Сборник упражнений по развитию познавательных

  • doc
  • 06.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сборник упражнений по развитию познавательных.doc

 

 

              Сборник упражнений по развитию познавательных

                       процессов для домашнего использования.

                                                (для 1-7 классов)

   Данные упражнения предназначены для детей в возрасте от 7 до 15 лет.  Предоставленный список упражнений развивает познавательные процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление). Наиболее благоприятный для развития возрастной период утерян,  как показывает практика, что только  комплексный подход к решению данной проблемы,  приносит позитивные результаты.  Занятия проходят в гимназии  еженедельно в течении 40-50 минут и в домашних условиях каждый день по 15-25 минут.  

                                             Содержание:                                                                                                                                                                                            

Раздел 1. Упражнения направлены на  развитие внимания.

Раздел 2. Упражнения направлены на развитие памяти.

Раздел 3. Упражнения направлены на развитие восприятия и ощущений.

Раздел 4. Упражнения направлены на развитие воображения.

Раздел 5. Упражнения направлены на развитие мыслительных процессов.

Раздел 1. Упражнения направлены на  развития внимания.

 

Упражнение 1. «НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ»

Цель: развитие внимания и  зрительной памяти.

Инструкция:

1.     Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания школьники делают устно, а вы их дополняете пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, что бы проверить соответствует ли реальной действительности. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

2.     Усложнение путь из кружка и домой; дорогу из одного города в другой.

 

Упражнение 2. «ПАЛЬЦЫ»

Цель: развитие сосредоточенность внимания.

Инструкция: Ребенок удобно располагаются в кресле или на стуле. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касалась друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения, увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

 

Упражнение 3. «МУХА»

Цель: развитие устойчивости, целенаправленности и концентрации внимания (проводится в парах).

Инструкция:

1. Для этого упражнения требуется листок (доска) с расчерченным на ней игровое полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Листок (доска) ставится вертикально, и вы разъясняет ребенку, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля- Команды подаются ребенком по очереди. Вы  должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснении начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое ребенок представляет перед собой. Вы перемещаете «Муху» на реальном поле, а ребенок на воображаемом. После 4-5 и более шагов дается команда «Стоп», и ребенок должен сказать в какой клетке остановилась «Муха» 

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить.

2.     Увеличив количество игровых клеток 4х4 или количество «мух», в. последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

3.     Затем 5x5 или 6x6

 

 

Упражнение 4. «ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ»

Цель: развивать внимательность, быстроту распределения и переключения внимания

Инструкция:

 1. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреаги­ровать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладо­ши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

2. Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

3. В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребе­нок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

 

 

Упражнение 5. «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ».

Цель: развитие внимания.

Инструкция: Если ребенок владеет обратным счетом (например, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 5, 2,1), то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно вы­полнять вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).

Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными (без выполнения упражнений).

Усложнять выполнение этого задания можно как за счёт постепенного убыстрения обратного счета, так и за счет повышения трудности физических упражнений.

Фиксируйте время выполнения и количество ошибок

Упражнение 6. «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Цель: формирование собранности внимания. Эта игра предназначена для психофизиологичес­кой разгрузки после напряжённой деятельности.

Инструкция. Пусть встанет, подравняется. Вы будите делать определённые движения руками, а ребенок должен повторяйте за вами. Только условьтесь об одном: нельзя опускать руки вниз. Если вы опустите руки вниз, то ребенок должен поднять их вверх. Запомнил?     Если ребенок ошибся повторить задание.

 

 

 

Раздел 2. Упражнения направлены на развитие  памяти.

 

 

Упражнение 1. «ТРУДНОЕ ЗАПОМНИ!»

Цель: развитие зрительной памяти.

  Инструкция:

1.     Учитель показывает ученикам на 25-30 сек. десять слов с начало с легким написанием и убирает их. Затем ребенок  пишет эти слова на листке, какие успел, запомнит.

Усложнение:

2.     Затем количество слов увеличивается от 12 до 15

3.     От 16 до 20  

 

 

Упражнение 2.  «ПАРЫ СЛОВ»

Цель: развитие слуховой  памяти.

Инструкция:

1. Запомнить вторые слова из пары:

кошка — молоко; булка — масло; мальчик — машина; зима — горка; стол — пирог; зубы — щетка; река — мост.

