СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»
Оценка 5

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
10.11.2018
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»
Сборник содержит объединенные в смысловые блоки танцевальные практические занятия, имеющие своей целью вовлечь людей с ограниченными возможностями в процесс личностной интеграции и развития. Сборник адресован специалистам по социальной работе, психологам социальной сферы, педагогам-психологам и другим специалистам. Так же он может быть применен в комплексных центрах социального обслуживания населения и в реабилитационных центрах.Сборник содержит объединенные в смысловые блоки танцевальные практические занятия, имеющие своей целью вовлечь людей с ограниченными возможностями в процесс личностной интеграции и развития. Сборник адресован специалистам по социальной работе, психологам социальной сферы, педагогам-психологам и другим специалистам. Так же он может быть применен в комплексных центрах социального обслуживания населения и в реабилитационных центрах.
Сборник танцы четырех стихий.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБОУ СПО СО «Каменск – Уральский педагогический колледж» Специальность 040401 Социальная работа СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»                                                                  Каменск­Уральский 2013 3 ББК         С 23 Авторы – составители: В.Д.   Колмогорцева,   студентка   педагогического   колледжа, специальности  040401 «Социальная работа» Л.С.   Широкова,   психолог     ГБУ   «Комплексный   центр   социального обслуживания населения города Каменска­Уральского»  Сборник   практических   занятий   по   танцевально­двигательной терапии   для   социальной   реабилитации   людей   с   ограниченными возможностями   «Танцы   четырех   стихий»   [Текст]   /   сост.:   В.Д. Колмогорцева;   Л.С.   Широкова.   –   Каменск­Уральский:   ГБОУ   СПО   СО «Каменск­Уральский педагогический колледж», 2013. ­ 72 с. Сборник   содержит   объединенные   в   смысловые   блоки   танцевальные практические занятия, имеющие своей целью вовлечь людей с ограниченными возможностями   в   процесс   личностной   интеграции   и   развития.   Сборник адресован   специалистам   по   социальной   работе,   психологам   социальной сферы, педагогам­психологам и другим специалистам. Так же он может быть применен в комплексных центрах социального обслуживания населения и   в реабилитационных центрах. 3 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………….…………….……….4 Формы работы и методические приемы………………………………..……….9 Содержание практических занятий…………………………………….………12 Блок 1. Стихия Земля……………………………………………...…….13 Блок 2. Стихия Вода…………………..………………………………… 23 Блок 3. Стихия Воздух………………..…………………………………34 Блок 4.Стихия Огонь……………………….…………………...……….42 Завершающее занятие «Танцы четырех стихий»……………..……….51 Заключение……………………………………………..…………………..…..56 Глоссарий…………………………………………………………………..…….58 Список литературы……………………………………………………………63 Приложения…………………………………………………………………….66 Приложение №1. Игры­разминки, ритуалы завершения встреч Приложение №2. Таблица с описанием основных параметров и метафор Приложение   №3.   Карта   наблюдения   за   участниками   танцевальных занятий  Приложение №4. СD­диск с музыкальным сопровождением занятий 3 Пояснительная записка Танец,   одновременно   решая   сложные   терапевтические   задачи   и аккумулируя   творческий   потенциал,     позволяет   опираться   на   наиболее сохранные   звенья   в   структуре   личности   и   в   то   же   время   активизирует выпадающие звенья. Использование танцев ­ один из множества подходов, который оказался поразительно   эффективным   в   практическом   отношении.   Сама   идея   лечить танцами была нам предложена шведским лечебным педагогом Нордом Стуре на одной   из   научно­педагогических   конференций   (1993,   Швеция),   где специалисты из разных стран мира собрались для обмена опытом в оказании помощи людям, страдающим различными нарушениями  развития. Норд Стуре собственной практикой доказал, что после курса лечения различными танцами люди,   страдающие   тяжелой   формой   депрессии,   отличающиеся   агрессивным поведением, склонные к суициду, получали облегчение, они выходили из острого состояния и могли полноценно продолжать дальнейшую жизнь. Танцевально   двигательная   терапия   (ТДТ)  ­   это   метод  терапии,   в котором тело является ­ инструментом, а движение ­ процессом, помогающим клиентам   пережить,   распознать   и   выразить   свои  чувства  и  конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром.  