Сборник рифмовок для отработки навыка правописания словарных слов
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл—4 кл
15.08.2018
Данная методическая разработка представляет собой пособие по отработке навыка правописания словарных слов, а также слов с непроизносимым и удвоенным согласным. За основу взята методика работы с зарифмованными текстами, максимально насыщенными орфограммами, Н.Бетеньковой и П.Тоцкого. Всего в комплекте 14 рифмовок с безударной гласной в корне (317 слов), 3 рифмовки с удвоенным согласным (58 слов), 3 рифмовки на правописание непроизносимого согласного (47 слов).
Пояснительная записка прилагается.
словарь.docx
Пояснительная записка
обязательное орфографическое послоговое проговаривание
Данная методическая разработка представляет собой пособие по
отработке навыка правописания словарных слов, а также слов с
непроизносимым и удвоенным согласным. За основу взята методика
работы с зарифмованными текстами, максимально насыщенными
орфограммами, Н.Бетеньковой и П.Тоцкого. Всего в комплекте 14
рифмовок с безударной гласной в корне (317 слов), 3 рифмовки с
удвоенным согласным (58 слов), 3 рифмовки на правописание
непроизносимого согласного (47 слов).
В основе работы с рифмовками лежат два основных принципа:
-
хором;
- систематическое (я практикую ежедневное) использование.
После орфографического проговаривания рифмовки предлагаю
учащимся следующие виды работ (в зависимости от темы и целей
урока):
- письмо по памяти или под диктовку, с последующей проверкой;
- найти «лишнее» слово, аргументировать выбор;
- к указанным существительным подобрать подходящие по смыслу
прилагательные;
- к данным прилагательным подобрать подходящие по смыслу
существительные из рифмовки
(можно предложить те
прилагательные, по которым только что индивидуально работал
ученик у доски)
- составление предложений по заданной интонации или цели
высказывания;
- составление предложения с заданным словом из рифмовки в роли
подлежащего, сказуемого (второстепенного члена);
- составление предложений с однородными членами (союзное,
бессоюзное);
- составление текста (3-4 предложения с использованием слов из
рифмовки);
- выписать слова, состоящие из заданного количества слогов с
ударением, падающим на определённый слог (использую схемы);
- записать слова в алфавитном порядке;
- выписать слова, в которых последний (первый) звук гласный или
согласный (твёрдый или мягкий);
- выписать слова, в которых все согласные твёрдые, мягкие;
- выписать слова, в которых букв больше (меньше), чем звуков,
привести свои примеры;
- выписать слова с парным согласным на конце;
- выписать слова, в которых происходит оглушение согласного;
-выписать существительные определённого рода, склонения (при
проверке аргументировать выбор);
- найти несклоняемое существительное, привести свои примеры,
определить род, составить словосочетания, предложения;
- образование однокоренных слов; - образование однокоренных слов, с использованием определённой
морфемы (например суффиксов –ик; -ек);
- выписать слова, соответствующие определённой морфологической
схеме;
- образование однокоренных прилагательных определённого рода;
- можно усложнить предыдущее задание, предложив записать эти
прилагательные с подходящим по смыслу существительным
- выписать существительные определённого рода или склонения в
заданном падеже;
- записать определённые (например, состоящие их 3 слогов)
существительные с данными предлогами, определить падеж и
склонение;
- выписать существительные, которые можно (нельзя) поставить в
форму множественного числа;
- подбор синонимов, антонимов;
- найти слово, которое может являться как существительным, так и
прилагательным, составить предложения; задание на дом: привести
свои примеры;
- записать слова, определив их по лексическому значению (читает
учитель);
- сформулировать лексическое значение заданного слова (работа в
парах или в группах);
- вставить слова из рифмовки в данные фразеологизмы, объяснить
значение, составить предложения (можно использовать пословицы,
поговорки, скороговорки).
Вышеперечисленные задания отображают изучение каждого из
разделов курса русского языка в начальной школе: фонетики,
морфологии, словообразования, синтаксиса, пунктуации, лексики и
фразеологии.
Начинать использовать пособие можно на любом году обучения (я
начинаю с первого), работать с ним на любом этапе урока. На мой
взгляд, лучше планировать урок так, чтобы в течение него
возвращаться к рифмовке несколько раз.
Целесообразно
акцентировать внимание на тех словах из рифмовки, которые
подлежат программному изучению на данном этапе.
Для оптимального зрительного восприятия при выведении рифмовки
на экран рекомендуется выделение орфограмм цветным шрифтом. Из
личного опыта: для удобства использования я заказала цветную
печать всех рифмовок на листах формата А2.
Результаты.
Составила сборник рифмовок в 1997 году, использую в течение 21
года. Результаты словарных диктантов: 100% безошибочных работ или
1-2 ошибки на класс. №1
тарелка,
народ и
картофель,
завтрак,
Аптека,
работа,
Растение,
забота,
Запад, салат, сапоги и наряд,
Пальто и платок, абрикос и парад,
Сахар, спасибо, завтра, апрель,
Красная площадь,
картон,
акварель.
№3
Космонавт, понедельник, погода,
овёс,
Победа, солдат, город, космос,
мороз,
Трактор, овощ, костюм, урожай и
осина,
Коллектив и товарищ,
обед и
корзина,
Ягода, яблоко, быстро, совок,
Сорока, ворона, отец, молоток.
