План урока истории в 5 классе по курсу
«Всеобщая история. История Древнего мира»
Тема урока: «Счет лет в истории».
Цель урока: 1. Сформировать у учащихся представление о хронологии, как части исторических знаний.
2. Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.
3. Развить умения соотносить такие понятия, как тысячелетие, год, век; продолжить формирование умений счета лет в истории.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные термины и понятия: хронология, единицы измерения времени, летоисчисление, «лента времени».
Оборудование: на доске – тема урока, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
План урока:
1. Историческая хронология.
2. Летоисчисление в древности.
3. Современное летоисчисление.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветственное слово учителя. Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку.
II. Изучение новой темы
1) Историческая хронология
История рассказывает о прошлой жизни людей, о том, что произошло совсем недавно и было очень давно. В истории счет времени часто идет не на месяцы и годы, а на века и тысячелетия.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как вели счет времени наши предки и какое летоисчисление применяется в современном мире, узнаем, какие существуют единицы измерения времени, выясним, как разные народы считали время, а также познакомимся с лентой времени и научимся прямому и обратному счету лет. Тема сегодняшнего урока «Счет лет в истории».
В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше, а какое позже. Без дат нет истории.
Историки выстраивают исторические события в определенной последовательности во времени. Эту последовательность называют хронологией.
В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам.
На уроках математики, решая примеры, ребята используют арабские цифры. Они так называются потому, что пришли к нам из арабских стран. Совсем другие цифры были в древнем городе Рим. В истории очень часто применяются именно римские цифры.
Представление о годе, как промежутке времени возникло у древних земледельцев: они поняли, что от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней.
Первыми в истории определили продолжительность года древние египтяне.
Счет времени необходим не только историкам. В своей повседневной жизни мы, даже не задумываясь, ведем счет дням, месяцам и годам, но кроме этого существуют и более крупные единицы времени.
А какие еще единицы времени вы знаете?
- Год. Сколько дней в году?
- Век. Век – это сколько лет?
- Тысячелетие. Тысячелетие – это сколько веков?
Давайте определим, к какому веку относятся представленные на карточках события?
998 г. – X век. (Для того чтобы определить какой это век, надо закрыть две последние цифры – остается цифра 9, это означает, что прошло девять полных веков, а идет десятый).
В истории принято числа и годы обозначать арабскими цифрами (1,2,3,4,5 и т.д.), а вот века – римскими (I, II, III,IV, V и т.д.).
Показ слайда с изображением арабских и римских цифр:
Арабские цифры |
Римские цифры |
1 |
I |
2 |
II |
3 |
III |
4 |
IV |
5 |
V |
6 |
VI |
7 |
VII |
8 |
VIII |
9 |
IX |
10 |
X |
Выполняем задание на карточке:
1. 1147 г. - ____ в. (XII)
2. 1380 г. - ____ в. (XIV)
3. 356 г. - ____ в. (IV)
4. 1917 г. - ____ в. (XX)
5. 1242 г. - ____ в. (XIII)
6. 2021 г. - ____ в. (XXI)
2) Летоисчисление в древности
Люди живут на Земле многие сотни тысяч лет, но и в древности и в наши дни разные народы по-разному ведут счет лет (летоисчисление).
Летосчисление - система счёта больших промежутков времени.
Первобытные земледельцы знали, что через равные промежутки времени наступает весна, а за ней - лето. Они считали сколько проходит времени от одного сбора урожая до другого, от одного лета до другого. Это и был для них год.
Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира». Они называли одинаково и лето, и год.
Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с появлением нового фараона.
Древние римляне, например, вели отсчет времени от основания Рима.
А вот в жизни древних греков огромное значение занимали Олимпийские игры, поэтому свое летоисчисление они вели по олимпиадам.
При таком летоисчислении, очень сложно не запутаться и понять о каком времени идет речь.
3) Современное летоисчисление
В современном летоисчислении точкой отсчета для всех исторических дат является Рождество Христово. Со временем, это счет лет был принят в разных странах.
Год рождения Иисуса Христа – первый год нового летоисчисления, точка отсчета нашего времени.
Для того, чтобы наглядно рассмотреть временные промежутки, применяют хронологическую ленту времени.
Показ слайда с изображением ленты времени:
ЛЕНТА ВРЕМЕНИ
Вертикальной чертой на ленте времени обозначают рождество Христово. Всё, что расположено справа от этой линии считается нашей эрой и сокращенно обозначается н.э. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим, то есть первый, второй, третий и т.д. до нынешнего года.
Всё, что расположено слева от этой линии – до нашей эры (до н.э.), то есть мы смотрим назад, как бы в обратную сторону.
Как вы видите на слайде, нулевой год отсутствует.
Выполняем задание на карточке: на ленте времени в хронологической последовательности расположите даты, указанные на карточке.
1. появление человека на Земле – 2 млн лет тому назад.
2. появление «человека разумного» - 40 тыс. лет назад.
3. появление скотоводства и земледелия – 10 тыс. лет назад.
4. появление ледника – 100 тыс. лет назад.
III. Закрепление изученного на уроке
Беседа по основным вопросам урока:
- Какую науку называют хронологией?
- Какие единицы времени мы рассмотрели?
- Что такое летоисчисление?
- Какими цифрами в истории обозначают года, а какими века?
- Для чего была придумана «лента времени»?
- От какой даты ведется современное летоисчисление?
Сосчитайте:
1. Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? (20 веков, 21-й век)
2. Когда было первое упоминание о Москве: в каком году, в каком веке, в каком тысячелетии? (в 1147 году, в 12-м веке, во втором тысячелетии)
Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что история – это наука, развивающаяся по своим правилам. Мы научились измерять время годами, веками и тысячелетиями, узнали, как вели счет лет в древности и как это происходит сейчас.
IV. Домашнее задание:
Учебник стр. 29-32
В тетради письменно выполнить задания:
1. Определить век по годам:
786 год –
1564 год –
1721 год –
1925 год –
2. Решить задачи:
- Какой год был раньше 525 н.э. или 525 до н.э. и на сколько?
- Какой предшествовал 121 г. до н.э.?
- Ледовое побоище произошло в 1242 году. В каком веке праздновалось 500-летие этой битвы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.