терапии  танцевально­двигательной   Упражнения   обладают концентрированной жизненной энергией и в то же время просты, доступны всем, в том числе и людям с ограниченными возможностями, т.к. не требуют особой техники. Сопровождающая их музыка приятна, мелодична и легко запоминается, может   отличаться   ярким   рисунком,   характерным   фиксированным   ритмом. 3 Человек, поглощая  этот поток музыкальной информации, не может остаться равнодушным и начинает действовать соответственно, то есть включается в общую атмосферу танца. Танцы   танцевально­двигательной   терапии   отличаются   особым колоритом,   они,   как   правило,   жизнеутверждающие   и   позволяют   людям   с ограниченными возможностями заразиться силой и свободой движений, дают им возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы (Вселенной, общества) ­ и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. Особенность подобных танцев состоит еще в том, что это, как правило, коллективное действо, в котором участвуют как специалисты по социальной работе, педагоги,  психологи,  организующие  творческий  процесс,  так  и  сами участники   –   в   нашем   случае   –   клиенты   реабилитационного   процесса.   Со временем у участников появляются навыки взаимодействия с партнером, они учатся ощущать поддержку другого и, наоборот, помогать ему. В этот момент включаются и начинают гармонично взаимодействовать все психические сферы, участвующие в организации поведения человека (воля, эмоции, интеллект). При этом   разрешаются   многие   проблемы   ­   двигательные,   эмоциональные, познавательные и социальные. Таким образом, танцевально­двигательная терапия является важнейшим методом социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Цель   данного   Сборника   ­  вовлечение   людей   с   ограниченными возможностями  в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения.  Задачи заключаются в том, чтобы помочь участникам:  почувствовать свое тело и его связь с эмоциями;    избавиться   от   внутренней   напряженности,   скованности   и   телесного дискомфорта, ограниченности в движениях;  3  стать более открытыми в общении с другими людьми;  открыть новые внутренние ресурсы, укрепить уверенность в себе и в своих силах.  Целевая группа клиентов: люди с ограниченными возможностями. Частота встреч: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 40 – 60 минут. Данный   Сборник   практических   занятий   по   танцевально­двигательной терапии «Танцы четырех  стихий» включает в себя  4 блока (Земля, Вода, Огонь, Воздух) по 3 занятия в каждом, в совокупности это ­ 12 практических танцевальных   занятий   и   одно   дополнительное,   завершающее,   итоговое занятие. В итоге – 13 танцевальных встреч. Каждый   из   блоков   практических   занятий   отличается   по   динамике исполнения танцев (от более медленного и спокойного до ярко выраженного и экспрессивного),  развивает  определенные  качества  участников, имеет  свою направленность и смысловую нагрузку. Блок Земля – устойчивость, сила, стабильность и мощь, умение видеть суть   и   поддерживать   порядок   вещей,   умение   быть   конкретным   и рассудительным.  Блок   Вода  –   гибкость,   принятие,   эмоциональность,   сострадание, умение, если нужно, идти за чувствами вопреки логике.  Блок   Воздух  –   способность   анализировать   и   думать,   независимость, проницательность и свобода. Блок Огонь – творчество, активность, удовольствие и страсть, умение фантазировать   и   изобретать,   способность   увидеть   скрытые   возможности, которые таятся в каждом новом шаге.  Следует отметить, что в Сборнике практических занятий также собраны в Приложении №1 Игры­разминки и Ритуалы завершения занятий. К каждому из   блоков   занятий   тщательно   подобрано   соответствующее   музыкальное 3 сопровождение, которое собрано в папки и записано на отдельный СD­диск (Приложение №4). Для Блока Земля: спокойная, фундаментальная, заземляющая музыка. Для   Блока   Вода:   эмоциональная,   выражающая   различные   состояния, релаксационная, «прозрачная». Для Блока Воздух: нейтральная, звенящая музыка. Для   Блока   Огонь:   энергизирующая,   активная   музыка,   страстная, зажигающая. Технико­методическое оснащение: просторный проветриваемый зал с зеркальной стенкой, аудиоаппаратура, музыкальные записи различных стилей и   направлений,   напольные   коврики,   мячи   разных   размеров,   