Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "
Оценка 4.6

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
12.03.2018
Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "
В сборнике две части .В первой части рассказывается о приемах формирования рефлексивных умений и обще учебной компетентности. Во второй части сборника указаны виды и способы рефлексии на уроках. Представленные в этом сборнике виды и способы рефлексии, а также приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности позволят учащимся расширить положительное представление о себе и своих возможностях, обогатить опыт самоконтроля, самоанализа и анализа деятельности других, повысить уровень готовности к обратной связи в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик».Практический материал
Виды рефлексии на уроке .Сборник 2017г Нургалиева Н.М.doc
ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ Сборник практического материала                         Нургалиева Надежда Михайловна Составитель 2017 г. 1 Составитель: Нургалиева Н.М Виды   и   способы   рефлексии:   сборник   практического материала   /   авт.­сост.Нургалиева   Н.М.   –   г.Усть­ Каменогорск:КГУ   «Средняя   школа№9»   акимата   г.Усть­ Каменогорска, 2017. –  44 с. 2 СОДЕРЖАНИЕ От автора……………………………………………………...4 Приемы   формирования   рефлексивных   умений   и общеучебной компетентности………………………………6 Виды и способы рефлексии………………………………...11 3 От автора В начальной школе должны быть заложены основы не только   предметных   знаний,   но   и   знаний   о   собственном незнании. Именно с действия самооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самостоятельность, переход от просто старательного ученика к человеку, умеющему учиться. В   современных   условиях   развития   педагогической науки, становления и повсеместного внедрения качественно новых   педагогических   технологий,   нельзя   не   обратить внимание   на   такой   значимый   фактор   продуктивности педагогического   процесса,   как   переход   учебной деятельности на уровень саморазвития, самопознания. Это обстоятельство требует в системе общеучебных умений и навыков   ученика   наличие   таких   навыков,   как   анализ деятельности   одноклассников   и   самоанализ   своей познавательной   деятельности.   В   рамках   организации педагогического   процесса   этот   навык   находит   свое применение и полную реализацию в виде рефлексии. Рефлексия имеет большое значение для развития как отдельной   личности,   так   и   социальной   общности   в 4 зависимости  от содержания задач жизнедеятельности:  во­ первых, рефлексия позволяет критично отнестись  к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; во­ вторых, делает человека субъектом своей активности. Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека.   Именно   способность   к   рефлексии   дает возможность   человеку   формировать   образы   и   смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные.   Представленные   в   этом   сборнике   виды   и   способы рефлексии, а также приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности позволят учащимся расширить   положительное   представление   о   себе   и   своих возможностях, обогатить опыт самоконтроля, самоанализа и   анализа   деятельности   других,   повысить   уровень готовности к обратной связи  в системе «учитель­ученик», «ученик­ученик».   Предложенные   материалы   носят рекомендательный   характер   и   могут   быть   переработаны, дополнены   педагогом   в   зависимости   от   содержания учебного   занятия,   особенностей   учащихся   и   степени творческого отношения учителя к организации обучения. 5 Приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности 1. Ситуация успеха. Прием используется при оценке письменных   работ,   преимущественно   в   течение   первой учебной   недели:   учитель   подчеркивает   правильные написания   в   тетрадях   учащихся,       используя     зеленые чернила,  устно   отмечает   индивидуальные   достижения. Таким   образом   подтверждается   или   создается   общая положительная самооценка первоклассника. 2.   Ретроспективная   самооценка.  Формирование ретроспективной   самооценки   начинается   с   помощью «линеечек»   ­   инструмента   небаллированной  оценки, разработанной   Г.А.   Цукерман   на   основе   классического метода   измерения   самооценки,   созданного  Т.В.   Дембо   и С.