Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Алексеевское профессиональное училище»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УРОК БИОЛОГИИ
ПО ТЕМЕ «Общий обзор селекции растений. Центры происхождения культурных растений»
Преподаватель: Мартынова М.Г.
п. Авангард, 2021 г
Методическая разработка учебного занятия предназначена для учителей биологии 10-11 классов и преподавателей СПО, она поможет разнообразить онлайн урок, сделает его более простым и интересным для подрастающего поколения, поспособствует мотивации к самообразованию.
Дистанционное обучение - способ реализации процесса обучения основанный
на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, в данном случае платформы Zoom и онлайн-доски Miro позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и обучающимися, но при этом предоставит дополнительную возможность создания благоприятных условий для повышения качества знаний различных областях интеллектуальной, творческой деятельности, а так же поспособствует формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся.
Технологическая карта учебного занятия
Автор-разработчик |
Мартынова Мария Геннадьевна |
||||||||
Специальность |
35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции |
||||||||
Учебный цикл |
Общеобразовательный учебный цикл |
||||||||
УД/МДК |
ОУП.10 Биология |
||||||||
Междисциплинарные связи
|
Основы агрономии |
||||||||
Цели учебного занятия |
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
||||||
раскрыть роль селекции в сельском хозяйстве, значение и вклад селекционеров |
способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности |
содействовать профессиональному самоопределению |
|||||||
Формируемые компетенции
|
Общие компетенции |
Профессиональные компетенции |
|||||||
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ПК 1.1. |
Выбирать и реализовывать технологии производства продукции растениеводства. |
||||||
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ПК 1.2. |
Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции растениеводства. |
||||||
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ПК 1.3. |
Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства. |
||||||
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ПК 3.1. |
Выбирать и реализовывать технологии хранения в соответствии с качеством поступающей сельскохозяйственной продукции и сырья. |
||||||
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ПК 3.2. |
Контролировать состояние сельскохозяйственной продукции и сырья в период хранения. |
||||||
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ПК 3.3. |
Выбирать и реализовывать технологии переработки сельскохозяйственной продукции. |
||||||
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ПК 3.4. |
Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сырья, материалов, сельскохозяйственной продукции на этапе переработки. |
||||||
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ПК 3.5. |
Выполнять предпродажную подготовку и реализацию сельскохозяйственной продукции. |
||||||
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 4.1. |
Участвовать в планировании основных показателей сельскохозяйственного производства. |
||||||
|
|
ПК 4.2. |
Планировать выполнение работ исполнителями. |
||||||
|
|
ПК 4.3. |
Организовывать работу трудового коллектива. |
||||||
|
|
ПК 4.4. |
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. |
||||||
|
|
ПК 4.5. |
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. |
||||||
Требования к результатам освоения УД/МДК (в соответствии с ФГОС, рабочей программой) |
Умения для освоения |
Знания для усвоения |
|||||||
У 1 |
выделять основные этапы развития селекции, уделив особое внимание научному этапу, становление которого началось с обоснования эволюционной теории Ч. Дарвина; |
З 1 |
значение работ Н.И. Вавилова по селекции и генетике;
|
||||||
У 2 |
понимать значение эколого-географической систематики культурных растений Н.И. Вавилова, суть учения о центрах происхождения культурных растений; |
З 2 |
о вкладе отечественных ученых в селекцию, их роль в создании высокопродуктивных сортов и гибридов; |
||||||
|
У 3 |
понимать сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. |
З 3 |
принципы организации селекционной работы в стране. |
|||||
Наименование и № раздела
|
Глава IV. Основы генетики и селекции |
кол-во часов |
|||||||
___24___ часа |
|||||||||
Наименование и № темы
|
Общий обзор селекции растений. Центры происхождения культурных растений |
__1__час |
|||||||
Уровень освоения
|
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
|
||||||||
Тип учебного занятия |
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.