Усложнение:

2.     от 8 пар до 11

3.     от 12 до 15

 

Упражнение 3. «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Цель: развитие памяти

Обследуемым зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10сек. записать «липшее» слово. Затем зачитываются следующие пять слов и т.д. Задание повторяется 15 раз.

Инструкция: «Вы зачитываете  слова. Ребенок лишнее слово определяет и записывает его на своем листочке под соответствующей буквой. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие — «строительный материал», последнее слово в этой группе «лишнее». Нужно записать: а) — дом. Затем будет зачитана вторая группа слов и т.д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное слово, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Какие вопросы? Приготовиться! Начали!»

Усложнение:

1. Пример задания

а. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

б. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

в. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

г. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

д. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

 

2. Пример задания

а. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

б. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

в. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

г. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

д. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

е. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

ж. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

 

3. Пример задания

а. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

б. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

в. Секунда, час, год, вечер, неделя.

г. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

д. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

е. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

ж. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

з. Хата, печь, дым, хлев, будка.

 

Упражнение 4. «БЕГ АССОЦИАЦИЙ»

Цель: Развитие опосредованной памяти.

Инструкция. Вы  произносит два случайных слова, например, "сейф" и "апельсин". Ваш ребенок должен описывать образ, соединяющий второе слово с первым, на­пример, "из открытого сейфа выкатился гигантский апельсин". Затем он называет свое слово, например, "яйцо". Вы связывает второе с третьим какой-то фразой: скажем, "под кожурой апельсина оказалось яйцо", - и задает свое слово. Ребенок связывает это слово с предыдущим. И т. д. Так игра может идти до бесконечности. В любой момент вы можете дать команду "стоп" и попросить ребенка повторить всю цепочку слов: "сейф", "апельсин", "яйцо" и.т.д.

Усложнение: 

1.     использовать до 7 слов.

2.     до 14

3.     до 16

 

Упражнение 5. «ПИКТОГРАММА»

Цель: Умение использовать зрительные ассоциации при запоминании информации.

Инструкция. Я предложу вам для запоминания перечень слов и словосочетаний. Сразу после предъявления слова вы в качестве "узел­ка на память" сделайте любое изображение, которое поможет воспро­извести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку произнесенного слова или сло­восочетания.


1. Ранним утром.

2. Вкусный завтрак.

3. Пальто.

4. Воздух свеж.

5. Хорошее настроение.

6. Автобус.

7. Открытая книга.

8. Головная боль.

9. Зашли в продуктовый магазин.

10. Детские слезы.

11. Сложное задание.

12. Школа.          

13. Поиск.

14. Ошиблись дверью.

15. Чудесное открытие.

16. Надо спать.

 

Усложнение:  до 20 словосочетаний и более.

 

 

 

Раздел 3. Упражнения направлены на развитие восприятия и ощущений.

Упражнение 1. «ЗВУЧАНИЕ ПРЕДМЕТОВ»

Цель: Развитие способности по звуку определять предметы из разных материалов (пластмассовые, стеклянные, деревянные).

Инструкция. Посмотрите на предметы, которые находятся пе­ред вами (стол, доска, окно, ваза, книга и др.). Теперь закройте глаза, слушайте и отгадывайте, по какому предмету я буду стучать. Запом­ните последовательность и, открыв глаза, запишите свои восприятия. Теперь давайте проверим, правильно ли вы определили звучащие предметы

Упражнение 2. «ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТА»

Цель: Развитие способности быстро воспринимать предмет в совокуп­ности всех его признаков. (Проводится в парах).

Инструкция. Предъявите своему напарнику небольшой пред­мет, например, брелок или зажигалку на 5 сек. После того как вы уберете предмет, попросите подробнейшим образом описать его.

Усложнение:

Можно показывать 2, 3, 4 предмета и просить выделять их признаки.

 

Упражнение 3. «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗОМЕРА»

Цель: Развитие чувствительности глазомера.

Инструкция. Проведите на бумаге без помощи линейки гори­зонтальные линии длиной 6 см, 7см, 13см, 5см. Разделите их на глаз как можно точнее пополам. Затем с помощью линейки определите допущенные отклонения, выразив их в миллиметрах, установите сред­нюю ошибку.

