Сборник упражнений по развитию устно-речевой деятельности учащихся третьего класса посредством обучения говорению на уроках русского языка
|
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ярославский педагогический колледж
|
Ярославль
2020
Аннотация
Автор: Тихомирова, Алёна Евгеньевна.
Русский язык. Сборник упражнений по развитию устно-речевой деятельности учащихся третьего класса посредством обучения говорению на уроках русского языка. Книга-тренажёр / А.Е. Тихомирова. – Ярославль, 2020. –
В предлагаемый сборник включены несколько творческих упражнений для организации речевых пятиминуток на уроках русского языка с целью развития устно-речевой деятельности. Сборник может быть использован как для самостоятельной работы, так и в качестве вспомогательного пособия при работе с преподавателем или репетитором. Входящие в книгу упражнения сопровождаются небольшими комментариями.
© А.Е. Тихомирова, 2020
Подходы к обучению говорению:
Индуктивный – это путь от последовательного овладения отдельными речевыми действиями различного уровня к их последующему объединению. Дедуктивный связан с овладением образцами речевых произведений, целостными актами общения. В этом случае формирование навыков и умений говорения начинается с многократного воспроизведения. Интегрированный подход связан с совмещением способов формирования навыков и умений в рамках описанных выше подходов.
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально обусловленных ситуациях.
В третьем классе работа по развитию речевых навыков углубляется. Вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное её назначение – познакомить школьников с главными и второстепенными (пока без деления на виды) членами предложения, научить выделять их. Продолжается обучение младших школьников и созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что-то делать).
Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.
Условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания; потребность высказываний; владение средствами языка.
Говорение, как компонент устного речевого общения реализуется в двух формах устной речи – диалогической и монологической, поэтому содержание обучения говорению предполагает обучению диалоги и монолога.
Учителю важно создать специальные речевые ситуации, призванные выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Если речевая ситуация будет носить игровой, творческий характер, то учащимся не будет осознаваться учебная функция задания, что позволит им чувствовать себя более раскрепощено, а речь приобретёт естественный характер.
Виды заданий по обучению говорению как одному из видов речевой деятельности:
1. Задания на развитие устной диалогической речи.
2. Задания на развитие устной монологической речи.
3. Задания на совершенствование техники речи.
1. Задания на развитие устной диалогической речи.
1) Вопрос – ответ.
Учащимся задавались вопросы, на которые они давали полный ответ.
Например, вопросы по изучаемому на уроке материалу: «Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное-это часть речи, которая обозначает признак предмета)». «На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)». «С чем по смыслу связано имя прилагательное? (Имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным)». «Что такое имя существительное? (Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет)» и т.д.
2) «Я начну, а ты продолжи».
Учитель произносит часть предложения, а учащиеся стараются продолжить. Например: «На уроке русского языка …», «Мы с одноклассниками …», «Важно быть вежливым собеседником, чтобы…».
3) «Найди отличия».
Инструкция: Все учащиеся класса делятся на пары. Один участник каждой пары получает рисунок, а второй – точно такой же рисунок только с некоторыми отличиями. Задача участников, не показывая картинки друг другу, а лишь задавая вопросы и получая развёрнутые ответы, найти эти отличия.
Например: «На твоей картинке у девочки синее платье?», «У девочки в руках букет из семи ромашек и одного колокольчика?»
4) «Пойми меня».
Инструкция: У доски спиной к экрану стоит ученик, на экране учитель выводит слово (возможно, связанное с темой урока или встречающееся в одном из упражнений). Остальные учащиеся должны дать определение этому понятию, предмету, явлению, чтобы стоящий у доски смог назвать написанное на экране слово. При этом запрещается использовать однокоренные слова. Можно пригласить к доске несколько учеников и устроить небольшое соревнование на самого догадливого.
5) «Плюсы и минусы».
Инструкция: Учащимся предлагается обсудить какое-либо событие, явление, ситуацию. Для этого класс разбивается на две группы. Первая группа – оптимисты, они отмечают положительные моменты. Вторая – пессимисты, они говорят о недостатках.
Например, для обсуждения можно предложить следующие ситуации:
Сегодня весь день идёт дождь.
В спортивной эстафете победа досталась не нашей команде.
В списке для летнего чтения так много книг! и т.д.
2. Задания на развитие устной монологической речи.
1) «Слово не зря молвится».
Задание с использованием пословиц, афоризмов, например, о слове, языке, речи и т.д. Может выполняться с целью мотивации к работе на уроке.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» (И.С. Тургенев). Объясните, как вы понимаете данное высказывание? Как нужно беречь язык? (Беречь язык – значит говорить и писать правильно, не произносить грубые слова, изучать его правила) «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!» (В жизни нужно всему учиться и быть активным человеком, принимать участие в соревнованиях, конкурсах, и тогда ты будешь знать много интересного и полезного).
3. Конструирование предложений.
Инструкция: Прочитайте слова, записанные на слайде. Устно составьте из данных слов предложение.
Слова, записанные на слайде: багаж, билет, портрет, газета, книга.
Например, «У меня есть билет в цирк», «У него был тяжёлый багаж», «Я читаю интересную книгу».
4) «Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты).
Инструкция: Придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох.
1) «Близнецы».
Инструкция: Все учащиеся получают карточку с картинкой, фотографией. Один ученик выходит к доске и, не показывая свою картинку одноклассникам, начинает описывать её. Задача остальных учащихся внимательно слушать говорящего, т.к. у одного из них в руках точно такая же картинка. Если слушающий понимает, что картинка-близнец принадлежит ему, то он должен подойти к говорящему, чтобы сравнить картинки и убедиться в том, что задание выполнено верно.
Для выполнения такого задания можно также использовать репродукции картин известных художников, иллюстрации к художественным произведениям.
3. Задания на совершенствование техники речи.
1) Проговаривание скороговорок в разном темпе, громко – тихо, с разными интонациями.
Инструкция: На слайде написана скороговорка, ваша задача сначала её прочитать. Затем чётко произнести. Затем учитель предлагает произнести её в определённом темпе, с определённой интонацией (радостно, грустно, взволновано, удивленно, восторженно). Например: «Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка», «От топота копыт пыль по полю летит», «У ежа ежата, у ужа ужата» и т.д.
2) Произнесение скороговорок как реплик в диалоге: говорящий спрашивает, утверждает, сомневается, удивляется и т.д. а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает («подыгрывает») ему.
Например:
- Около кола колокола?!
- Около кола колокола!
Скороговорки
Добры бобры пошли в боры.
Все бобры для своих бобрят добры.
В лесу слышен шелест листьев.
У ёлки иголки колки.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Проворонила ворона воронёнка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Пословицы о слове, языке, речи
Без языка и колокол нем.
Во многословии не без пустословия.
Говорить не думая – что стрелять не целясь.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
Мал язык, да всем телом владеет.
На то и два уха, чтобы больше слушать.
На чужой роток не накинешь платок.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
У короткого ума длинный язык.
Умей сказать, умей и смолчать.
Язык до Киева доведет.
Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.
Языком и лаптя не сплетешь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.