Сборник комплексов упражнений по развитию чувства ритма

  • Документация
  • docx
  • 26.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа, необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей. Предлагаю ряд упражнений, в которых развитию чувства ритма отводится большая роль. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребёнка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
Иконка файла материала сборник .docx
Автор – составитель Снитко Анастасия Александровна, музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад №2 «Рябинка» город Мегион, Ханты – Мансийский АО Сборник комплексов упражнений по развитию чувства ритма От автора ­ составителя        Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа, необходимо сказать о ведущей роли   в   формировании   чувства   ритма,   которое   имеет   в   своей   основе   моторную   природу, сопровождается   моторными   реакциями.   Восприятие   ритма   вызывает   многообразие двигательных   ощущений:   сокращение   языка,   мышц,   головы,   пальцев   ног   и   рук,   гортани, грудной   клетки.   Поэтому   упражнения   на   развитие   чувства   ритма,   как   нельзя   лучше способствуют оздоровлению детей.                   Музыкально­ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями.   Они   подводят   дошкольников   к   пониманию   законов   ритмического   строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но   и   обладают   определенным   терапевтическим   эффектом   (они   направлены   на   снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника). Работа   по   развитию   чувства   ритма   проходит   не   только   через   все   виды   музыкально­ двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей. Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом музыкальном занятии. Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами. Упражнения,   воспитывающие   музыкально­ритмические   чувства   направлены   на   передачу   в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка.                                   Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы   в   этом   направлении:   развитие   музыкально­ритмического   чувства,   относящегося   к основным   музыкальным   способностям,   является   одной   из   важнейших   задач   музыкального воспитания.                  Этот материал оформляется в виде специальных упражнений или дается в качестве составной   части   игр,   хороводов,   танцев.   Приступая   к   работе   с   детьми,   поступившими   в детский сад надо помнить, что формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого   к   медленному),   затем   метра   (от   двудольного   к   четырехдольному,   затем   к трехдольному), позднее ритмического рисунка (от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий.                  Предлагаю ряд упражнений, в которых развитию чувства ритма отводится большая роль.   Использование   речевых   упражнений   помогает   развивать   у   ребёнка   чувство   ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамическихоттенков   и   темпового   разнообразия,   познакомить   с   музыкальными   формами.   Эта   форма работы легка и доступна для всех детей. Упражнение «Козлик» [3] Серенький козлёнок, маленькие рожки, Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.  Будешь козлик ты играть,  А мы станем повторять.  Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребёнок­козлик выбирает ребёнка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козлёнком, Поиграй на ложках звонко! Упражнение «Музыкальные молоточки» [1]             При   пении   слов   «тук­тук»   ребёнок   должен   повторить   ритмический   рисунок, исполненный   музыкальным   руководителем.   Музыкальный   руководитель   играет   на металлофоне,   ребёнок   играет   на   музыкальном   молоточке.   Ритмические   упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.        Дятел сядет на сучок:        Тук­ тук­ тук, тук­ тук­ тук!        Дятел смотрит, где жучок:  Тук­ тук­ тук, тук­ тук­ тук! Над дубравой сильный град: Туки ­ туки­тук, туки­туки­тук! С дуба желуди летят: Туки­ туки­тук, туки­туки­тук!   Строят хату два бобра:           Тук­ тук да тук, тук­ тук да тук!   Без гвоздей, без топора:            Тук­ тук да тук, тук ­ тук да тук! Упражнение «Слушай сильную долю» [3]  После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую ­ звучит погремушка. Упражнение «Дядя» [5] Сборник комплексов упражнений по развитию чувства ритма Страница 2Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй ­ «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Стёпой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят: Дядя Стёпа длинноногий По дороге зашагал ребёнок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу Мальчик с пальчик по дороге Вслед   за   дядей   побежал  «мальчик   с   пальчик»   бежит   небольшими   шагами   и   на последний шаг останавливается позади «дяди Стёпы». Дядя Стёпа оглянулся, Но ни слова не сказал            идёт и на ходу оглядывается Мальчик с пальчик усмехнулся, Дядю Стёпу он догнал          бежит и останавливается рядом с дядей Стёпой. Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды. Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями. Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны ­ отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки ­ восьмыми. Упражнение «Солнышко и дождик» [4] Хлопки восьмыми нотами ­ Кап, кап,кап, хи­хи!             Игра на металлофоне   Спать сосулькам не даете!  Хлопки восьмыми нотами ­ Кап,кап,кап, хи­хи!              Игра на металлофоне Солнышко в небе хохочет    Хлопки Носики нам щекочет             Хлопки Кап, кап­кап, хи, хи­хи!        Игра на металлофоне И апчхи!                                 Глиссандо на металлофоне В музыкально­двигательных упражнениях ребёнок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребёнок начинает осознавать музыку через движение. Сборник комплексов упражнений по развитию чувства ритма Страница 3Ритмические орнаменты [4] Дети   делятся   на   две   группы.   