Я. Рубинштейн. Например,   на   уроке   математики   ученикам   можно предложить   самостоятельно   выполнить   задание   на   поиск 6 геометрических фигур. При проверке учитель подчеркивает зелеными   чернилами   правильно   нарисованные   или закрашенные   фигуры,   а   на   полях   тетради   рисует «линеечку». На следующем уроке он обращается к учени­ кам: «Будем учиться себя оценивать: поставьте крестик на самом верху «линеечки», если все 6 фигур вы нарисовали верно, и в самом низу, если все фигуры нарисованы непра­ вильно». Проходя по классу, учитель оценивает выполнение задания,   проводит   индивидуальную   работу   с   детьми   с завышенной   и   заниженной   самооценкой,   хвалит   тех,   кто оценил себя правильно. В   дальнейшей   работе   особое   внимание   уделяется формированию   умения   соотносить   свою   деятельность   с образцом, что изменяет процедуру оценивания. Например, на уроке математики учащиеся самостоятельно выполняют задание, в котором нужно вставить знаки >, <, =, а затем так же   самостоятельно   проверяют   свое   решение   (правильные ответы даны на карточках) и оценивают себя с помощью «линеечки». 3.   Комментирование   устных   ответов.   На   уроках обучения грамоте учитель предлагает алгоритм характерис­ тики звука, записанный с использованием «человечков» и вопросы: «Все ли шаги были выполнены по порядку? Какие характеристики звука были даны верно? Были ли допущены ошибки? Правильно ли нарисован «человечек»?». Готовые памятки используются учениками только на первых уроках, постепенно выработка критериев оценки осуществляется в ходе обсуждения в классе. 4.     Взаимное   рецензирование  ­   разновидность комментирования,   этот   прием   используется   при   оценке творческих   работ.   Например,   на   уроках   технологии учащимся   предлагается   дать   словесную   оценку   поделки 7 одноклассника.   Здесь   необходим   контроль   со   стороны учителя, так как дети склонны замечать недостатки чужой работы, но при этом у себя недостатков не видят. В связи с этим   ученикам   предоставляется   возможность   сначала рассмотреть и оценить работу одноклассника, а уже затем ­ свою,  в  результате  самооценка  ученика  становится  более адекватной. 5.     Взаимодиктанты  используются   на   уроках русского языка, математики и окружающего мира с целью эффективного формирования умения оценивать результаты деятельности других людей. Взаимодиктанты предлагаются учителем   и   разрабатываются   учащимися   самостоятельно. Например, на уроке окружающего мира по теме «Из чего состоят   пишут распределительный   диктант   «Твердые   тела,   жидкости, газы», дома составляют аналогичный диктант из 6 слов, и на следующем уроке проводится работа в парах.   предметы?» учащиеся   все   6.       Игра   «Научи   меня»:  учащимся   предлагается   Пара   учеников   получала «поработать»   учителем. определенное задание: например, на уроке математики по теме «Порядок действий в выражении» необходимо опреде­ лить   порядок   действий   в   шести   выражениях   и   найти   их значение.   Ученик,   исполнявший   роль   учителя,   должен рассказать   «ученику»   последовательность   действий, «ученик»   выполняет   эти   действия,   а   «учитель» контролирует   правильность   выполнения.   Если   «учитель» ошибается,   то   «ученик»   исправляет     его   действия, объясняя,   что   сумел   заметить   «ловушку».   Тут   же обязательно проводится смена ролей (каждому «учителю» достается по три выражения). 7.     «Проверь   себя».  В   конце   уроков,   на   которых проводилась   работа   в   тетради,   отводится   3­5   минут   для 8 проведения   самопроверки.   Самостоятельное   исправление ошибок поощряется на словах или условным знаком (если ученик   аккуратно   исправлял   все   ошибки,   в   тетради выставляется «звездочка»). 8.   Прогностическая самооценка  используется при условии, что все ученики класса освоили ретроспективную самооценку.   Перед   проведением   самостоятельной   работы учитель  предлагает детям  оценить свои   возможности:   «В самостоятельной работе будет три задания: разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, подбор слов к схеме. Начертите   три   «линеечки».   С   помощью   первой   оцените, насколько хорошо вы умеете разбирать слова по составу, второй   ­   подбирать   однокоренные   слова,       третьей   ­ подбирать   слова   к   схеме.   Кто   уверен,   что   справился   с заданиями, поставит крестик на самом верху «линеечки» ». 9. Дневник достижений.  Учитель   может   использовать  дневник   школьника, разработанный авторами Образовательной системы «Школа 2100».   Дневник   позволяет   эффективно   формировать умения   определять   сложность   заданий,   выявлять затруднения,   запрашивать   помощь   при   их   возникновении. Особое внимание уделяется страницам «Мои достижения»; итоги подводятся в конце четверти и позволяют каждому ученику   увидеть   свои   успехи,   определить   проблемы, наметить пути их решения.  Дети   могут   фиксировать   свои   достижения   в «Дневнике   достижений»   и   «Дневнике   успехов», самостоятельно   составленных   учителем.   По   окончанию темы,   после   итоговой   контрольной   работы   учащиеся работают   с   «Дневником   достижений»,   куда   занесены   все умения, которым должны научиться учащиеся за год. Для каждого   года   обучения   составляются   свои   «Дневнички 9 успехов».   