Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
муниципального образования «город Бугуруслан»
Оренбургской области
Бугуруслан, 2023
Аннотация
к методической разработке
«Развитие мелкой моторики рук у детей
младшего школьного возраста»
учителя начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области
Поляковой Марины Юрьевны
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки. На занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук. Перед педагогом часто встаёт проблема: как развить моторику руки?
Новизна и актуальность работы заключается в заданиях, направленных на развитие умения применять знания для решения реальных проблемных ситуаций, связанных с разнообразными аспектами окружающей жизни, которые могут быть использованы на различных этапах урока.
Практическая ценность заключается в том, что упражнения на развитие мелкой моторики руки представлены в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.
Данный сборник разработан для учителей начальных классов, который поможет не только развивать, но и производить коррекционно-развивающую работу с детьми младшего школьного возраста.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Значение развития мелкой моторики у младших школьников………….6
2. Развитие мелкой моторики в разных видах деятельности………………7
3. Развитие мелкой моторики на уроках изобразительного искусства………………………………………………………………..9-10
4. Развитие мелкой моторики на уроках технологии………………….11-15
5. Использование разных материалов для развития мелкой моторики
у младших школьников……………………………………………………...16-20
6. Как устранить дисграфию у детей?.......................................................21-
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы ……………………………………………………………25
Введение
Формирование мелкой моторики - один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой формирует целостную систему восприятия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, Э. Сеген, И.П. Павлов, Г.Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М.М. Кольцова, Н.И. Озерецкий) отмечают, что развитие интеллекта у ребенка сочетается с развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками. Недостаточная скоординированность движений, особенно тонких движений пальцев, приводит к наличию лишних движений, повышенной резкости, неумению рационально распределять усилия, сложности в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушения моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук.
Для таких детей характерна неуверенность в движениях, вялость, они плохо включаются в любую деятельность, теряют направление, забывают. Эти дети своевременно не овладевают предметными действиями. Для них характерна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, прямой, ломаной), смещение центра листа в стороны и др. (Н.П. Вайзман, Л.А. Метиева, М.С.?Певзнер и др.). Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыками письма, самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие игровой деятельности.
В конечном счёте, все эти нарушения в развитии моторики, отрицательно сказываются не только на физическом развитии ребенка, но и на социализации его как личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей социальной адаптации.
В связи свыше изложенным, важным моментом в работе педагога с младшими школьниками по развитию мелкой моторики рук, являются занятия по изобразительной и трудовой деятельности.
1. Значение развития мелкой моторики у младших школьников
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание.
Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.
2. Развитие мелкой моторики в разных видах деятельности
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму для того, чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук.
Данная работа наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности.
Все используемые задания можно условно разделить по характеру деятельности:
· Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики. Массаж рук с использованием разнообразных предметов и материалов: шишки, каштаны, косточки плодово-ягодных культур различного размера, различные крупы, пробки, шарики и пр.
· Работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, объемные поделки.
· Работа с ватой. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, дополняют деталями.
· Работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы веревочки, косички. После этого они осваивают плетение на крестовинах из 4 и 6 лучей, на станках, изготавливают объемные поделки из ниток, вышивают на пяльцах, шьют игрушки.
· Работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения.
· Действия с крупой, лапшой, орешками, семечками, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.
· Рисование с использованием различных техник. В работе можно использовать как обычный лист бумаги, так и бумажное полотно больших размеров (ватман, рулон обоев и т.п.).
· Собирание мозаики. Создание рисунков с помощью элементов мозаик. Можно использовать мозаику созданную совместно с ребенком (из кусочков ткани, бумаги, фольги, картона и т.п.)
3. Развитие мелкой моторики на уроках
изобразительного искусства
Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. У ребенка уже на начальных этапах становления его изобразительной и творческой деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы.
Процесс обучения детей изобразительной деятельности чаще всего рассматривается как усвоение ими академических форм изображения средствами ручных техник, своеобразие которых проявляется в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных двигательных навыков.
На занятиях с детьми по изобразительному искусству очень важно активно использовать новые и необычные материалы, интересные приёмы изображения предметов и явлений окружающего мира. Нетрадиционные приемы рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Такие приемы позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в собственных силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.
Использование в работе учителя нетрадиционных приёмов рисования, где не требуется точного владения карандашом, кистью, содействует развитию у детей интерес, как к самой деятельности, так и к ее результату. («Коллаж», «пальчиковая живопись», «оттиск различными предметами», «тычок жесткой кистью», «оттиск листом», «кляксография», «набрызг», «монотипия» и т.д.).
