семейное удаленное образование по обществознанию

  • doc
  • 02.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

метапредметно. программа надомного образования по обществознанию, которую можно засчитать по всем школьным наукам:).
Иконка файла материала семейное образование с обществознанием.doc

Человек

1.Биологическое и социальное в человеке

1)                 Происхождение человека: разные версии.

2)                 Подходы к человеку (И. Кант, Ф. Энгельс,З. Фрейд, Л. Маммфорд)

3)                 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции).

4)                 Психика (сознательное, бессознательное) человека.

5)                 Темперамент человека.

6)                 Восприятие мира человеком: сознание, воля, эмоции, чувства.

7)                 Разные подходы к человеку как к существу деятельному: Платон, Аристотель, средневековые мыслители, Б. Паскаль, Ж.-Ж.Руссо, А.-М. Вольтер.

8)                 Мировоззрение: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

2.Осознанное познание мира человеком. Знание человека

1)                 Понятие знания. Виды знаний

2)                 Понятие истины, ее критерии.

3)                 Мышление и деятельность.

4)                 Общение, творческая деятельность.

5)                 Потребности и интересы. Пирамида потребностей А.Маслоу.

3. Язык, языковая система, письменность.

1)                 Язык и его функции.

2)                 Языковая система: фонетика, морфорлогия, лингвистика теста.

3)                 Язык и письменность: история и современная ситуация.

4)                 Письменность и художественная литература.

4. Научное знание, образование,

1)                 Наука, основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

2)                 Научно-технический прогресс.

3)                 Образование, его значимость для личности и общества

4)                 Современные проблемы науки: человек и наука. Разные взгляды на проблему в философии, истории науки.

5. Культура, искусство, религия.

1)                 Культура: разные подходы (О. Шпенглер, А.Тойнби, О. Тоффлер, Л.Маммфорд, М.С. Каган и современные ученые).

2)                 Формы и разновидности культуры.

3)                 Искусство.

4)                 Направления культуры, жанры искусства.

5)                 Мораль, свобода, нравственность в культуре.

6)                 Религия: история.

7)                 Роль религии в современном обществе.

6. Человек как личность в обществе.

1)                 Человек, индивид, личность, индивидуальность. Синтетическая модель личности Ч. Кули, Дж. Мида.

2)                 Социализация личности. Стадии, агенты социализации.

3)                 Социальные нормы.

4)                 Толерантность, лояльность, солидарность, маргинальность

5)                 Человек — существо социальное. Социализация личности.

6)                 Теория общества как дома человека.

7.Общество как система.

Тема 1. Жизнь человека как индивидуальности и личности

1.     Человек –существо биосоциальное

2.     Мировоззрение, его виды и формы

3.     Знание, истина

4.     Потребности, интересы

5.     Свобода и необходимость

6.     Мышление и деятельность

7.     Самореализация

8.     Сознательное и бессознательное

9.     Поведение, повседневные поступки

Жизнь человека как существа социального. Познание

1.     Познание мира

2.     Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

3.     Относительность истины, ее критерии

4.     Виды человеческих знаний

5.     Культура и духовная жизнь. Средства массовой информации как актуальное направление культуры.

6.     Понятие культуры. Формы, разновидности культуры

7.     Наука. Особенности научного мышления

8.     Образование, значимость для личности и общества

9.     Религия

10. Искусство

11. Социальная и личностная значимость образования

12. Тенденции духовной жизни современного мира и России

Человек. 11 класс.

Человек — существо биосоциальное. Это центральная философская категория, от интерпретации содержания которой зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы. Трудность, «неуловимость» определения данной категории связана с тем, что «человек» есть одновременно и личностно-ориентированная и философско-теоретическая проблема.

Антропология — наука о человеке.

Личность — понятие социальное, в современных понятиях социокультурное. Личность человека формируется в результате его взаимодействий с обществом, личностные качества зависят от характера трудовой деятельности.

Происхождение человека

Название версии происхождения человека

Содержание

1.                  Биологическая

Человек как биологический вид имеет естественное происхождение

Ч. Дарвин: генетически связан с высшими млекопитающими

 Ф.Энгельс: главная причина происхождения человека — труд

Ячейка общества: семья

2.                  Религиозная

Божественное происхождение. Душа — источник человеческого в человеке.

3.                  Культурно-коммуникативная

Л. Мамфорд: ориентации на создание культурных форм выражения и общения

4.                  Космическая

Палеовизит, человек — создание пришельцев из космоса, которые посетили землю

1.      Человек и мир:

Мышление

Понимание

Сознание

2.      Потребности человека —

http://www.cfin.ru/management/people/images/maslow-1006.gif

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека. 