Заполняя   этот   дневник,   ребёнок   видит   своё продвижение   и   проблемы,   над   которыми   ему   нужно   ещё работать и дальше, ставит цели и планирует свою работу по ликвидации своих дефицитов. В качестве примера приведен дневник   достижений,   где   указаны   общеучебные   умения школьника.  Дневник достижений Мои общеучебные умения № Я умею месяцы 9 10 11 12 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 Озаглавливать текст. Пересказывать (устно или письменно).   текст Отвечать   на   вопросы   к тексту. Составлять   вопросы   к тексту. Составлять план текста.   Строить своё высказывание   (монолог) на тему заданную   (строить монолог).   Участвовать в диалоге. Аргументировать (доказывать)   свою   точку                                                                                                                                                 10 зрения. Строить схемы. Заполнять таблицы. 9 10 11 Пользоваться словарями. 12   Работать справочниками (атласами, энциклопедиями) со 13 Подбирать литературу по теме. 14 Работать   с   планами, географической и   исторической картой. 15 Оценивать свою работу. 16 Работать   в   (договариваться, распределять работу). группе                                                                                                                                                 Виды и способы рефлексии 1.   Наш   день   (урок,   мероприятие,   игра)   подошел   к концу, и я хочу сказать... Мне больше всего удалось... А особенно удалось... Что   я   получил   от   этого   дня   (урока, праздника)? 2. За что ты можешь себя похвалить? 11 За   что   ты   можешь   похвалить одноклассников? За что ты можешь похвалить учителя? 3. Что думал? Что чувствовал?  Что приобрел? Что меня удивило? Как строил отношения? 4. Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?  5. Для меня было открытием то, что... 6. Что, на ваш, взгляд удалось? Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?  7.   Поделимся   впечатлением   о   нашем   уроке (мероприятии).  Зачем нам был нужен этот урок? 8. Отследите состояние своей души.  9. Мои достижения на уроке... 10. Сегодня на уроке я:  ­ научился... ­ было интересно... ­ было трудно... 11. Что мне этот урок дал для жизни? 12. Какие задания вам понравились больше всего? 13. Мне показалось важным... 14. Урок: ­ привлек меня тем... ­ показался интересным... ­ взволновал... ­ заставил задуматься... ­ навел меня на размышления... 15. Что нового вы узнали на уроке? Что вы считаете нужно запомнить? 12 Над чем еще надо поработать? 16. Своей работой на уроке я: ­ доволен; ­ не совсем доволен; ­ я недоволен, потому что... 17. Я выбрал эти задания па уроке, потому что: ­ они мне нравятся больше остальных; ­ я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями; ­ они легче остальных заданий;  ­затрудняюсь ответить. Рефлексивная методика «Рисуем настроение» Настроение   человека,   прежде   всего,   отражается   в продуктах   его   деятельности:   рисунках,   рассказах, высказываниях   и   др.   Чтобы   проверить,   как   воздействует обучение на состояние ребенка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Мое настроение». 1­й   вариант:  мокрый   лист   бумаги   и   краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение. 2­й   вариант:  на   общем   листе   ватмана   с   помощью красок   каждый   ребенок   рисует   свое   настроение   в   виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты). Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам. После этого обсуждают получившийся рисунок. Чтобы определить настроение по использованному в рисунке   цвету,   можно   применить   характеристику   цветов Макса Люшера: ­ красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) ­ радостное,   восторженное   настроение.   Использование   в 13 больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови,   пожара)   говорит   о   нервозном,   возбужденном состоянии, агрессии; ­ синий ­ грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть; ­  зеленый   ­  активность,  но  в  то  же  время   слишком большое   внимание   к   зеленому   цвету   говорит   о беззащитности ребенка, о желании быть защищенным; ­желтый   ­   спокойный   цвет   (цвет   дня,   радости),   но слишком   большое   внимание   к   этому   цвету   в   рисунке говорит о возникающей пассивности ребенка; ­фиолетовый   ­   беспокойное,   тревожное   настроение, близкое к разочарованию; ­серый ­ говорит о том, что ребенок не раскрывает своих   возможностей,   что­то   его   ограничивает,   огорчает, останавливает; ­черный   ­   уныние,   отрицание,   нежелание   выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся; ­   коричневый   ­   цвет   пассивности,   беспокойства   и неуверенности. Интересна   методика   «Подведение   итогов   дня», которая   учит   младших   школьников   анализировать   не только   свою   учебную   деятельность,   но   и   свои взаимоотношения,   осознавать,   что   достигнутый   результат зависит   от   характера   учебного   взаимодействия   друг   с другом.   