Математика
Текстовыезадачисхимическим содержанием
Данный сборник предназначен для систематизации знаний учащихся 5-9 классов в области решения текстовых задач с химическим содержанием (задач на смеси, растворы и сплавы).
В особенности это пособие полезно для учеников 9-ых классов при подготовке к ОГЭ по математике, так как в нём собраны задачи 21-ой линии экзамена по математике из сборников тренировочных вариантов разных лет.
Все задания в сборнике сгруппированы и разделены на 5 типов задач с химическим содержанием. В каждом разделе приведено по 10 задач.
Пособие содержит:
l 50 текстовых задач с химическим содержанием разных типов;
l ответы ко всем задачам.
Сборник составила: Юрченкова Алина, ученица 9 класса МБОУ «Средняя школа № 33» города Смоленска.
Руководитель: Баирова Татьяна Васильевна, учитель математики.
Смоленск
2023
Предисловие......................................................................................4
Текстовыезадачисхимическимсодержанием..........................5
I. Задачи на понижение концентрации............................................ 5
II. Задачи на повышение концентрации.......................................... 7
III. Задачи на «высушивание».......................................................... 9
IV. Задачи на смешивание растворов разных концентраций...11
V. Задачи на переливание................................................................14
Ответыкзаданиям.........................................................................17
Задачи на смеси, растворы и сплавы часто включают в экзамеционные варианты 9-ого и 11-ого классов, но многие ученики пропускают эти задачи, так как испытывают сложности при их решении. Данный сборник создан для того, чтобы систематизировать знания обучающихся и развить их интерес к решению текстовых задач по математике, именно это и позволит им не только стать успешными на экзаменах по математике, но и развить своё творческое мышление.
Немногие из учеников осознают, что математические задачи имеют особую значимость. Задачи на смеси, растворы и сплавы имеют практическую направленность. Например, мы пьём чай и кладём в чашку столько сахару, чтобы не пересладить, то есть создаём нужную нам концентрацию, а если пересладили, то добавляем воды. Врач выписывает рецепт, и мы покупаем мази с определённой концентрацией указанных веществ. То есть данные задачи очень важны для развития интеллекта учащихся.
Кроме того, данный сборник будет интересен ученикам, так как задачи сопровождаются красочными иллюстрациями, а это даёт наглядное понимание происходящей ситуации.
Дорогие читатели, надеемся данный сборник будет полезен вам для развития навыков в решении текстовых задач с химическим содержанием.
Желаем успеха!
Текстовые задачи с химическим содержанием
1. Сколько граммов 35%-го раствора марганцовки надо добавить к 325 г воды, чтобы концентрация марганцовки в растворе составила 10%?
2. Сколько килограммов воды надо добавить к 60 кг 16%-ной соляной кислоты, чтобы получить 10%-ный раствор этой кислоты?
3. Первоначально было 5 л раствора соли, потом к нему добавили 2 л другого раствора соли, после чего концентрация соли понизилась на 2 % по сравнению с первоначальной. Найдите, на сколько процентов концентрация первого раствора больше концентрации второго.
4. Морская вода содержит 5% солей. Сколько килограммов чистой воды нужно добавить к 40 кг морской, чтобы содержание солей в полученном растворе составило 2%?
5. Сколько килограммов воды надо добавить к водному раствору соды массой 90 кг, содержащему 5% соды, чтобы получить раствор, содержащий 3% соды?
6. Сколько килограммов 5%-го раствора соли надо добавить к 15 кг 10%-го раствора той же соли, чтобы получить её 8%ный раствор?
7. В 5%-й раствор соли добавили 55 г соли и получили 10%-й раствор. Сколько граммов 5%-го раствора было?
8. Имеется сплав меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько килограммов чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, в котором содержится 40% меди?
9. В сосуд, содержащий 2 кг 80%-ого водного раствора уксуса добавили 3 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора
уксусной кислоты. Ответ выразите в процентах.
10. В сосуд, содержащий 6 литров 20%-ого водного раствора некоторого вещества, добавили 6 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
1. Сплав, массой 36 кг, содержит 45 % меди. Сколько килограммов меди нужно добавить, чтобы новый сплав содержал 60 % меди?
2. Сплав меди и цинка содержал меди на 640 г больше, чем цинка. После того как из сплава выделили содержащейся в нем меди и 60% цинка, масса сплава оказалась равной 200 г. Какова была масса исходного сплава? Ответ выразите в граммах.
3. В сплаве олова и меди содержалось 11 кг меди. После того как в сплав добавили 7,5 кг олова, концентрация олова повысилось на 33%. Какова первоначальная масса сплава? Ответ выразите в килограммах.
