Сборник дидактических игр (для формирования толерантности)
Сборник дидактических игр (для формирования толерантности)
Раздел 1. Дидактические игры (традиции и обычаи народов Мира)
Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: развитие расовой и национальной толерантности.
Игра 1. «Все мы жители России»
Цель:
- формирование у детей толерантное отношение к окружающему миру;
- знакомство с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей;
-развитие творческих и познавательных способностей, и связную речь.
Варианты игр:
Тема: "Найди по описанию"
Сборник дидактических игр (для формирования толерантности)
Сборник дидактических игр (для формирования толерантности)
Раздел 1. Дидактические игры (традиции и обычаи народов Мира)
Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: развитие расовой и
национальной толерантности.
Игра 1. «Все мы жители России»
Цель:
формирование у детей толерантное отношение к окружающему миру;
знакомство с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального
костюма, его историей;
развитие творческих и познавательных способностей, и связную речь.
Варианты игр:
Тема: "Найди по описанию"
Цель: формирование у детей навыка находить и называть национальный костюм по
описанию, закреплять знания о костюмах народов России.
Материал: картинки и иллюстрации с изображениями костюмов жителей России.
Ход игры: педагог рассказывает о костюме, не называя народ, а дети находят карточку и
называют о каком костюме идёт речь.
Тема: "Определи костюм по фрагменту"
Цель: закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях,
национальной одежде.
Материал: пазлы или фрагменты картинок с изображением национальных костюмов.
Ход игры: педагог раскладывает фрагменты картинок, дети изучают и рассказывают.
Тема: "Культура народов России"
Цель: формирование у детей представления о том, что в России живут разные народы, все
они имеют свою культуру, традиции.
Материал: картинки и иллюстрации.
Ход игры: ребёнок выбирает картинку и исполняет песенку или стихотворение,
рассказывает сказку или предлагает подвижную игру этого народа.
Игра 2. «Кто построил этот дом»
Цель: закрепление представлений детей о многообразии народов, населяющих нашу
планету, формирование обобщающих понятий: народ, жилище, национальный костюм и
т. д. Учить устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, объяснять и
доказывать свое решение.
Материал: картинки и иллюстрации.
Ход игры: педагог перемешивает картинки (иллюстрации, а дети выбирают дом и людей в
национальном костюме, которые построили его.
Игра 3. «Страны и народы»
Цель: формирование представления детей о странах Земли и их народах. Развитие
интереса к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение
к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен
разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.образовывать
умения
прилагательные
Ход игры: педагог показывает картинку с изображением разных стран и народов мира.
Рассказывает о них.
Игра 4. «Подбери наряд кукле»
Цель: ознакомление с национальной одеждой. Прививать интерес к национальной культуре,
любовь к Родине, Родному краю.
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с
изображением народных костюмов.
Ход игры: дети одевают куклу в национальную одежду.
Игра 5. «Скажи кокой»
Цель:
от
закрепление
существительных, формирование знания о национальных языках своей Родины, развивать
речь, логическое мышление.
Материал: картинки и иллюстрации людей разных национальностей.
Ход игры: татаринтатарский, мордвинмордовский….
Раздел 2. Дидактические игры (дружеские взаимоотношения или игры на развитие
дружеских взаимоотношений и детской самооценки)
Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: побуждение у детей
желания совершать добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.
Игра 1. «Хорошие, плохие поступки»
Цель: формирование в детях дружеских взаимоотношений, чувство самоуважения и
уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.
Материал: волчок, карточки с картинками, на которых дети изображены в разных
ситуациях.
Ход игры:
Педагог:
Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти
настоящими людьми: какими?
(Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)
Еще какими?
(Вежливыми.)
Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не
только со сверстниками и чужими людьми.
Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.
Посмотрите, на этой страничке, разноцветные карточки, на которых нарисованы
вопросительные знаки.
Эти карточки закрывают картинки, на которых изображены дети в разных ситуациях, вам
надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо.
Открыть карточки, нам поможет волчок (палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет
на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать (Педагог крутит
волчок, открывает карточки, дети рассказывают о том, что изображено на картинках.).
Игра 2. «Благородные поступки»Цель: формирование в детях желания совершать поступки ради других
людей. Формирование понимания того, что поступком мы не только героизм, но и любое
доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к
девочкам и мальчикам. Педагог кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет
благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Игра 3. «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают
чувство уважения, дружбу и любовь. Формирование дружеских отношений, повторение
правила этикета, правило поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого
поведения.
