Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста
Оценка 4.9

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Оценка 4.9
Документация
docx
классное руководство
Взрослым
11.02.2017
Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста
Сборник содержит актуальные ситуации, с которыми повседневно сталкиваются родители и педагоги при воспитании детей младшего школьного возраста. Главной целью книги помочь студентам, родителям, педагогам в поисках ответа на вопрос «Как поступить в той или иной ситуации?» Данное пособие возможно использовать при проведении семинаров-практикумов со студентами по овладению ими педагогическими знаниями. Материалы пособия, возможно, использовать как иллюстративные примеры к раскрытию темы; как метод активизации при организации диспута; как средство, помогающее определить, насколько правильно поняты будущими педагогами теоретические положения. Коллективный анализ помогает прийти к наиболее оптимальному решению педагогических задач.
Сборник педагогических ситуаций.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области  «Камышловский педагогически колледж» Сборник  педагогических ситуаций в воспитании  детей младшего школьного возраста Камышлов, 2016 г. Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста / сост. Р. Р. Иорданян – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Руководитель: А.И. Штыркина ­  преподаватель педагогических дисциплин Сборник   содержит   актуальные   ситуации,   с   которыми   повседневно   сталкиваются родители и педагоги при воспитании детей младшего школьного возраста. Главной целью книги помочь студентам, родителям, педагогам в поисках ответа на вопрос «Как поступить в   той   или   иной   ситуации?»   Данное   пособие   возможно   использовать   при   проведении семинаров­практикумов   со   студентами   по   овладению   ими   педагогическими   знаниями. Материалы пособия, возможно, использовать как иллюстративные примеры к раскрытию темы;   как   метод   активизации   при   организации   диспута;   как   средство,   помогающее определить, насколько правильно поняты будущими педагогами теоретические положения. Коллективный анализ помогает прийти к наиболее оптимальному решению педагогических задач. Пояснительная записка О нравственности можно говорить только тогда, когда человек нравственно ведёт себя   в   силу   внутреннего   побуждения,   когда   в   качестве   контроля   выступают   его собственные   взгляды   и   убеждения.   Выработка   таких   взглядов   и   убеждений   и соответствующих   им   привычек   поведения   и   составляют   сущность   нравственного воспитания. На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина   России,   учебного   плана   образовательного   учреждения   составлен   сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения младших школьников. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами  XXI   века:   развратом,  жестокостью,  культом  разрушительной   силы.  В  этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников,   раскрыть   её   духовные   качества,   развить   нравственные   чувства,   привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Продолжают   нарастать   и   негативные   тенденции   в   молодёжной   среде: распространяется   равнодушие,   эгоизм,   цинизм,   немотивированная   агрессивность, неуважительное   отношение   к   государству   и   институтам   власти;   сохраняется   высокий уровень   преступности,   распространяется   наркомания   и   алкоголизм   среди   молодёжи; ухудшается физическое и психическое состояние молодёжи. Благодаря работе с этическим поведение будут развиваться следующие ценностные ориентиры: эмоциональное отношение к доброте, злости, доброжелательность, конфликтность, вежливость. Этическое поведение – составная часть нравственного воспитания детей, состоящая в воспитании   культуры   поведения   дома,   в   школе,   в   общественных   местах,   на   улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков   и   умений   нравственно­этических   качеств   личности.   Проводя   этическое воспитание, педагоги учат детей, как вести себя в самых различных условиях. Исходя из данного понятия выделяют уровни этического поведения:  Уровень дезадаптации;  Уровень идентификации;  Уровень индивидуализации;  Уровень социализации;  Уровень интеграции. Сборник   заданий  –  это   издание,  содержащее   различные   произведения   одного   или нескольких авторов, а так же различные материалы. Данное   пособие   адресовано   учителям   начальных   классов.   Данные   педагогические ситуации в зависимости от целей воспитания учитель может использовать как на уроке, так и вне урока. Цель: подборка   и   систематизация   педагогических   ситуаций,   направленных   на формирование этического воспитания младшего школьника. Данный   сборник   состоит   из   3   разделов,   которые   можно   использовать   в   любом порядке: 1 раздел «Сложные ситуации успеха», в котором 8 педагогических ситуаций.  2 раздел «Ситуации успеха», в котором 5 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку. 3 раздел «Проблемные ситуации», в котором 5 педагогических ситуаций.  Всего в сборнике представлено 18 педагогических ситуаций. Практическая   значимость:   студентам   для   формирования   у   младших   школьников этического воспитания, как во внеурочной деятельности, так и при проведении уроков. Учитель также использует материал для формирования этического поведения. I.            