Теперь будем чертить вертикальные линии: 7см, 11см, 14см. Разделите их пополам и половинки еще раз пополам. Проверьте отклонения с помощью линейки.

Предлагается развивать чувствительность глазомера до тех пор, пока человек не добьется точного деления линии пополам.

 

 

Упражнение 4. «ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ»

Цель: Развитие восприятия, формирование целостного образа предмета­. (Проводится в парах).

Инструкция. Один из вас закроет глаза, а его напарник поло­жит ему на ладонь какой-нибудь предмет. Испытуемому следует

ответить на вопросы:

1. Что вы можете сказать об этом предмете?

2. Он легкий?

3. Он холодный? и т. д.

Так выглядят отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывает предмет, формирует целостный образ предмета, отвечая на вопросы:

1. Что теперь вы можете сказать о предмете?

2. Что это за предмет?

Если испытуемый не точно определил предмет, то после того, как он открыл глаза, его просят нарисовать предмет, который был у него в руках.

Задание повторяется несколько раз с различными предметами.

 

Упражнение 5. «ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА»

Цель: Научить замечать подробности обыкновенных пред­метов, высказывать свои суждения и мысли по этому поводу.

Инструкция. Посмотрите на этот предмет (предъявляется ка­кой-либо предмет, например, игрушечный мишка, апельсин, машин­ка и др.). Что это? Какой он? Назовите как можно больше признаков этого предмета. Старайтесь достигнуть исчерпывающей информа­ции о нём. Выскажите целостное суждение о предмете, например, это хорошая и нужная или полезная вещь, она служит для того-то... Не забудьте о цвете, форме, назначении и т.д. Можно перечислить и ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим предметом.

 

 

Раздел 4. Упражнения направлены на развитие воображения.

 

Упражнение 1. «НЕ МОЖЕТ БЫТЬ».

Цель: развиваем воображение.

Инструкция: Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»

 

Упражнение 2. «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ»

Цель: развиваем воображение.

Инструкция: Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения.  Например:

— «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле».

— «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то ...»

— «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»

 

Упражнение 3. «РАБОТА ВООБРАЖЕНИЯ»

Цель: Развитие памяти путем актуализации воображения.

Инструкция. Я буду читать слова, а вы представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Заставляйте работать свое воображение, и вы запомните любой список. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновремен­но. Каждый раз исключайте чувства, не несущие информацию о данном предмете, например, в случае зубной пасты - слух.


Усложнение:

1.  бумага                       2. палка            3. палец

шерсть                           платок              кот 

ваниль                            поцелуй            волосы

сапог                              фильм              мускатный орех  

гнездо                            слеза                 ликер

телега                            автобус             колесо

       содом                             блин                 орхидея

       поверхность                  ботинок           слон 

       сельская местность      доктор             шелк

       счастье                          птица               хлопок

Упражнение 4. «ЧЕРТЕЖИ»

Цель: Развитие воссоздающего воображения.

Инструкция. Решите 4 следующие задачи. Никакие чертежи при решении делать нельзя.

1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 метрам. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треуголь­ника влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась?

        3. Представьте себе окружность. Поставьте в центре окружно­сти точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведи­те две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности?

Проверьте правильность ответов с помощью чертежа.

 Ключи: 1) трапеция; 2) перевернутый флажок; 3) квадрат.

 

 

 

Раздел 5. Упражнения направлены на развитие мыслительных процессов.

Упражнение 1. «ПОИСК АНАЛОГОВ»

Цель: формирование способности классифицировать явления по их признакам, выделять в предметах разнообразные свойства, оперировать с каждым из них.

Инструкция: Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и вертолет (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам

 

Упражнение 2. «ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Цель: Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.

Инструкция: Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д.

Упражнение 3. «ПОИСК ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАДАННЫМ ПРИЗНАКАМ»

Цель: найти  аналогии между различными предметами и явлениями.

Инструкция: Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он и зажигает и гасит свет). Ответы могут быть банальными (Водопроводный кран), могут быть более далекими (рука: и бьет и гладит). Побеждает тот, кто дал больше всех небанальных ответов.

Упражнение 4. «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА»

Цель: учит классификации по свойствам

Инструкция: Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «липшее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

 

Упражнение5. «ОБОБЩЕНИЕ»

Цель: Развитие умения обобщать.

