Счастливая семья

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Счастливая семья.docx

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

Программа «Счастливая семья»

 

 

Родительское просвещение – основное направление работы общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». Где одной из главных сегодняшних задач заявлена задача формирования ответственного и позитивного родительства.

Педагогические коллективы о.о. призваны формировать у уч-ся основы семейной культуры, а у родителей – педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных, доверительных отношений с детьми.

 

О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики РФ до 2025 г.», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей – в « Основах государственной культурной политики». Приоритет семейного воспитания является лейтмотивом «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г.»

 Программа  «Счастливая семья» – один из механизмов решения задач по формированию ответственной и позитивной родительской позиции. Родительская позиция – это совокупность отношений родителя к себе, к своему ребенку, к семье, к своему роду, к своей малой большой Родине, к учителю, к школам, к образованию в целом. Задача названных курсов – помочь родителям в формировании навыков выбора, определения и корректировки родительской позиции., повысить мотивацию к самостоятельному развитию родительских компетенций, формированию базовых знаний с учетом наработанного теоретического и практического ресурса

 

Цель: Формирование навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми.

Задачи:

-     повысить уровень правовой культуры в области семейного права,

 

-       сформировать и развить психолого-педагогические компетенции в области семейного воспитания (основы семейной психологии, формирование позитивных семейных отношений, умение разрешать споры и конфликты, формирование ответственной позиции ребенка и родителя),

-      сформировать и развить знания по основам деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства,

 

-         сформировать основы финансово-экономической грамотности в области составления и распределения семейного бюджета,

 

-       научить осуществлять деятельность по пропаганде семейных традиций и ценностей российской семьи.

 

Формы и методы работы:

Традиционные методы (лекции и семинарские занятия), направленные на формирование базовых знаний и теоретической готовности к осуществлению родительских обязанностей,  а также на выявление   актуальных проблемсемьи;

Визуализация, ролевая игра, актуализация своих детских впечатлений, групповая дискуссия, мини-лекция, практикум, игра, работа в группах. Если рассматривать структуру занятий, как совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих аспектов развития личности, то на занятиях проработаны все три компонента.

Формы работы:проблемные лекции с мультимедийным сопровождением,интерактивные практические занятия, проблемные семинары и круглые столы, индивидуальные и групповые формы практической работы, тренинг умений, рефлексивный практикум, анализ ситуаций и решение педагогических задач, педагогическое проектирование и др.

Предполагаемые результаты

 

Родители, успешно освоившие программу должны иметь четкое представление:

- о семье как системе;

-о возрастных особенностях детей и причинах нарушений их возрастного и личностного развития;

-о технике безопасного общения с детьми разных возрастов;

Должны знать:

социально-психологические основы системы знаний о жизнедеятельности семьи;

- психологические особенности формирования и развития семьи;

- медицинские и психологические аспекты развития и воспитания ребенка.

Должны быть готовы:

- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для решения вопросов воспитания и развития ребенка;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию ребенка;

- выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

 

Механизм отслеживания результатов: тестирование, анкетирование.

Занятия проводятся:

в очной форме: семинары-тренинги, ролевые и деловые игры, групповые консультации, лекции;

 

Срок обучения - рассчитан на освоение программы объемом в72часа.

 

Учебный план

 

Наименование блоков

Всего часов

Лекции

Практика

Форма контроля

1.      

Основы семейной психологии.

7

3

4

Тестирование

2.      

Разрешение  споров  и конфликтных ситуаций в семье.

7

3

4

Тестирование

3.      

Формирование ответственной позиции родителей и детей.

7

2

5

Тестирование

4.      

Формирование детско-родительских позитивных отношений.

6

1

5

Анкетирование

5.      

Основы семейного воспитания.

7

4

3

Анкетирование

6.      

Профилактика семейного неблагополучия.

7

3

4

Тестирование

7.      

Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи

6

2

4

Анкетирование

8.      