Сложные ситуации успеха: Ситуация 1 На уроке русского языка ученик лежит на парте и  почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался». Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка, почему   он   не   выспался.     Возможно,   он   помогал   родителям   по   хозяйству   или   был   на похоронах родственника, поэтому поздно лёг спать. Мне необходимо сохранить с учеником доверительные отношения и создать условия для дальнейшей плодотворной работы на уроке. Возможно, другие ученики будут недовольны, что мальчик не работает, а беседует (вне   стен   кабинета)   с   учителем,   но   я   объясню   им   после   урока,   почему   это   было необходимо. Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я,   возможно,   позвоню   родителям   и   поставлю   их   в   известность,   что   я   отпускаю   (как классный  руководитель)  их  сына  с занятий,  чтобы  он  отдохнул  и  хорошо  выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем". Ситуация 2 Учитель   вызывает   ученика   рассказать   стихотворение,   а   мальчик   заикается, волнуется, сбивается. В классе кто­то начинает смеяться. Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы. Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.  В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить. Решение.   Если   чтение   наизусть   вызывает   такие   трудности,   то   учителю   лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками   я   провела   бы   беседу   о   взаимоотношении   в   коллективе,   взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии. Ситуация 3 Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой. Я   постараюсь   выяснить   причину   опоздания:   не   слышали   звонка,   из­за   большой очереди поздно купили обед и не успели покушать … Необходимо сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить хорошие отношения со всеми учениками. Если   их   отругать,   то   они   затаят   обиду   или   будут   всё   равно   опаздывать,   а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз. Решение. Я скажу, что неплохо, когда дети следят за режимом питания, тем более, если так вкусно готовят в нашей столовой. Но необходимо соблюдать и дисциплину труда. Сегодня я оставлю опоздавших после урока и с ними на перемене выполним то, что они пропустили, занимаясь трапезой. Если это повторится, то мне придётся задержать весь класс,   т.к.   я   вынуждена   буду   дважды   (для   большей   части   класса)   объяснять   новый материал. Поэтому, чтобы не страдали все одноклассники, необходимо вовремя являться на урок. Я считаю важным воспитание в коллективе и через коллектив, как это делал прекрасный педагог А.С.Макаренко. Ситуация 4 Ученица отказалась участвовать в уборке класса.          Постараюсь выяснить причину. Оказалось, что девочка учится в музыкальной школе и может испортить кисти рук.         Надо, чтобы все дети участвовали в уборке класса, сохраняя хорошие отношения с учителем и одноклассниками.          Если освободить девочку от работы, она почувствует своё превосходство, да и другие дети возмутятся такой несправедливостью и будут отрицательно относиться к ней и осуждать учителя. Решение. Я скажу, что очень хорошо, когда ребёнок помимо общеобразовательной школы  увлекается ещё  и музыкой.  Похвально, что  музыкант так  трепетно  относится к рукам. Но работать в классе надо всем. Я выберу работу, при выполнении которой её кисти будут   выполнять   минимальную   нагрузку:   полить   цветы,  протереть   пыль   с   растений,  со шкафов и полок.…   А потом попрошу девочку пригласить весь классный коллектив на отчётный концерт, где она будет выступать, а мы всем классом болеть за неё. Ситуация 5 На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают. Причина ясна – усталость детей. Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал. Если учитель станет  кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников. Решение.   Разумеется,   я   проведу   с   детьми   физкультминутку.   Затем   скажу:   «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно   и   весело».   Любое   упражнение   можно   провести   в   игровой   форме:   «Самый умный»,   «Кто   первый?»,   «Корректор»,   «Самый   сообразительный»   и   т.д.   Детям   будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится. Ситуация 6 Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».                 Причина  –  ребёнок   хочет   найти   вариант   решения   контрольной   работы   в Интернете или проконсультироваться с кем­либо.         Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.                Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость   и   «хлопанье   дверью».   Ситуация   может   выйти   из­под   контроля,   и   авторитет учителя пострадает.         Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю,   что   за   время   посещения   туалета   ничего   страшного   не   произойдёт.   Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень   ценим   время,   поэтому,   я   уверена,   ты   поступишь   правильно».     В   данном   случае удастся избежать конфликтной ситуации. Ситуация 7          Один ученик плохо учится, на уроках не работает, на замечания педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет, у моего папы в городе большие связи». Причину надо искать в семье, это может быть неправильное воспитание и извращённая мотивация жизненного кредо со стороны родителей.                 