Сборник дидактических игр (для формирования толерантности)

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сборник дидактических игр (для формирования толерантности) Сборник дидактических игр (для формирования толерантности) Раздел 1. Дидактические игры (традиции и обычаи народов Мира) Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: развитие расовой и национальной толерантности. Игра 1. «Все мы жители России» Цель: - формирование у детей толерантное отношение к окружающему миру; - знакомство с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей; -развитие творческих и познавательных способностей, и связную речь. Варианты игр: Тема: "Найди по описанию"
Иконка файла материала Сборник дидактических игр.docx
Сборник дидактических игр (для формирования толерантности) Сборник дидактических игр (для формирования толерантности) Раздел 1. Дидактические игры (традиции и обычаи народов Мира) Дидактические игры   данного   раздела   объединены   единой целью:   развитие   расовой   и национальной толерантности. Игра 1. «Все мы жители России» Цель: ­ формирование у детей толерантное отношение к окружающему миру; ­ знакомство с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей; ­развитие творческих и познавательных способностей, и связную речь. Варианты игр: Тема: "Найди по описанию" Цель: формирование у   детей   навыка   находить   и   называть   национальный   костюм   по описанию, закреплять знания о костюмах народов России. Материал: картинки и иллюстрации с изображениями костюмов жителей России. Ход игры: педагог рассказывает о костюме, не называя народ, а дети находят карточку и называют о каком костюме идёт речь. Тема: "Определи костюм по фрагменту" Цель:   закрепление   знаний   детей   о   народах   разных   национальностей,   их   традициях, национальной одежде. Материал: пазлы или фрагменты картинок с изображением национальных костюмов. Ход игры: педагог раскладывает фрагменты картинок, дети изучают и рассказывают. Тема: "Культура народов России" Цель: формирование у детей представления о том, что в России живут разные народы, все они имеют свою культуру, традиции. Материал: картинки и иллюстрации. Ход   игры:   ребёнок   выбирает   картинку   и   исполняет   песенку   или   стихотворение, рассказывает сказку или предлагает подвижную игру этого народа. Игра 2. «Кто построил этот дом» Цель:   закрепление   представлений   детей   о   многообразии   народов,   населяющих   нашу планету, формирование обобщающих понятий: народ, жилище, национальный костюм и т.   д.   Учить   устанавливать   причинно­следственные   связи,   делать   выводы,   объяснять   и доказывать свое решение. Материал: картинки и иллюстрации. Ход игры: педагог перемешивает картинки (иллюстрации, а дети выбирают дом и людей в национальном костюме, которые построили его. Игра 3. «Страны и народы» Цель: формирование представления   детей   о   странах   Земли   и   их   народах.   Развитие интереса к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.образовывать       умения прилагательные Ход игры: педагог показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них. Игра 4. «Подбери наряд кукле» Цель: ознакомление с национальной одеждой. Прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю. Материал:   кукла,   национальные   костюмы   для   куклы,   картинки   и   иллюстрации   с изображением народных костюмов. Ход игры: дети одевают куклу в национальную одежду. Игра 5. «Скажи кокой» Цель: от закрепление существительных, формирование знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление. Материал: картинки и иллюстрации людей разных национальностей. Ход игры: татарин­татарский, мордвин­мордовский…. Раздел   2. Дидактические   игры (дружеские   взаимоотношения   или   игры   на   развитие дружеских взаимоотношений и детской самооценки) Дидактические игры   данного   раздела   объединены   единой целью:   побуждение   у   детей желания совершать добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим. Игра 1. «Хорошие, плохие поступки» Цель: формирование в   детях   дружеских   взаимоотношений,   чувство   самоуважения   и уважения   к   другим,   умение   и   желание   прийти   на   помощь   взрослым   и   сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни. Материал:   волчок,   карточки   с   картинками,   на   которых   дети   изображены   в   разных ситуациях. Ход игры: Педагог: ­   Много   славных   дел   ждет   нас   в   жизни,   но   прежде   всего   мы   должны   вырасти настоящими людьми: какими? (Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.) ­ Еще какими? (Вежливыми.) ­Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми. Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания. ­Посмотрите,   на   этой   страничке,   разноцветные   карточки,   на   которых   нарисованы вопросительные знаки. ­Эти карточки закрывают картинки, на которых изображены дети в разных ситуациях, вам надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо. ­Открыть карточки, нам поможет волчок (палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать (Педагог крутит волчок, открывает карточки, дети рассказывают о том, что изображено на картинках.). Игра 2. «Благородные поступки»Цель: формирование в   детях   желания   совершать   поступки   ради   других людей. Формирование понимания того, что поступком мы не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход   игры:   детям   предлагается   перечислить   благородные   поступки   по   отношению   к девочкам   и   мальчикам.   