Здоровый образ жизни в семье.

7

3

4

Анкетирование

9.      

Бюджет семьи.

6

3

3

Анкетирование

10.  

Основы семейного законодательства.

6

2

4

Анкетирование

11.  

Формирование мотивации родителей на самостоятельное развитие собственных«родительских компетенций».

6

2

4

Тестирование

 

Итого

72

28

44

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Раздел 1.Основы семейной психологии.

Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Типология семей. Структура семьи. Неблагоприятные семейные ситуации (семейная неудовлетворенность, тревога,перенапряжение, чувство вины).

Неблагоприятные семейные ситуации как потенциальный источник психической травмы.

«Субъективная картина семьи». Семейные взаимоотношения. Межличностная коммуникация в семье. Механизмы семейной интеграции. Структурно-ролевой аспект семьи. Нарушения семейной жизнедеятельности. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС).

Раздел 2. Разрешение  споров  и конфликтных ситуаций в семье.

Понятия «противоречие», «конфликт» («семейный конфликт»), «конфликтная ситуация».Неизбежность семейных противоречий. Семейные противоречия и интеграциясемьи.Причины и особенности конфликтов.Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье. Реинтегрирующие и дезинтегрирующие решения проблем, связанных с семейными конфликтами.Конструктивность и барьеры общения. Компромиссы.

Раздел 3. Формирование ответственной позиции родителей и детей.

Типология родительских позиций. Особенности формирования ответственности у родителей в зависимости от выбранной позиции. Методика «Диагностика родительской позиции». Проблемы ответственности в психологии. Подходы к изучению ответственности. Сущность феномена родительства. Теоретические подходы к изучению родительства. Родительская ответственность в структуре феномена родительства. Пути формирования ответственного родительства. Что значит личная ответственность ребёнка? Уровни ответственности. Роль родителей в воспитании ответственности у ребёнка. Ответственность, как социальный навык. Технологии развития личной ответственности детей.

Раздел 4. Формирование детско-родительских позитивных отношений.

Особенности современной семьи. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений. Коррекция детско-родительских отношений путем формирования позитивных аттракций. Роль совместной деятельности детей и родителей в гармонизации взаимоотношений. Тренинг формирования позитивных детско-родительских отношений.

Раздел 5. Основы семейного воспитания.

«Нуклеарная семья» и ее структура. «Пополненная семья» и ее структура. «Смешанная семья» или «перестроенная» семья, образовавшаяся вследствие брака разведенных людей. «Семья родителя-одиночки» и ее структура.

Значимость образовательного уровня родителей для семьи. Степень освоения культуры членами семьи. Участие семьи в формировании мировоззрения детей. Семья как воспитательная среда – наличие условий для физического и духовного развития детей.

Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести; привитие умений и навыков организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства. Личностно-развивающая задача - создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельностиобщения. Детско-детские  отношения.  Родительские  отношения. Субординация  в семье.

Детско-родительские отношения. Эмоциональный компромисс. Поощрение как стимул. Психологическая задача «Кнут или пряник?». Варианты родительских установок ( праксис).

Раздел 6. Профилактика семейного неблагополучия.

Изменение семейных ролей. Распад семьи. Неправильный стиль воспитания.

Психологические травмы в детстве.Личность родителя как фактор влияния на ребенка. Роль матери в становлении личности ребенка. Невротические питы матерей (по Захарову А.И.). Роль отца в воспитании детей. Типологии отцов. Я Тест на изучение возможного наказания родителей детьми. Тест детско-родительских отношений. Техники психологического воздействия. Психологический аспект установок. «Метафора моей семьи» - психологическое упражнение.

Раздел 7. Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи.