Постараться  убедить   и  ученика,  и  родителей,  что   их   жизненная  позиция неправильная и ущербная. Также добиться выполнения всеми детьми требований педагога на уроке.         Если проигнорировать его замечание, то, во­первых, другие ученики задумаются, стоит ли работать на уроке. Во­вторых, они усомнятся в нравственных ценностях.                Решение. Я посещу семью этого ребёнка, поговорю с родителями и выясню причину такого поведения сына. Если родители его так настраивают, то бесполезно что­то доказывать своё. Пойдём с ними на компромисс и договоримся, что сын будет работать на уроке,   а   не   бездельничать.   В   классе   проведу   беседу   о   пользе   знаний   с   конкретными примерами из жизни. Ситуация 8                 В   школьном   коридоре   дерутся   школьники.   На   подошедшего   учителя   не реагируют.         Выясняю причину драки: один ученик обозвал другого, затронув национальные чувства.         Попытаюсь прекратить драку, помирить их, исключить такие ситуации впредь. Постараюсь научить толерантно, относиться к окружающим, независимо от их расовой и национальной принадлежности.                 Если  их  просто   разнять, то  драка  может  возобновиться   в другом  месте. Возможно, и другие ученики соберутся, чтоб посмотреть на неё.          Решение. Я разниму ребят и заведу в свой кабинет. Там попытаюсь выяснить зачинщика драки. Скажу, что оба виноваты, т.к. только глупые доказывают свою правоту с помощью кулаков, а все остальные выясняют свои отношения цивилизованно, с помощью аргументов. Объясню обоим, что каждый человек, независимо от национальности, должен терпимо относиться к другим, ведь мы живём в многонациональном государстве. После примирения отведу их к классному руководителю и порекомендую провести классный час на тему «Толерантность». II.             Ситуации успеха Ситуация 1 В 4­й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда   он   попал,   русский   язык   преподавал   очень   внимательный   к   детям   и   талантливый педагог.   Подросток   был   умным   и   сообразительным   учеником,   но   с   учителем   русского языка   в   предыдущем   классе   отношения   не   сложились.   И   Юра   стал   пропускать   уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету. Новая учительница через   несколько   уроков   предложила   Юре   заниматься   дополнительно   после   уроков. Однажды он сказал ей: — Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный. — Откуда тебе известно? — Все так говорят. — И ты веришь в это? — Верю... —   Придётся   тебе   доказать   обратное.   Ты   слышал   выражение:  кто   хочет   —   тот добьётся? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься. Занимались они, усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четвёрку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку.  Ситуация 2 Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две­ три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась   в   сердце   и   учительницы   и   ученика.   От   ребят   она   узнала,   что   Миша   очень самолюбив. —   Тогда   я   рискнула   поиграть   на   его   самолюбии,   —   рассказывала   потом   Мария Александровна коллегам. — После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку,  сказав,  что   сегодня   он   намного   лучше   выучил,   чем   раньше,  и  можно   было   бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошёл к своей парте. —   Назавтра   я   вновь   вызвала   Мишу   к   доске.   И   всем   на   удивление   он   отлично пересказал   содержание   рассказа.   В   журнале   и   дневнике   появилась   первая   пятёрка   по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по литературе. Ситуация 3 Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает: — Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно. Она даёт девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время   побороть   смущение,   собраться   с   мыслями.   Многим   учительница   уже   выставила поощрительные   оценки   по   данной   теме,   а   у   Наташи   отметки   пока   нет.   Девочка   очень возбудимая, учёба даётся ей нелегко. Ситуация 4 Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина   Мишу.   Ученик   был   мальчиком   старательным,   но   не   всегда   успевал   хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат… Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию. Миша  растерялся,  еле­еле  встал  из­за   стола.  Робко   подойдя  к   столу   учителя,  он виновато поглядел на него и повернулся к карте. Учитель, видя его состояние, подошёл к нему, положил руку на плечо и ласково произнёс: — Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь ­ Олег Иванович старался внушить подростку уверенность. Кузин медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум. Олег Иванович  вёл себя выдержанно. Другой бы на его   месте   сделал   бы   за   время   этой   нелепой   сцены   не   одно   замечание,   кое   на   кого прикрикнул   бы   и   посадил   Мишу   на   место.   Но   лицо   у   учителя   было   по­прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим. Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвёл его к карте полушарий и сказал: — Ответь­ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь... — Два, Западное и Восточное, — ответил Кузин. — Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию?  