Семинар для педагогов
Инновационные подходы к моделированию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в детском саду
Подготовил:
О. И. Ли, воспитатель
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ведущим фактором и условием развития личности ребенка исторически признана окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкусе, ценностных ориентирах.
Поэтому одним из необходимых условий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста становится создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Развивающая предметно - пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В рамках нашего семинара предлагаем рассмотреть многофункциональную развивающую книгу.
Дидактическое пособие «Многофункциональна развивающая книга из фетра» предназначено для осуществления познавательного развития и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Использование пособия способствует развитию у детей сенсомоторной сферы, помогает скорректировать речевые нарушения, улучшить внимание, память, мышление, восприятие, эмоционально - волевую сферу, развить творческие способности, обогащает знания об окружающей действительности.
Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в обучении детей.
Дидактическое пособие может быть использовано педагогом в совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непрерывной образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Пособие создано в форме книги, имеющее тканевую или фетровую основу. Каждая страница содержит игровое задание, познавательную информацию. Использование фетра в изготовлении различного рода дидактических пособий имеет много плюсов. Он отличается мягкостью, теплотой, что немаловажно для тактильного восприятия детей. Фетр – экологически чистый продукт из шерсти, не скатывающийся со временем, он отлично держит форму, не токсичен.
Многофункциональность книги заключается в решении следующих задач:
1. формирование у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой;
2. закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов, умения объединять предметы по общим признакам;
3. развитие внимания, памяти, речи, наблюдательности;
4. развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность;
5. развитие тонкой моторики пальцев рук.
Как играть с книгой?
Титульная страница – дидактическая игра «Искалочка». Цель: познакомить детей с книжкой, рассмотреть «Искалочку», что в ней спрятано, как называется, закрепить цвета. С помощью движений пальцев «откапывать» сокровища.
Первая страница – «Яблонька». Цель: закрепить тему «фрукты», «деревья», понятия «один – много», цвета. Яблоки прикреплены на кнопках, их можно перемещать на травку или на дерево.
Вторая страница – «Ёжик и грибы». Цель: собрать грибочки для ёжика, закрепить понятия «один - много», совместить с игрой «Яблонька», перемещая яблоки на спинку ёжику. Также ёжика можно «собрать» (игра – пазлы).
Третья страница – «Мишка и пчелка». Цель: собрать мед для Мишки. Пчелка должна пролететь свой путь через колечки и попасть в улей, затем вернуться обратно. Развиваем мелкую моторику, тактильные ощущения при рассматривании Мишки.
Четвертая страница – «Зайчик в огороде». Цель: помочь посадить зайчику огород, закрепить тему «овощи».
Пятая страница – «Птички и волк». Цель: помочь птичкам найти свой домик, закрепить цвета.
Шестая страница – «Лисичка на рыбалке». Цель: помочь лисичке поймать рыбку, познакомить с морскими обитателями. С помощью удочки ловить рыбку на крючок.
Многофункциональна развивающая книга - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребенка. Пособие может быть использовано для детей разных возрастов, с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами и страницами, в т. ч. созданными с участием детей.
Необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.