|
||||||||
Вид занятия (выбрать) |
Мультимедиа-урок |
||||||||
Место проведения учебного занятия
|
Онлайн на платформе Zoom |
||||||||
Форма организации учебного занятия
|
1. Индивидуальная 2. Фронтальная |
||||||||
Ресурсы учебного занятия |
Материально-технические |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Электронно-информационные |
|||||
Компьютер, телефон, камера, колонки, рабочие тетради, ручки |
Биология 10-11, базовый уровень под редакцией А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина М.: Издательский центр «Академия», 2009 |
Биология 10 кл. учебник для общеобразовательных организаций, базовый уровень под редакцией Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. 4-е изд. – М., «Просвещение». 2017 |
Сеть Интернет, платформа Zoom, онлайн доска Miro |
||||||
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия
|
Выполнение индивидуальных заданий на онлайн доске Miro |
||||||||
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы
|
Просмотр фильма по заданной ссылке на платформе Вк |
||||||||
Этапы и хронология учебного занятия ОУП.10 Биология. Тема «Общий обзор селекции растений. Центры происхождения культурных растений»
Этапы |
Время |
Содержание |
Методические указания (дополнения, примечания) |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
|||
Подготовительный (организационный момент) |
5 мин |
Проверяет готовность обучающихся к занятию на платформе Zoom. Озвучивает тему урока (Приложение 1) |
Подключаются к конференции Zoom, проверяют исправность видео и звука. Определяют цель и задачи урока |
Уточнение, осталось ли что-то недопонятым по окончании изучения предыдущей темы |
Основной (изложение нового материала и первичное закрепление полученных знаний) |
15 мин |
Включает демонстрацию экрана на платформе Zoom (Приложение 2), с последующим просмотром видео на онлайн доске Miro по озвученной теме урока (Приложение 3)
|
Просматривают видео и отмечают основные моменты и понятия в рабочей тетради |
Возникли ли вопросы после просмотра фильма, не возникло проблем с конспектированием
|
15 мин |
Предлагает индивидуальное выполнение заданий на онлайн доске Miro, с указанием инструкций по их выполнению (Приложение 4) |
Выполняют индивидуальные задания на онлайн доске Miro ориентируясь на предложенное видео и карту |
Понятен ли план работы с предложенными заданиями, есть ли технические трудности с выполнением заданий на онлайн доске Miro |
|
Заключительный (подведение итогов урока, домашнее задание) |
10 мин |
Проверяет и обсуждает выполненные работы (Приложение 5) и озвучивает домашнее задание расположенное на онлайн доске Miro (Приложение 6) |
Задают интересующиеся вопросы по пройденному материалу и заданному домашнему заданию |
Акцентирование внимание на важность просмотра видеоматериала заданного на дом для изучения последующей темы |
1. https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/tsentry-proishozhdeniya-kulturnyh-rasteniy
2. https://uchitel.pro/центры-происхождения-культурных/
3. https://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-teme-proishozhdenie- kulturnih-rasteniy-dlya-uchaschihsya-klassov-3062229.html
4. http://времясоветов.рф/?page_id=525
Приложение 2
Приложение 4
Приложение 5
Общая характеристика задания.
Предмет: Биология (селекция)
Класс: 10-11
Цель задачи: Задания построены на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 классов, для изучения происхождения культурных растений.
Действия учащихся: Данные задания могут быть использованы преподавателем как для закрепления изученного материала, так и для рубежного контроля после изучения данной темы, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний обучающимися.
Задания ориентированы на преодоление дефицитов, таких как:
- переводить один вид текста в другой (от изображения к словесному и письменному описанию);
- работать с составными текста и изображения (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
- использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста и изображения.
Лист ответов.
Задание 1.
Деятельность: Выявление информации в тексте и изображении и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов
Ответы
А-1
Б-7
В-2
Г- 4
Д-5
Е-3
Ж-6
Критерии оценивания:
Все вопросы верны – 5 баллов
2 ошибочных решения – 4 балла
3 ошибочных решения – 3 балла
Более трех ошибочных ответов – 0 баллов
Задание 2.
Деятельность: Сопоставление изображения с диаграммой.
Критерии оценивания:
Правильно определены центры и проценты – 5 баллов
В решении обнаружены 2 ошибки – 4 балла
В решении обнаружены 3 ошибки – 3 балла
Более трех обнаруженных ошибки – 0 баллов
Задание 3.
Деятельность: Высказать в письменном виде предположение.
Критерии оценивания:
Верно даны ответы на все три вопроса – 2 балла
Верно отвечено на один вопрос – 1 балл
Все три вопроса не получили верного ответа – 0 баллов
Умения.
Естественнонаучные:
Информационные:
Общеучебные:
Приложение 6
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.