РАБОЧИЙ ЛИСТ для работы на уроке
Падежи имён существительных (3 класс)
1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.
Привет (кому?) (брат, сестра) ________________ |
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж) _______ |
2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Укажи в каком падеже оно употреблено имя существительное. Выдели окончание.
Стоят суровые морозы (мн. ч. И. п). Реки(__) и озера(__) одеты плотным ледяным ковром(__). Январский лес(__) спит под теплой шубой(__). В глубокий снег(__) спрятались маленькие елочки(__). Но и в суровое время года кипит в лесу(__) жизнь(__). Следы(__) рассказывают о ней. Под широким кустом(__) ночевал заяц(__). На полянке(__) ныряли в пушистый снег(__) тетерева(__). Здесь прошел величавый лось(__)
.
3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.
Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.
4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании. Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….5. Определи у существительных род, число, падеж.
Образец: По степи – по чему? (степь), ж. р., ед. ч., Д. п.
Для сборников, по веточкам, с тетрадями, без листьев, за берёзками, на книгах, на банках, на болотах, о музеях, по улицам, с пакетами, в озёрах.
6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных. Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)
Почти каждая __ начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в __. Начало __ называется истоком. То место, где __ впадает в море, озеро или другую __, называется устьем.
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой
8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.
1. появился (на чём?) на ветках ( ) 2. на ветках (чего?) березы ( ) 3. покрывают (что?) землю ( ) 4. украсились (чем?) инеем ( ) |
5. летит (с чего?) с ветки ( ) 6. бежал (по чему?) по снегу ( ) 7. летит (на что?) на землю ( ) 8. по глупости (кого?) Вани (…) |
9. Составь и запиши верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж. Выполни синтаксический разбор предложений.
Наш, стоит, на, город, реке, Неве
Горожане, рекой, гордятся, Невой
10. Выполни задания.
1 уровень. Просклоняй во множественном числе существительные: бури, грибы.
2 уровень. Спиши, раскрывая скобки. Выдели окончания, определи падежи имён существительных.
В_сной к нам прил_тает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птич_ка ищет их в опавш_х (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).
3 уровень. Допиши предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выдели окончания. Определи падежи имён существительных.
Сне_ на сухих ветках нанизан___ . В развилках голых осин снег_ ск_пился___. Д_ревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное
чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.
11. Поставь и напиши в скобках вопрос и определи падеж имени существительного. Выдели окончания.
1. Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж). 2. Шли ( по … ) по площади . ( … падеж). 3. Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж). 4. Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж). 5. Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж). |
6. Достали ( … ) мяч. ( … падеж) 7. Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж). 8. Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж). 9. Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж). 10. Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж). |
12. Определи род и склонение имен существительных. Спиши, вставь ь знак, где он должен быть.
1. Доч_, сторож_, стриж_, суш_, муж_, ткач_, теч_, реч_, сыч_, вещ_, приёмыш_, лихач_, плащ_, малыш_, кулич_.
2. Камыш_, матч_, печ_, меч_, гуляш_, корж_, плач_, гореч_, гараж_, чертёж_, трубач_, богач_, помощ_, грач_.
3. Кирпич_, чёрная туш_, чиж_, мяч_, скрипач_, ёрш_, дрож_, плющ_, глуш_, калач_, мыш_, тягач_, усач_.
4. Дич_, мякиш_, пустош_, брош_, луч_, страж_, марш_, нож_, грош_, фарш_, душ_, морж_, багаж_, молодёж_.
5. Ключ_, ералаш_, полноч_, москвич,_ мелоч_, смерч_, лещ_, борщ_, врач_, рож_, ландыш_, экипаж_, желч_.
13. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж всех имён существительных. Выполни синтаксический разбор предложений.
По ств…лам и суч…ям д…рев…ев п…стукивает м…роз. Хлоп…ями сыплется серебряный иней. В тёмном небе рассыпались яркие зимние звёзды.
14. Вставь безударные гласные, определи: число, скл., падеж имен. сущ., выдели окончания.
Лесные цветочки (мн. ч П. п), п...св...тлело в л...су, з...л...тая ос...нь, курлыч...т жур...вли, м...я сл...за, в...рсистый к...вер, кр...чат гр...чи, в...сенние л...сточки, ...сенняя кр...с...та, хр...нит до в...сны, с...дит с...ва.
15. Выполни синтаксический разбор предложения, определи: число, скл., падеж имен. сущ., выдели окончания.
По берегам речки растут осины.
16. Выполни морфемный разбор слов: лесной, березка, цветочки, весенний, прибежала, ельник, слёзки, рассыпал.
17. Вставь где необходимо согласные:
Поз...ний, вес...ник, грус...ный, учас...ник, чес...ный, здра...ствуй, звез...ный, со...нце, капус...ный, сер...це, поз...ний, счас...ливый, лес...ница, радос...ный, облас...ной, вкус...ный, прекрас...ный.
Звез...ный, доблес...ный, ужас...ный, опас...ный, чес...ный, вкус...ный, ярос...ный, сер...це, трос...ник, пас...бище, праз...ник, чу...ствовать, извес...ный, прекрас...ный, прелес...ный, лес...ница
18. Расставить знаки препинания, выполни синтаксический разбор предложений, определи падеж имен. сущ.
Овражки ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги.
Ветер загудел затрещал сорвал крышу с сарая и помчался дальше.
Ветер несется ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.