Приложение 1
Тезисы курсового проекта
По теме « Разучивание народных песен, как средство
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
О необходимости патриотического воспитания говорится в Законе
Российской Федерации « Об образовании», где одной из приоритетных задач
системы образования ставится: «воспитание гражданственности и
патриотизма, любви к своей Родине – России, уважение к государственным
символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым
антиконституционным и антиобщественным проявлениям.
Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в
условиях современности. Это связано с установлением приоритетности
материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Воспитание
подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует
нравственно здоровое, жизнеспособное население.
Проблема исследования заключается в поиске практических средств в
воспитании патриотических чувств детей дошкольного возраста. В качестве
такого средства мы предполагаем, использовать русскую народную песню.
Научная новизна исследования заключается в изучении на практике
эффективности влияния русских народных песен на приобщение
дошкольников к русской народной культуре.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии
И. Е. Кравцова: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным
местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям,
к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и
государственному строю. Патриотизм это беззаветная преданность своей
Родине, готовность защищать ее независимость».Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма
является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать
в дошкольном возрасте.
Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе
опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный
фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы
народной мудрости, и любовь к Родине в целом.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия
заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво,
часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского
народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством
юмора.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества,
используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны,
поэтому дети их быстро усваивают.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего
народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от
воспитания чувства национальной гордости.
В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к
музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:
«Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а
ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине
только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней
одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только
театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки тот не
человек».
«В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного, как
один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и
чем раньше они начнут испытывать его на себе тем лучше».С этого времени фольклор занял прочное место в духовной жизни
русского общества, что особенно ярко проявилось в национальной литературе
и искусстве. Великий Пушкин соединил народное слово с высочайшей
поэзией, а великий Глинка — народную песню с достижениями мировой
музыкальной культуры.
Практика работы с детьми, учитывая то, что все народные песни и
мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой
познавательной ценностью, стараюсь в своей работе использовать как можно
больше фольклорных произведений во всех разделах музыкального
воспитания и видах деятельности детей.
Приобщение детей к музыкальной культуре своего народа – это не
только вопрос, связанный с развитием их музыкального вкуса, но и серьезная
проблема формирования личности современного человека. Воспитательное
значение народной песни велико.
Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и
традициями, с прошлым нашей страны; расширяет кругозор; обогащает
духовный мир ребенка; развивает голосовые данные и певческие умения;
способствует развитию речи ребенка.
Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая
деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно
эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький
человек получает первые представления о культуре русского народа.
Учитывая
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, требований к
Федерального
рекомендации
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, рассмотрим некоторые программы дошкольного образования, в
которых выделены вопросы, посвященные патриотическому воспитанию
ребенка, попытаемся очертить цели и задачи, связанные с патриотическим
воспитанием детей.Например: Целью программы Н. А. Ветлугиной является развитие у
ребенка общей музыкальности через четыре вида деятельности: восприятие
исполнительство,
музыки,
деятельность.
творчество,
музыкальнообразовательная
Результатами и объектом нашего проектирования является создание
модели сборника русских народных песен, которые будут направлены
развитие патриотического воспитания у детей старшего дошкольного
возраста.
Формой проектирования является сборник русских народных песен,
направленных на развитие патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста.
Лучшие педагоги давно доказали, как важно при воспитании детей
брать материал из народного источника. Тексты русских народных песен –
это, неоспоримо, лучший материал для овладения исконно русской речью.
В целом эмоциональная отзывчивость дошкольника на музыкальные
образы фольклорных произведений – это важный элемент, в познании мира и
себя, который оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение
ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.
Таким образом, под патриотическим воспитанием мы понимаем
взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении,
которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке
общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам
национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание
эмоциональнодейственного отношения,
привязанности к окружающим.
чувства
сопричастности,Список литературы
1. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях// Воспитание
патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. – М., 2001. – с.204205
2. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан/ З.Т. Гасанов//
Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59.
3. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование
в России. //Сборник действующих нормативноправовых документов и
научнометодических материалов. М.: АСТ, 1997. С.834.
4. Костина, Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей
раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – Москва:
Просвещение, 2004. – 223 с.
5. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю.,
Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, 2007.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, 2015.24 с.
7. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебник / И. Ф. Харламов. – 7е изд. – М.:
Гардарика, 2005. – 520 с.