белые   листы бумаги,   цветные   маркеры,  карты   наблюдений   за   участниками   танцевально­ двигательных занятий (Приложение №3) и др. Сборник   предназначен  для   работы   специалистов   по   социальной работе,   психологов   социальной   сферы,   педагогов­психологов   и   др.,   может использоваться в комплексных центрах социального обслуживания населения, в реабилитационных центрах. Специалисты   по   социальной   работе   совместно   с   психологами   в реабилитационных центрах могут использовать данный Сборник практических занятий  для   работы   с   людьми   с   эмоционально­волевыми   проблемами (сложностями   социализации,   со   сверхстеснительностью   и   замкнутостью). Также   практические   занятия   по   танцевально­двигательной   терапии применимы   к   людям   с  проблемами   познавательной   сферы,   в   частности   к   людям   с несформированностью   пространственных   представлений, пространственными страхами.  Кроме   того,   Сборник  может   использоваться   для   специфической категории клиентов с неразвитыми способностями рефлексии и выражения отношений,   а   также   для   клиентов   с   различными   проблемами   в   области 3 отношения   к   себе   и   межличностных   отношений:   проблемами   детско­ родительских, супружеских, дружеских отношений, проблемами отсутствия близких эмоциональных отношений с другими и т. д. Противопоказаниями   к   участию   в   танцевально­практических занятиях  могут   быть:   трудно   контролируемое   поведение   участника вследствие очень высокого уровня агрессивности, тревожности; значительные психические отклонения (неспособность к самоконтролю, нечувствительность к другим) и т.д.  Вместе с этим, вся история существования танцевально­двигательной терапии показывает, что и эти ограничения не являются препятствием для участия в групповых танцевальных занятиях. В данном случае применение практических танцевальных занятий к таким категориям участников требует дополнительной   подготовки   ведущего   (медицинской,   психологической, психиатрической).   Это   условие   касается   и   использования   танцевально­ экспрессивных техник в работе с людьми с нарушениями опорно­двигатель­ ного аппарата. 3 Формы работы и методические приемы Работа по данному сборнику может проводиться в разных форматах: работа в командах (по 8 – 10 человек), работа в микрогруппах (по 3 – 5 человек), работа в парах и индивидуальная работа. На каждый формат и форму работы подобраны специальные упражнения и игры Сборника. Состав групп всегда разный, что дает возможность получить опыт общения с разными людьми. Предпочтительным   является   гетерогенный   состав   группы   (по   полу, возрасту и т.д.), так как именно он предоставляет максимальное разнообразие способов   и   видов   реагирования,   чувствования,   межличностных   отношений. Гомогенный состав группы рекомендуется в том случае, если в практических занятиях   участвуют   люди   с   двигательными   нарушениями,   либо   когда подобный состав группы необходим для большей сплоченности и доверия в группе (например, когда участники ­ люди, склонные к излишней полноте).  Известно, что однородность группы имеет свои плюсы: такие группы более сплочены, менее конфликтны, предоставляют ее участникам большую поддержку   и   имеют   лучшую   посещаемость.   При   подборе   группы   не рекомендуется использовать уровни танцевального мастерства участников в качестве критерия для отбора. Как показывает опыт, уже через несколько занятий   тот,   кто   казался   «худшим»   танцором,   вдруг   начинает   де­ монстрировать такие танцевальные возможности, что характеристика «умеет ­ не умеет танцевать» становится несущественной для работы в группе. Основные методические приемы: 1)     индивидуальный   спонтанный   танец,   отражающий   уникальную индивидуальную манеру исполнителя; 2)  диадный танец, при исполнении которого участники получают опыт взаимодействия   с   совершенно   разными   с   точки   зрения   темпераментных   и 3 характерологических   свойств   личностями,   а   также   возможность   изучения характерных для них паттернов близких эмоциональных отношений; 3)     групповой   танец,   при   исполнении   которого   участники   получают опыт множественного взаимодействия с другими и многократного отражения себя в других людях; 4)       групповой   круговой   танец,   который   дает   участникам   чувства принадлежности, сопричастности, общности, солидарности; 5)    кинестетическая эмпатия (эмпатическое принятие