Сборник русских народных песен, направленных на воспитание патриотических чувств старшего дошкольного возраста

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 10.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тезисы.docx
Приложение 1 Тезисы курсового проекта По теме « Разучивание народных песен, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» О   необходимости   патриотического   воспитания   говорится   в   Законе Российской Федерации « Об образовании», где одной из приоритетных задач системы   образования   ставится:   «воспитание   гражданственности   и патриотизма, любви к своей Родине – России, уважение к государственным символам,   почитание   народных   традиций,   нетерпимости   к   любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям. Патриотическое   воспитание   дошкольников   довольно   актуально   в условиях   современности.   Это   связано   с   установлением   приоритетности материальных   ценностей   перед   духовными   в   нашем   обществе.   Воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.  Проблема исследования заключается в поиске практических средств в воспитании патриотических чувств детей дошкольного возраста. В качестве такого средства мы предполагаем, использовать русскую народную песню. Научная   новизна   исследования  заключается   в   изучении   на   практике эффективности   влияния   русских   народных   песен   на   приобщение дошкольников к русской народной культуре. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И. Е. Кравцова: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к   продуктам   труда   своего   народа,   к   прогрессивному   общественному   и государственному   строю.  Патриотизм   ­   это   беззаветная   преданность   своей Родине, готовность защищать ее независимость».Чрезвычайно   важным   в   аспекте   проблемы   воспитания   патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. Сейчас   лишь   немногие   дошкольные   учреждения   в   своей   работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор,   изначально   несущий   в   себе   нравственность,   эстетику,   элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом. Большие   потенциальные   возможности   патриотического   воздействия заключаются   в   музыке.   Народные   музыкальные   произведения   ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа,   трудом,   бережным   отношение   к   природе,   жизнелюбием,   чувством юмора. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые   в   работе   с   дошкольниками,   просты,   образны,   мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Таким   образом,   приобщая   детей   к   музыкальному   наследию   своего народа, мы воспитываем  в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. В   высказываниях   Белинского   четко   выражено   его   отношение   к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания: «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной   отделке;   кто   не   любит   стихов   смолоду,   кто   видит   в   драме   только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки ­ тот не человек». «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного, как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе ­ тем лучше».С   этого   времени   фольклор   занял   прочное   место   в   духовной   жизни русского общества, что особенно ярко проявилось в национальной литературе и   искусстве.   Великий   Пушкин   соединил   народное   слово   с   высочайшей поэзией,   а   великий   Глинка   —   народную   песню   с   достижениями   мировой музыкальной культуры. Практика   работы   с   детьми,   учитывая   то,   что   все   народные   песни   и мелодии   обладают   большими   художественными   достоинствами   и   высокой познавательной ценностью, стараюсь в своей работе использовать как можно больше   фольклорных   произведений   во   всех   разделах   музыкального воспитания и видах деятельности детей.  Приобщение   детей   к   музыкальной   культуре   своего   народа   –   это   не только вопрос, связанный с развитием их музыкального вкуса, но и серьезная проблема   формирования   личности   современного   человека.   Воспитательное значение народной песни велико. Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и традициями,   с   прошлым   нашей   страны;   расширяет   кругозор;   обогащает духовный   мир   ребенка;   развивает   голосовые   данные   и   певческие   умения; способствует развитию речи ребенка. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность   объединяют   детей,   приобщают   ребенка   к   нравственно­ эстетической   культуре.  Именно   через   русскую  народную   песню   маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Учитывая государственного образовательного   стандарта   дошкольного   образования,   требований   к   Федерального   рекомендации   структуре   основной   общеобразовательной   программы   дошкольного образования, рассмотрим некоторые программы дошкольного образования, в которых   выделены   вопросы,   посвященные   патриотическому   воспитанию ребенка,  попытаемся  очертить  цели  и задачи,  связанные  с патриотическим воспитанием детей.Например:  Целью   программы   Н.  А.  Ветлугиной   является   развитие   у ребенка общей музыкальности через четыре вида деятельности: восприятие   исполнительство, музыки, деятельность.    творчество,   музыкально­образовательная Результатами   и   объектом   нашего   проектирования   является   создание модели   сборника   русских   народных   песен,   которые   будут   направлены развитие   патриотического   воспитания   у   детей   старшего   дошкольного возраста. Формой   проектирования   является   сборник   русских   народных   песен, направленных   на   развитие   патриотических   чувств   у   детей   старшего дошкольного возраста. Лучшие   педагоги   давно   доказали,   как   важно   при   воспитании   детей брать материал из народного источника. Тексты русских народных песен – это, неоспоримо, лучший материал для овладения исконно русской речью. В   целом   эмоциональная   отзывчивость   дошкольника   на   музыкальные образы фольклорных произведений – это важный  элемент, в познании мира и себя, который оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.  Таким   образом,   под   патриотическим   воспитанием   мы   понимаем взаимодействие   взрослого   и   детей   в   совместной   деятельности   и   общении, которое   направлено   на   раскрытие   и   формирование   в   ребенке общечеловеческих   нравственных   качеств   личности,   приобщение   к   истокам национальной   региональной   культуры,   природе   родного   края,   воспитание эмоционально­действенного   отношения, привязанности к окружающим.   чувства   сопричастности,Список литературы 1. Архарова,   Л.И.   Воспитание   на   народных   традициях//   Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. – М., 2001. – с.204­205 2. Гасанов,   З.Т.   Патриотическое   воспитание   граждан/   З.Т.   Гасанов// Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59. 3. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно­правовых документов и научно­методических материалов. ­ М.: АСТ, 1997. ­С.8­34. 4. Костина, Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего   и   дошкольного   возраста   /   Э.   П.   Костина.   –   Москва: Просвещение, 2004. – 223 с. 5. Система   патриотического   воспитания   в   ДОУ   /   Александрова   Е.   Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, ­ 2007. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2015.­24 с. 7. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебник / И. Ф. Харламов. – 7­е изд. – М.: Гардарика, 2005. – 520 с.