РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ
Программа «Счастливая семья»
Родительское просвещение – основное направление работы общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». Где одной из главных сегодняшних задач заявлена задача формирования ответственного и позитивного родительства.
Педагогические коллективы о.о. призваны формировать у уч-ся основы семейной культуры, а у родителей – педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных, доверительных отношений с детьми.
О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики РФ до 2025 г.», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей – в « Основах государственной культурной политики». Приоритет семейного воспитания является лейтмотивом «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г.»
Программа «Счастливая семья» – один из механизмов решения задач по формированию ответственной и позитивной родительской позиции. Родительская позиция – это совокупность отношений родителя к себе, к своему ребенку, к семье, к своему роду, к своей малой большой Родине, к учителю, к школам, к образованию в целом. Задача названных курсов – помочь родителям в формировании навыков выбора, определения и корректировки родительской позиции., повысить мотивацию к самостоятельному развитию родительских компетенций, формированию базовых знаний с учетом наработанного теоретического и практического ресурса
Цель: Формирование навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми.
Задачи:
- повысить уровень правовой культуры в области семейного права,
- сформировать и развить психолого-педагогические компетенции в области семейного воспитания (основы семейной психологии, формирование позитивных семейных отношений, умение разрешать споры и конфликты, формирование ответственной позиции ребенка и родителя),
- сформировать и развить знания по основам деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства,
- сформировать основы финансово-экономической грамотности в области составления и распределения семейного бюджета,
- научить осуществлять деятельность по пропаганде семейных традиций и ценностей российской семьи.
Формы и методы работы:
Традиционные методы (лекции и семинарские занятия), направленные на формирование базовых знаний и теоретической готовности к осуществлению родительских обязанностей, а также на выявление актуальных проблемсемьи;
Визуализация, ролевая игра, актуализация своих детских впечатлений, групповая дискуссия, мини-лекция, практикум, игра, работа в группах. Если рассматривать структуру занятий, как совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих аспектов развития личности, то на занятиях проработаны все три компонента.
Формы работы:проблемные лекции с мультимедийным сопровождением,интерактивные практические занятия, проблемные семинары и круглые столы, индивидуальные и групповые формы практической работы, тренинг умений, рефлексивный практикум, анализ ситуаций и решение педагогических задач, педагогическое проектирование и др.
Предполагаемые результаты
Родители, успешно освоившие программу должны иметь четкое представление:
- о семье как системе;
-о возрастных особенностях детей и причинах нарушений их возрастного и личностного развития;
-о технике безопасного общения с детьми разных возрастов;
Должны знать:
социально-психологические основы системы знаний о жизнедеятельности семьи;
- психологические особенности формирования и развития семьи;
- медицинские и психологические аспекты развития и воспитания ребенка.
Должны быть готовы:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для решения вопросов воспитания и развития ребенка;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию ребенка;
- выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
Механизм отслеживания результатов: тестирование, анкетирование.
Занятия проводятся:
в очной форме: семинары-тренинги, ролевые и деловые игры, групповые консультации, лекции;
Срок обучения - рассчитан на освоение программы объемом в72часа.
Учебный план
№ |
Наименование блоков |
Всего часов |
Лекции |
Практика |
Форма контроля |
1. |
Основы семейной психологии. |
7 |
3 |
4 |
Тестирование |
2. |
Разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье. |
7 |
3 |
4 |
Тестирование |
3. |
Формирование ответственной позиции родителей и детей. |
7 |
2 |
5 |
Тестирование |
4. |
Формирование детско-родительских позитивных отношений. |
6 |
1 |
5 |
Анкетирование |
5. |
Основы семейного воспитания. |
7 |
4 |
3 |
Анкетирование |
6. |
Профилактика семейного неблагополучия. |
7 |
3 |
4 |
Тестирование |
7. |
Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи |
6 |
2 |
4 |
Анкетирование |
8. |
Здоровый образ жизни в семье. |
7 |
3 |
4 |
Анкетирование |
9. |
Бюджет семьи. |
6 |
3 |
3 |
Анкетирование |
10. |
Основы семейного законодательства. |
6 |
2 |
4 |
Анкетирование |
11. |
Формирование мотивации родителей на самостоятельное развитие собственных«родительских компетенций». |
6 |
2 |
4 |
Тестирование |
|
Итого |
72 |
28 |
44 |
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Раздел 1.Основы семейной психологии.
Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Типология семей. Структура семьи. Неблагоприятные семейные ситуации (семейная неудовлетворенность, тревога,перенапряжение, чувство вины).
Неблагоприятные семейные ситуации как потенциальный источник психической травмы.
«Субъективная картина семьи». Семейные взаимоотношения. Межличностная коммуникация в семье. Механизмы семейной интеграции. Структурно-ролевой аспект семьи. Нарушения семейной жизнедеятельности. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС).
Раздел 2. Разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье.
Понятия «противоречие», «конфликт» («семейный конфликт»), «конфликтная ситуация».Неизбежность семейных противоречий. Семейные противоречия и интеграциясемьи.Причины и особенности конфликтов.Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье. Реинтегрирующие и дезинтегрирующие решения проблем, связанных с семейными конфликтами.Конструктивность и барьеры общения. Компромиссы.
Раздел 3. Формирование ответственной позиции родителей и детей.
Типология родительских позиций. Особенности формирования ответственности у родителей в зависимости от выбранной позиции. Методика «Диагностика родительской позиции». Проблемы ответственности в психологии. Подходы к изучению ответственности. Сущность феномена родительства. Теоретические подходы к изучению родительства. Родительская ответственность в структуре феномена родительства. Пути формирования ответственного родительства. Что значит личная ответственность ребёнка? Уровни ответственности. Роль родителей в воспитании ответственности у ребёнка. Ответственность, как социальный навык. Технологии развития личной ответственности детей.
Раздел 4. Формирование детско-родительских позитивных отношений.
Особенности современной семьи. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений. Коррекция детско-родительских отношений путем формирования позитивных аттракций. Роль совместной деятельности детей и родителей в гармонизации взаимоотношений. Тренинг формирования позитивных детско-родительских отношений.
Раздел 5. Основы семейного воспитания.
«Нуклеарная семья» и ее структура. «Пополненная семья» и ее структура. «Смешанная семья» или «перестроенная» семья, образовавшаяся вследствие брака разведенных людей. «Семья родителя-одиночки» и ее структура.
Значимость образовательного уровня родителей для семьи. Степень освоения культуры членами семьи. Участие семьи в формировании мировоззрения детей. Семья как воспитательная среда – наличие условий для физического и духовного развития детей.
Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;
формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести; привитие умений и навыков организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства. Личностно-развивающая задача - создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельностиобщения. Детско-детские отношения. Родительские отношения. Субординация в семье.
Детско-родительские отношения. Эмоциональный компромисс. Поощрение как стимул. Психологическая задача «Кнут или пряник?». Варианты родительских установок ( праксис).
Раздел 6. Профилактика семейного неблагополучия.
Изменение семейных ролей. Распад семьи. Неправильный стиль воспитания.
Психологические травмы в детстве.Личность родителя как фактор влияния на ребенка. Роль матери в становлении личности ребенка. Невротические питы матерей (по Захарову А.И.). Роль отца в воспитании детей. Типологии отцов. Я Тест на изучение возможного наказания родителей детьми. Тест детско-родительских отношений. Техники психологического воздействия. Психологический аспект установок. «Метафора моей семьи» - психологическое упражнение.
Раздел 7. Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи.
Ценности семьи и семейной жизни. Укрепление института семьи. Формирование ответственногородительства. Празднование Дня семьи. Почитаемые святые хранители семьи. Российский День семьи. Нравственное развитие семьи. Психологическая совместимость в семье. Генеалогическое древо – цель и задачи. Нравственный аспект создания генеалогического древа. Принцип проведения семейной социометрии. Психологическая задача диагностики. Психоанализ проведенной диагностики. Работа с диагностическим материалом. Интроспекция.
Раздел 8. Здоровый образ жизни в семье.