Ценности семьи и семейной жизни. Укрепление института семьи. Формирование ответственногородительства. Празднование Дня семьи. Почитаемые святые хранители семьи. Российский День семьи. Нравственное развитие семьи. Психологическая совместимость в семье. Генеалогическое древо – цель и задачи. Нравственный аспект создания генеалогического древа. Принцип проведения семейной социометрии. Психологическая задача диагностики. Психоанализ проведенной диагностики. Работа с диагностическим материалом. Интроспекция.

Раздел 8. Здоровый образ жизни в семье.

Признаки индивидуального здоровья. Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая технология. Основные компоненты здоровьесберегающей технологии. Функции здоровьесберегающих технологий. Классификация здоровьесберегающих технологий.   Психическое и психологическое здоровье детей и школьников. Задачи психологической помощи. Периодизация Л.С. Выготского. Периодизация Д. Б. Эльконина. Теория психосоциального развития Эрика Эриксона.

Раздел 9. Бюджет семьи.

Понятие и функции семейного бюджета. Проблемы рационализации семейного бюджета. Семейный бюджет и уровень жизни. Минимальный потребительский бюджет. Бюджет прожиточного уровня. Потребительская корзина. Дифференциация населения по уровню дохода и потребления. Общая характеристика доходной части семейного бюджета. Понятие номинального и реального дохода. Заработная плата. Государственные и частные трансферты. Доходы от собственности. Доходы от личного подсобного хозяйства. Теневая экономика.

Общая характеристика и структура расходов семейного бюджета. Налоги, как составная часть семейных расходов. Функционально-стоимостной анализ семейных расходов.

Раздел 10. Основы семейного законодательства.

В учебной теме приводятся федеральные документы, изданные по проблеме семейного права. Раскрывается сущность и план мероприятий по введению и документальному сопровождению защиты прав семьи. Рассматривается институт брака в РФ на основе СК РФ.

Перечисляются составляющие особенности статуса. Приводится материал о правах, обязанностях и юридической ответственности родителей за нарушение норм действующего законодательства.Перечисляются составляющие правового статуса несовершеннолетних, в т.ч. малолетних. Приводится материал о правах (СК, ГК РФ), обязанностях (273 ФЗ РФ) и юридической ответственности (КоАП РФ, УК РФ) детей за нарушение норм действующего законодательства.

Раздел 11. Профилактика проблемного поведения детей в семье.

Агрессивный ребенок. Тревожные дети. Гиперактивные дети. Детский суицид. Формы организации семейного досуга. Профилактика формирования зависимого поведения детей в семье. Практикум «Формула родительского успеха» Способы выражения родительской любви к ребенку.

 

 

Учебно-тематический план программы

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

 

Кол-во часов

 

Раздел 1.Основы семейной психологии.

7

1

Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Типология семей.

1

2

Структура семьи.

 

1

3

Неблагоприятные семейные ситуации (семейная неудовлетворенность, тревога, перенапряжение, чувство вины).

 

1

4

Неблагоприятные семейные ситуации как потенциальный источник психической травмы.

 

1

5

«Субъективная картина семьи». Семейные взаимоотношения.

1

6

Межличностная коммуникация в семье. Механизмы семейной интеграции.

 

1

7

Структурно-ролевой аспект семьи. Нарушения семейной жизнедеятельности.

 

1

 

Раздел 2. Разрешение  споров  и конфликтных ситуаций в семье.

7

1

Понятия «противоречие», «конфликт» («семейный конфликт»), «конфликтная ситуация».

1

2

Неизбежность семейных противоречий. Семейные противоречия и интеграция семьи.

 

1

3

Причины и особенности конфликтов.

 

1

4

Основные типы решения конфликтов и преодоления конфликтных ситуаций в семье.

1

5

Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье.

 

1

6

Конструктивность и барьеры общения.

1

7

Компромиссы.

1

 

Раздел 3. Формирование ответственной позиции родителей и детей.

7

1

Типология родительских позиций.

1

2

Проблемы ответственности в психологии. Подходы к изучению ответственности.

1

3

Сущность феномена родительства.

1

4

Теоретические подходы к изучению родительства. Родительская ответственность в структуре феномена родительства.