Инструкция. Ниже записано 20 горизонтальных рядов слов. Для каждого ряда найдите два слова, которые по смыслу ближе других к первому обобщающему слову в строке.

1. сад: растение, садовник, собака, забор, земля.

2. река: рыболов, берег, рыба, тина, вода.

3. город: автомобиль, здание, толпы, улица, цветы.

4. сарай: сеновал, лошадь, крыша, стены, скот.

5. куб: сторона, чертеж, камень, дерево, углы.

6. деление: карандаш, делитель, бумага, делимое, класс.

7. кольцо: окружность, диаметр, печать, алмаз, проба.

8. чтение: картина, текст, глаза, книга, слово.

9. газета: телеграмма, приложение, редактор, бумага, правда.

10. игра: наказания, правила, штрафы, игроки, карта.

11. война: аэроплан, сражения, солдаты, пушки, ружья.

12. книга: рисунки, бумага, любовь, война, текст.

13. пение; искусство, мелодия, овация, голос, звон.

14. землетрясение: колебания почвы, смерть, пожар, беда, шум.

15. библиотека: читатели, лекция, музыка, город, книги.

16. лес: охотник, яблоня, дерево, лист, звери.

17. спорт: состязание, оркестр, медаль, стадион, спортсмены.

18. больница: помещение, больные, радио, сад, врач.

19. любовь: природа, чувство, город, человек, розы.

20. патриотизм: человек, друзья, город, родина, семья.

 

Упражнение 6. «УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ»

Цель: Развитие логического мышления.

Инструкция. Определите, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Задания предъявляются на слух. В каждом задании два связанные между собой категориальные суждения и вывод - умозак­лючение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны.

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следо­вательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб.

3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япо­ния - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО.

4. Все герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов - Герой Советского Союза.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уго­ловной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Сле­довательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов студент высшей школы.

7. Некоторые работники второго управления - юристы. Фо­мин- юрист. Следовательно, Фомин - работник второго управления.

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов -гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото куется.

10. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают против войны. Джон выступает против войны. Следовательно, Джон коммунист.

12. Все коренные жители Конго - негры. Мухаммед - негр. Следо­вательно, Мухаммед - житель Конго.

13. Все студенты третьего курса выполнили нормы ГТО. Володя выполнил норму ГТО. Следовательно, Володя студент третьего курса.

14. Некоторые капиталистические страны входят в состав Об­щего рынка. Австралия - капиталистическая страна. Следовательно, Австралия входит в состав Общего рынка.

Ключ: все умозаключения ошибочны кроме 1,8,9.

 

Упражнение 7. «ПРОЯВИТЕ ТВОРЧЕСТВО»

Цель: Развитие гибкости и точности мышления.

Инструкция.

1. Напишите слова, содержащие указанную буквы "о", "л", "и", например, оливки, виолончель и т. д. Кто больше придумает слов за 5 минут, тот победитель.

2. Напишите предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: "Б... у... ж... б...", например, "Бесполезно убивать желтых букашек ".

3. Напишите несколько вариантов окончания предложения, начинающегося со сравнения. "Женская красота подобна осени, она..."-"...проходит прежде, чем может быть полностью оценена".

 

Упражнение 7. «ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН»

Цель: Развитие способности решения любой проблемы или осмысле­ния любого явления, нахождение широкого круга причин для решения данной проблемы.

Инструкция. Я опишу какую-либо необычную ситуацию. Вам надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными, но не стоит отбрасывать маловероятные, необычные. Побеждает тот, кто назовет больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Материал: "Вернувшись из магазина, вы обнаруживаете, что дверь вашей квартиры распахнута ".       

"Я проснулась среди ночи и заметила какое-то существо в углу комнаты ".

"Лиза позвонила подруге по телефону, ей ответил незнакомый грубый голос".

 

Упражнение 8. «СЛОВА ИЗ СЛОВА»

Цель: Развитие гибкости мыслительной деятельности.

Инструкция. Я буду предлагать тебе слово или ряд букв, из которых надо составить как можно больше различных слов, в кото­рых одна и та же буква дважды не должна повторяться. Например, МА ГНОЛИЯ - маг, гном, нога, яма, лом, гимн, миг, молния, лимон и т. д.

Материал: ультиматум, жестикуляция, меланхолия, мануск­рипт, виолончель, манифестация, филантроп, стандартизация, конъ­юнктура, эвакуация.