Признаки индивидуального здоровья. Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая технология. Основные компоненты здоровьесберегающей технологии. Функции здоровьесберегающих технологий. Классификация здоровьесберегающих технологий. Психическое и психологическое здоровье детей и школьников. Задачи психологической помощи. Периодизация Л.С. Выготского. Периодизация Д. Б. Эльконина. Теория психосоциального развития Эрика Эриксона.
Раздел 9. Бюджет семьи.
Понятие и функции семейного бюджета. Проблемы рационализации семейного бюджета. Семейный бюджет и уровень жизни. Минимальный потребительский бюджет. Бюджет прожиточного уровня. Потребительская корзина. Дифференциация населения по уровню дохода и потребления. Общая характеристика доходной части семейного бюджета. Понятие номинального и реального дохода. Заработная плата. Государственные и частные трансферты. Доходы от собственности. Доходы от личного подсобного хозяйства. Теневая экономика.
Общая характеристика и структура расходов семейного бюджета. Налоги, как составная часть семейных расходов. Функционально-стоимостной анализ семейных расходов.
Раздел 10. Основы семейного законодательства.
В учебной теме приводятся федеральные документы, изданные по проблеме семейного права. Раскрывается сущность и план мероприятий по введению и документальному сопровождению защиты прав семьи. Рассматривается институт брака в РФ на основе СК РФ.
Перечисляются составляющие особенности статуса. Приводится материал о правах, обязанностях и юридической ответственности родителей за нарушение норм действующего законодательства.Перечисляются составляющие правового статуса несовершеннолетних, в т.ч. малолетних. Приводится материал о правах (СК, ГК РФ), обязанностях (273 ФЗ РФ) и юридической ответственности (КоАП РФ, УК РФ) детей за нарушение норм действующего законодательства.
Раздел 11. Профилактика проблемного поведения детей в семье.
Агрессивный ребенок. Тревожные дети. Гиперактивные дети. Детский суицид. Формы организации семейного досуга. Профилактика формирования зависимого поведения детей в семье. Практикум «Формула родительского успеха» Способы выражения родительской любви к ребенку.
Учебно-тематический план программы
№ п/п |
Наименование раздела, темы
|
Кол-во часов |
|
Раздел 1.Основы семейной психологии. |
7 |
1 |
Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Типология семей. |
1 |
2 |
Структура семьи.
|
1 |
3 |
Неблагоприятные семейные ситуации (семейная неудовлетворенность, тревога, перенапряжение, чувство вины).
|
1 |
4 |
Неблагоприятные семейные ситуации как потенциальный источник психической травмы.
|
1 |
5 |
«Субъективная картина семьи». Семейные взаимоотношения. |
1 |
6 |
Межличностная коммуникация в семье. Механизмы семейной интеграции.
|
1 |
7 |
Структурно-ролевой аспект семьи. Нарушения семейной жизнедеятельности.
|
1 |
|
Раздел 2. Разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье. |
7 |
1 |
Понятия «противоречие», «конфликт» («семейный конфликт»), «конфликтная ситуация». |
1 |
2 |
Неизбежность семейных противоречий. Семейные противоречия и интеграция семьи.
|
1 |
3 |
Причины и особенности конфликтов.
|
1 |
4 |
Основные типы решения конфликтов и преодоления конфликтных ситуаций в семье. |
1 |
5 |
Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье.
|
1 |
6 |
Конструктивность и барьеры общения. |
1 |
7 |
Компромиссы. |
1 |
|
Раздел 3. Формирование ответственной позиции родителей и детей. |
7 |
1 |
Типология родительских позиций. |
1 |
2 |
Проблемы ответственности в психологии. Подходы к изучению ответственности. |
1 |
3 |
Сущность феномена родительства. |
1 |
4 |
Теоретические подходы к изучению родительства. Родительская ответственность в структуре феномена родительства. |
1 |
5 |
Роль родителей в воспитании ответственности у ребёнка. Ответственность, как социальный навык. |
1 |
6 |
Пути формирования ответственного родительства. |
1 |
7 |
Что значит личная ответственность ребёнка? Уровни ответственности. |
1 |
|
Раздел 4. Формирование детско-родительских позитивных отношений. |
6 |
1 |
Диагностика детско-родительских отношений. |
1 |
2 |
Особенности современной семьи. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений. |
1 |
3 |
Коррекция детско-родительских отношений путем формирования позитивных аттракций. |
1 |
4 |
Роль совместной деятельности детей и родителей в гармонизации взаимоотношений. |
1 |
5-6 |
Тренинг формирования позитивных детско-родительских отношений. |
2 |
|
Раздел 5. Основы семейного воспитания. |
7 |
1 |
Структура семьи. |
1 |
2 |
Образовательный уровень родителей и их участие в жизни общества. |
1 |
3 |
Задачи семейного воспитания. |
1 |
4 |
Взаимоотношения различных поколений в семье. |
1 |
5 |
Эмоциональный компромисс. Поощрение как стимул. |
1 |
6 |
Психологическая задача «Кнут или пряник?». |
1 |
7 |
Варианты родительских установок ( праксис).
