Семейные художественно-творческие проекты в развитии ребенка

  • Научные работы
  • doc
  • 15.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый день ребенок познает, открывает и исследует мир: как задать вопрос, как начать беседу, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как убеждать других, приходить к компромиссу, как сказать «нет», как выразить благодарность. Овладение этими навыками даст возможность детям чувствовать себя уверенно, сформировать способность адаптироваться к окружающим условиям и изменять их в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
Иконка файла материала семейные проекты в жизни ребёнка.doc
Семейные художественно­творческие проекты  в развитии ребенка Каждый день ребенок познает, открывает и исследует мир: как задать вопрос, как начать беседу, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как убеждать других, приходить   к   компромиссу,   как   сказать   «нет»,   как   выразить   благодарность.   Овладение этими   навыками   даст   возможность   детям   чувствовать   себя   уверенно,   сформировать способность адаптироваться к окружающим условиям и изменять их в соответствии со своими индивидуальными особенностями.  Используя семейные художественно­творческие проекты в практике работы нашего детского сада, педагоги дают возможность каждому ребенку на практике почувствовать свои   силы,   раскрыть   свои   внутренние   возможности,   научиться   выражать   свое   мнение, постоять   за   себя   в   реальной   жизни.  Семейные   творческие   проекты   объединяют   в коллективном   творчестве   детей,   педагогов,   родителей,   создают   ситуации   совместного диалога и сотрудничества. В ходе реализации семейных проектов на различные темы решается несколько задач: ­   творческая   –   дети   и   родители   вместе   работают   над   анализом,   созданием художественного произведения; ­   образовательная   –   участники   проекта   знакомятся   с   новыми   оригинальными техниками   и   приемами   изображения   художественных   произведений   (рисование иллюстраций техниками ТРИЗ (по сырому, пластилином, на стекле); постановка спектакля, игра, костюмированный бал и т.д.). В   ходе   проекта   проводятся:   беседы   с   детьми,   обсуждение   заданной   темы («Положительные герои сказок», «Как бы я поступил на месте Буратино»), дискуссии по теме   сюжетов   произведений,   дети   сочиняют   стихи,   сказки,   рассказы.   Творческая импровизация   в   рамках   семейного   проекта   объединяет   детей   и   взрослых   становится чрезвычайно увлекательным и интересным делом. Основная цель таких проектов – вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, реализация   плодотворного   внутрисемейного   общения.   Результатом   работы   является создание творческого продукта совместного труда – панно, макета, постройки, выставки рисунков, книги с детскими иллюстрациями произведений. Работы детей украшают группы, помещения, холлы детского сада. Готовые работы размещаются на выставке для всеобщего обозрения   присутствующих:   гостей,   родителей,   детей,   педагогов.   Рисунок   или   поделка каждого   занимает   равноправное   место   в   общей   композиции   и   вызывает   восхищение, удивление присутствующих. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых наполняют их творческой   энергией,   способствует   позитивным   изменениям   в   семье,   обогащают взаимодействие и сотрудничество семьи и ДОУ.  Использование  семейных   художественно­творческих   проектов   оптимально  для развития  текстового мышления   ребенка.  Для этого взрослый погружается в игровое пространство текста вместе с ребенком.  Художественно­творческие проекты можно начинать примерно с двух с половиной –   трех   лет.   Для   начала   педагог   берет   хорошо   знакомую   ребенку   сказку   и   предлагает малышу   поиграть,   смастерить   сказочных   персонажей   (используем   старые   перчатки, катушки   из­под   ниток,   пластиковые   бутылки,   картинки,   нарисованные   на   картоне   и аккуратно вырезанные по контуру). Обустраиваем игровую среду в группе: при помощи старых   обоев,   ткани,  бросового   материала   (пластиковых   банок  и   бутылок,   коробок   отобуви и пакетов из­под молока) создаем декорации для режиссерских и сюжетно­ролевых игр. Свободно ориентируясь в сказочном пространстве, дети смело домысливают то, что, по их мнению, не написал автор, переносят действие, за пределы произведения, превращая коробку в Заюшкину избушку, театр папы Карло или хижину Железного дровосека.  Для обогащения игрового пространства ребенка, развития текстового мышления в практике работы детских садов используют следующие методы: ­ историю своей жизни (грустную, веселую) рассказывает любимая игрушка ребенка; любимый сказочный персонаж; любимый герой книги; ­ берется старая, хорошо известная ребенку книжка и совместно  придумывается новая история к иллюстрациям из нее; ­  в ходе беседы или дискуссии детям предлагается новый поворот в старой сказке, альтернативное окончание, нарушение очередности хода сюжета; ­   ребенку   предлагается   возможность   высказать  собственную   версию  об иллюстрациях   к   книге;   нарисовать   свои   иллюстрации   используя   разную   технику исполнения; ­   игра,   в   ходе   которой   ребенку   предлагается   из   кусочков   изображений   разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю;  ­ рассказ сказки при помощи кукол от лица разных персонажей (Красной Шапочки или бабушки, зайца или лисы); ­   дебаты:   почему   волк   такой   злой?   Почему   Буратино   продал   Азбуку?   Почему девочка   использовала   последнее   желание   на   больного   мальчика?  Исправился   ли   со временем характер у ослика Иа? ­  сочинение свого варианта развития сюжета: что было бы, если бы бабушка не открыла волку дверь, как сложилась бы судьба Дюймовочки, выйди она замуж за жука или крота,   какие   приключения   ждали   бы   Ивана   Царевича,   если   бы   ему   не   помог   Конек­ Горбунок; ­   «мое   хобби»   ­   потенциальное   увлечение   малыша   используем   при   оформлении художественно­творческих   проектов   (собирание   открыток,   календариков,   фантиков, природного материала); ­ на занятиях по математике используем веселые задачи про своих любимых героев: посчитайте,   сколько   было   пирожков   у   Красной   Шапочки,   узнайте,   сколько   бревен понадобилось Бабе Яге для ремонта домика после побега сестрицы Аленушки и братца Иванушки; Проигрывая сюжет в разных плоскостях, педагоги углубляют видение текста сказки или литературного произведения, учат ребенка понимать и чувствовать текст, развивают речь и память. Все это станет залогом успешной учебы ребенка в школе.  Тематика семейных художественно­творческих проектов разнообразна: «Огород в окне», «Птица семейного счастья», «Дом – семь я», «Овощной марафон», «Мамочка – солнце мое!».