В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал младших школьников.
Большое значение для развития мелкой моторики рук имеет отбор дидактического материала и инструментов для занятий по изобразительному искусству. Это могут быть ватные палочки, кусочки смятой бумаги, спичечный коробок, кусочек поролона, ластик, пробка от бутылки, древесный лист, жесткая клеевая кисть, нитки и многое другое.
Существует и такой способ развития пальцев руки - отщипывание: от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают своего рода аппликацию.
Педагоги и психологи утверждают следующее: важно сформировать у детей различные виды хватания, удерживания предметов («пинцетный», «щипковый»), умение оперировать каждой рукой, кистью рук, развить согласованность движений обеих рук, выделить каждый палец в отдельности. Возможности ребенка при целенаправленном обучении существенно расширяются и активизируются. Руки подготавливаются к овладению учебными двигательными умениями и навыками. При этом «моторно умелый» ребенок имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие.
4. Развитие мелкой моторики на уроках технологии
Великие педагоги и ученые неоднократно отмечали в своих работах, что младший школьный возраст успешен для развития творческих способностей, развивая которые, ребенок сможет найти выход из любой сложившейся ситуации. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. Правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у младших школьников являются занятия по лепке. Этот метод одновременно является и обучающим, и развивающим. Он очень многообразен, ведь лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов, уже даже в такой способ (используя разные материалы для лепки) формируя у ребенка определенные знания относительно свойств материала и различий между материалами
Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Например, первоклассники учатся сначала:
· отщипывать от большого куска пластилина кусочки и складывать на стол;
· расплющивать куски пластилина в лепешки;
· резать пластмассовым ножичком «колбаску» на мелкие куски;
· выковыривать в куске пластилина дырки и засовывать в них мелкие кусочки и т.п.
Основные задачи личностного развития детей, которые возможно реализовать в процессе лепки:
· развивать интерес к данному виду деятельности;
· учить правильно воспринимать и создавать на основе восприятия действительности формы предметов путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;
· подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм. По мере возможности научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;
· постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и т.п..;
· учить и поощрять детей активно воспринимать указания учителя, а также по мере возможности проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.
Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно для умственного и эстетического развития ребенка.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.
Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из разных материалов, но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является пластилин.
Значение лепки не стоит недооценивать, эти занятия не только развлекают ребенка, но и развивают его:
· Ребенок начинает более точно воспринимать формы, фактуры и цвета.
· У ребенка развивается воображение и пространственное мышление.
· Тренируются обе руки, учатся взаимодействовать друг с другом.
· Ребенок учится воплощать свой замысел.
· У ребенка развиваются эстетические чувства.
Развитие
творчества и умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависит от того,
насколько хорошо они владеют техникой лепки. В связи с этим на каждом занятии
наряду с задачами творческого характера необходимо ставить и задачи обучения
детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает
ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.
Важным моментом является использование в начале каждого занятия по технологии специально отобранных гимнастических заданий для пальцев рук (Например: «пальчиковая гимнастика»).
Упражнения для пальчиковой гимнастики: (выполняется сидя или стоя)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание
(по 20раз)
§ ладонями вверх;
§ ладонями вниз;
§ двумя руками одновременно;
§ правой и левой по – переменно.
Выполняется с усилием, в сжатом положении фиксируется 2-3секунды.
2 Вращение кистями рук (по 10 раз)
§ в правую и левую стороны;
§ внутрь (обеими кистями);
§ наружу.
3 Выгибание кистей рук (по 10-15 раз)
§ одновременно;
§ правой и левой по – очереди.
4 « Щелчки» (по 10 раз)
5 « Коготки» (полусгибание и разгибание пальцев с усилием по 10-20
раз)
6 «Ножницы» (разведение пальцев в стороны 10 раз)
§ правой и левой руки;
§ обеих рук одновременно;
§ соединив ладони вместе.
7 «Солнечные лучи» - руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко
сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.
Упражнения для пальчиковой гимнастики: (выполняются сидя за
столом)
1 Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2 Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и
левой поочередно.
3 Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе);
§ правой руки;
§ левой руки;
§ обеих рук вместе.
4 Имитация игры на пианино.
5 Разведение пальцев врозь и сведение вместе ( ладони на столе).
6 «Бегающие человечки» - «бегать» вперед- назад указательным и
средним пальцами правой и левой руки.
7 «Футбол»- забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д.
пальцами.
