Семейная экологическая викторина
Оценка 4.8

Семейная экологическая викторина

Оценка 4.8
Игры
docx
окружающий мир
3 кл
23.03.2017
Семейная экологическая викторина
Внеклассное мероприятие по познанию мира и экологии. Разработка рассчитана на участие детей и их родителей. В процессе викторины команда родителей соревнуется с командой детей, выполняя задания различные по сложности и видам деятельности, зарабатывая баллы. Команда победителей получает медаль "Знаток экологии"
семейная экологическая викторина.docx
Семейная экологическая викторина для учащихся и родителей 3 «А» и 3 «Б» классов Цель: расширение кругозора детей и родителей, сравнительный анализ знаний о растениях и животных школьников. Задачи: ­ способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения; ­ способствовать развитию интереса к окружающему миру; ­ способствовать воспитанию бережного отношения к природе. Вступительное слово педагога Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Сегодня   мы   с   вами   встретились   на   семейной экологической викторине. А что такое экология? Экология   ­   это   наука,   изучающая   отношения   живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая   условия   существования   живых   организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают. Есть на земле огромный дом  Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом.  Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Когда ты идешь по тропинке лесной,  Вопросы тебя обгоняют гурьбой.  Одно «почему?» меж деревьями мчится,  Летит по пятам за неведомой птицей.  Другое – пчелою забралось в цветок,  А третье – лягушкою скок в ручеек.  «Что?» мышкой шныряет  под листьями в норах,  «Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох  Сидит «отчего?» на зеленом листке.  «Куда?» полетело верхом на жуке.  «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.  Вопрос за вопросом, и так –  целый день! Мы с вами, друзья, по тропинке идем  Ответы искать под зеленым шатром. Первый этап нашей викторины называется «Узнай растение». – Каждая команда внимательно слушает свой вопрос. 1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны  света. (Одуванчик).  2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему? 3. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). 4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина). 5. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка). 6. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник). 7. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза). 8. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен). 9. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина). 10. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина). Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА.  (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.). Следующий этап ­ «Четвёртый лишний». Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? 1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как … 2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как … 3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как … 4. Осина, липа, дуб, ель. Так как … 5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как … 6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как … 7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как … 8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как … Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.  Послушайте стихотворение Б. Заходера Про всех на свете. Все­все, все на свете, На свете нужны, На свете важны, И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись  Без чудищ нелепых  И даже без хищников,  Злых и свирепых. Нужны все на свете!  Нужны все подряд –  Кто делает мед,  И кто делает яд! Плохие дела  У кошки без мышки,  У мышки без кошки  Не лучше делишки! И если мы с кем­то  Не очень дружны,  Мы все­таки очень  Друг другу нужны. А если нам кто­нибудь  Лишним покажется, То это, конечно,  Ошибкой окажется! Все­все, Все на свете нужны,  И это все дети  Запомнить должны! Третий этап называется «Лесные загадки». 1. Что человек делает для сохранения животного мира? 2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы). 3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы). 4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери). 5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки). 6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук). 7. У кого на сучке кладовая? (У белки). 8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина). 9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из­за чего мех  обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока). А теперь послушайте загадки и отвечайте дружно хором, не выкрикивая отгадки Есть на речках лесорубы  В серебристо­бурых шубах  Из деревьев, веток, глины  Строят прочные плотины. (Бобры). Скачет зверюшка:  Не рот, а ловушка.  Попадут в ловушку  И комар, и мушка. (Лягушка). Над рекою он в полёте,  Этот чудо­самолётик.  Над водой парит он гладкой,  На цветке его посадка. (Стрекоза). На спине я дом ношу,  Но гостей не приглашу:  В костяном моём дому  Место только одному. (Черепаха). Лежит верёвка, Шипит плутовка, Брать её опасно –  Укусит. Ясно? (Змея). Волны к берегу несут Парашют – не парашют Не плывёт он, не ныряет, Только тронешь – обжигает. (Медуза). Следующий этап нашей викторины пройдёт под названием «Забавные зверюшки».  Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А  сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО? 1. Цапля и лягушата в озере. 2. Лев и его прайд. 3. Ворона и лисица. 4. Машенька и три медведя. 5. Слон и Моська Пятый этап будет проходить под названием «Экологический». – Ребята, что такое «экология»? Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес. Прогулка. (С.Михалков) Мы приехали на речку Воскресенье провести,  А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли  И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо – Эй, ребята! – крикнул Дима, – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костёр. В футбол играли –  Веселились, как могли: Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки –  Две размокшие баранки –  Словом мусора гора. Мы приехали на речку Понедельник провести,  Только чистого местечка Возле речки не нашли! – Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка? – А как бы вы поступили на месте этих туристов? – Какой вред наносят люди таким поведением? – Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? Сейчас каждой команде будет предложено объяснение какого­либо понятия, связанного с экологией, которое вам нужно будет угадать и назвать. Видео  День ЗЕМЛИ. (М. Дубин) Как яблоко на блюдце,  У нас Земля одна.  Не торопитесь, люди,  Все исчерпать до дна. Не мудрено добраться  До скрытых тайников,  Разграбить все богатства  У будущих веков. Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня,  Нам пировать позорно  В счет будущего дня. Поймите это, люди,  Как собственный приказ.  Не то Земли не будет  И каждого из нас. А   теперь   блиц­этап,   который   называется  «Загадки­шутки».  Вам   нужно   дослушать вопрос до конца и, если вы знаете ответ, поднять руку и ответить. 1.Когда человек бывает деревом? (когда он со сна) 2.На что похожа половина яблока? (на вторую половину) 3.Чем кончаются как день, так и ночь? (мягким знаком) 4.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить) 5.Каким гребешком никто не чешется (петушиным) 6.Что находится между рекой и берегом? (И) 7. Какой месяц короче всех? (май, всего три буквы) 8. Может ли кулик прикусить себе язык? (у птицы нет зубов) Идём дальше. Наш этап называется «Найди животное» На карточках написаны слова. Найти в них названия животных. 1. банка — кабан;  2. багаж – жаба;  3. колосья – лось; 4. кино – пони;  5. дудочка – удод;  6. пион – пони; 7. осада – оса;  8. 9. волна – вол;  10. каркас­ рак; зонтик – кит, кот;  Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена  каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об  окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и  природы отразилось в мифах, легендах и сказках. В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но  для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.  Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка  объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка  «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота  и так далее (например, русская народная сказка «Леший»). Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и  экологический опыт поколений. В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся  нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе,  слушая сказки, мало кто будет. А напрасно! Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.  Для начала познакомимся с экологическим исследованием сказки «Царевна­лягушка». следующий наш раунд называется «Экология и сказки» ­ Природа ­ это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до  самой маленькой мошки. А экология ­ это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово  означает "экос" ­ дом, "логос" ­ наука. То есть экология ­ наука о доме. Главный закон  экологии ­ все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и  съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.  Ребята, в туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней  экологические моменты. Пример: В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь. Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько! На столе разложены вопросы, текстом вниз, капитаны, поочередно, берут по  одному. Команда в течение 2­5 минут советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка) 1. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети? (Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк хищник и не прочь съесть  козленка.) 