Педагог   кидает   в   руки   мяч   одному   из   игроков,   тот   называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Игра 3. «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» Цель:  обратить  внимание  детей  на то, что добрые  чувства,  поступки  и  дела  вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формирование дружеских отношений, повторение правила этикета, правило поведения. Материал:   картинки   с   разными   сюжетами   добрых   поступков,   хорошего   и   плохого поведения. Ход игры: педагог начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие. Игра 4. «Узнай, о ком я говорю» Цель: формирование понимания и осознания детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Материал:­ Ход игры: педагог описывает портрет ребенка, дети отгадывают. Игра 5. «Птица счастья» Цель: стимулирование детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим. Материал:   стенд   в   виде   птицы,   разноцветные   кружочки,   фото   детей,   липучки   для крепления Ход игры: ребенок свою метку и от нее лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела.   Красный   кружок   –   помощь   на   занятии,   голубой   –   помочь   одеться   товарищу, оранжевый   кружок   –   помочь   дежурным,   зеленый   –   помочь   воспитателю   полить   цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня, в конце дня подводятся итоги. Раздел 3. Дидактические игры («добрые» и «вежливые» слова) Дидактические игры   данного   раздела   объединены   единой целью: формирование культуры поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Игра 1. «Поиски добрых слов» Цель:   выявление   значения   слов   на   примерах «простите,   извините»,   объяснение необходимости извинения, признания вины или доказательства правоты и поступка, слово и отношение. Материал:­ Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова Игра 2. «Вежливое слово» Цель: формирование в детях культуры поведения, вежливости, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка и т. п. Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картинке. Игра. 3 «Я люблю…» Цель: воспитание уважительного, заботливого отношения к близким людям, друг к другу. Развитие коммуникативных способностей.Материал: ­ Ход игры: педагог говорит детям: «Каждый из нас что­то или кого­то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. Игра 4. «Назови ласково» Цель:   совершенствование   речи   детей   как   средства   общения,   воспитание   дружеских взаимоотношений. Закрепление умения образовывать уменьшительно­ласкательные слова. Знакомить с разными именами. Материал: ­ Ход игры: Миша­Мишенька, Даша­Дашенька, Дашуля…. Игра 5. «Волшебное слово» Цель:   побуждение   желания   следовать   тому,   что   достойно   подражания,   объективно оценивать   поведение,   воспитание   доброжелательного   и толерантного   отношения   к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно­следственные связи. Материал: картины и изображения людей. Ход игры: злые­добрые, больные­здоровые…. Раздел 4. Дидактические игры с родителями Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: привлечение внимания родителей   к   значимости дидактических   игр   в   формировании   толерантности, укрепление взаимопонимания и сотрудничества. Игра 1. «Расскажи о своей семье» Цель: формирование представления о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни  человека. Формирование желания  рассказывать  о членах  своей  семьи,  гордиться ими, любить их. Материал:   фотоальбом,   составленный   совместно   с   родителями   с   семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи. Ход   игры:   составление   фотоальбома   с   родителями.   Следующий   этап   рассказ   по фотоальбому или генеалогическому древу. Игра 2. «Как я дома помогаю» Цель: формирование представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитание желания оказывать помощь людям. Материал: картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход   игры:   родители   показывают   карточку,   предлагают   составить   рассказ   по   ней   и рассказывать, кто и какие обязанности выполняет дома Игра 3. «Вспомни сказку» Цель: закрепление у детей знания содержания сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитание у детей желания совершать добрые дела. Материал: книги с рассказами или сказками. Ход   игры:   после   прочтения   родителями   сказки,   дети   вспоминают   сказку   и   сказочных героев, которые совершили добрые или злые поступки, анализируют и дают им оценку. Игра 4. «Круг желаний» Цель:   развитие   речи   детей,   коммуникативных   навыков,   мышления. Формирование миролюбия, твердого желания творить добро. Материал: любимая игрушка. Ход   игры:   на   прогулке   с   родителями,   на   детской   площадке   можно   поиграть   со сверстниками.   Дети   становятся   в   круг   и,   передавая   игрушку   по   очереди,   друг   другу, высказывают свои пожелания. Например, «Ч хочу, чтобы все зло на планете исчезло»и т. п. Игра 5. «Клубочек»Цель:   помощь   детям   в   игровой форме,   быстрее   познакомиться   и   подружиться   друг   с другом. Материал: яркий клубок плотных ниток. Ход игры: родители предлагают детям встать в круг. Дети называют свое имя и передают друг другу клубочек, по кругу оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда   клубок   вновь   возвращается   к   родителю,   дети   оказываются   соединенными   одной ниточкой в круг. Родитель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения. Не разрывал нитки, значит, и дальше они должны дружить друг с другом