Приведем   примеры   рефлексии,   которую   можно использовать в конце дня.  «Огонек общения» Дети   встают   в   круг,   обняв   друг   друга   за   плечи,   и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным. 14 Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит: ­ Сегодня меня порадовало... ­ Сегодня меня огорчило... На   парте   у   каждого   ребенка   лежат   три   кружка (цветка) разных цветов. Учитель объясняет детям: ­   Голубой   цветок   вы   дарите   самому   вежливому   в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо), зеленый ­ самому уступчивому, покладистому, фиолетовый ­ самому скромному с вашей точки зрения. Формулировки   указаний   меняются   по   усмотрению учителя. ­ Посмотрим, у кого самый большой букет получился. Как вы думаете, почему? «Образная  рефлексия» Сравнить   свое   настроение   с   образом   какого­либо животного (растения, цветка). Нарисовать образ урока (мероприятия, игры). Вылепить   из   цветного   пластилина   то,   что соответствует твоему настроению. «Древо творчества» По окончании дела (дня, урока) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. Плоды ­ дело прошло полезно, плодотворно. Цветок ­ довольно неплохо. Зеленый листик ­ что­то было, конечно, а вообще ­ ни то ни се. Желтый листик ­ «чахлый», пропащий день. «Метод пяти пальцев» М  (мизинец) ­  мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) ­ близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? 15 С  (средний)  ­ состояние  духа. Каким  было  сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа? У  (указательный)  ­ услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б  (большой)  ­   бодрость,   физическая   форма.   Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? «Выбери утверждение» ­   все   понял,   могу помочь другим; ­ запомню надолго; ­   могу,   но   нужна помощь; ­ ничего не понял; ­ однообразный; ­ неинтересный; Ощущал себя: ­ хорошо; ­ уверенно; ­ гордо; ­ смело; ­ комфортно; ­ глупо; ­ неуверенно; ­ испуганно; ­ сердито; ­ грустно. ­ скучный; ­ интересный; ­ хороший; ­ отличный; ­ день; ­ урок; ­ праздник. 16 «Светофор» «Зеленый» ­ побольше таких дел.  «Желтый» ­ понравилось, но не все.  «Красный» ­ дело не понравилось. «Зеленый» ­ поучительно.  «Желтый» ­ интересно.  «Красный» ­ скучно. «Радуга» Семь цветов радуги ­ семь оценок дела или учебного цикла. Каждый   коллектив   или   все   участники   дела выставляют свои оценки ­ приклеивают цветные бумажные полоски на трафарет радуги. «Солнышко»  Мое настроение похоже на: ­ солнышко; ­ солнышко с тучкой; ­ тучку; ­ тучку с дождиком; ­ тучку с молнией. «Гусеница» Гусеница   ­   ребенок.   Яблоко   ­   его   внутренний, неведомый учителю мир. Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал ­ в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают ее из отверстия.  «Состояние моей души» Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно Ученик берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.  «Роза настроения» «Роза»   делится   на   секторы   ­   по   количеству   дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой   цвет   соответствует   наиболее   полно   настроению   в течение прожитого дня. Желтый   цвет   ­   радостное,   светлое,   хорошее настроение. Зеленый цвет ­ спокойное, уравновешенное. Синий цвет ­ грустное, печальное, тоскливое. В   зависимости   от   этого   дуга   опускается   вниз   либо поднимается вверх, образуя таким образом один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой. Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны   такой   цвет   и   форма   лепестка.   В   этом   случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня. «Музыкальный тест» Нотный стан каждого ребенка небольших размеров (с тетрадный  лист).   Ребенку   дается   маленькая   нотка.   Если дети   знакомы   с   музыкальной  грамотой,   то   для   них   не составит труда нахождение нот на нотном стане. Итак, прошел день (урок), детям предлагается оценить свое настроение по своеобразной   восьмибалльной   системе:   от   «ми»   до   «ми» октавой   выше.  Нотка   прикрепляется   в   нужном   месте. Неплохо   узнать,   минорное   или   мажорное   настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого   палочка   у   нотки   смотрит   вниз   (минор)   или   вверх (мажор). «Цветик­многоцветик» Дети   выбирают   для   себя   лепесток,   цвет   которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. «Почта» В   конце   урока   детям   предлагается   написать   мини­ письмо   с   пожеланиями,   отзывом   о   работе   на   уроке. «Почтальон»   или   дежурный   ученик  разносит   письма   по адресам.  