса тела в жидкости. 4. Научить описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит архимедова сила.
Межпредметные связи: физика и геометрия
Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический.
Планируемые результаты обучения учащихся
1. Умеет описывать ход и результаты эксперимента, доказывающего справедливость формулы для расчета выталкивающей силы.
2. Знает формулировку закона Архимеда.
3. Умеет решать задачи на вычисление архимедовой силы и вес тела в жидкости.
4. Приводит примеры, объясняет и описывает физические явления в основе которых лежит действие архимедовой силы.
Планируемые образовательные результаты урока
Предметные: знакомство с новыми определениями, находить в различных источниках и анализировать информацию, делать обобщающие выводы.
Метапредметные: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умения строить устное высказывание с учётом коммуникативной задачи; умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: развитие способностей к выделению, описанию и объяснению физических явлений; самооценке на основе наблюдения – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельност23 и на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Оборудование - физические приборы (штатив, ведерко Архимеда, стакан с отливным носиком, стакан с водой, стакан с растительным маслом, груз, динамометр), оборудование для миниэксперимента (набор грузов по механике, стакан с водой), мультимедийный проектор, ноутбук.
Название, содержание и цель этапа урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент Время: 3 мин Содержание: приветствие и речевая зарядка Цель: установление эмоционального контакта , настройка на тему занятия |
Здравствуйте ! Рада с вами сегодня поработать! Кто любит купаться в море? В речке? А в ванной? И в волгоградской области есть такое озеро- озеро Эльтон. Чем оно знаменито? ( тела там все плавают)
|
Ответы учащихся |
Мотивация учебной деятельности, Актуализация субъективного опята учеников знаний Содержание : проиграть сценку целью определения темы урока Цель: определение темы урока , постановка цели , мотивация к учебной деятельности
Время: 5 мин
|
Фронтальный эксперимент. В сосуде на дне лежат два шарика (из пластилина и парафина). Наливаем воду, парафиновый шарик всплыл. - Почему одно тело всплыло? (из за плотности) Но что заставило тело всплыть?( сила) - А на второе тело эта сила действует? Фронтальная работа: На каждом столе у вас есть динамометр и металлический цилиндр. Вместе с вами 1. Определите вес данного тела в воздухе Р1. 2. Не снимая с динамометра погрузите это тело в воду и определите вес этого тела в воде Р2. 3. Сравните результаты и сделайте вывод. (Р2 < Р1). Проблема: Итак, Почему вес тела в воде меньше веса тела? получается, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ действует выталкивающая сила. Почему она возникает эта сила? От чего она зависит ? как ее опрелелить? кто ее первым открыл? Я думаю тема и цель урок понятны ( открываем карточку на доске) Эпиграф к уроку Но сегодня будет необычный урок, поскольку мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры, чтобы найти ответы на поставленные вопросы Отрывок 1И мы начнем беседу |
Ответы учащихся
(существует сила, действующая на тело в воде и направленная вверх)
|
Изучение нового материала
Цель: Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся по усвоению новых знаний.
Время: 7 мин
|
Для начала Для того чтобы выяснить причину действия жидкости на погруженное в нее тело, нам необходимо вспомнить следующие физические понятия и величиныL открываем карточки на доске) 1. Вес тела. 2. Гидростатическое давление. 3. Сила давления. 4. Масса тела. 5. Объем цилиндра. Работа с формула ми. У каждого на столе карточки с формулами:
Когда называется «величина» ребята поднимают нужную карточку с формулой. Отлично Рассмотрим, как действует жидкость на погруженное в нее тело. Чтобы легче было рассуждать, выберем тело, которое имеет форму параллелепипеда с основаниями параллельными жидкости. 24 1Когда тело погружено в воду, на него со всех сторон, перпендикулярно поверхностям тела, действуют силы давления воды. 2 Что вы можете сказать о Силе давления, действующие на боковые стороны тела ? 3. Как изменяется давление воды с глубиной ? 4.На какую грань тела действует большая сила давления? 5.Итак, в результате чего происходит выталкивание? (Разность сил давления на нижнюю и верхнюю грань определяют направление выталкивающей силы ) Куда она будет направлена?( вверх) 1Теперь проведем небольшое исследование и Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. 2 Ваши предположения? ( запишем на доске) 3.Основной способ определения выталкивающей силы Измерить вес тела в воздухе Измерить вес тела в воде Найти разности- это и будет выталкивающая сила |
