Человек
1.Биологическое и социальное в человеке
1) Происхождение человека: разные версии.
2) Подходы к человеку (И. Кант, Ф. Энгельс,З. Фрейд, Л. Маммфорд)
3) Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
4) Психика (сознательное, бессознательное) человека.
5) Темперамент человека.
6) Восприятие мира человеком: сознание, воля, эмоции, чувства.
7) Разные подходы к человеку как к существу деятельному: Платон, Аристотель, средневековые мыслители, Б. Паскаль, Ж.-Ж.Руссо, А.-М. Вольтер.
8) Мировоззрение: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
2.Осознанное познание мира человеком. Знание человека
1) Понятие знания. Виды знаний
2) Понятие истины, ее критерии.
3) Мышление и деятельность.
4) Общение, творческая деятельность.
5) Потребности и интересы. Пирамида потребностей А.Маслоу.
3. Язык, языковая система, письменность.
1) Язык и его функции.
2) Языковая система: фонетика, морфорлогия, лингвистика теста.
3) Язык и письменность: история и современная ситуация.
4) Письменность и художественная литература.
4. Научное знание, образование,
1) Наука, основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
2) Научно-технический прогресс.
3) Образование, его значимость для личности и общества
4) Современные проблемы науки: человек и наука. Разные взгляды на проблему в философии, истории науки.
5. Культура, искусство, религия.
1) Культура: разные подходы (О. Шпенглер, А.Тойнби, О. Тоффлер, Л.Маммфорд, М.С. Каган и современные ученые).
2) Формы и разновидности культуры.
3) Искусство.
4) Направления культуры, жанры искусства.
5) Мораль, свобода, нравственность в культуре.
6) Религия: история.
7) Роль религии в современном обществе.
6. Человек как личность в обществе.
1) Человек, индивид, личность, индивидуальность. Синтетическая модель личности Ч. Кули, Дж. Мида.
2) Социализация личности. Стадии, агенты социализации.
3) Социальные нормы.
4) Толерантность, лояльность, солидарность, маргинальность
5) Человек — существо социальное. Социализация личности.
6) Теория общества как дома человека.
7.Общество как система.
Тема 1. Жизнь человека как индивидуальности и личности
1. Человек –существо биосоциальное
2. Мировоззрение, его виды и формы
3. Знание, истина
4. Потребности, интересы
5. Свобода и необходимость
6. Мышление и деятельность
7. Самореализация
8. Сознательное и бессознательное
9. Поведение, повседневные поступки
Жизнь человека как существа социального. Познание
1. Познание мира
2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
3. Относительность истины, ее критерии
4. Виды человеческих знаний
5. Культура и духовная жизнь. Средства массовой информации как актуальное направление культуры.
6. Понятие культуры. Формы, разновидности культуры
7. Наука. Особенности научного мышления
8. Образование, значимость для личности и общества
9. Религия
10. Искусство
11. Социальная и личностная значимость образования
12. Тенденции духовной жизни современного мира и России
Человек. 11 класс.
Человек — существо биосоциальное. Это центральная философская категория, от интерпретации содержания которой зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы. Трудность, «неуловимость» определения данной категории связана с тем, что «человек» есть одновременно и личностно-ориентированная и философско-теоретическая проблема.
Антропология — наука о человеке.
Личность — понятие социальное, в современных понятиях социокультурное. Личность человека формируется в результате его взаимодействий с обществом, личностные качества зависят от характера трудовой деятельности.
Происхождение человека
Название версии происхождения человека |
Содержание |
1. Биологическая |
Человек как биологический вид имеет естественное происхождение Ч. Дарвин: генетически связан с высшими млекопитающими Ф.Энгельс: главная причина происхождения человека — труд Ячейка общества: семья |
2. Религиозная |
Божественное происхождение. Душа — источник человеческого в человеке. |
3. Культурно-коммуникативная |
Л. Мамфорд: ориентации на создание культурных форм выражения и общения |
4. Космическая |
Палеовизит, человек — создание пришельцев из космоса, которые посетили землю |
1. Человек и мир:
Мышление
Понимание
Сознание
2. Потребности человека —
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Основные отличия человека от животного:
• Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
• Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
• Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
• Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
• Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
1. Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).