партнера путем отзеркаливания его движений) дает уникальный опыт «соприкосновения» с личностью   другого   через   экспрессию,   а   также   развивает   способность   к установлению и поддержанию отношений с другим человеком; 6)   ритмическая групповая активность (совместное движение группы под единый ритм); 7)  экспериментирование с движением и прикосновением; 8)  целенаправленный выбор темы танцевального взаимодействия; 9)  использование невербальных ритуалов начала и конца занятия; 10) релаксация и визуализация; 11)   запуск   разнообразных   видов   обратной   связи:   от   безоценочной описательной обратной связи до творческой интерпретации личности другого.                   Ко   всему   вышеперечисленному   следует   добавить   еще   один   методический   прием   ­   целенаправленный   выбор   музыки.  К.   Стантон   (K. Stanton­Jones, 1992) подчеркивает, что выбор музыки должен стимулировать и поддерживать   свободную   импровизацию   и   межличностное   взаимодействие. Многие авторы (J. MacDonald, 1992; B. Meekums, 1992 и др.) указывают в этой связи на особую роль музыкального ритма в групповом процессе. М. Чейз,   например,   считала,   что   ритм   есть   основная   предпосылка   для координации, а совместные ритмические переживания в группе дают чувство сопричастности, солидарности и сопринадлежности. Вместе с этим ритм не должен быть навязчивым, «душащим» свободное самовыражение.  3 Музыкальное   сопровождение   используется   со   следующими   целями: создание настроения; выявление стереотипов движения; обращение клиента к своей   памяти;   для   подкрепления   ритмов,   способствующих   возникновению определенных чувств и отношений (например, ритмов, вызывающих сильные и мощные   движения,   приводящие   к   уменьшению   напряжения   и   агрессии); стимулирование   творческой   экспрессии   и   широкого   использования пространства. 3 Содержание практических занятий Каждое   занятие   состоит   из   вводной   части   (разминки,   «разогрева»), одного­двух   основных   упражнений,   на   которые   приходится   максимум времени,   эмоциональной   насыщенности,   и   заключительной   части.  Игры­ разминки   для   начала   занятий   и   Ритуалы   завершения   встреч   для   удобства применения собраны отдельно в Приложение №1. Содержание   танцевально­двигательных   занятий   направлено   на активизацию тела людей с ограниченными возможностями, на получение ими опыта   чувства   телесной   интеграции   и   координации;   во­вторых,   на установление   уровня   коммуникации   между   ними,   на   расширение   сферы межличностных   отношений;   и,   в­третьих,   на   обретение   чувствования   и осознанности собственного "Я".  Сборник   рассчитан   на   13   встреч,   продолжительностью   40­60   мин. каждая.  Вместе с этим к описанным ниже встречам можно относиться как к банку   упражнений   и   техник,   которые   можно   модифицировать, компилировать, объединять, в качестве дополнительных процедур.  Как было сказано ранее, все практические занятия разделены по блокам (Земля, Вода, Огонь, Воздух). 3 Блок 1. Земля 3 Земля   –   устойчивость,   сила,   стабильность   и мощь, умение видеть суть и поддерживать порядок вещей,   конкретным   и умение рассудительным.    быть   Встреча 1 Задача   занятия:  знакомство   участников   друг   с   другом,   с   танцевально­ двигательной   терапией   как   методом   работы,   формирование   интереса   и мотивации к посещению дальнейших занятий. Структура занятия: 1.Ритуал приветствия. Разминка 2.Упражнение «Росток» 3.Упражнение «Танец заземления» 4.Упражнение «Джаз тела» 5.Ритуал завершения Ритуал приветствия «Танец отдельных частей тела» Цель:  Разогрев   участников;   осознание   и   снятие   мышечных   зажимов; расширение экспрессивного репертуара. Материалы:   Музыкальная   запись   с   четким   ритмическим   рисунком   с  CD­ диска Блок 1 Земля. Время: 3 – 5  мин. Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен  танец кистей рук  танец рук 3  танец головы  танец плеч  танец живота  танец ног Участники   стремятся   максимально   использовать   в   танце   названную   часть тела. Вопросы для обсуждения: какой танец было легко исполнить, какой трудно? почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались? Упражнение «Росток» Цель:  разогрев; освоение перехода из закрытой позицию в открытую; поиск новых возможностей в одной и той же ситуации.  Продолжительность: от 5 до 15 минут.  