Современный   вариант:   послать  SMS­сообщение   о результатах   своей   работы   на   «мобильный   телефон» учителя. «  Три лица». Учитель показывает   учащимся карточки с изображением трех   лиц:   веселого,   нейтрального   и   грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. «  Цветные карточки». У   учащихся   две   карточки:   синяя   и   красная.   Они показывают   карточку   в   соответствии   с   их настроением   в   начале   и   в   конце   урока.   В   данном случае   мы   можем   проследить,   как   меняется эмоциональное   состояние   ученика   в   процессе занятия. «Пейзаж».   Учащимся предлагаются две картины с изображением  пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным  настроением, другая ­ радостным, веселым. Ученики  выбирают ту картину, которая соответствует их  настроению Лесенка успеха». Нижняя ступенька ­   у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька ­   у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы;  верхняя   ступенька   ­     у   «человечка»   руки   подняты вверх – мне всё удалось. «Наряди ёлку». Успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки. «Дерево успеха». Цветок   –   познакомился,   желтый   лист   –   могу   научить, зеленый лист ­ научился. «Поезд».  На   доске   поезд   с   вагончиками,   на   которых   обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико»   в  тот  вагончик,   который   указывает   на   то задание,   которое   было   интересно   выполнять,   а «грустное   личико»   в   тот,   который   символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать   только   один   жетон   по   усмотрению ученика. «  Поляна» На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед   каждым   ребенком   –   бабочка.   Предлагаем   детям прикрепить   свою   бабочку   на   тот   цветок,   какой   вид деятельности ему понравился больше всего. Приём «Что, если…?» Приём   «Что,   если…?»   предполагает   включение   на   этапе рефлексии   вопросов,  которые  начинаются  со  слов:  «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по­новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем   самым   опыт   спонтанного   общения,   способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»). 14.  Решение   проблемы   на   уроке   можно   оформить   в   виде графического   организатора,   например   «грабли»   или «гроздь».   Они   приемлемы   на   стадии   рефлексии,   когда учащиеся   ещё   раз   пересматривают,   осмысливают   то,   что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи. Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде   схемы­паутины. Что нового ты узнал на уроке?  Какие   уже   имеющиеся   у   тебя   знания   понадобились   в решении задачи (или на уроке)?  Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач? Какие   знания,   полученные   на   уроке,   понадобятся   тебе   в будущем?  Где ты применишь полученные знания? В   какой   момент   урока   ты   чувствовал   себя   особенно успешным?  Благодаря каким инструментам ты нашел решение?  Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял   таблицу,   рисовал   схему,   составлял   тезисы   и т.д.)?  С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему? За что бы ты себя похвалил на уроке? Что изменил бы в своих действиях на уроке? Что бы ты изменил на уроке в последующем? Что тебе понравилось на уроке больше всего? И т.д.  «Три М».  Учащимся   предлагается   назвать   три   момента,   которые   у них   получились   хорошо   в   процессе   урока,   и   предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. «Рефлексивная мишень».  На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом   из   секторов   записываются   параметры­   вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания,   оценка   форм   и   методов   проведения   урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник   ставит   метки   в   сектора   соответственно   оценке результата:   чем   ближе   к   центру   мишени,   тем   ближе   к десятке,   на   краях   мишени   оценка   ближе   к   нулю.   Затем проводят её краткий анализ. "Синквейн". В   конце   урока   обучающимся   предлагается   написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1­я   строка   –   одно   ключевое   слово,   определяющее содержание синквейна; 2­я строка – два прилагательных, характеризующих данное  понятие; 3­я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках  заданной темы; 4­я строка – короткое предложение, раскрывающее суть  темы или отношение к ней; 5­я строка – синоним ключевого слова (существительное).  “Букет настроения”. В   начале   урока   учащимся   раздаются   бумажные   цветы: красные   и   голубые.   На   доске   изображена   ваза.   В   конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что­то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный  спектр цветов: красный, желтый,  синий.  