И тут Кузин заговорил как никогда бойко и уверенно... Олег Иванович слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал: — Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, даже больше, чем написано в учебнике. Спасибо за ответ! Ситуация 5 Первоклашке дали нестандартное задание: — Это непростая задача, но я уверен, — сказал учитель, — что ты сможешь сам ее решить. — Моей бабушке сейчас 50 лет. — Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс? — Столько же, сколько и мне, 7 лет. — Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу? — В школу она пошла в 7 лет, значит, — рассуждает малыш, — она пошла в первый класс — от 50 отнять 7 — 43 года назад. От 2016 отнять 43, получится 1973. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс — в 1973 году. — Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей. Решение: учитель создал  ситуацию успеха, стимулирования и обеспечения роста достижений  («Это   непростая   задача,  но   я   уверен,  что   ты   сможешь   её   сам   решить»), благодаря чему ребёнок принялся за работу и не боялся преград и неудач. Также была справиться   с   нелёгкой   задачей. применена  ситуация убеждения:  учитель убеждал ребёнка в его силах, что он сможет  Проблемная   ситуация  продуктивного   характера проявилась,   когда   первоклассник   приступил   к   решению   задачи:   «В   каком   году   твоя бабушка пошла в первый класс? Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?». А после   того   как   мальчик   решил   нелёгкую   задачу,   педагог  поощрил   его   (словесно),  он сказал:   «Молодец!  Ты   правильно   рассуждал   и   успешно   справился   с   такой   сложной задачей», это «окрылило» ребёнка и можно предположить, что при решении др. сложной задачи учащийся сможет справиться сам, не прибегая посторонней помощи. III.             Проблемные ситуации: Ситуация 1 Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей,   которую   они   отгрызают   и   перетирают   зубами.   Зубы   должны   истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь   точит   стволы   деревьев,  зубы   не   уменьшаются   и  не   тупятся   на   протяжении   всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.) (1 класс) Ситуация 2 Урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень.   Возникают   различные   мнения.   На   основе   словообразовательного   анализа   дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).(2 класс) Ситуация 3 Так на уроке русского языка: сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые употребляем   в   речи.   Дети   уже   знают,   что   есть   слова­предметы,   слова,   обозначающие признаки и действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в   некоторых   случаях   предлогами.   Учащиеся   легко   называют   слова­предметы,   слова   ­ признаки   предметов   и   слова­действия   предметов.   При   составлении   предложения   из перечисленных   слов: птичка   золотая,   клетка,   сидит,   дети   долго   не   могут   составить предложение. У них возникает вопрос о том, как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль. Это   проблемная   задача   с   противоречивыми   данными.   Для   ее   решения   я использую подводящий диалог: Давайте попробуем разобраться вместе: ­ Какие слова­предметы нам предложены? (клетка, птичка) ­ К какому слову лучше отнести данный признак: золотая"? ­К какому предмету относится действие? (птичка) ­ Где может сидеть птичка? ­ Что помогло нам определить место нахождения птички? ­ Где встречали эти слова? ­ Каково значение этих слов? Учителем делается обобщение: действительно, это новые слова, которые помогли нам связать знакомые слова в речи. ­ Кто уже знает, как они называются? (этот вопрос возник, т.к. никто из ребят не употребил название "предлоги") Ситуация 4 Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении   с   учителем.   На   одном   из   уроков   девочка   мешала   другим   ребятам   выполнять задания,   бросала   в   ребят   бумажки,   не   реагировала   на   учителя   даже   после   нескольких замечаний   в   свой   адрес.   На   просьбу   учителя   выйти   из   класса,   Оксана   так   же   не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить   вести   занятие,   а   после   звонка   оставить   весь   класс   после   уроков.   Это, естественно, привело к недовольству ребят. Решение ситуации: После   того,   как   Оксана   проигнорировала   просьбу   учителя   прекратить   мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что­либо с ироничной улыбкой   в   адрес   девочки,   например:   «Оксана   сегодня   мало   каши   съела,   дальность,   и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После   урока   можно   было   попробовать   поговорить   с   девочкой,   показать   ей   свое доброжелательное   отношение,   понимание,   желание   помочь.   Неплохо   побеседовать   с родителями   девочки,   чтобы   узнать   возможную   причину   подобного   поведения.   Уделять девочке   больше   внимания,   доверять   ответственные   поручения,   оказывать   помощь   при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу. Ситуация 5 Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36 и 3 + 6 х 4 = 27. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики:   Почему   же   в   одинаковых   примерах   получились   разные   ответы? (  Математика, 3 класс).

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017