Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет
Оценка 5

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
26.04.2018
Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет
Варианты экспериментов позволяет сделать работу для детей разнообразной и может вызвать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания. Сборник позволит педагогу подобрать эксперимент соответственно тематическому плану, закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность и познавательное развитие. Данный сборник экспериментов предназначен для воспитателей дошкольной организации, при организации экспериментальной деятельности, для студентов специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
Сборник экспериментов.docx
Сборник опытов и экспериментов  для детей 4­5 лет Сборник опытов и экспериментов  для детей 4­5 лет / сост. К. Ю. Семенова, Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018. Руководитель: А. В. Семенова, преподаватель ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Варианты экспериментов позволяет сделать работу для детей разнообразной и  может   вызвать   интерес   к   экспериментальной   деятельности,   интерес   к совместному выполнению задания.  Сборник   позволит   педагогу   подобрать   эксперимент   соответственно тематическому   плану,   закрепить   и   расширить   знания   ребенка;   развить   его познавательный интерес, любознательность и познавательное развитие. Данный сборник экспериментов предназначен для воспитателей дошкольной организации, при организации экспериментальной деятельности, для студентов специальности 44.02.01. Дошкольное образование. ©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018 2 СОДЕРЖАНИЕ  Пояснительная записка................................................................4 Эксперименты................................................................................5 с водой...........................................................................................5 №1. Вытеснение воды................................................................6 №2. «Прозрачность воды».........................................................7 №3. «Вода принимает форму»...................................................8 №4. Замерзшая вода..................................................................9 №1. Песочный конус.................................................................11 №2. Песочная страна................................................................12 №3. Домики для птичек...........................................................13 №4. Куда исчезла вода............................................................14 № 1. На свету и в темноте.......................................................15 №2. Как быстрее?.....................................................................16 №3. Где лучше расти?..............................................................17 №4. Где дольше?......................................................................18 №1. Воздух работает................................................................21 №2. Воздух повсюду.................................................................22 №3. Воздух имеет вес..............................................................23 №4. Воздух нам необходим.....................................................24 Источники литературы:..............................................................25 3 Пояснительная записка Ребенку   –   дошкольнику   по   природе   присуща   ориентация   на   познание окружающего   мира   и   экспериментирование   с   объектами   и   явлениями реальности.   Эксперимент,   самостоятельно   проводимый   ребенком,   позволяет ему создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Неполноценная экспериментальная деятельность накладывает отпечаток на формирование познавательного развития. Возникновение   опыта   связано   с   выделением   в   образовательном   процессе экспериментирования,   наряду   с   игровой   деятельностью,   которая   позволяет детям   моделировать   в   своем   сознании   картину   мира,   основанную   на собственных наблюдениях, опытах. Актуальность опыта обусловлена формированием познавательного интереса у детей при ознакомлении с неживой природой, в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Исследовательская   активность   способствует   становлению   субъективной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность   к   школе.   Поисково­познавательная   деятельность   вызывает   у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. В сборнике представлены занимательные опыты и эксперименты для детей 4 – 5 лет. Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 4 Эксперимент ы с водой 5 №1. Вытеснение воды Цель:  Выявить, что вода имеет поверхность   и   может   выгнуться (подняться кверху с прогибом). Оборудование:  баночка с водой (доверху   налитой),   канцелярская скрепка. Ход: Налить   в   баночку   воды   до самого   края,   аккуратно,   чтобы   не пролить.   Затем   рассмотреть   с детьми,   по   рассуждать.   Потом также   аккуратно   поместить   туда скрепку   и   понаблюдать,   как   она спустится на дно банки. Далее свое внимание   на поверхности   воды.   