В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.   Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный ­ восторженное;  оранжевый ­ радостное, теплое; желтый ­ светлое, приятное;  зеленый – спокойное;  синий ­ неудовлетворенное, грустное;  фиолетовый ­ тревожное, напряженное;  черный ­ упадок, уныние.      Слова­напутствия. И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.                                                                    К.Паустовский Суди   себя   сам.   Это   самое   трудное.   Себя   судить   куда труднее, чем других. Если  ты сумеешь правильно  судить себя, значит, ты поистине мудр.                                                         А.де Сент­Экзюпери Работа с сигнальными карточками. Зеленая   карточка.   Я   удовлетворен   уроком.   Урок   был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие.   Урок   был   в   определенной   степени   полезен   для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не  очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.        Лучики солнца. Детям   можно   предложить   представить   себя   лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце   согласно  своему  настроению:   желтые   ­  мне  очень понравился  урок,  получил  много  информации,   голубые  – урок не интересный, ирнформации не получил.  «Дерево чувств»    .  Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на  дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. «Светофор». Зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны  учащимся еще до урока. (желательно   указать Эмоционально­музыкальная концовка.  Учащиеся   слушают   фрагменты   из   двух   музыкальных произведений     композитора произведения).   Звучит   тревожная   музыка   и   спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. 25. Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков. «Лестница успеха». Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока   предложить   учащимся   оценить   свою   работу   на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. «Лист самоконтроля».  Ведется на протяжении всего урока. Фамилия,  имя ученика_____________________________ Вид задания Отметка «Кто веселее?». Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.           29. Определите свое настроение, поставив кляксу любого  цвета.  «Одним словом».  Закончите одним словом: Сегодняшний урок – это… Сегодня на уроке я … 31. Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. . «Острова». На доске или у каждого ученика карта настроения.  Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня  пребывали: о. Страха, Познания, Уверенности, Скуки,  Мечты, Будущего, Радости.  Запустите корабль в море Знаний.  Те   ребята,   которые   считают,   что   хорошо   усвоили   тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.   МОРЕ ЗНАНИЙ                                  ПРАВИЛ   ЗАЛИВ Стихотворение. Мне интересно знать, о чем мечтает каждый, Оставшись сам с собой наедине, К чему стремится и чего он жаждет, О чем мечтает дома в тишине, О чем порою думает ночами, Какого чуда он от жизни ждет, И грезит вдруг какими миражами, Какие замки строит он в мечтах, О чем тоскует, мается, грустит, Какими тайнами воспоминаний Он раны сердца часто бередит. Но, к сожаленью, это невозможно Узнать, что человек в себе хранит: Все чувства его спрятаны надежно, И мир души не каждому открыт.                                  Н.Петренко ­Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась? Во всем мне хочется дойти До самой сути В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.                                   Б.Пастернак Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте,  исследуйте, философствуйте – живите!!! В добрый час, ребята! Будем, ребята, беречь доброту, Будет, ребята, беречь красоту, Будем дерзать, будем творить, Улыбку познанья Уроку дарить!  Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу! «Кораблик». ­Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок  на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый  парус, если на душе «тоска зеленая»  ­ зеленый парус, если  урок никак не тронул – черный парус. .«Лист самооценки». Узнал что­то новое                                                   Научился   Расстроился                             Я                         Получил  радость   Удивился                                                                  Ничего не  понял 37.«Акрослово». Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы. М – манящая О – огненно­купольная, отвергнутая Петром С – святая К – колокольная, краснокупольная В – возвеличенная, вольная А – алтарная. 38.«Релаксация». Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего  занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были  внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а  кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше –  поаплодировали себе. 39.