Музыка:  медленная, «раскрывающая» или без музыки, с  CD­диска Блок 1 Земля. Процедура:  Участники находятся в кругу. Исходное положение ­ сидя на корточках,   голову   нагнуть     к   коленям,   обхватив   их   руками.   Ведущий: «Представьте себе, что вы, маленький росток, только что показавшийся из земли.   Вы   растете,   постепенно   распрямляясь,   раскрываясь   и   устремляясь вверх. Я буду помогать, вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить   стадии   роста».   Усложняя   в   будущем   упражнение,   ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10 ­ 20 «стадий». Упражнение «Танец заземления» Цель: расслабление участников, воспоминание приятных моментов в жизни, настрой на дальнейшую работу. 3 Материалы:  коврики   или   стулья,   спокойная   музыка,  с  CD­диска   Блок   1 Земля, аппаратура. Продолжительность: 15 – 20 минут. Процедура:  Расслабьтесь.   Закройте   глаза.  Попытайтесь   вспомнить   первую мелодию, слышанную вами в жизни. Напевайте ее про себя. Пусть постепенно, какая ­ то определенная часть вашего тела: ноги, руки, голова, живот и т. д. — но   только   одна   —   начинает   танцевать   в   такт   этой   мелодии. Через пять минут перестаньте напевать и вслушайтесь в те шумы, которые вас окружают. Попробуйте сделать так, чтобы они зазвучали как некая мелодия, и танцуйте под нее — но уже всем телом. Не думайте ни о чем, но старайтесь припомнить   образы,   которые   возникают   у   вас   в   голове   спонтанно. Танец — это один из лучших способов общения с Бесконечным Разумом.    напряжения, Упражнение «Джаз тела» Цель:  Снятие   усталости, эмоционального самовыражения, развитие координации движений, обучение элементам саморегуляции и релаксации.  Материалы:  Джазовая   музыка   с  CD­диска   Блок   1   Земля,   контурное изображение   человека   на   отдельных   листах,  цветные   карандаши,  ножницы,   стимуляция   моторного   и клей, лист ватмана.  Продолжительность: 10 – 20 минут. Процедура:  Включается   музыка.   Мы   будем   выполнять   под   музыку ритмические   движения.   Сначала   только   поворачивать   голову   в   разные стороны (направо и налево) в разном ритме. Теперь двигаются только плечи, то  вместе.  То  попеременно,  то  вниз.  То  назад,  то  вверх,  то   вниз.  Далее ­ движение рук. Потом бедер и ног. А теперь постепенно прибавляем движения по порядку: голова + плечи +руки + бедра + ноги.  3 Танцуем, свободно передвигаясь по всему ковру. Музыка прекратилась. Все легли на ковер – слушаем тишину. Прислушиваемся к своему дыханию, оно становится   спокойнее.   Послушаем   свое   сердцебиение,   как   оно   становится тише. Представляем себе, как выглядит спокойный человек. Ритуал завершения. «А теперь я хочу сказать …» Этот   завершающий   ритуал.   Участникам   предлагается   попрощаться   друг   с другом со следующими фразами: «А теперь я хочу тебе сказать...»  Во время ритуала необходимо   включить медитативную фоновую музыку с CD­диска Блок 1 Земля. Встреча 2 Структура занятия: 1.Ритуал приветствия. Разминка 2.Упражнение «Кто я на Земле?» 3.Упражнение «Опора на Земле» 4.Упражнение «Перекати ­ Поле» 5.Ритуал завершения Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение «Кто я на Земле?» Цель:  Самопрезентация участников; запуск интерпретационных процессов в группе; исследование самоотношения участниками группы. Продолжительность: 20­ 30 мин. Материалы: музыка с CD­диска Блок 1 Земля. Процедура: Группа садится в круг. Ведущий дает инструкцию: «Мы с вами — члены племени, где основное средство общения — танец. При знакомстве там люди спрашивают друг у друга: «Как ты танцуешь?». Ваша задача — 3 протанцевать   танец,   который   позволил   бы   остальным   участникам   познако­ миться с вами, танец — визитную карточку». Один из участников выходит в центр круга и танцует свой танец под выбранную им музыку. По окончании танца   каждого   из   участников   члены   группы   обмениваются   впечатлениями. Упражнение   длится   до   тех   пор,   пока   все   не   побывают   в   центре   круга. Возможны   также   разнообразные   вариации   этого   упражнения,   связанные   с выражением   в   танцевальной   форме   традиционных   компонентов   Я   — концепции:   «Я   —   реальное»,   «Я   —   идеальное»,   «Я   —   глазами   других». Например: один из участников выходит в центр круга и танцует сначала танец «Какой я есть на самом деле», затем — танец «Каким бы я хотел быть», после этого — «Каким меня видят другие». Для начала тренинга такой вариант тяжеловат, его можно использовать в том случае, когда для группы станут   проблемы актуальными   социально­перцептивные   аспекты   общения; групповых и межличностных ожиданий; вопросы, связанные с пониманием, что я есть для себя и других. Танец в данном случае выступает материалом для   последующего   обсуждения,   организовать   которое   становится   главной задачей ведущего. Вопросы для обсуждения:   Что чувствовали участники — наблюдатели и сами танцующие?  