 

Упражнение 9. «ЗАГЛАВИЕ К РАССКАЗУ»

Цель: Формирование умения выражать суть текста одной фразой и составлять план к рассказу, что облегчает запоминание и воспроизве­дение информации.

Инструкция. Эту игру мы проведем для того, чтобы ты научи­лся выражать суть текста одной фразой и составлять план к рассказу. Это облегчит запоминание и воспроизведение. Для этого вы вни­мательно прослушайте рассказ и придумайте для него несколько заглавий. Постарайтесь, чтобы они как можно точнее передавали содержание рассказа. Чтобы заглавия были оригинальными, яркими, образными и эмоциональными.

Рассказ 1

Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять. Всё свобод­ное время они проводят перед экраном телевизора. Отец двух таких мальчиков из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и подклю­чил к небольшой динамо-машине, которую надо было приводить в дви­жение, сидя на велосипедной раме и усердно работая ногами, чтобы поддержать напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно упал.

Запиши заглавия к этому рассказу.

Рассказ 2

Была у одного мужа жена, да только такая вздорная, что все ему наперекор говорила. Бывало, он скажет: "Бритое", - а она непременно кричит: "Стриженое ". Каждый день бранилась! Надоела жена мужу, вот он и стал думать, как от нее избавиться. Идут они раз к реке, а вместо моста лежит на плотине перекладина. " Постой, - думает он, - вот теперь-то я ее изведу ". Как стала жена переходить по переклади­не, он и говорит: "Смотри же, жена, не трясись, не то как раз утонешь". - "Так вот же, нарочно буду". Тряслась, тряслась, да и бултых в воду. Жалко ему стало жену; вот он влез в воду, чтобы ее искать, и идет против течения. "Что ты тут ищешь?" - говорят ему прохожие мужики. - "Да вот жена утонула, с перекладины упала. " -Дурак, дурак! Ты б шел вниз по реке, а не вверх, ее теперь снесло ".

- "Эх, братцы, молчите! Она все делала наперекор, так уж и теперь, наверное, пошла против течения.

Запиши заглавия к этому рассказу и составь план

Рассказ 3

Китайская сказка.

Однажды тигр прогуливался по склону холма. Вдруг видит -маленький олень щиплет под деревьями зеленую травку. Олень заметил тигра и замер от страха. Бежать некуда. Тогда маленький олень собрал всю свою храбрость и решил обмануть тигра. Он знал, что этот тигр никогда не видел живого оленя. Поэтому, он сделал вид, что не замечает тигра, повернулся и спокойно продолжал щипать траву.

Тигр удивился, почему этот странный зверь не убегает? Подошел ближе и спросил:

- Скажите, любезный, для чего у вас на голове рога?

- Для того, чтобы разрывать тигров.

- А скажите, почему на вашей спине и на боках так много белых пятен?

- Каждый раз, когда я съедаю тигра, появляется новое белое пятно. Я съел уже так много вашего брата, что теперь уже и сосчи­тать не могу.

Услышав такие слова, тигр испугался и у бежал. По дороге встре­тил лису и рассказал ей о своем страхе. Лиса рассмеялась.

- Маленький олень сыграл с тобой злую шутку. - сказала она. Однако тигр не поверил и продолжал трястись от страха.

- Ну, если так боишься, - сказала лиса, - то позволь мне влезть к тебе на спину, и мы вместе отправимся к маленькому оленю и все разузнаем.

Когда маленький олень увидел их, он понял, что лиса рассказала тигру всю правду. Как же тут спастись?

И вдруг он закричал во весь голос:

- Спасибо тебе, милая сестричка- лисичка! Вчера ты обещала пригнать мне огромного тигра, а сегодня, я вижу, ты умеешь держать свое слово. Какого красивого тигра ты мне ведешь и как раз к обеду.

Тигр услыхал эти слова, прыгнул и бросился бежать со всех ног с бедной лисой в зубах.

Составь план к этому рассказу.

 

Упражнение 10. «ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ»

Цель: Формирование умения оперировать словами, выражать точно выражать мысли.

Инструкция. Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Ты побеждаешь если придумаешь больше таких вариантов.

 

Упражнение 11. «ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ»

Цель: Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятельности формулировок.

Инструкция: Называется знакомый всем предмет иди явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.