1.      Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2.      Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

 Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

 

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

1.      Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2.      Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

 Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

 Основные отличия человека от животного:

•        Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

•        Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

•        Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

•        Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

•        Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

 1. Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).

 2. Сознание.

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.  Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:

1)    Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.

2)    Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная.

Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).

Сознание –

•        свойство высокоорганизованной материи;

•        субъективный образ объективного мира;

•        идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)

 3. Структура сознания:

•        восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);

•        логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);

•        эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);

•        ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).

 4. Свойства сознания:

•        Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).

•        избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);

•        субъективность;

•        творческое начало.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Проявления активности сознания:

•        активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;

•        конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;

•        основа преобразовательной деятельности человека;

•        прогнозирование природных и социальных процессов.

 5. Основной признак сознания:

•        Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),

•        Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)

 6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.

7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо¬ложные точки зрения.

Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

13. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.

14. Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.

Типы девиантного поведения:

·              Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)

·              Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)

·              Ретритизм (отвергает и цели и способы)

·              Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)

Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

 Познание

1. Чувственное и рациональное познание, интуиция

 

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Рациональное познание – познание посредством мышления.

 

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания:

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:

·              индуктивное (от частного к общему);

·              дедуктивное (от общего к частному);

·              по аналогии.

Виды интуиции:

·              мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;

·              интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания:

-непосредственность;

-наглядность и предметность;

-воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

·              опора на результаты чувственного познания;

·              абстрактность и обобщенность;

·              воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:

·              внезапность;

·              неполная осознанность;

·              непосредственный характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

·              социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

·              отрасль духовного производства (НИОКР);

·              особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

2. Классификации наук:

·              по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

·              по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

3. Функции науки:

·              культурно-мировоззренческая,

·              познавательно-объяснительная,

·              прогностическая,

·              социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

5. Модели развития научного знания:

·              постепенное развитие науки;

·              развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

·              развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

·              развитие через интеграцию научного знания.

 6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

Универсальные методы научного познания:

·               анализ – разложение целого на части;

·               синтез – воссоединение целого из частей;

·               дедукция – выведение общего положения из фактов;

·               дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

·               аналогия – сходство нетождественных объектов;

·               моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

·               абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

·               идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

1. Особенности социального познания:

1.1.   субъект и объект познания совпадают;

1.2.   получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3.   социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4.   сложность объекта познания – общества;

1.5.   установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6.   ограниченность применения эксперимента как метода познания.


2.  Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1.  рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2.  изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3.  выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1.  объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2.  научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

Образование 

1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.

4. Сеть образовательных учреждений в России:

1.     дошкольные (ясли, детские сады);

2.     начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

3.     дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

4.     среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

5.     высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

6.     постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

7.     подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

8.     духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

5. Общие тенденции в образовании:

·              демократизация образования;

·              рост продолжительности образования;

·              непрерывность образования;

·              гуманизация образования;

·              гуманитаризация образования;

·              интернационализация образования;

·              компьютеризация образования.




7. Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.

Религия как феномен культуры

1. Религия – это

·               вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;

·               совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

·               форма удовлетворения духовных потребностей.

2. Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)

3. Элементы религии:

·              вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;

·              культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;

·              переживания;

·              образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);

·              символы.

4. Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

6. Формы ранних религий:

·              анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;

·              фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;

·              тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;

·              магия (колдовство).

7. Религии современного мира:

·              родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

·              национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

·              мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)

8.  В Конституции РФ провозглашается свобода совести.

9. Мировые религии

Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

1.     Объединение крупной общности людей 

2.     Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

 1. Искусство:

·              специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;

·              практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;

·              высокая степень мастерства.

 2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.

6. Функции искусства:

·              общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества);

·              художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);

·              воспитательная (формирует личность, чувства и мыс­ли людей);

·              эстетическая (формирует эстетические вкусы и по­требности человека);

·              утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности);

·              предвосхищения (предвосхищает будущее);

·              внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);

·              гедонистическая (доставляет людям удовольствие);

·              познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке).

Культура включает материальные и духовные элементы, вернее, деятельность по их созданию. Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразиюсущностных сил человека, его способностей и потребностей. Это обусловленная характером материального производства, общественными отношениями система способов и результатов реализации творческих потенций человека в духовной деятельности. Она всегда выступает в единстве различных форм общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное и духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. Культура понимается как сложная целостность.