Какие   образы,   ассоциации   возникали   в   связи   с   танцем   центрального участника?  Как в нескольких словах можно охарактеризовать танец того или иного члена группы?  Каковы характерные особенности танцевальной экспрессии участников?  Насколько   отличаются   танец   «Я   —   реальное»   от   танца   «Я   — идеальное»?  Танец   был   направлен   на   самовыражение   или   на   взаимодействие   с другими? 3 Упражнение «Опора на Земле» Цель: развитие осознания точки контакта, умения концентрироваться на ней и удерживать ее.  Продолжительность: 15­20 минут.  Материалы: музыкальное сопровождение   с  CD­диска Блок 1 Земля, мячи разных размеров. Процедура:  Точка контакта    это область физического соединения тел двух танцующих людей. С ней связаны две основные идеи  сохранение этой точки и перемещение   ее   по   телу.   Для   увеличения   осознания   этой   точки   хорошо помогают   упражнения   с   мячами.   Возьмите   мяч   среднего   размера   (чуть поменьше, чем баскетбольный) и поместите его между собой и партнером. Вам вдвоем нужно удерживать мяч от падения. Начинать можно, встав боком к   партнеру   и   поместив   мяч   между   вашими   мечами.   Когда   вы   начинаете двигаться, мяч перемещается по телу партнера, и вам надо продолжать eгo удерживать, мяч всегда остается вашей точкой контакта, поэтому за ней легко следовать. Это упражнение прекрасно демонстрирует новичкам идею точки контакта. Для людей продвинутого уровня можем порекомендовать сделать это упражнение в тройках и с двумя мячами. Вы также можете практиковать сохранение точки контакта, двигаясь у стены.  Поэкспериментируйте с различными способами движения и передачи веса на стену. Упражнение «Перекати ­ Поле» Цель: работа на полу важный этап в обретении заземления (контакт с  весом   собственного   тела   и   «основой   внутри»).   Она   расширяет   диапазон движений; формирует чувство равновесия; позволяет делать необычные  вещи и, соответственно, обеспечивает большую уверенность.  3 Продолжительность:  20­ 30 мин. Музыка: Медленная музыка с CD­диска Блок 1 Земля. Процедура:  Один   из   удобных   способов   проведения   этих   техник перекатывание друг за другом от одного конца зала до другого. Затем можно возвратиться   к   исходной   точке   и   повторить   все,   снова   или   же   перейти   к следующему варианту.  Эти упражнения, за редким исключением, проходят с открытыми глазами.  Вариант 1. Перекаты за центром. Участники, лежа на полу, начинают  движение из центра (то есть области низа живота и таза). Очень важен при  этом контакт с полом (ощущение веса тела) и качества движения мягкость, непрерывность и медленность.  Вариант 2. Диагональный переворот. Диагональный переворот более сложен, и поэтому лучше начать с обучения ему. Такое обучение после  демонстрации   может   проходить   в   парах.   Сам   переворот   основан   на   связи центра и периферии (конечностей) и использует диагональные (то есть, в том числе   и   межполушарные)   связи.   Движение   начинается   от   конечностей,   от пальцев рук или ног, идет по диагонали, постепенно распространяясь до  центра, и позволяет телу перевернуться и перекатиться.  Ритуал завершения. Встреча 3 Структура занятия: 1.Ритуал приветствия. Разминка 2.Упражнение «Скульптуры» 3.Упражнение «Границы» 4.Упражнение «Опора и поддержка» 3 5.Ритуал завершения Ритуал приветствия. Разминка Упражнение «Скульптуры» Цель: осознание позы как источника чувств, образов и ассоциаций.  Продолжительность: 15 – 25 мин. Материалы: Медитативная музыка с CD­диска Блок 1 Земля. Процедура:  Участники   становятся   в   круг   в   центр   выходят   партнеры, стоявшие напротив друг друга. По очереди партнеры «лепят» друг из друга «скульптуры».  Партнер,  из   которого  «лепят»,  стоит   с   закрытыми   глазами. Важно создавать скульптуру не думая, спонтанно, случайно; после надо дать партнеру время для того, чтобы глубже прочувствовать образы, ассоциации и состояния, связанные для него с этой позой. Упражнение «Границы» Цель: работа с ограничениями.  Продолжительность: 15­20 мин.  