Отметить,   что вода приподнялась над поверхностью, прогнувшись. сосредоточить   Вывод: Дети имели возможность понаблюдать процесс того, как выгибается поверхность воды. Дети учатся делать выводы, рассуждая на данную тему. Почему? Скрепка вытесняет небольшое количество воды, вода поднимается выше края баночки. Это происходит благодаря поверхностному натяжению. Поверхность воды лишь слегка изогнется и не перельет через край. 6 №2. «Прозрачность воды» Цель:  Подвести   детей   к обобщению   «чистая   вода   – прозрачная»,   а   «грязная   – непрозрачная» Оборудование:  Приготовить баночки   или   стакана   с  водой   и набор тонущих предметов   (камешки,   пуговицы, бусины, монетки).    мелких   две Ход:  Выяснить,   как   усвоено детьми   понятие   «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой   же   прозрачной?»Выслушать   ответы,   затем   –   продемонстрировать   на опыте:   в   стакан   с   водой   опустить   кусочек   земли   и   размешать.   Вода   стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить.   Всегда   ли   в   аквариуме   для   рыб  вода  прозрачная,   почему   она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже. Вывод:  Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная. 7 №3. «Вода принимает форму» Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Оборудование:  воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска,  резиновая   перчатка,   ковшики  одинакового  размера,  надувной  шарик, целлофановый   пакет,   таз   с   водой,   подносы,   рабочие   листы   с   зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. Ход:  Перед   детьми   —   таз   с   водой   и   различные   сосуды.   Галчонок Любознайка   рассказывает,   как   он   гулял,   купался   в   лужах   и   у   него   возник вопрос: «Может ли вода иметь какую­то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.  Вывод:  вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды 8 №4. Замерзшая вода Цель: выявить, что лед — это твердое вещество, плавает,   тает, состоит из воды.  Оборудование:  кусочки   льда,   тарелочки,   изображением холодная   вода, картинка айсберга.  с   Ход: Перед   детьми   —   миска   с водой.   Они   обсуждают,   какая вода,   какой   она   формы.   Вода меняет   форму,   потому   что   она жидкость.   Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)  Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды ?   Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой    формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.  •Плавает   ли   лед?   Воспитатель   кладет   кусок   льда   в   миску,   и     дети наблюдают.   Какая   часть   льда   плавает?   (Верхняя.)      В   холодных   морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед? •«Играем  с  льдинками»  —  свободная  деятельность  детей:  они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками. Эксперименты с песком 9 10 Цель: выявить, что песок может двигаться. №1. Песочный конус Оборудование: сухой песок. Ход: Горсть   песка   выпустить   его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется   конус,   растущий   в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном   месте,   то   в   другом   возникают   сплывы,   движения   песка,   похожее   на течение. Вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря). 11 №2. Песочная страна Цель:  выделить   свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого   можно   лепить; познакомить   со   способом изготовления рисунка из песка. Оборудование:  песок, вода, лист   белой   бумаги,   клей­ карандаш. Ход: Предложите   ребенку рассмотреть   песок:   какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят   песчинки?   Песчинки   маленькие,   полупрозрачные,   круглые,   не прилипают к друг другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать? На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что­нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. 12 №3. Домики для птичек Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются. Оборудование: песочница, сухой и сырой песок, палочки. Ход: Одну часть песочницы полейте водой, другую — оставить сухой. Предложите сделать шалашики из песка   и   поселить   в   них   жильцов кто кого хочет. Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки   —   окошечки   — пальчиком   или   палочкой.   В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно. Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.     13 №4. Куда исчезла вода Цель: показать,   что   песок   легко   впитывает воду. Оборудование: стаканчики с песком и водой. Ход: Предположение:   глина   не   пропускает   воду   и так получаются лужи.  Свойства песка и глины, пробуя   их   на   ощупь   (сыпучие,   сухие).   Дети наливают   стаканчики   одновременно   с одинаковым количеством  воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Вывод:  Вся   вода   ушла   в   песок,   но   стоит   на поверхности глины; почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице   луж   нет);   почему   дорожки   в   огороде   посыпают   песком   (для впитывания воды). 14 № 1. На свету и в темноте Цель:  определить   факторы внешней   среды,   необходимые   для роста и развития растений. Оборудование:  лук,   коробка   из прочного   картона,   две   емкости   с землей. Ход: Педагог   предлагает   выяснить   с помощью выращивания лука, нужен ли свет   для   жизни   растений.   Закрывают часть   лука   колпаком   из   плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком   стал   светлым).   Убирают   колпак.   