4. Имеется два сплава меди. Содержание меди в первом сплаве на 40% меньше, чем во втором. Из
них получили новый сплав, содержащий 36% меди.
Определите процентное содержание меди в исходных сплавах, если известно, что в первом было 6 кг меди, а во втором - 12 кг.
5. 40 кг солевого раствора разлили в два сосуда так, что во втором сосуде оказалось на 2 кг соли больше, чем в первом сосуде. Если во второй сосуд добавить 1 кг соли, то масса соли в нём будет в 2 раза больше, чем в первом сосуде. Найдите массу раствора, находящегося в первом сосуде.
Ответ выразите в килограммах.
6. Первоначально было 8 л раствора соли, потом к нему добавили 4 л другого раствора соли, после чего концентрация соли повысилась на 3 % по сравнению с первоначальной. Найдите, на сколько процентов концентрация второго
раствора больше концентрации первого.
7. Слили два раствора серной кислоты и получили смесь массой 10 кг. Определите массу каждого раствора в килограммах, вошедшего в смесь, если в первом растворе содержалось 800 г серной кислоты, а во втором - 600 г, концентрация первого раствора была на 10% больше, чем концентрация второго раствора.
8. Сколько граммов воды нужно выпарить из 80 г 6%-ого раствора соли, чтобы получить раствор, содержащий 10 % соли?
9. Сплав меди с серебром содержит серебра на 1845 г больше, чем меди. Если к нему добавить массы серебра, содержащегося в сплаве, то получится новый сплав, содержащий 83,5 % серебра. Какова масса сплава в граммах и процентное содержаниесеребравнём?
10. В 4 кг сплава меди и олова содержится 40 % олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70 %?
1. Свежие яблоки содержат 80 % воды, а сушёные 10 %. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы получить 6 кг сушёных. Ответ выразите в килограммах.
2. Свежие фрукты содержат 88 % воды, а высушенные - 30 %. Сколько килограммов свежих фруктов требуется для приготовления 72 кг высушенных фруктов?
3. Свежие фрукты содержат 72 % воды, а высушенные - 20 %. Сколько килограммов сухих фруктов получится из 100 кг свежих фруктов?
4. Свежие фрукты содержат 90 % воды, а высушенные - 24 %. Сколько килограммов сухих фруктов получится из 684 кг свежих фруктов?
5. Свежие фрукты содержат 93 % воды, а высушенные - 16 %. Сколько килограммов свежих фруктов требуется для приготовления 21 кг высушенных фруктов?
6. Собрали 8 кг свежих цветков ромашки, влажность которых 85 %. После того как цветки высушили, их влажность составила 20 %. Чему равна масса цветков ромашки после сушки? Ответ выразите в килограммах.
7. Если из 10 кг абрикосов получается 8 кг кураги, содержащей 42 % воды, то сколько процентов воды содержат свежие абрикосы?
8. В свежих грибах 70 % влаги, а в сушёных - 10 %. Сколько килограммов свежих грибов надо собрать для того, чтобы получить 30 кг сушёных?
9. Свежие грибы содержат 90 % воды, а сухие - 12 % воды. Сколько килограммов сухих грибов получится из 22 кг свежих грибов?
10. Пчёлы перерабатывают цветочный нектар в мёд, освобождаю его от воды. Нектар обычно содержит 84 % воды, а полученный из него мёд - 20 %. Сколько килограммов нектара приходится перерабатывать пчёлам для получения одного килограмма мёда?
1. При смешивании 5%-ого и 40%-ого растворов кислоты получили 140 г 30%-ого раствора кислоты. Сколько граммов каждого раствора соответственно было взято?
2. При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 20 %, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 50 %, получился раствор, содержащий 30 % кислоты. В каком соотношении были взяты первый и второй растворы?
3. Имеются два сосуда, содержащие 24 кг и 26 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получится раствор, содержащий 39 % кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 40 % кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом растворе?
4. Имеются два сосуда, содержащие 30 кг и 42 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получим раствор, содержащий 40 % кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 37 % кислоты. Сколько процентов кислоты содержится во втором растворе?
5. Один раствор содержит 20 % соли, а второй - 70 %.
Сколько граммов первого и второго растворов соответственно нужно взять, чтобы получить 100 г 50%-ого солевого раствора?
6. Смешав 30%-ый и 60%-ый растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36%-ый раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50%-ого раствора той же кислоты, то получили бы 41%-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 30%-ого раствора использовали для получения смеси?
7. Первый сплав содержит 10 % меди, а второй - 40 % меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30 % меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ выразите в килограммах.
8. Имеется два сплава, в первом из которых содержится 10 % свинца, а во втором - 36 % свинца. Сколько килограммов второго сплава необходимо сплавить с 60 кг первого сплава, чтобы получить сплав, содержащий 20 % свинца?
9. Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6 % и 11 %. Сколько надо взять «бедной» руды, чтобы при смешивании с «богатой» получить 20 т руды с содержанием меди 8 %? Ответ выразите в тоннах.
10. Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10 % никеля, второй - 30 % никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав, массой 200 кг, содержащий 25 % никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
1. В первой кастрюле был 1 л кофе, а во второй - 1 л молока. Из второй кастрюли в первую перелили 0,13 л молока и хорошо размешали. После этого из первой кастрюли во вторую перелили 0,13 л смеси. Чего больше: молока в кофе или кофе в молоке?
2. В первой кастрюле был 1 л кофе, а во второй - 1 л молока.
Из первой кастрюли во вторую
перелили 0,51 л кофе и хорошо размешали. После этого из второй кастрюли в первую перелили 0,51 л смеси. Чего больше: молока в кофе или кофе в молоке?
3. Из сосуда ёмкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров кислоты и долили столько же литров воды, потом вылили столько же литров смеси. Тогда в смеси, оставшейся в сосуде, оказалось 24 л кислоты. Сколько литров кислоты вылили в первый раз?
4. В сосуде объёмом 10 л содержится 20%ый раствор соли. Из сосуда вылили 2 л раствора и долили 2 л воды, после чего раствор перемешали.
Эту процедуру повторили ещё один раз. Определите процентную концентрацию соли после первой и после второй процедуры соответственно.
5. Баллон ёмкостью 8 л наполнен кислородно-азотной смесью, причём кислород составляет 16 % смеси. Из баллона выпускают некоторый объём смеси, после чего дополняют баллон азотом и вновь выпускают такой же объём смеси, после чего опять дополняют сосуд азотом. В результате в баллоне осталось 9 % кислорода. Сколько литров смеси выпустили из баллона в первый раз?
6. Из полного бака, содержащего 729 кг кислоты, отлили A кг кислоты и долили бак водой. После перемешивания снова отлили A кг раствора и долили бак водой. После шестикратного повторения процедуры раствор в баке стал содержать 64 кг кислоты. Сколько килограммов раствора отливали каждый раз?
7. Сколько килограммов чистого спирта останется в сосуде, если из 50 кг 80%-ого водного раствора спирта 20 раз отлили по 1 кг раствора, каждый раз добавляя 1 кг воды?
8. Из сосуда, наполненного 20 л спирта, отливают 1 л спирта и наливают 1 л воды. После перемешивания отливают 1 л смеси и наливают 1 л воды, так поступают 10 раз. Сколько литров спирта останется в сосуде после десяти отливаний?
9. В сосуде объёмом 12 л было 12 л чистого спирта. Часть спирта отлили и сосуд долили водой. Затем отлили ещё столько же и опять долили водой. Сколько литров спирта отливали каждый раз, если в сосуде оказался 25%-ый раствор спирта?
10. Имеются два бака: первый наполнен доверху глицерином, а второй - водой. Взяли два двухлитровых ковша, зачерпнули первым ковшом доверху глицерин из первого бака, вторым ковшом - воду из второго бака, после чего первый ковш влили во второй бак, а второй ковш - в первый бак. После перемешивания повторили эту операцию со смесью ещё раз. В результате 40 % объёма первого бака занял чистый глицерин. Определите суммарный объём баков, если по объёму второй бак в 4 раза больше первого. Ответ выразите в литрах.
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
130 г |
36 кг |
7 % |
60 кг |
60 кг |
10 кг |
990 г |
1,5 кг |
32 % |
10 % |
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
13,5 кг |
1040 г |
12,5 кг |
20 и 60 % |
15 кг |
9 % |
4 и 6 кг |
32 г |
3165 г; 79,1 % |
4 кг |
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
27 кг |
420 кг |
35 кг |
90 кг |
252 кг |
1,5 кг |
53,6 % |
90 кг |
2,5 кг |
5 кг |
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
40 и 100 г |
2:1 |
15,6 кг |
55 % |
40 и 60 г |
60 кг |
9 кг |
37,5 кг |
12 т |
100 кг |
№ задани я |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
одинак ово |
одинак ово |
18 л |
16 и 12,8 % |
2 л |
243 кг |
26,7 кг |
7,17 л |
6 л |
25 л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.