«Пожелание». Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу: ­Избавляйся от… ­Будь всегда… ­Помни… Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новым будет, Пусть добрым будет ум у вас. А сердце будет умным. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешево.( С.Маршак) «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки,  корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с  информацией, полученной на уроке. из урока учащимися. Анал Назовите, чем вы занимались на уроке? Какие трудности ты испытывал на уроке? Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего? Поставь баллы от 1 до 5: Индивидуальная ­                      Работа  в парах ­ По карточкам ­                            Самостоятельная  работа ­ Работа в группах ­                         Коллективная  работа ­ Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) ­ SMS. Ученикам   предлагается   на   бумажных   сотовых   телефонах написать SMS–сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал. 43.Радуга. С каким цветом ассоциируется данный урок. Прикрепить  стикер. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая  классификация: 1. рефлексия настроения и эмоционального  состояния 2. рефлексия деятельности  3. рефлексия содержания учебного материал  Проведение рефлексии настроения и эмоционального  состояния целесообразно в начале урока с целью     установления эмоционального контакта с группой и в конце  деятельности. Применяются карточки с изображением лиц,  цветовое изображение настроения, эмоционально­ художественное оформление (картина, музыкальный  фрагмент).      «СМАЙЛИКИ»                                      «СОЛНЫШКО И  ТУЧКА» «МАЯТНИК НАСТРОЕНИЯ» ИЛИ «КАРТИНА НАСТРОЕНИЯ» Подобрать картинку (в цвете, черно­ белая, грустная,  вызывающая радость).Предложить учащимся подобрать картинки из журналов, газет. «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» Предложить учащимся расставить цветы в вазу ( красный – есть  проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).                                            «ДЕРЕВО УСПЕХА» На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный,  желтый, зеленый) «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево  яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного. красный ­ восторженное;  оранжевый ­ радостное, теплое; желтый ­ светлое, приятное;  зеленый – спокойное;  синий ­ неудовлетворенное, грустное;  фиолетовый ­ тревожное, напряженное;  черный ­ упадок, уныние.                                               «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ» М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я  сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего  достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня  преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем  порадовал или чему поспособствовал? Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё  физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего  здоровья?                                                                                                «ТАБЛИЦА ФИКСАЦИЯ» Понятие Узнал Знал Хочу узнать «ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ» «+» « ­ « «О» «П» «Н» «+» ­ ответил по своей инициативе, ответ правильный; «­» ­ ответил по своей инициативе, но ответ неправильный; «П» ­ ответил по просьбе учителя, ответ правильный; «Н» ­ ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный; «0» ­ не ответил                                                    «ОПОРНЫЕ СЛОВА»   Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий,   способов организации работы,  итоговой, текущей, до и после  выполнения заданий) ­   Какую   задачу   решали?   Что   надо   было   сделать?   Что делали?  Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что   следует   делать   в   дальнейшем?   Что   может   помочь   в дальнейшей работе? ­Какие   трудности   (проблемы)   возникли   (испытывали)? Почему? Как они были преодолены? ­Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?  ­Как   назвать   задание   (урок)?   Как   вы   думаете,   чем   мы будем заниматься на следующем уроке? ­Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему? ­   Какие   виды   ошибок   могут   встретиться?   Какую   новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим? ­Составьте   список   вопросов,   на   которые   мы   будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили? ­ Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок? ­ Почему этот способ не сработал? Почему у меня (у него) не получается решение задачи? ­Что понравилось в работе ученика? Что было интересного (трудно, легко)? Что  помогло найти ошибку (неточность)? ­ Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?  ­Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось   ли   вам   получить   ответы   на   свои   вопросы?   На   какие вопросы вы хотели бы получить ответ? ­Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы,   пары).   По   каким   критериям?   Ваше   эмоциональное состояние? (до и после урока) ­Чего   не   понял   человек,   который   составлял   (пример, задачу…), решал…... Задай такой вопрос, чтобы, ответив на него, автор увидел свою ошибку. ­Хотим   ли   мы   того,   чего   хотели   вчера?   Изменились   ли наши цели?                                                           «Фразеологизм» или «Пословица» Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами «ПЛЮС — МИНУС - ИНТЕРЕСНО» В графу «П» ­ «плюс»­ записывается все, что понравилось на  уроке, информация и формы работы,  которые вызвали  положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть  ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» ­  «минус»­ записывается все, что не понравилось на уроке,  показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным,  или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для  него не нужной, бесполезной . В графу «И» ­ «интересно»­  учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме,  вопросы к учителю.  «ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ» Вид задания Отметка «БЛАГОДАРЮ» В конце урока  предложить каждому ученику выбрать только  одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.  Учителя из числа выбираемых следует исключить.  Благодарственное слово педагога является завершающим. При  этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество  комплиментов, стараясь найти убедительные слова  признательности и этому участнику событий. «  Человечки» По восприятию своего места до (или после)  урока найди  своего человечка: «Одним словом» Закончите предложение одним словом: Сегодняшний урок – это… Сегодня на уроке я … «  А напоследок я скажу» Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:  Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это  спасибо (исключая учителя)?  Что не оправдалось и почему?  Мои и наши перспективы? «Мои ответы» На протяжении урока ученикам предлагается отмечать  условно свои ответы:  «V» ­ ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный; «W» ­ ответил по просьбе учителя, ответ правильный; «I»  ­ ответил по своей инициативе, но ответ не правильный; «+» ­ ответил по своей инициативе, ответ правильный; «0» ­ не ответил. схемы­паутины. »График». Учащимся предлагается начертить в течение урока график ­изменения их интереса; ­уровня познания, ­ личной активности. Попрошу взрослых оценить мою работу: ч т о  с к а з а л а  м а м а:____________________ Что сказала учительница_____________________________ Как оценили  товарищи________________________________ В чем с ними согласен, в чем нет?______________________ «Волшебная палочка». ­Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь… (кому?) дневники:  обычный, дневник ­ художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе ­ наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой ­ комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного   промежутка   времени   и   позволяет   ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия). «Письменное интервью»  вариант   групповой   письменной   рефлексии   в   форме вопросов   и   ответов   участников   группы.   Данный   способ позволяет   в   достаточно   короткий   промежуток   времени провести   письменную   рефлексию   с   целью   взаимообмена мнениями. Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. «Акрослово». Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы. М­манящая О –огненно­купольная, отвергнутая Петром С – святая К – колокольная, краснокупольная В – возвеличенная, вольная А – алтарная. «Релаксация». Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего  занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были  внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а  кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше –  поаплодировали себе. «Пожелание». Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу: ­Избавляйся от… ­Будь всегда… ­Помни…           Состояние моей души                                        Плохо                            Крайне скверно Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту  ступеньку, которая соответствует состоянию его души. Использованная литература: 1.Лобок А. Научная саморефлексия: пределы и  возможности  2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – М., 1982. 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. ­ М.:  Педагогика­Пресс,1996.­ 536 с.

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ "

Сборник практического материала "ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ  "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018