2. Сознание.
Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания. Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:
1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.
2) Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная.
Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).
Сознание –
• свойство высокоорганизованной материи;
• субъективный образ объективного мира;
• идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)
3. Структура сознания:
• восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);
• логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);
• эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);
• ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).
4. Свойства сознания:
• Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).
• избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);
• субъективность;
• творческое начало.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Проявления активности сознания:
• активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;
• конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;
• основа преобразовательной деятельности человека;
• прогнозирование природных и социальных процессов.
5. Основной признак сознания:
• Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),
• Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)
6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.
7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо¬ложные точки зрения.
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.
Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
13. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
14. Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.
Типы девиантного поведения:
· Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)
· Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)
· Ретритизм (отвергает и цели и способы)
· Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)
Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.
Познание
1. Чувственное и рациональное познание, интуиция
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). |
Рациональное познание – познание посредством мышления.
|
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. |
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти |
Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. |
Виды интуиции: · мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · интеллектуальная – связана с умственной деятельностью. |
Особенности чувственного познания: -непосредственность; -наглядность и предметность; -воспроизведение внешних свойств и сторон. |
Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. |
Особенности интуиции: · внезапность; · неполная осознанность; · непосредственный характер возникновения знаний. |
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. |
Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании |
1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:
· социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
· отрасль духовного производства (НИОКР);
· особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
2. Классификации наук:
· по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
· по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
3. Функции науки:
· культурно-мировоззренческая,
· познавательно-объяснительная,
· прогностическая,
· социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
5. Модели развития научного знания:
· постепенное развитие науки;
· развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
· развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
· развитие через интеграцию научного знания.
6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Универсальные методы научного познания:
· анализ – разложение целого на части;
· синтез – воссоединение целого из частей;
· дедукция – выведение общего положения из фактов;
· дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
· аналогия – сходство нетождественных объектов;
· моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
· абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
· идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
1. Особенности социального познания:
1.1. субъект и объект познания совпадают;
1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
1.4. сложность объекта познания – общества;
1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического
подхода в социальном познании:
2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;
2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;
2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
3. Социальный факт
3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
Образование
1. Образование –
один из способов становления личности путем получения людьми знаний,
приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих
способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа,
средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям
человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой
целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека,
общества и государства.
4. Сеть образовательных учреждений в России:
1. дошкольные (ясли, детские сады);
2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
5. Общие тенденции в образовании:
· демократизация образования;
· рост продолжительности образования;
· непрерывность образования;
· гуманизация образования;
· гуманитаризация образования;
· интернационализация образования;
· компьютеризация образования.
7. Образовательная парадигма (от греч.
paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик,
которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической
педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма
педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной
педагогики и др.
Религия как феномен культуры
1. Религия – это
· вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
· форма удовлетворения духовных потребностей.
2. Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
3. Элементы религии:
· вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
· культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
· переживания;
· образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
· символы.
4. Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
6. Формы ранних религий:
· анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
· фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
· тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
· магия (колдовство).
7. Религии современного мира:
· родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
· национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
· мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
8. В Конституции РФ провозглашается свобода совести.
9. Мировые религии
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам
Признаки мировых религий:
1. Объединение крупной общности людей
2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
1. Искусство:
· специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
· практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
· высокая степень мастерства.
2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.
6. Функции искусства:
· общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества);
· художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
· воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей);
· эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);
· утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);
· предвосхищения (предвосхищает будущее);
· внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
· гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
· познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Культура включает материальные и духовные элементы, вернее, деятельность по их созданию. Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразиюсущностных сил человека, его способностей и потребностей. Это обусловленная характером материального производства, общественными отношениями система способов и результатов реализации творческих потенций человека в духовной деятельности. Она всегда выступает в единстве различных форм общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное и духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. Культура понимается как сложная целостность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.