Счет лет в истории
Оценка 4.9

Счет лет в истории

Оценка 4.9
doc
05.09.2021
Счет лет в истории
Счет лет в истории.doc

План урока истории в 5 классе по курсу

«Всеобщая история. История Древнего мира»

 

Тема урока: «Счет лет в истории».

Цель урока: 1. Сформировать у учащихся представление о хронологии, как части исторических знаний.

2. Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.

3. Развить умения соотносить такие понятия, как тысячелетие, год, век; продолжить формирование умений счета лет в истории.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные термины и понятия: хронология, единицы измерения времени, летоисчисление, «лента времени».

Оборудование: на доске – тема урока, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

План урока:

1. Историческая хронология.

2. Летоисчисление в древности.

3. Современное летоисчисление.

 

Ход урока

I.  Организационный момент

Приветственное слово учителя. Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку.

 

II. Изучение новой темы

1) Историческая хронология

История рассказывает о прошлой жизни людей, о том, что произошло совсем недавно и было очень давно. В истории счет времени часто идет не на месяцы и годы, а на века и тысячелетия.

Сегодня на  уроке мы поговорим о том, как вели счет времени наши предки и какое летоисчисление применяется в современном мире, узнаем, какие существуют единицы измерения времени, выясним, как разные народы считали время, а также познакомимся с лентой времени и научимся прямому и обратному счету лет. Тема сегодняшнего урока «Счет лет в истории».

В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше, а какое позже. Без дат нет истории.

Историки выстраивают исторические события в определенной последовательности во времени. Эту последовательность называют хронологией.

В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам.

На уроках математики, решая примеры, ребята используют арабские цифры. Они так называются потому, что пришли к нам из арабских стран. Совсем другие цифры были в древнем городе Рим. В истории очень часто применяются именно римские цифры.

Представление о годе,  как промежутке времени возникло у древних земледельцев: они поняли, что от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней.

Первыми в истории определили продолжительность года древние египтяне.

Счет времени необходим не только историкам. В своей повседневной жизни мы, даже не задумываясь, ведем счет дням, месяцам и годам, но кроме этого существуют и более крупные единицы времени.

 

А какие еще единицы времени вы знаете?

- Год. Сколько дней в году?

- Век. Век – это сколько лет?

- Тысячелетие. Тысячелетие – это сколько веков?

 

Давайте определим, к какому веку относятся представленные на карточках события?

998 г. – X век. (Для того чтобы определить какой это век, надо закрыть две последние цифры – остается цифра 9, это означает, что прошло девять полных веков, а идет десятый).

В истории принято числа и годы обозначать арабскими цифрами (1,2,3,4,5 и т.д.), а вот века – римскими (I, II, III,IV, V и т.д.).

Показ слайда с изображением арабских и римских цифр:

Арабские цифры

Римские цифры

1

I

2

II

3

III

4

IV

5

V

6

VI

7

VII

8

VIII

9

IX

10

X

 

Выполняем задание на карточке:

1. 1147 г. -  ____ в.   (XII)

2. 1380 г. -  ____ в.   (XIV)

3. 356 г. -    ____ в.   (IV)

4. 1917 г. -  ____ в.   (XX)

5. 1242 г. -  ____ в.   (XIII)

6. 2021 г. -  ____ в.   (XXI)

 

2) Летоисчисление в древности

Люди живут на Земле многие сотни тысяч лет, но и в древности и в наши дни разные народы по-разному ведут счет лет (летоисчисление).

Летосчисление - система счёта больших промежутков времени.

Первобытные земледельцы знали, что через равные промежутки времени наступает весна, а за ней - лето. Они считали сколько проходит времени от одного сбора урожая до другого, от одного лета до другого. Это  и был  для них год.  

Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира». Они называли одинаково и лето, и год.

Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с появлением нового фараона.

Древние римляне, например, вели отсчет времени от основания Рима.

А вот в жизни древних греков огромное значение занимали Олимпийские игры, поэтому свое летоисчисление они вели по олимпиадам.

При таком летоисчислении, очень сложно не запутаться и понять о каком времени идет речь.

3) Современное летоисчисление

В современном летоисчислении точкой отсчета для всех исторических дат является Рождество Христово.  Со временем, это счет лет был принят в разных странах.

Год рождения Иисуса Христа – первый год нового летоисчисления, точка отсчета нашего времени.

Для того, чтобы наглядно рассмотреть временные промежутки, применяют хронологическую ленту времени.

 Показ слайда с изображением ленты времени:

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Вертикальной чертой на ленте времени обозначают  рождество Христово. Всё, что расположено справа от этой линии считается нашей эрой и сокращенно обозначается н.э. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим, то есть первый, второй, третий и т.д. до нынешнего года.

 Всё, что расположено слева от этой линии – до нашей эры (до н.э.), то есть мы смотрим назад, как бы в обратную сторону.

Как вы видите на слайде, нулевой год отсутствует.

 

Выполняем задание на карточке: на ленте времени в хронологической последовательности расположите даты, указанные на карточке.

1. появление человека на Земле – 2 млн лет тому назад.

2. появление «человека разумного» - 40 тыс. лет назад.

3. появление скотоводства и земледелия – 10 тыс. лет назад.

4. появление ледника – 100 тыс. лет назад.

 

III. Закрепление изученного на уроке

 

Беседа по основным вопросам урока:

- Какую науку называют хронологией?

- Какие единицы времени мы рассмотрели?

- Что такое летоисчисление?

- Какими цифрами в истории обозначают года, а какими века?

- Для чего была придумана «лента времени»?

- От какой даты ведется современное летоисчисление?

 

Сосчитайте:

1. Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? (20 веков, 21-й век)

2. Когда было первое упоминание о Москве: в каком году, в каком веке, в каком тысячелетии? (в 1147 году, в 12-м веке, во втором тысячелетии)

 

Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что история – это наука, развивающаяся по своим правилам. Мы научились измерять время годами, веками и тысячелетиями, узнали, как вели счет лет в древности и как это происходит сейчас.

 

IV. Домашнее задание:

Учебник стр. 29-32

В тетради письменно выполнить задания:

1. Определить век по годам:

786 год –

1564 год –

1721 год –

1925 год –

2. Решить задачи:

-  Какой год был раньше 525 н.э. или 525 до н.э. и на сколько?

- Какой предшествовал 121 г. до н.э.?

- Ледовое побоище произошло в 1242 году. В каком веке праздновалось 500-летие этой битвы?


План урока истории в 5 классе по курсу «Всеобщая история

План урока истории в 5 классе по курсу «Всеобщая история

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как вели счет времени наши предки и какое летоисчисление применяется в современном мире, узнаем, какие существуют единицы измерения…

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как вели счет времени наши предки и какое летоисчисление применяется в современном мире, узнаем, какие существуют единицы измерения…

Давайте определим, к какому веку относятся представленные на карточках события? 998 г

Давайте определим, к какому веку относятся представленные на карточках события? 998 г

Летосчисление - система счёта больших промежутков времени

Летосчисление - система счёта больших промежутков времени

Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим, то есть первый, второй, третий и т

Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим, то есть первый, второй, третий и т

IV . Домашнее задание: Учебник стр

IV . Домашнее задание: Учебник стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2021