№2
Облако, трамвай, газета,
Карандаш, артист балета,
Комната, завод, ракета
И пальто в квартире где-то,
Завтрак, каравай, гараж,
Пассажир, вагон, багаж.
№4
ветер,
мелодия,
четверг и
вместе,
Валенки,
декабрь,
Секунда,
сентябрь.
Пенал, человек, беседа, тревога,
Ещё, снегирь, медведь, берлога.
Сейчас, секрет, печаль, решать,
Валенки,
желать.
варежки,
свитер,
№5
Ремонт, пейзаж, лепесток и
печать,
Метро, инженер, север, иней,
тетрадь,
Шёлковый, жёлтый, великий и
№6
Адрес, вчера, лагерь, мебель,
песок,
Ребята, пшеница, неделя, мешок,
Герой и февраль, земляника,
сверкать, чёрный,
Серебро и берёза, ученик и
учёный,
Чемодан,
путешествие,
велосипед,
Телефон, телевизор, серьёзный,
секрет.
сегодня,
Дежурный,
деревня,
мечтать.
Стеречь, председатель, десерт,
семена,
Петух, единица, ремонт, времена.
№7
Диван, пианино, рисунок, пион,
Пирог, коридор, кипяток и бидон,
Природа, фиалка, сирень и лимон,
Животные,
пилот,
миллион,
Радио, библиотека, жилет,
Кино, горизонт, километр, билет.
митинг,
№9
капуста,
Кастрюля,
арбуз и
стакан,
Канава, картина, сарай, барабан,
Автобус, ракета, батон и балкон,
Малина, машина, базар и закон,
Бассейн, задача, забор, аппетит,
Камыш, карнавал, кафе, алфавит.
№8
сироп,
мальчик,
экипаж,
витрина,
Директор, минута, синица, билет,
Родина, улица, ужин, привет,
лимонад,
Лиловый,
винегрет,
кирпич,
Пирожное,
кабинет.
Сиять,
эскимо,
бирюзовый,
тире и
Приятный,
лиловый.
Болото, ботинки, вокруг, воробей,
Топор,
орех,
соловей,
Дорога, корабль, лопата, октябрь,
Комбайнер,
однажды,
ноябрь,
Конфета, компьютер, ромашка,
поэт,
Кровать и коньки, овраг и совет.
воскресенье,
одежда,
№10
№11
котлета,
копейка,
Корзина,
корыто,
Корова, горох, молоко и копыто,
Морковь,
огурец,
помидор,
Солома, вокзал, колесо и шофёр,
Портфель, государство, простор,
господа,
Охота, хозяин, хорошо, иногда.
огород,
№12
Гореть, пожар, костёр, совет,
Потом, пожалуйста, портрет,
Столица, Москва, Россия, восток,
Ромашка, шоссе, собака, порог.
Командир, шоколад, сосулька,
поляна
Полиция, около и обезьяна.
№15
Римма,
Жанна,
баллон,
Инна,
Анна,
Нонна,
суббота,
Пассажир,
тонна,
одиннадцать,
Расстояние,
рассказ,
Аккуратный, русский, оттепель и
№16
Группа, коллектив, осенний,
Лиственница, жжёт, весенний,
Килограмм, жужжит и масса,
Утренний, Геннадий, трасса,
Перрон,
вожжи,
Длинная, коллекция и дрожжи.
металл,
искусство, класс,
Кирилл, профессия, медленно,
процесс,
Хоккей,
терраса и
прогресс.
Россия,
№17
Касса, сумма, ванна, эссе,
Ссора, теннис, кассета, шоссе,
Миллион,
программа,
Грипп,
телеграмма.
можжевельник,
рассвет,
аллея,
№19
№13
радостный,
звёздный,
Прелестный,
несчастный,
Грустный, лестная, ненастный,
частный,
Поздний,
местный,
Неизвестный, властный, честный,
Счастливый, частное и злостный,
Тростник и хрустнет, вестник,
постный.
Багровый,
капитан,
Алмаз и ладонь,
сарафан,
Славяне, заря, салют и зарядка,
Альбом и асфальт, муравьи и
палатка,
Карман и щавель,
каталог,
магазин,
Надежда, каникулы и апельсин.
пакет,
агроном,
багряный,
№18
Вкусный, гласный, интересный,
И напрасный, и небесный,
Не ужасный и опасный,
А чудесный и прекрасный.
№20
Гигантский, яростный, окрестный,
Здравствуй, областной и местный,
Сердце, солнце и участник,
Чувство, лестница и праздник,
Свистнул, пастбище, капустный,
Властный, доблестный и устный.
№14
Рябина, язык, якут и январь,
Лягушка, Япония, заяц, янтарь,
Кипяток, поясок, земляника,
Месяц, сеялка и костяника.
Сборник рифмовок для отработки навыка правописания словарных слов
Сборник рифмовок для отработки навыка правописания словарных слов
Сборник рифмовок для отработки навыка правописания словарных слов
Сборник рифмовок для отработки навыка правописания словарных слов
Сборник рифмовок для отработки навыка правописания словарных слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.