Материалы: релаксационная музыка с CD­диска Блок 1 Земля, мячи, шары.  Процедура: «Начните двигаться под музыку, танцуйте так, как вам хочется, не   ограничивая   себя.   Глаза   должны   быть   закрыты   на   протяжении   всего процесса. Продолжайте двигаться в любом случае, что бы ни происходило.»  Комментарий:  группа   начинает   двигаться,   а   ведущий   постепенно перетягивает зал веревкой в разных направлениях; можно разбрасывать на пол шары, мячи, другие безопасные предметы; накидывать на руки, шею платки или другую одежду.  Вопросы для обсуждения:  3  Что вы чувствовали и какие эмоции испытывали, когда сталкивались с предметами?   Как вы воспринимали предметы: как ограничения, как препятствия, как игру, может, как­то по­другому?   Что хотелось сделать?   Что вы чувствовали, когда сталкивались с людьми?  Упражнение «Опора и поддержка» Цель:  использование естественной структуры тела для обретения больших возможностей.  Продолжительность: 20­30 мин.  Материалы: спокойная музыка с CD­диска Блок 1 Земля. Процедура:  Партнеры   делятся   на   пары.   Один   из   партнеров   отдает   вес, вначале   через   руки,   на   различные   части   тела   другого   партнера.   Лучше начинать   снизу,   с   колен,   постепенно   поднимаясь   вверх   и   меняя   точки приложения веса. Задача партнера­опоры    при каждом изменении находить положение, при котором вес, отдаваемый партнером, приходил бы на кости и уходил   через   них   в   землю,   пол.   Обращайте   внимание   как   на   «точное» выстраивание тела, так и на способность плавно и быстро пере строиться при смене точки приложения веса. Партнеры, отдающие вес, могут варьировать точки   приложения   веса,   количество   веса   и   части   тела,   через   которые   вы отдаете вес.  Через 5­10 минут партнеры меняются ролями и повторяют упражнение в   другую   сторону.   Затем   они   могут   начать   создавать   контактный   танец, используя перетекание точки контакта, веса и перестраивание структуры тела для нахождения непрерывного динамического равновесия. В парах партнеры исследуют различные положения тела: лежа, сидя, на четвереньках, стоя на ногах   со   спиной,  параллельной   полу   и  т.д.  Ваша   задача,  в   любом   из   этих 3 положений находить легкие способы отдавать и принимать вес, в том числе и весь   вес   партнера.   Для   нахождения   этой   позы   устойчивости   обращайте внимание на положение центров, отдавайте свой центр на центр партнера или так, чтобы вес вашего центра через кости передавался на центр партнера.  Ритуал завершения, подведение промежуточных итогов. 3 Блок 2. Вода 3 Вода  ­ гибкость, принятие, эмоциональность, сострадание,   умение,   если   нужно,   идти   за чувствами вопреки логике. Встреча 4 Структура занятия: 1.Ритуал приветствия. Разминка 2.Упражнение «Кинестическая эмпатия» 3. Упражнение «Отображение в водной глади» 3.Упражнение «Росток» 4.Упражнение «Потянулись, сломались» 5.Ритуал завершения Ритуал приветствия «Тряска­растяжка» Цель: снятие мышечных зажимов, напряжения; разогрев.  Продолжительность: 15 минут.  Музыка: для первой части цикла ­ с мелким, быстрым ритмом, удобным для тряски, во второй части ­ медленная, тягучая с CD­диска Блок 2 Вода; цикл повторяется несколько раз.  Процедура:  Участники начинают с закрытыми  глазами с вибрации­тряски. Можно обратить внимание на высвобождение плечевых и бедренных суставов. Через несколько минут (5­6) тряска прекращается, и участники переходят к растяжке   ­   тянутся   всеми   пятью   конечностями   (включая   голову).   Важно, чтобы   эта   растяжка   продолжалась   в   одном   направлении   достаточно длительное   время.   Эта   растяжка   идет   не   за   счет   увеличения   мышечного 3 напряжения,   а   за   счет   «расширения   пространства»   в   суставах.   Эта   часть длится 3 ­ 5 минуты. Этот цикл повторяется несколько раз. Упражнение «Кинестическая эмпатия» Цель:  Эмпатическое   принятие   партнера;   познание   друг   друга;   развитие танцевально­экспрессивного репертуара. Материалы: энергичная музыка с CD­диска Блок 2 Вода. Продолжительность: 10­15 минут Процедура:  Члены   группы   делятся   на  пары.  Один   из   партнеров   начинает спонтанно двигаться – это  творческое  самовыражение и следование своим чувствам   в   данный   момент.   Другой   –   зеркально   отражает   его   движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 7­10 минут участники меняются ролями. По окончании упражнения они обмениваются чувствами «здесь и теперь» в парах. Упражнение «Отображение в водной глади» Цель: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия. Материалы: медленная, спокойная музыка с CD­диска Блок 2 Вода. Продолжительность: 5 – 10  минут. Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие­нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте   свое   тело   и   чувства.   В   течение   всего   упражнения   смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например, если   партнер   вытягивает   правую   руку,   вытягивайте   левую.   Пусть   партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. 3 Пусть   вас   «ведет»   ваше   тело.   Примерно   через   две   минуты   поменяйтесь ролями. Вопросы для обсуждения:  На какие движения партнера вы обратили внимание?  Что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?   обучение   расслаблению   (балансу   напряжения/расслабления). Упражнение «Потянулись, сломались» Цель: Продолжительность: 15 – 20 минут  Музыка: музыка с четким ритмичным звучанием,  с CD­диска Блок 2 Вода  Процедура: Исходное положение ­ стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше, мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!» Во   время   выполнения   упражнения   ведущий   должен   обратить   внимание участников на два следующих момента:  1)   показать   разницу   между   выполнением   команды   «опустите   кисти»   и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);  2)   когда   участники   лежат   на   полу,   ведущий   должен   обойти   каждого   и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов. 3 Ритуал завершения «Я тебе благодарен» Участникам   предлагается   попрощаться   друг   с   другом   со   следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что...». Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку Встреча 5 Структура занятия: 1.Ритуал приветствия. Разминка 2.Упражнение «Глубина каждого» 3.Упражнение «Плескание двух рыбок» 4.Упражнение «Я – волна!» 5. Упражнение «Слияние» 6.Ритуал завершения  Ритуал приветствия «Танец отдельных частей тела» Упражнение «Глубина каждого» Цель: Осознание участниками своих экспрессивных особенностей, социально­ психологических и личностных характеристик Продолжительность: 20 – 40 мин. Материалы: Музыкальное сопровождение по выбору участников. Процедура:  Группа   становится   в   круг.   Один   из   участников   выбирает музыкальное   сопровождение   и   танцует,   имитируя   наиболее   характерные особенности экспрессии кого­либо из присутствующих. Остальные пытаются угадать, кто был загадан. По окончании ганца участник приглашает следую­ щего и становится на его место. 3 Упражнение «Плескание двух рыбок»   Цель:  Актуализация   межличностных   отношений   в   группе;   исследование способов   вхождения   в   контакт   и   выхода   из   контакта;   стимулирование активности и инициативы в установлении отношений с другими людьми Продолжительность: 30 – 40 мин. Материалы: музыкальное сопровождение с CD­диска Блок 2 Вода. Процедура:  Из   всей   группы   по   желанию,   выбирается   один   участник, испытывающий трудности в установлении отношений с людьми. Остальные участники   садятся   в   круг.   Задача   центрального   участника   —   вступить   с каждым членом группы в контакт (пригласить на танец) и через некоторое время   выйти   из   контакта.   Задача   партнера   центрального   участника   — следовать   чувствам   «здесь   и   теперь».   Задача   остальных   —   наблюдать, отмечая   наиболее   характерные   особенности   взаимодействия   центрального участника с партнером. Упражнение «Я – волна!» Цель: Формирование у клиентов доброжелательного отношения друг к другу; снятие   тревожности   у   клиентов;   снятие   мышечного   напряжения   и расслабления. Продолжительность: 15 – 25 мин. Материалы: коврики,  музыка для релаксации с CD­диска Блок 2 Вода. Процедура: Ведущий собирает на ковре вокруг себя клиентов и спрашивает их: «Кто из вас был на море или реке? Кто из вас любит плавать?» Выслушав ответы   клиентов,   ведущий   продолжает:   «Как   вы   знаете,   на   море   обычно бывают   маленькие   волны.   Они   плещутся,   догоняют   друг   друга   и   очень красиво   блестят   на   солнце.   Сейчас   мы   с   вами   превратимся   в   ласковые морские волны, будем улыбаться солнышку и друг другу, радостно журчать и двигаться,  как   волны».  Ведущий   показывает   клиентам   движения   руками   и 3

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТДТ  «ТАНЦЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018