Ход игры: педагог начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте,
какие поступки хорошие.
Игра 4. «Узнай, о ком я говорю»
Цель: формирование понимания и осознания детьми своей индивидуальности и чувства
собственного достоинства, уважение к мнению другого человека, помочь детям осмыслить
различия и сходство между людьми.
Материал:
Ход игры: педагог описывает портрет ребенка, дети отгадывают.
Игра 5. «Птица счастья»
Цель: стимулирование детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.
Материал: стенд в виде птицы, разноцветные кружочки, фото детей, липучки для
крепления
Ход игры: ребенок свою метку и от нее лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают
дела. Красный кружок – помощь на занятии, голубой – помочь одеться товарищу,
оранжевый кружок – помочь дежурным, зеленый – помочь воспитателю полить цветы,
синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в
течении дня, в конце дня подводятся итоги.
Раздел 3. Дидактические игры («добрые» и «вежливые» слова)
Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: формирование
культуры поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Игра 1. «Поиски добрых слов»
Цель: выявление значения слов на примерах «простите, извините», объяснение
необходимости извинения, признания вины или доказательства правоты и поступка, слово и
отношение.
Материал:
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как
применяются эти вежливые слова
Игра 2. «Вежливое слово»
Цель: формирование в детях культуры поведения, вежливости, уважение друг к другу,
желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул
другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка и т. п.
Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картинке.
Игра. 3 «Я люблю…»
Цель: воспитание уважительного, заботливого отношения к близким людям, друг к другу.
Развитие коммуникативных способностей.Материал:
Ход игры: педагог говорит детям: «Каждый из нас чтото или когото любит, всем людям
присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого
или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
Игра 4. «Назови ласково»
Цель: совершенствование речи детей как средства общения, воспитание дружеских
взаимоотношений. Закрепление умения образовывать уменьшительноласкательные слова.
Знакомить с разными именами.
Материал:
Ход игры: МишаМишенька, ДашаДашенька, Дашуля….
Игра 5. «Волшебное слово»
Цель: побуждение желания следовать тому, что достойно подражания, объективно
оценивать поведение, воспитание доброжелательного и толерантного отношения к
людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинноследственные связи.
Материал: картины и изображения людей.
Ход игры: злыедобрые, больныездоровые….
Раздел 4. Дидактические игры с родителями
Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: привлечение внимания
родителей к значимости дидактических игр в формировании толерантности,
укрепление взаимопонимания и сотрудничества.
Игра 1. «Расскажи о своей семье»
Цель: формирование представления о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в
жизни человека. Формирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться
ими, любить их.
Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными
фотографиями с генеалогическим древом семьи.
Ход игры: составление фотоальбома с родителями. Следующий этап рассказ по
фотоальбому или генеалогическому древу.
Игра 2. «Как я дома помогаю»
Цель: формирование представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек
и мальчиков. Воспитание желания оказывать помощь людям.
Материал: картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: родители показывают карточку, предлагают составить рассказ по ней и
рассказывать, кто и какие обязанности выполняет дома
Игра 3. «Вспомни сказку»
Цель: закрепление у детей знания содержания сказок, рассказов. Учить анализировать и
оценивать поступки героев. Воспитание у детей желания совершать добрые дела.
Материал: книги с рассказами или сказками.
Ход игры: после прочтения родителями сказки, дети вспоминают сказку и сказочных
героев, которые совершили добрые или злые поступки, анализируют и дают им оценку.
Игра 4. «Круг желаний»
Цель: развитие речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Формирование
миролюбия, твердого желания творить добро.
Материал: любимая игрушка.
Ход игры: на прогулке с родителями, на детской площадке можно поиграть со
сверстниками. Дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу,
высказывают свои пожелания. Например, «Ч хочу, чтобы все зло на планете исчезло»и т.
п.
Игра 5. «Клубочек»Цель: помощь детям в игровой форме, быстрее познакомиться и подружиться друг с
другом.
Материал: яркий клубок плотных ниток.
Ход игры: родители предлагают детям встать в круг. Дети называют свое имя и передают
друг другу клубочек, по кругу оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок.
Когда клубок вновь возвращается к родителю, дети оказываются соединенными одной
ниточкой в круг. Родитель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку
вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их
всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения. Не разрывал нитки, значит, и
дальше они должны дружить друг с другом