Делаем рисунок на карточке И на доске рисуем сосуд , в нем находится тело формы параллелипипеда показываем силы давление , снизу и сверху и сбоку
Ответы учеников
Запишем предположения на доске |
Исследовательская работа. (10 мин)
|
Исследование Давайте подведём итоги исследовательской работы. Запишем на доске от чего зависит и не зависит выталкивающая сила Итак, мы выяснили , ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА
ЗВИСИТ ОТ НЕ ЗАВИСИТ ОТ объема тела; формы тела; плотности жидкости; плотности и массы тела; глубины погружения тела внутри жидкости. Вернемся в древнюю Грецию как же все таки Архимеду удалось выяснить из чистого ли золота сделана корона? Прочитать отрывок 2 Объем вытесненный телом жидкости равен объему тела, а значит он открыл такой закон : На всякое тело , погруженное в жидкость действует выталкивающая сила равная весу жидкости , в объеме погруженной части. Получим формулу для расчета Архимедовой силы ( выводим формулу) ( переворачиваем карточку на доске) Получить на доске формулу Архимедовой силы .Архимед нашел путь решения, а вы догадались, как он определил из чистого ли золота сделана корона? |
Запишем способ определения выталкивающей сила
выполняют исследовательскую работу . |
Закрепление нового материала
Время: 7 мин Цель: Создать условия для усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Домашнее задание: Выучить §48. Записать в тетрадь доказательство существования выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
|
Вернемся в древнюю Грецию Попробуйте дома найти решение поставленной задачи перед Архимедом давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом На карточке написан порядок действий Ваша задача напротив каждого порядка записать нужную формулу Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу. Fа = Рв – Рж Затем Архимед определил объем короны.
Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по 25 плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?
Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. А Дома вычислите данную плотность и убедитесь в этом сами |
Заполняют карточку |
Рефлексия Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения Время: 3 мин |
Мы с вами побывали в древней Греции и узнали много нового, познакомились с Архимедом В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас. На вашем стикере напишите, что вам понравилось больше и приклейте его на ту глубину, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок. |
Заполняют стикеры и приклеивают на доску |
|
( ванна Архимеда) |
|
Простые механизмы. Рычаги. Условие равновесия рычага.
Цель:
сформировать представление о простых механизмах для решения задач
обеспечить усвоение знаний о простых механизмах для преобразования силы, Развитие информационной компетентностиучащихся, коммуникабельности , умение работать в группе, коллективе и индивидуально, расширять их кругозор и мыслительную активность Задачи: ввести понятие «простой механизм»; выяснить условие равновесия рычага;
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Используемые формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группе
Межпредметные связи: физика и геометрия
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предмметные
Научиться применять условия равновесия рычага в практических целях - подъём и перемещение груза; определять плечо груза, решать графические задачи
Метапредметные
Коммуникативные: формировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками.
Регулятивные: формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе
26
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Личностные
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
Оборудование: технологическая карта ученика; ножницы для резки железа, бумаги; ключи гаечные, лабораторное оборудование (набор грузов, рычаги).
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Многие полагают, чтобы найти чтонибудь необыкновенное, надо отправиться очень далеко, лучше всего в космос. В обыденной жизни вокруг нас всё хорошо известно, и ничего интересного нет. Какое заблуждение! Мы окружены загадочными явлениями, но не задумываемся над ними, потому что они привычны. Ну вот, например: -качели. На них взрослый человек может запросто уравновесить ребёнка. - смотрите – это ножницы для бумаги, а это по металлу. Обратите внимание – у них разная форма; Посмотрим, какие результаты эксперимента получились у ребят.
На некоторые из этих вопросов мы сможем ответить уже сегодня в конце урока. |
Слушают учителя. Двое учеников выполняют экспериментальное задание, данное в начало урока. Экспериментальное задание: гайку отвернуть, каким ключом легче - с длинной ручкой или с короткой? И как вы думаете почему?
|
Актуализация знаний.