Через   7—10   дней   вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел — значит в нем происходит фотосинтез (питание) 15 №2. Как быстрее? Цель: выделить благоприятные   условия   для роста   и   развития   растений, обосновать зависимость растений почвы. Оборудование:  веточки березы или тополя (весной), вода минеральными удобрениями и без них. от с Ход: Педагог   предлагает   обучающимся   определить,   нужно   ли   растениям удобрение, и выбрать разный уход за растениями: одно — поливать обычной водой,   другое   —   водой   с   удобрениями.   Дети   помечают   емкости   разными символами. Наблюдают до появления первых листочков, следят за ростом (в удобренной   почве   растение   более   сильное,   растет   быстрее).   Результаты оформляют   в   виде   модели   зависимости   растений   от   богатства   почвы   (в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет). 16 №3. Где лучше расти? Цель: установить необходимость   почвы   для   влияние жизни   растений, качества   почвы   на   рост   и развитие   растений,   выделить почвы, разные по составу. Оборудование:  черенки традесканции, чернозем, глина песком Ход: Педагог   выбирает   почву с для   посадки   растений   (чернозем,   смесь   песка   с   глиной).   Дети   сажают   два одинаковых   черенка   традесканции   в   разную   почву.   Наблюдают   за   ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересаживают черенок из песчано­ глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растений   отмечается   хороший   рост),   оформляют   его   в   дневнике   и   модели зависимости роста растения от состава почвы. 17 №4. Где дольше? Цель:  выяснить причину сохранения влаги почве. Оборудование:  горшки растениями. в с Ход: Педагог       предлагает полить   почву   в   двух одинаковых   по   размеру равным горшках количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой — в тень. Дети объясняют, почему в одном горшке почва сухая, в другом — влажная (на солнце вода испарилась, а в тени — нет). Педагог предлагает детям решить задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца). 18 19 Эксперименты  с воздухом 20 №1. Воздух работает Цель: дать детям представление о том,   что   воздух   может   двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). Оборудование:  пластмассовая ванночка,   таз  с  водой,   лист   бумаги; кусочек   пластилина,   палочка, воздушные шарики. Ход: Дед.   Знай   предлагает   детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно   проверить?   Запускает   в   воду   пустую   пластмассовую   ванночку   и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее. Какие еще предметы   мы   можем   заставить   двигаться?   Как   можно   заставить   двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться. Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком 21 Цель:  обнаружить   воздух   в   окружающем   пространстве   и   выявить   его свойство — невидимость. №2. Воздух повсюду Оборудование:  воздушные шарики,   таз   с   водой,   пустая пластмассовая   бутылка,   листы бумаги. Ход: Галчонок Любознайка загадывает   детям   загадку   о воздухе.        Через нос проходит в грудь и обратно   держит   путь.   Он невидимый, и все же без него мы жить   не   можем. (Воздух) Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух?   Для   чего   он   нужен? Можем   ли   мы   его   увидеть?   Где находится   воздух?   Как   узнать, есть ли воздух вокруг? •Игровое упражнение «Почувствуй   воздух»   —   дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас. •Как   вы   думаете,   есть   ли   в   пустой   бутылке   воздух?   Как   мы   можем   это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она   начала   заполняться.   Что   происходит?   Почему   из   горлышка   выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. •   Назовите   предметы,   которые   мы   заполняем   воздухом.   Дети   надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Вывод:  Воздух   заполняет   любое   пространство,   поэтому   ничто   не   является пустым. 22 №3. Воздух имеет вес Цель: Выявит, что воздух в шарике весит граммы. Оборудование: весы, два надувных шарика. Ход: Рассказать   детям   о   том,   что   будете   делать.   При   детях   надуть   шарик, закрепить   на  весах,   к  другой  стрелке   весов   прикрепить   не   надутый   шарик. Рассмотреть и отметить, что стрелка с надутым шариком перевесит. Вывод: Дети учатся делать выводы, рассуждая на данную тему. Почему? Воздух имеет вес, что мы и наблюдаем, проводя опыт. 23 №4. Воздух нам необходим Цель: Выявить, что воздух нам очень необходим. Оборудование: стакан с водой, соломинка. Ход: Предложить   детям   посмотреть   на стакан с водой. Говорим о том, что будем делать,   показываем   соломинку.   Затем предлагаем   выдыхать   воздух   через соломинку прямо в воду в стакане. Вывод:  При   выдувании   воздуха   через соломинку   в   стакане   появляются пузырьки.   Дети   учатся   делать   выводы, рассуждая   на   данную   тему.   Почему? Воздух, занимая какой­то объем, проходит через   воду.   Видеть   мы   его   можем   в больших   и   маленьких   пузырьках, вырывающихся из соломинки. 24 1. http://nsportal.ru/detskiy­sad/okruzhayushchiy­mir/2014/07/11/kartoteka­ Источники литературы: igr­eksperimentov­v­sredney­gruppe 2. http://reshetnikova.pav8.caduk.ru/p29aa1.html 3. http://gorsun.org.ru/lib/experiments/growing/environment/ 4. http://m.baby.ru/blogs/post/133621582­75614841/ 25

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов для детей 4-5 лет

Сборник опытов и экспериментов  для детей 4-5 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018