|
1 |
|
Раздел 6. Профилактика семейного неблагополучия. |
7 |
1 |
Причины психологического неблагополучия в детстве. |
1 |
2 |
Психологические травмы в детстве.
|
1 |
3 |
Невротические типы матерей и типологии отцов. |
1 |
4 |
Роль отца в воспитании детей. |
1 |
5 |
Типологии отцов. |
1 |
6 |
Роль матери в становлении личности ребенка. |
1 |
7 |
Тест детско-родительских отношений. |
1 |
|
Раздел 7. Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи |
6 |
1 |
Создание системы формирования позитивного отношения в молодежной среде к семье и браку, осознанного родительства. |
1 |
2 |
Семья как хранительница духовно-нравственных ценностей. |
1 |
3 |
Практикум: генеалогическое древо. |
1 |
4 |
Праксис: семейная социометрия |
1 |
5 |
Психологические упражнения с самодиагностикой «Дорога домой», |
1 |
6 |
Психологические упражнения с самодиагностикой «Моя семья – это…» |
1 |
|
Раздел 8.Здоровый образ жизни в семье. |
7 |
1 |
Признаки индивидуального здоровья. |
1 |
2 |
Здоровый образ жизни. |
1 |
3 |
Профилактика вредных привычек у детей. |
1 |
4 |
Психическое и психологическое здоровье детей и школьников. |
1 |
6 |
Периодизация Л.С. Выготского. Периодизация Д. Б. Эльконина. |
1 |
7 |
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона.
|
1 |
|
Раздел 9. Бюджет семьи. |
6 |
1 |
Понятие и функции семейного бюджета. Проблемы рационализации семейного бюджета. |
1 |
2 |
Семейный бюджет и уровень жизни. Минимальный потребительский бюджет. |
1 |
3 |
Общая характеристика доходной части семейного бюджета. Понятие номинального и реального дохода. Заработная плата. |
1 |
4 |
Государственные и частные трансферты. Доходы от собственности. Доходы от личного подсобного хозяйства. Теневая экономика. |
1 |
5 |
Общая характеристика и структура расходов семейного бюджета. |
1 |
6 |
Налоги, как составная часть семейных расходов. Функционально-стоимостной анализ семейных расходов. |
1 |
|
Раздел 10. Основы семейного законодательства. |
6 |
1 |
Федеральные документы, изданные по проблеме семейного права. |
1 |
2 |
Институт брака в РФ на основе СК РФ.
|
1 |
3 |
Правовой статус родителей несовершеннолетнего. |
1 |
4 |
Юридическая ответственность родителей за нарушение норм действующего законодательства. |
1 |
5 |
Правовой статус несовершеннолетнего. |
1 |
6 |
Юридическая ответственность детей за нарушение норм действующего законодательства. |
1 |
|
Раздел 11.Профилактика проблемного поведения детей в семье. |
6 |
1 |
Агрессивный ребенок. Тревожные дети. Гиперактивные дети. |
1 |
2 |
Детский суицид. |
1 |
3 |
Формы организации семейного досуга. |
1 |
4 |
Профилактика формирования зависимого поведения детей в семье. |
1 |
5 |
Способы выражения родительской любви к ребенку |
1 |
6 |
Практикум «Формула родительского успеха» |
1 |
|
Итого |
72ч. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.