|
Чтобы дать ответы на поставленные вопросы, мы должны воспользоваться ранее приобретёнными знаниями. А для этого должны повторить некоторые физические понятия, которые нам на уроке пригодятся. 27 - Что такое сила? - Какие виды сил (взаимодействий) вы знаете? - От чего зависит результат действия силы? - Как определить кратчайшее расстояние между точкой и прямой?(обращает внимание рисунок) Дайте ответы на предложенные тестовые вопросы с использованием комплекта сигнальных карточек |
Ученики отвечают на вопрос
выполняют тест, используя |
|
|
сигнальные карточки
|
Выявление места и причины затруднения |
Человек – существо разумное. Именно разум всегда давал ему возможность создавать приспособления, делавшие его сильнее или быстрее зверя, жить в условиях, в которых он без этих вещей не мог бы выжить. Эти приспособления служили для преобразования силы, то есть с их помощью можно было получить выигрыш в силе. Что это значит? Идёте вы по дороге. Впереди огромный камень. Обойти его нельзя. Надо сдвинуть с дороги. Что сделаете? Подводит итог по вопросу: используя палку, и прикладывая к ней силу, меньшую, чем вес камня, мы получаем силу в несколько раз больше приложенной. Ребята, чем является палка в нашем случае? Да, верно - это простой механизм. 28 В данном случае – рычаг. |
Высказывают свое мнение на поставленный вопрос.
|
Целеполагание И построение проекта выхода из затруднения
|
Ребята, сформулируйте каждый для себя тему и цели нашего урока. Озвучьте свой вариант. Спасибо, молодцы. Я расширю нашу цель: познакомиться с условием равновесия рычага.
У нас определена тема и цель урока. Как мы будем достигать цели урока? Для эффективной работы, я предлагаю |
Тема урока: «Простые механизмы. Рычаг» Основная цель урока – выяснить, что такое простые механизмы и более подробно познакомиться с одним из них – рычагом.
|
|
вам разделиться на группы. Выполните в технологической карте пункт II, работая с учебником |
Изучить параграф. Воспользоваться технологической картой урока.
|
Реализация построение проекта |
Координирует работу в группах. |
Работают с параграфом и заполняют технологическую карту. Работа в группах. |
Первичное закрепление с комментариями во внешней речи |
Ребята, вы поработали с учебником, обсудили свой решение в группах. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
|
Зачитывают свои ответы, комментируют и дополняют ответы.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Какие цели мы с вами достигли на данный момент? Чтобы изучить условие равновесие рычага, проведем практическую 29 работу. • покажите на рычаге точку опоры; • подвесьте на левой части рычага два груза на расстоянии 10 см от точки опоры; • с какой силой они будут воздействовать на рычаг? • с правой стороны подвесьте один груз так, чтобы рычаг уравновесился; • аналогично подвесьте справа четыре груза. Проведите вторую часть работы, |
цель урока – выяснить, что такое простые механизмы и более подробно познакомиться с одним из них – рычагом (работа в парах с рычагами и наборами грузов, по ходу выполнения задания заполняется таблица в технологической карте).
Работают в парах, обращая внимание на комментарии учителя.
|
|
заполните пропуски и сделайте вывод, используя учебник. Заполните таблицу Проверьте правильность вычислений применяя основное свойство пропорций Давайте обсудим полученные результаты. |
Работают самостоятельно в парах.
Комментируют свои ответы. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. F1/F2 = l2/l1 Вывод: с помощью меньшей силы можно уравновесить большую. Во сколько раз одна сила больше другой, во столько же раз плечо меньшей силы должно быть больше плеча большей.
|
|
Включение в систему знаний и повторений |
Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. - Куда должен на качелях сесть взрослый, чтобы уравновесить 30 ребёнка? - Почему ножницы по металлу имеют длинные ручки? Исходя из условия равновесия рычага, объясните, почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удалённому от оси вращения двери? Ведь дверь – это рычаг. Давайте рассмотрим, где у двери ось вращения? Обратите внимание, в предложенной вам технологической карте есть шесть незаконченных предложений. |
Ученики отвечают на вопросы.
|
|
|
|
Закончите, пожалуйста, предложенные фразы. Зачитываем и называем ответ. |
Работа по цепочке, зачитывая ответы.
|
Рефлексия учебной деятельности уроке |
на |
Назовите тему урока и цели. Ответьте в технологической карте: достигнута ли вы цели на уроке?
Есть желающие высказать свой мнения?
Зачитайте в технологической карте последнее задание. Это вам будет домашнее задание. Спасибо за урок.
|
Повторяют цели урока.
Отвечают письменно в тех карте.
Отвечают по желанию.
Зачитывают задание. |
31
32
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.