КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА
КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОУ
Физическое воспитание является одним из важнейших слагаемых воспитания человека в обществе, поскольку именно оно призвано вносить главный вклад в улучшение по количественным и качественным критериям физического развития индивида, придавая индивидуальному физическому развитию черты целесообразно направляемого процесса согласно современным представлениям, особенно большую роль в формировании фундамента физического потенциала человека играет детство – период наиболее интенсивного физического развития. Быстрое развитие аппарата движений и обеспечивающих их физиологических систем обусловливает жизненную важность правильной организации физического воспитания
детей дошкольного возраста.
Одним из перспективных направлений повышения эффективности физического воспитания является внедрение избранных элементов технологий спортивной тренировки в практику работы ДОУ.
В 1952-1958 годах одними из первых круговую тренировку начали
разрабатывать английские специалисты Р. Морган и Г. Адамсон.
Специалисты рассматривают круговую тренировку как специфическую форму интервальной тренировки и оперируют термином «круговой метод», который предусматривает основное назначение кругового метода в развитии общей
выносливости, а также в повышении уровня общей и специальной
физической подготовленности спортсменов всех специализаций.
В России одним из первых предложил применять круговую тренировку в физическом воспитании Б.Д. Фрактман, стремясь к увеличению общей и моторной плотности занятий физическими упражнениями.
Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядочивающей схемой – символом круговой тренировки. Упражнения обычно выполняются в порядке последовательного прохождения «станций» (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), расположенных в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий; большинство из них обычно имеет относительно локальную или региональную направленность, но есть и упражнения общего воздействия. Число повторений на каждой «станции» устанавливается индивидуально, в зависимости от так называемого максимального теста (МТ) или «максимума повторений» (МП) – предварительного испытания на доступное предельное число повторений (часто в качестве тренировочной нормы берут 1/2 или от 1/3 до 2/3 МТ).
Как правило, в комплексы круговой тренировки включают технически сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения, главным образом из числа средств общеподготовительной и спортивно-вспомогательной гимнастики. Хотя преобладающая часть этих движений имеет ациклическую структуру, в ряде вариантов круговой тренировки им
придают искусственно циклический характер путем слитных повторений и таким образом дозируют по типу циклической работы. Весь «круг» проходят в отдельном занятии от 1 до 3 раз, слитно или интервально, в зависимости от избираемого метода, дозируя общее время прохождения, интервалы отдыха и число повторений
В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные возможности для проявления высокой работоспособности.
Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов, рассчитанных на комплексное развитие различных физических качеств. К основным из них относят следующие:
1. Круговая тренировка по типу непрерывного длительного упражнения, с преимущественной направленностью на развитие выносливости (непрерывно-поточный вариант).
2. Круговая тренировка по типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха, с преимущественной направленностью на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости.
При начальном применении круговой тренировки рекомендуется подбирать относительно простые упражнения, не связанные с освоением сложных навыков. Дозировка должна быть рассчитана на «среднего» и «слабого» занимающегося. Выполнение упражнений на разных «станциях» должно занимать одинаковое время, чтобы не было задержки во время переходов. Последовательность перехода по общепринятому порядку осуществляется против часовой стрелки.
Круговая тренировка зарекомендовала себя как весьма эффективная форма физической подготовки, благодаря следующим возможностям:
- широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенствовать различные двигательные навыки и развивать различные двигательные качества;
- обеспечения высокой моторной плотности занятия;
- индивидуализации педагогических воздействий;
- относительно точного дозирования физической нагрузки;
- согласования содержание упражнений на «станциях» с программным материалом;
- применения в различных частях занятия, в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;
- одновременного и самостоятельного выполнения упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества оборудования и инвентаря.
Выделяют также ряд недостатков круговой тренировки:
- не всегда учитываются физиологические закономерности формирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивается лишь комплексное их развитие без строго дифференцирования;
- непрерывно-поточный метод выполнения упражнений предполагает стандартное (одинаковое для занимающихся с различными функциональными возможностями) время отдыха;
- требуется большое количество нестандартного оборудования и инвентаря.
При творческом подходе педагога к организации занятий проблема инвентаря и оборудования не должна быть доминирующей. В своей работе необходимо стремиться на одном занятии использовать минимум оборудования, максимально обыгрывая его. С одним и тем же пособием можно дать детям различные задания, упражнения, тем самым сократить время на расстановку оборудования, смену его.
Достигнутый результат:
- использование круговой тренировки в процессе физического воспитания дошкольников позволяет повысить его эффективность и оказывает положительное влияние на физическое и функциональное состояние детей при условии адекватности применяемых тренировочных воздействий возрастным особенностям детей и их фактическому физическому состоянию;
- повышаются результаты общей и моторной плотности физкультурного занятия;
- повышается интерес детей к занятиям спортом;
- увеличивается активность посещения кружков и секций;
- проявляется активность участия детей и родителей в соревнованиях, совместных спортивных праздниках, Спартакиадах.
Но самое главное то, что круговая тренировка на физкультурном занятии в ДОУ не только развивает физические качества, но и разнообразие движений поддерживает интерес к физкультуре, желание заниматься физическими упражнениями, спортом, быть здоровыми, жизнерадостными, красивыми и успешными, развивает инициативу, самостоятельность и уверенность в себе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.