Не следует забывать о том, что опора в педагогической работе с детьми младшего школьного возраста делается на игровые приёмы. Например, зачитывается короткий стихотворный текст, который сопровождается соответствующими движениями. Выполняя движения, играя пальчиками, дети воссоздают определённые образы: животных, неодушевлённых объектов.
С целью повышения у детей интереса к выполнению различных заданий необходимо создать у них мотивацию. Для этого в ряде случаев на пальцы надеваются заранее подготовленные игрушки или маски.
В процессе занятий трудовой деятельностью первоклассники учатся правильно манипулировать с различными предметами (ватные палочки, ветки, пробки, кисти, кусочки поролона, нитки, бусины, карандаши, бумага и др.).
Ниже предлагается образец алгоритма для начала работы с любым новым предметом:
· обследование предмета с его последующей характеристикой;
· воспроизведение по аналогии (вслед за учителем) соответствующего способа захвата предмета («пинцетного», «щипкового»);
· использование усвоенного способа в ходе выполнения предложенных, в той или иной технике, заданий.
Обучая осуществлению дифференцированных движений пальцев рук, в то же время необходимо работать и над развитием силы, гибкости кистей и пальцев. Так постепенно и происходит обучение плавности и точности выполнения движений.
5. Использование разных материалов для развития мелкой моторики младших школьников
Методические рекомендации предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества.
Детское творчество, проявляемое в трудовой деятельности, имеет свою специфику. Оно существенно отличается от творчества взрослых. В творческой деятельности школьников, главной продолжает оставаться педагогическая проблема – преодоление у ребят формального отношения к выполняемой работе. Иначе говоря, речь идет, прежде всего, о воспитании у школьников определенной готовности к самостоятельной деятельности. Такой подход необходим в любом виде деятельности.
Рассмотрим более подробно виды работ с разными материалами.
Набор разноцветных прищепок. Обычные бельевые прищепки - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки. Важно научить детей брать прищепки тремя пальцами – большим, указательным и средним и цеплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика.
Помогут обыкновенные прищепки и в развитии чувства ритма у ребенка: прищепки прикрепляем к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам, группируя и складывая их в ритмический рисунок-узор: две-три рядом, затем промежуток, потом еще одна. А можно чередовать прищепки по цвету, создавая неповторимые цветовые комбинации. И конечно, неплохо, если дети будет пересчитывать прищепки, определять их количество определенного цвета.
Пуговицы, бусы. Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, пересыпать пуговицы и бусины из ладошки в ладошку. Благодаря «пуговичному» массажу активизируется так называемый «мануальный интеллект». Таким образом происходит сенсомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Если ь насадить пуговицы различных цветов и размеров на жесткую прочную леску, получится универсальное приспособление, которое может служить и пособием для развития слухового восприятия, и счетным материалом, и наглядным пособием для изучения цвета, счета и размера. Самое простое упражнение с пуговицами — разложить их в три отделения коробки в соответствии с диаметром. Сначала дети каждый раз прикладывают пуговицу к эталону, нарисованному на дне коробки ярким фломастером, а потом научаются сортировать их на глаз. Пластмассовая пуговица с деревянной иглой, имеющей отверстие для шнурка или толстой нити - одна из наиболее распространенных игр-шнуровок. Ребенок «пришивает» безопасную пуговицу (ее диаметр – до 10 см.), подражая действиям взрослых.
Эффективным пособием для тренировки руки ребенка признаны бусы. Предлагая ребенку для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, учитель способствуют постоянному совершенствованию координации системы «глаз-рука», приучают пальцы совершать точные движения под контролем зрения. Нанизывая бусы, ребенок учится по-разному складывать пальцы в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами («щепотью»), или двумя (кончиками большого и указательного пальцев – «пинцетный захват»). Игры этого типа помогут скоординировать движения обеих рук ребенка.
Шнурки, шнуровки. Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двусторонние фигурки, изображающие зверей, рыб, насекомых и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту, толстую синтетическую нить или шпагат. Задания для ребенка могут быть различными: 1) протянуть шнурок в каждое из отверстий через край трафарета, 2) протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контуру, 3) пришнуровать фигурки друг к другу и т.
Бумага для бумажной пластики. Игры с бумагой – очень полезное коррекционное мероприятие. Нужно научить ребенка
· мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики;
· создать из комков бумажную скульптуру - забавного снеговика, цыпленка, ежика;
· распрямлять ладонью и пальцами смятые листы бумаги;
· отщипывать мелкие кусочки от целого листа;
· скатывать из бумажных полосок «рулончики», «трубочки».