Каждая   группа   детей   выполняет   свой   ритмический рисунок.                         1 группа                                                           2 группа Жили­были три утёнка  ­   хлопки восьмыми     Пик, Пак, Пок  ­ притопы   Хорошо и дружно жили ­ хлопки восьмыми     Пик, Пак, Пок   ­ притопы Как­то утром на рыбалку   ­ хлопки восьмыми                                                                 Пик, Пак, Пок   ­ притопы Зашагали вперевалку    ­ хлопки восьмыми             Пик, Пак, Пок   ­ притопы Наловили много рыбы    ­ хлопки восьмыми                                                                     Пик, Пак, Пок   ­ притопы  И еще поймать могли бы  ­ хлопки    восьмыми                                                                 Пик, Пак, Пок   ­ притопы Съели дружно всё до крошки   ­ хлопки восьмыми                                                           Пик, Пак, Пок   ­ притопы Кроме маленькой рыбёшки – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок   ­ притопы                                                                                                           Затем дети меняются ролями. Использование   музыкальных   инструментов   во   время   пения   знакомых   песен   развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.   Упражнение «Ёжик и барабан» [1]    Взрослый  произносит  стихотворение  про ёжика,  а ребёнок  на  каждое  «бум» ударяет   в   барабан   (хлопает   в   ладошки   или   бьёт   ладошками   по   коленям).   Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить. С барабаном ходит ёжик. Бум­бум­бум!  (или, например, БУМ­БУМ­бум­бум­бум) Целый день играет ёжик: Бум­бум­бум! Сборник комплексов упражнений по развитию чувства ритма С барабаном за плечами — Бум­бум­бум! — Ёжик в сад забрёл случайно. Бум­бум­бум! Очень яблоки любил он. Страница 4Бум­бум­бум! Барабан в саду забыл он. Бум­бум­бум! Ночью яблоки срывались: Бум­бум­бум! И удары раздавались: Бум­бум­бум! Упражнение  «Дождик» [3] Взрослый произносит слова, а ребёнок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно). Капля – раз! Капля – два! Капли медленно сперва… Стали капли ударять,  Капля каплю догонять.  А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!  Упражнение «Осенняя гамма» [2] Пусто ласточек гнездо. До. I I II I (Далее везде аналогично).  Осенины на дворе. Ре.  Плачет ветер за дверьми. Ми.  Дождика тиха строфа. Фа.  У него своя есть роль. Соль.  Затихает вся земля. Ля.  Дождик скуку унеси! Си.  Пусто ласточек гнездо. До1 – до2 ­ до1 – до2. I I I I. Сборник комплексов упражнений по развитию чувства ритма Страница 5Текст читает педагог, дети играют на металлофонах и поют ноты в указанном ритме. Упражнение  «Ритмические импровизации» [3] Дети   сидят   полукругом.   Педагог   задаёт   ритм   хлопками.   По   сигналу   все   дети хлопают в ладоши в заданном ритме,  По сигналу останавливаются. Перемена ритма По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный. Каждому свой ритм Группа   делится   на   две   команды.   Каждой   команде   задаётся   определенный   ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют своё задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно. Раз, два, три, повтори! Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими  жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д. Упражнение  «Весёлые четверки» [1] И.П.:  дети   делятся   на  группы   по  четыре   человека   и  встают   в   свою   четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четвёрки стоит спиной к своей группе, а остальные её участники повёрнуты лицом к спине ведущего. С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку весёлого быстрого танца, а остальные участники четвёрки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдаёт роль ведущего соседу. Четвёрка перестраивается под нового ведущего. Упражнение  «Вопрос – ответ» [3] И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста. Упражнение  «Угадай» [1] Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.  Все говорят: Вот лягушка по дорожке  Скачет, вытянувши ножки,  Увидала комара ­ закричала… На слово «комара» ребёнок поднимает бубен вверх.  На  слово  «закричала»  круг  останавливается,  все  делают   шаг  назад,   водящий   отдаёт бубен ребёнку, стоящему сзади него.  Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит«Ква­ ква­ ква», ударяя по бубну.  Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами. Упражнение  «Мы шагаем, мы играем» (“Марш” М.Робер) [5] На 1­ую часть музыки дети маршируют, на 2­ую часть дети исполняют заданный ритм на молоточках. Упражнение  «Ритмический марш»   (муз. Э.Жак –Далькроз) [3] Дети   маршируют   под   музыку   и   на   каждый   шаг   выполняют   удар   ритмическими палочками. Заданный ритм может меняться. Методические рекомендации:  перед исполнением упражнения сначала познакомить детей с музыкой, затем предлагается детям: ритмичная ходьба под музыку, проигрывание заданного ритма,   когда   дети   хорошо   усвоили   ритм   музыки   и   ходьбу,   то   выполняют   движение одновременно. «Упражнение с флажками» (“Пьеса” муз.Н.Александрова) [5] На 1­ую часть музыки А: 1­4 т. Дети выполняют 8 шагов по кругу, руки слегка покачиваются в   такт   музыке,   согласуясь   с   движениями   ног.   На   5­8   т.   Продолжают   ходьбу   в   том   же направлении, постукивая палочками флажков. На 2­ую часть музыки В: 1­2 т. Два прыжка и стоя на месте три раза ударяют палочками от флажков над головой, 3­4 т. Шаги на месте, координируя движения рук и ног, 5­8 т. Повтор движений с 1­4 т. На 1­ую часть музыки А: 1­4 т. Выполняют шаги в центр круга, постепенно поднимая флажки вверх. На 5­8 т. Отходят назад, постепенно опуская флажки вниз. На 2­ую часть музыки В: Повтор движений. Упражнение  «Глашенька учит танцевать» [5]             Цель: развитие чувства ритма.          Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском стиле  (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо­влево. Внизу у кисти  приделан кубик так, чтобы он стучал по краю сарафана.          Ход игры: «Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать­то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»).             Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.       Цель: развитие чувства ритма. Упражнение  «Весёлые подружки» [5]Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.        Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.        Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».          «Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки          (матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и хотят вас научить.           Вот так умеет Дашенька!   (Берёт матрёшку и выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы также могут демонстрироваться детям на фортепиано). Упражнение  «К нам гости пришли» [1]        Цель:   развивать чувство ритма.        Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка).   Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.     Ход игры: «Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки».  Слышится   стук   в   дверь.   Музыкальный   руководитель   подходит   к   двери   и   незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу».  Ребёнок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши. Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.   Упражнение  «Зайцы» [3]        Цель:  развивать чувство ритма.        Игровой материал:  изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).        Ход игры:   Музыкальный   руководитель   предлагает   детям  пойти   погулять   на  полянку.   «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.           Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма. Упражнение  «Тук­тук, молотком» [3]                     Ход игры:Выбрать ребёнка на роль «строителя». Надеть ему каску. Музыкальный руководитель поёт песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта.  «Строитель» и дети стараются стучать так же.                                     Тук­  тук, мо ­ лот ­ ком                                     мы по – стро ­ им но ­ вый дом.  Выбрав   нового   «строителя»,   повторить   упражнение,   отстукивая   ритм.   Музыкальный руководитель   должен   обратить   внимание   детей   на   то,   что   они   споют   песенку   тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.               Как усложнение: 1)  и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую партию      по строчкам песни; 2) 1­й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук­тук»),       2­й – палочкой по треугольнику. Упражнение  «Передай ритм» [3]       Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.                     Ход игры: Дети   становятся   друг   за   другом   и   кладут   руки   на   плечи   впереди   стоящего.   Ведущий (последний   в   цепочке)   отстукивает   ритм   следующему   ребёнку.   И   тот   передает   ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши. Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.                  Цель: развивать чувство ритма в сочетании с музыкой, уметь согласовывать Упражнение  «Щёлк – Щёлк» [4] движение руки и речи.                       Описание:   дети выполняют движения под слова потешки.          Щёлк.                     Правой рукой щелчок.          Щёлк.                     Левой рукой щелчок.          Хлоп.                      Правой рукой по правому колену.          Хлоп.                      Левой рукой по левому колену.          Щелк.                      Правой рукой щелчок.          Щелк.                      Левой рукой щелчок.          Хлоп ­  хлоп.           Хлопки перед собой.          Всё повторить 2 раза.          Раз, два, три, четыре, пять.     Ладошки соединить,                                                              пальчики  здороваются.          Щёлк.                                         Щелчок двумя руками.          Хлоп.                                          Хлопок перед собой.          Щёлк.                                          Щелчок двумя руками.          Все повторить два раза.          Здравствуйте, здравствуйте,    все пальчики здороваютсяЗдравствуйте,                             с большим по очереди.          Р – р – р!                                     Круговые движения руками.          Все повторить два раза.   Упражнение  «Зима» [2]                             Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения.                             Описание: Зимушка­зима нас радует своими играми и забавами.  Дети выполняют ритмичные движения под следующие слова:                    Ух! Ух! Ух!                        «тарелочки»                    Мчатся сани                       хлопки справа, слева в ритме                                                                 музыки                    Во весь дух.                        2 раза топают                    Ух! Ух! Ух!                         «тарелочки»                    Снег под горкой                 хлопки в ритме музыки                    Словно пух.                        2 хлопка над головой. Литература: 1. Александровская   М.   "Каждый   ребёнок   –   музыкант".   13/2001   г."Дошкольное образование". 2. Боровик Т.­ Ти­ти ТА и ди­ли ДОН: Игровая теория музыки для детей 4­6 лет – Город: Издательство, 2008. – 88с.+5л. вкл. 3. Каплунова   И.,   Новоскольцева   И.   Этот   удивительный   ритм.   –   Издательство «Композитор» ­ СПб, 2013. 4. Тютюнникова Т.Э. Бим­бам­бом» Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры со звуками: Учебно­методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. 100с. 5. Тютюнникова  Т.Э. "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание"