Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Постоянное общение с ветеранами, дало начало поисково - историческому движению, в результате в городских газетах появились статьи об учителях и ветеранах, чьи судьбы неразрывно связаны с историей города и страны.
ВЕТЕРАНЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ...
(Из опыта организации шефской работа с ветеранами
Великой Отечественной войны и труда)
Руководитель:
Потапова Е.А.,
классный руководитель,
учитель литературыг. Междуреченск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. «Эстафета памяти продолжается»
2.1. «Мы гордимся этими людьми»
2.2. Сердечный праздник
3. Заключение.1.Введение
воспитание
Патриотическое
это
систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у
учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
школьников —
Самое главное приобретение человека в период детства и
ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство
собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в
процессе патриотического воспитания посредством различных средств
и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества
должны стать основой патриотического воспитания. Особое место
занимает поисковоисторическая работа. Сбор информации о
героических личностях, живущих рядом с нами, затрагивает душу
ребенка.
Одним из направлений моей педагогической деятельности как
классного руководителя формирование духовнонравственного и
гражданского воспитания подрастающего поколения. В рамках
деятельности школьного клуба «Патриот», возглавляемого мною,
обучающиеся 5 – 11 классов осуществляют шефскую работу над
ветеранами войны и труда, пенсионерами своей школы: десанты по
уборке дома, покупка продуктов, общение с одинокими людьми,
поздравления с праздниками, приглашения на творческие встречи, дни
открытых дверей.
Обучающиеся ежегодно участвуют в мероприятиях и
конкурсах, посвященных Дню пожилого человека, Дню Победы,
занимая в них призовые места.
В 2005г.
Администрацией города и муниципальным
учреждением управления образованием « Комитетом образования» к
60летию Победы был выпущен сборник сочинений – интервью о
ветеранах Великой Отечественной войны «Чтобы помнили…»,
составленный из творческих работ учащихся города. В сборник
вошли три сочинения моих учеников.
была
включена в областной сборник сочинений, посвященных ветеранам
Кемеровской области.
Одна из работПостоянное общение с ветеранами, дало начало поисково
историческому движению, в результате в городских газетах появились
статьи об учителях и ветеранах, чьи судьбы неразрывно связаны с
историей города и страны.
В 2006 году выпускниками школы был создан «Зал боевой
славы», в котором представлены материалы о ветеранах Великой
Отечественной войны, участниках Афганской и Чеченских войн.
Встреча учащихся 9 «Б» класса с участниками Афганской и Чеченских
войн.2. «Эстафета памяти продолжается»
С каждым годом все дальше от нас героические и трагические
годы всех войн, проходивших на русской земле. И 23 февраля в школе
№10 считают не просто Днем рождения вооруженных сил и военно
морского флота, а Днем Защитника своего Отечества, своей семьи,
чести.
Память и уважение о подвигах солдат, стоявших на смерть,
тружениках, ковавших победу в тылу, о стойкости, мужестве,
беззаветной любви к своему Отечеству передается в школе из
поколения в поколение. Это одно из главных направлений в
воспитании учащихся.
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,
выпускниками, проходившими службу в Афганистане и «горячих
точка», музейные уроки, выставки, литературно музыкальные
композиции «Сыны Отечества», классные часы о мужестве. Участие и
победы в городских военно патриотических конкурсах и
соревнованиях это далеко не весь перечень мероприятий,
проходивших в школе. Постоянными гостями школы стали участники
городского Совета ветеранов: председатель Казанцев Виктор
Яковлевич, Коноплев Яков Давыдович, Изюмов Анатолий Тихонович,
Изюмова Нина Алексеевна.
Наш долг хранить память о людях, защищавших Родину. Надо
знать и о том, каких жертв стоит война, какие разрушения она
приносит, оставляя раны и в душах людей, и на теле Земли. Отдавая
дань подвигу наших солдат, выпускниками 2006 года оформлен «Зал
боевой славы», где размещены экспозиции о событиях и участниках
всех боевых событий нашей страны. Эстафета памяти в школе
продолжается…
Встает на смену павшим строй живых,
Но блеск их глаз уже не повторится.
И жизнь уже нельзя прожить за них,
Нельзя за них смеяться и влюбиться.
Народы, перестаньте воевать!
Пока мы есть, пока мы живы,Зачем так бесполезно убивать
Детей своих ради пустой наживы.
А мамам сыновей уж не вернуть
И никогда не будет оправданий
Тем, кто послал детей в опасный путь,
Кто их обрек на гибель и страданья…
Латышева Ада, 11 «Б» класс
«Мы гордимся этими людьми»
Об уважении ко всем членам общества, признании их заслуг и
значимости их труда говорит тот факт, что в нашей стране, наряду со
многими праздниками, введен безусловно волнующий и приятный для
многих праздник – День пожилых людей. Людей, отдавших свою жизнь
труду, воспитанию детей, которые, приняв у них эстафету,
продолжают начатое ими дело. И, наверно, не случайно одновременно
с этим праздником вся страна отмечает праздник День Учителя. В
этот день мы чествуем людей, которые всю свою жизнь посвятили
обучению и воспитанию подрастающего поколения. Коллектив школы
№ 10 гордиться теми учителями, которые работали в школе – это
люди, хорошие русские люди, умеющие крепко любить, мужественно
сносить невзгоды и знающие тихие, умные слова для душевного
разговора.
Секрет этих чистых и мудрых слов лучше всего знает бывший
фронтовик и засуженный учитель Коноплев Яков Давыдович, один из
тех, кто в суровые годы войны отстаивал честь и свободу своей
Отчизны, а в послевоенное трудное время восстанавливал народное
хозяйство.
Семья Коноплевых – одна из семей старшего поколения,
вложившие свои силы в развитие нашего города. Яков Давыдович и его
жена Клавдия Ивановна – дети трудных, но счастливых 2030х годов,
в которых люди верили в свое светлое будущее и хотели поскорее
разглядеть и понять его.И Яков Давыдович и Клавдия Ивановна хотели «сеять
разумное, доброе, вечное», поэтому и поступили в педагогический
институт: он на исторический факультет, она – на учителя начальных
классов. Много мечталось и задумывалось, но все оборвала война.
В 1942 году 14 октября Яков Давыдович был призван в армию,
в 21 запасной стрелковый полк, который дислоцировался вблизи
г. Бердска Новосибирской области, прошел подготовку пехотинца,
а
Боевой путь Яков Давыдович
завершил 10 апреля 1945 г. в городе
Кенигсберге, имея четыре медали:
«За отвагу», «За боевые заслуги»,
«За взятие Кенигсберга», «За победу
над Германией»,
орден
«Отечественной войны» II степени
получил в честь 40летия Победы.
Еще два года ему пришлось служить
в 62м отдельном артиллерийском
зенитном дивизионе в г. Баку и
вернуться домой только в 1947 году.
И с этого момента
сапера, связистарадиста и телефониста. И вот военным эшелоном 15
начинается гражданская жизнь с
мая 1944 г. прибыл на фронт в 216ю Краснознаменную Сивашскую
мечтой о работе в школе, с детьми, о
орденов Кутузова и Суворова стрелковую дивизию, в которой
быстрейшем построении счастливой
сражался с немецко фашистскими захватчиками, освобождая Крым и
Севастополь. И в победном марше шел по земле Белоруссии,
Прибалтике, Польше, громил врага в Восточной Пруссии.
В Междуреченске Яков Давыдович и Клавдия Ивановна
трудятся с 1967 г. сначала в Усинской восьмилетней школе, затем в
Тебинской средней школе. За преданность своей профессии и любовь к
детям Яков Давыдович был назначен директором Усинской
восьмилетней школы с 1967 по 1978 г., а после ее закрытия иззамалочисленности детей в поселке работал в средней школе № 14 до
1976 г., отдавая свои знания и жизненный опыт ученикам, уча их
преодолевать все трудности в учебе и жизни, вырастать достойной
сменой старшего поколения.
Не забывали Коноплевы и о своих детях: вырастили и дали
образование двум сыновьям. Старший живет в нашем городе;
проработав много лет на шахте, находиться на заслуженном отдыхе, а
младший сын, окончив Новосибирский авиатехникум, трудился на
летноиспытательной станции. Род Коноплевых продолжают четверо
внуков и две внучки, которые гордятся дедушкой и бабушкой,
прожившими вместе уже пятьдесят семь лет! Как часто находят внуки
понимание, нужные и правильные советы именно у них, людей
скромных, добрых, но таких нужных в наше трудное, жестокое время.
Свою семью Барабаш Михаил Степанович и Ващенко Анна
Ивановна построили в послевоенные годы в 1956году в родном селе
Старогорностали Здвинского района Новосибирской области будучи
молодыми учителями.
Окончив семь классов, Михаил Степанович поступает в
Куйбышевский педагогический техникум. После третьего курса ему
предложили работу в родном селе и молодой учитель согласился.Приехал в середине учебного года, когда классы уже были
сформированы, но оставались сельские дети, которые не посещали
школу ( не в чем было ходить), и дети из детского дома. И вот с этими
ребятами, в доме – пятистенке, с большой печью, отапливающей
комнату для занятий, за сколоченными столами занимались тридцать
восемь детей. Занятия шли в две смены – разный возраст учеников.
Михаил Степанович всей душой полюбил своих маленьких учеников, и
дети платили ему своим прилежанием. В конце учебного года
проверяли знания детей – девятнадцать отличников! Не подвел своих
учеников и сам Михаил Степанович. На государственных экзаменах в
техникуме – стал одним из лучших выпускников. Вернулся в
Старогорносталь и проработал еще десять лет до своего знакомства с
новой учительницей Ващенко Анной Ивановной, отучившейся в
Татарском педагогическом училище после десятого класса. Увидел
Михаил Степанович бездонные синие глаза молоденькой девушки,
принял решение, и с того времени пошли они вместе в жизни и в
работе учителями начальных классов.
Проработав одиннадцать лет в Старогорностали, решили
молодые переехать в город Сталинск, в котором жили и трудились
дедушка Новиков Андрей Алексеевич и его сыновья Иван Андреевич и
Анатолий Андреевич, воспитавшие оставшегося с детских лет без
родителей Михаила Степановича.Живя в Сталинске, молодые учителя узнали о строительстве
нового города и решили поехать в Междуреченск.Третья школа находилась около шахты Распадской, и с 1961
года Анна Ивановна и Михаил Степанович воспитывали и учили детей,
не забывая повышать свое педагогическое мастерство, закончив заочно
Иркутский педагогический институт.Вскоре школу изза расширения
работ на шахте закрыли, и Михаил Степанович сначала работал в
школе № 6, потом в школе № 9, а с 1970 по 1973 по просьбе Арсентия
Сидоровича Майтакова (первого директора школы) работал в школе №
10. Вскоре туда же переходит работать и Анна Ивановна.
Отработав 27 лет в школе, Михаил Степанович уходит на
пенсию, но долго дома не просидел – его приглашают работать в Дом
Пионеров, где еще пять лет он ведет авиамодельный и юного
киноапператора кружки.
Общий педагогический стаж Анны Ивановны и Михаила
Степановича насчитывает семьдесят пять лет – сколько выпускников
было в их жизни! Гордятся своими учениками Анна Ивановна и
Михаил Степанович, и ученики не забывают их. Гордиться своими
родителями и дочь Татьяна. И хотя она сейчас живет на Севере в г.
Мирном, часто приезжает к ним в гости со своими дочками.
Гордость и уважения вызывают у меня эти две семьи, много
лет проработавшие в школе. Как много и с какой теплотой говорят онио своих родственниках, об учителях, работавших с ними, о детях, и как
скромно – о себе. И мне очень стыдно, что такие люди сейчас живут в
нужде. Конечно, наша школа помогает, окружает заботой, но хотелось
бы большего внимания со стороны города.
Благодаря таким людям как семьи Коноплевых, Барабаш и
Ващенко держится благополучие нашего общества. Мы должны
гордиться такими людьми нашего города, благодаря которым
процветает наш Междуреченск, должны стараться быть похожими на
них в труде, радости жизни, доброму отношению друг к другу и ко
всем людям.
С ветеранами Великой Отечественной войны.
беседовали учащиеся 11 класса
Юрзанов Дмитрий,
Баева Анастасия,
Титов Виталий.
Сердечный праздник
1 октября будет отмечаться один из самых молодых
праздников теплый и сердечный День пожилого человека.
С детства впитывает человек от людей старшего поколения
народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из
бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь
к родной земле и ее прекрасным жителям.
Нельзя забывать того, что сделано руками людей старшего
поколения. Они возводили заводы, воевали на фронтах, добросовестно
трудились в мирное время, работали в школах, воспитывали нас, своих
детей и внуков.
Время не стоит
на месте. Все быстрее ритм нашей жизни, все больше с годами
волнений, неотложных дел…. Но забота о наших пожилых людях то,
о чем нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить их быт,
оказать реальную помощь вот одна из важнейших задач сегодняшнего
дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга
перед ними. Уважение складывается из мелочей: уступите место в
автобусе, помогите перейти через дорогу, выразить простоечеловеческое внимание и разглаживаются морщинки у глаз, светлее
становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека.
Именно пожилые люди помогают нам и тогда, когда мы
становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы
поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение.
Огромное спасибо вам за это! Будьте здоровы на долгие годы, наши
дорогие! Счастья вам, любви, тепла, благополучия!
Люди пожилые,
Всем поклон Вам низкий
От родных и близких,
И от всей Отчизны
За бесценный труд!
Потапова Е.А.,
классный руководитель 11 класса