Используется различная по толщине и качеству бумага: салфеточная, папиросная, калька, гофрированная, тисненая, глянцевая и др. В дальнейшем, когда дети овладевают более тонкими произвольными направленными движениями, необходимо добавить в набор листы цветной бумаги для плетения (например, ковриков, закладок), вырезания и изготовления поделок оригами. Все эти виды деятельности требуют точности и согласованности движений кистей рук.
Мозаика. Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу. Таким образом совершенствуется мелкая моторика рук.
Картинки из круп и макарон. Игры с крупами очень полезны и интересны. Подойдет все: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, манная крупа, рожки.
Макаронные аппликации. Аппликации можно делать не только из цветной бумаги и лоскутков ткани. Красиво и необычно выглядят макароны-ракушки, бантики и бабочки, наклеенные на основу из цветного картона. Макароны хорошо крепятся клеем ПВА или крахмальным клейстером к любой поверхности - бумаге, цветочному горшку, бутылке, рамочке для фотографий...
Крышки от пластиковых бутылок. Эффективным тренажером для пальцев рук может стать обыкновенная крышка от пластиковой бутылки. А заданий и игр с таким простейшим приспособлением можно придумать много: «Чьи бусы длиннее?», «Змейки», «Паровозик с вагончиками». Дети выкладывают на полу или на столе цепочки из крышечек одного цвета или чередуя цвета. Чем старше дети, тем сложнее варианты, например: 4 синих, 1 красная, 2 белых и т.д.
«Пирамиды, башенки, арки, города». Пластиковые крышки с успехом могут заменить строительный конструктор. Необычность материала пробуждает фантазию школьников. Постройки могут быть сделаны группой детей (и тогда важны умения договориться и действовать сообща в рамках единого замысла) и индивидуальные (и тогда возникает соревновательный элемент: чья постройка выше, чья прочнее, кому больше крышек понадобилось для пирамиды, башенки, домика).
Современная система образования заточена на то, чтобы дети запомнили определенное количество не связанных друг с другом фактов за определенный промежуток времени. Вместо этого учителям и родителям стоило бы дать ребенку представление об общей картине мира и показать ему инструменты познания этого мира. И как раз одним из важнейших инструментов познания являются наши собственные руки.
Расскажем, как развивают ребенка и помогают ему учиться различные занятия для развития моторики.
Пальчиковый театр
Помимо очевидной пользы для развития мелкой моторики, театрализованные представления — замечательное средство социализации дошкольников. Они помогают развить математические навыки, изучить базовые социальные модели, познакомиться с различными эмоциями и научиться ими управлять.
Фигурки для представлений можно сделать вместе с ребенком: это будет еще одним отличным упражнением на мелкую моторику. Фигурки можно связать, сшить из фетра, связать из соломы — все зависит от умения взрослого и усидчивости ребенка. Если же вы не готовы тратить время на создание фигурок, их можно купить в готовом виде.еклама
Архитектурное моделирование
Архитектурное моделирование — упражнение, которое задействует одновременно двигательную, зрительную и ассоциативную память. Оно развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, помогает детям в решении конструкторских задач.
Для домашнего использования можно приобрести наборы с готовыми макетами и перечнем различных архитектурных деталей, которые дети превратят в модель здания.
Конструкторы бывают разных видов:
· наборы с блоками-кубиками;
· бумажные конструкторы;
· дизайнерские конструкторы;
· архитектурные конструкторы (для особо увлеченных).
Еще один способ познакомиться с архитектурным моделированием — это чертежные наборы, в которые обычно входят специальные листы, рейсшины, рапидографы и другие необходимые атрибуты будущего архитектора/дизайнера. Их чаще всего покупают в хобби-гипермаркетах и на арт-маркетах. Чтение книг, просмотр кино и тематических лекций также помогут вашему ребенку познакомиться с темой поближе.
6. Как устранить дисграфию у детей?
Рисование для детей
Практически все дети любят рисовать, так что такие упражнения придутся им по душе. Для детей дошкольного возраста отлично подойдут пальчиковые краски — такой вид творчества задействует сразу обе руки, что отлично сказывается на развитии головного мозга.
Школьникам уже можно предложить упражнения с карандашом. Для этого возраста отлично подойдут такие занятия, как обводка плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовывание недостающей половины картинки или рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Главное — избегать монотонности и придумывать занимательные истории для каждого задания. К примеру, можно подготовить специальные карточки, где у изображений будет отсутствовать контур, а ребенок должен будет этот контур восстановить. Также отлично развивают моторику лабиринты, которые ребенок должен "пройти" одной линией, не залезая за контур.