1

5

Роль родителей в воспитании ответственности у ребёнка. Ответственность, как социальный навык.

1

6

Пути формирования ответственного родительства.

1

7

Что значит личная ответственность ребёнка? Уровни ответственности.

1

 

Раздел 4. Формирование детско-родительских позитивных отношений.

6

1

Диагностика детско-родительских отношений.

1

2

Особенности современной семьи. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений.

1

3

Коррекция детско-родительских отношений путем формирования позитивных аттракций.

1

4

Роль совместной деятельности детей и родителей в гармонизации взаимоотношений.

1

5-6

Тренинг формирования позитивных детско-родительских отношений.

2

 

Раздел 5. Основы семейного воспитания.

7

1

Структура семьи.

1

2

Образовательный уровень родителей и их участие в жизни общества.

1

3

Задачи семейного воспитания.

1

4

Взаимоотношения различных поколений в семье.

1

5

Эмоциональный компромисс. Поощрение как стимул.

1

6

Психологическая задача «Кнут или пряник?».

1

7

Варианты родительских установок ( праксис).

 

1

 

Раздел 6. Профилактика семейного неблагополучия.

7

1

Причины психологического неблагополучия в детстве.

1

2

Психологические травмы в детстве.

 

1

3

Невротические типы матерей и типологии отцов.

1

4

Роль отца в воспитании детей.

1

5

Типологии отцов.

1

6

Роль матери в становлении личности ребенка.

1

7

Тест детско-родительских отношений.

1

 

Раздел 7. Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи

6

1

Создание системы формирования позитивного отношения в молодежной среде к семье и браку, осознанного родительства.

1

2

Семья как хранительница духовно-нравственных ценностей.

1

3

Практикум: генеалогическое древо.

1

4

Праксис: семейная социометрия

1

5

Психологические упражнения с самодиагностикой «Дорога домой»,

1

6

Психологические упражнения с самодиагностикой «Моя семья – это…»

1

 

Раздел 8.Здоровый образ жизни в семье.

7

1

Признаки индивидуального здоровья.

1

2

Здоровый образ жизни.

1

3

Профилактика вредных привычек у детей.

1

4

Психическое и психологическое здоровье детей и школьников.

1

6

Периодизация Л.С. Выготского. Периодизация Д. Б. Эльконина.

1

7

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона.

 

1

 

Раздел 9. Бюджет семьи.

6

1

Понятие и функции семейного бюджета. Проблемы рационализации семейного бюджета.

1

2

Семейный бюджет и уровень жизни. Минимальный потребительский бюджет.

1

3

Общая характеристика доходной части семейного бюджета. Понятие номинального и реального дохода. Заработная плата.

1

4

Государственные и частные трансферты. Доходы от собственности. Доходы от личного подсобного хозяйства. Теневая экономика.

1

5

Общая характеристика и структура расходов семейного бюджета.

1

6

Налоги, как составная часть семейных расходов. Функционально-стоимостной анализ семейных расходов.

1

 

Раздел 10. Основы семейного законодательства.

6

1

Федеральные документы, изданные по проблеме семейного права.

1

2

Институт брака в РФ на основе СК РФ.

 

1

3

Правовой статус родителей несовершеннолетнего.

1

4

Юридическая ответственность родителей за нарушение норм действующего законодательства.

1

5

Правовой статус несовершеннолетнего.

1

6

Юридическая ответственность детей за нарушение норм действующего законодательства.

1

 

Раздел 11.Профилактика проблемного поведения детей в семье.

6

1

Агрессивный ребенок. Тревожные дети. Гиперактивные дети.

1

2

Детский суицид.

1

3

Формы организации семейного досуга.

1

4

Профилактика формирования зависимого поведения детей в семье.

1

5

Способы выражения родительской любви к ребенку

1

6

Практикум «Формула родительского успеха»

1

 

Итого

72ч.