2. В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. (Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – разнообразие домашних птиц.) 3. Покупала самовар, А спасал ее комар. (Сказка «Муха­Цокотуха», экологические моменты – биологическое разнообразие беспозвоночных; паук делает сети, и охотиться на мух.) 4. Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём. (Сказка «Жар­птица», экологический момент – польза яблок для здоровья человека.) 5. Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Сказка «Репка», экологический момент – польза всех живых организмов на планете.) 6. Красна девица, грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.) 7. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От нее уйти не смог. Что за сказка? (Сказка «Колобок», экологический момент – биоразнообразие зверей леса.) 8. Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. (Сказка «Дюймовочка», экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек,  рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва ­ среда обитания крота; мышь  делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица.) 9. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том, в конце концов Стало множество жильцов. (Сказка «Теремок», экологический момент – биоразнообразие животного мира.) 10. Колотил да колотил По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом. (Сказка «Лиса и журавль», экологический момент – разный тип ротового аппарата и способ питания.) 11. Дед с бабкой слезами горючим плачут ­ за что же такая нам вдруг неудача. Лежало на полке яйцо золотое. Да только вот мышь –  наказанье такое ­ разбила его. (Сказка «Курочка Рябка», экологический момент – ценность яиц для питания человека.) 12. Маша в лес пошла с лукошком. Заблудилась там немножко. На избушку набрела, Кашу съела, спать легла. (Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.) 13. В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством? (Сказка «Мужик и медведь», экологический момент – всеядность медведя) 14. В какой сказке мальчик превратился в козленка?  (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», экологический момент – важность воды для человека) 15. В огороде, возле хаты,  Урожай растёт богатый.  Там сидят на грядках густо  Репа, свёкла и капуста.  И горят, как солнышки,  Жёлтые подсолнушки.  Кто же там пыхтит на грядке? (Сказка «Пых», экологические моменты – разнообразие овощных культур; ежик в поисках  беспозвоночных иногда посещает огороды) Заключительное слово педагога. Леса, луга, реки, озера ­ это наш общий дом, а животные и растения ­ наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много­много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море ­ Аральское.  Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш  мир. А это значит: ­ не мусорить; ­ не рвать дикорастущие цветы; ­ не ломать деревья; ­ не приносить домой диких животных; ­ не загрязнять водоемы; ­ правильно собирать грибы и ягоды; ­ не жечь в лесу костры  и многое другое. (Поздравление победителей викторины. Награждение медалями) Дополнительное задание Загадки о растениях. 1.Русская красавица Всем нам очень нравится Бела она, стройна Одежда зелена (берёза) 2. Прямо в небо рвутся, ввысь Ты внимательно всмотрись Не берёзы, не осинки Нет листочков, есть хвоинки (ели, сосны) 3. Вот бочонок с шапочкой С дерева упал. Год прошёл – и деревцем Маленьким он стал. (желудь, дуб) 4. Осень тихая настанет Дивным дерево то станет Листья – звезды яркие Золотые, жаркие. (клен) 5. Летом знойным зацветает – Сразу пчёл к себе зовет Светлых цветочков вкусен нектар Кто ж это дерево узнал? (липа) 6. Не береза, не сосна В тишине стоит она Но лишь ветер пробежит Вся листва на ней дрожит. (осина) 7. Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег лежит, трещат морозы Ну а ягоды вкусней. (рябина) 8. Что за дерево растет? Снег в июне нам несет Этот снег не тает В воздухе летает. (тополь) 9. Дерево чудесное, Листья интересные Веерочки, веерки Белой свечкою цветки. (каштан) 10. С синевою неба дружат эти милые цветы Маленькие, нежные, прямо у воды Их увидишь, не забудешь Ну а знаешь ли их ты? ( незабудки) 11. Видел я такой цветок Золотистый ободок Долго он в траве сидел Стал седым и улетел. (одуванчик) 12. Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной (ландыш) 13. В саду есть петушок Лиловый гребешок Цветок сиреневого цвета Такая есть еще конфета (ирис) 14. И матушка родная И мачеха злая Бок о бок живут Через стеночку. (мать и мачеха) 15. Хороша трава­ Красная голова И медку подарит И чайку заварит. (Иван чай) 16. Травка та растет на склонах Запах крепок и душист А её цветок и лист нам с тобой идет на чай Что за травка отгадай. (душица) 1. Цапля и лягушата в озере. 2. Лев и его прайд. 3. Ворона и лисица. 4. Машенька и три медведя. 5. Слон и Моська

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина

Семейная экологическая викторина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017