Задания на штриховку
Этот тип активности подойдет более усидчивым детям, но в то же время штриховка очень полезна для развития мышц кисти. Начать занятия нужно с более простых упражнений: например, подготовить карточки с изображениями зверей, на которых уже будет проведено несколько штрихов в качестве примера. Ребенку предлагается завершить штриховку под тем же углом и с таким же расстоянием между штрихами. Более продвинутые уровень — произвольная штриховка. Например, ребенок может заштриховать два одинаковых изображения по-разному в зависимости от истории, которую придумает.
Графические диктанты
Они отлично развивают не только мелкую моторику, но и усидчивость. Взрослый должен заранее подготовить картинку, которую ребенок нарисует на клетчатом листе бумаги (вдохновиться и найти примеры можно на Pinterest).
Есть два варианта графических диктантов:
Первый (и самый простой). Нужно показать ребенку образец геометрического рисунка и попросить повторить его. Для этого понадобятся только тетрадь в клетку и карандаш с ластиком, чтобы была возможность исправить неудавшиеся линии.
Второй. Продиктуйте ребенку количество клеток и направление рисунка (например, в таком формате: две клетки вправо/три клетки вверх/одна клетка вправо). Так ребенок учится быть внимательным, прислушивается к тому, что вы говорите. При правильном выполнении упражнения на листе получится картинка. Проверить ее можно методом наложения получившегося рисунка на оригинал.
Как и из чего лепить с ребенком
Лепка из пластилина, глины или специального теста — отличное упражнение на мелкую моторику, а также неплохой антистресс для родителей. Совершенно неважно, что ребенок будет лепить, главное — задействовать всю ладонь. Для начала можно лепить простейшие фигуры: шарики и колбаски. Затем можно усложнять задание и уменьшать размер готовых изделий: чем мельче фигурки, которые лепит ребенок, тем эффективнее развивается его мелкая моторика.
Если у вас не оказалось под рукой пластилина или глины, вы всегда можете изготовить тесто для лепки своими руками. Для этого вам понадобится мука, вода, подсолнечное масло, соль, пищевой краситель или акварель. На стакан муки нужно взять стакан соли, ⅔ стакана воды и 1 ст.л. масла, краситель можно добавить по желанию. Все ингредиенты смешать, при необходимости добавить еще воды. Такое тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.
Оригами и полигональное моделирование
Изделия из бумаги — довольно трудоемкое и ответственное занятие, требующее хорошей координации и усидчивости, поэтому эти упражнения подойдут детям, у которых уже в достаточной мере развита мелкая моторика. Результат того стоит!
Чтобы подготовить ребенка к созданию сложных фигур, нужно заранее начать давать ему простейшие задания: аккуратно складывать лист пополам, складывать уголки, собирать бумажные самолетики. К 6-7 годам ребенок уже научится аккуратно обращаться с бумагой, и можно будет переходить к следующему этапу.
Оригами подойдет начинающим, а вот полигональное моделирование из бумаги может оказаться сложным даже для взрослых. Сейчас в интернете можно найти огромное количество обучающих видео и статей с развертками для любого уровня подготовки. Проще всего искать инструкции и подробные развертки на YouTube или Pinterest.
Заключение
В научных работах как отечественных, так и зарубежных авторов отмечено, что ученики младших классов часто страдают нарушением деятельности кисти. Недостаток ее развития препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, и несомненно, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Поэтому для младших школьников огромное значение имеет проведение последовательной работы по развитию пространственных представлений, по целенаправленному развитию координационных способностей и мелкой моторики.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у школьников рук - развиваем и языковой аппарат.
Учитывая все выше сказанное, хочется отметить, что особенное внимание каждый педагог должен уделяться развитию мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия младших школьников. С этой целью педагогам необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы на занятиях изобразительной и трудовой деятельностью.
Список литературы
1. Беззубцева В. Г. Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму / В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская.- М.: ГНОМ и Д, 2003. - 120 с.
2. Белошистая А.В. Волшебные краски: пособие для занятий с детьми / А.В. Белошистая, И.И. Дьяченко, О.Г. Жукова. - М.: АРКТИ, 2008. - 32 с.
3. Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью / И.М. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1997. -128 с.
4. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями / Н. Гареева // Дошкольное воспитание - 2002. - № 6. - С. 75 - 79.
5. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребёнка / Л.В. Захарова Ю. В. Рисуем вместе необычными способами / Ю. В. Захарова // Дефектология. - 2010. - № 7. - С. 11 - 17.
6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования / Т. С. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителя / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
7. Петров А.В. Игротека Ловкие ручки обучает и воспитывает: методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.
8. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики / Е.
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.