Семинар-консультация для учителей, работающих в 1-х классах "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»
Оценка 4.9

Семинар-консультация для учителей, работающих в 1-х классах "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»

Оценка 4.9
doc
21.04.2020
Семинар-консультация для учителей, работающих в 1-х классах  "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»
Семинар для учителей 1 классов.doc

Семинар-консультация для учителей, работающих в 1-х классах,

"Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»

 

Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

1.      Информирование учителей о возрастных особенностях первоклассников и особенностях их адаптации к обучению в школе.

2.      Обучение навыкам распознавания тревожных и дезадаптированных детей и оказания им  психологической поддержки.

Участники: все учителя, работающие в параллели 1-ых классов.

Срок проведения: сентябрь.

Необходимые материалы: ватманы, маркеры, ручки, карманное зеркало, звёздочки, «Карта возрастных особенностей первоклассника».

Формы работы: лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.

Ход:

1. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным: образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.

В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.

Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.

2. Карта возрастных особенностей первоклассников

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Преобладает наглядно-образное мышление, начинает развиваться абстрактное мышление

Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности

Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию

Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появляется и развивается рефлексия

В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка

Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру

Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу

Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого

Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого

Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потери детской непосредственности. Появление внутренней жизни ребенка

Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника

 

3. Мозговой штурм «Ассоциации»

Ведущий: «Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»

Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, а психолог записывает их на доске. Психолог подводит итог и даёт определение слову «адаптация».

В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:

-       физиологическая (взаимодействие различных систем организма);

-       биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);

-       психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);

-       социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).

Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно.

Виды адаптации

В физиологической адаптации (М.М.Безруких и др.) выделено три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивого приспособления, период относительно устойчивого приспособления. Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первая - четвертая недели.

Биологическая адаптация во многом определяется состоянием здоровья ребенка, и по степени приспособленности к школе различают группы детей, проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую (С.М.Громбах, А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова и др.). При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация в школе происходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки – один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.

Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностью ребенка к обучению (И.В.Дубровина,  Р.В.Овчарова,  Н.И.Гуткина).

Еще один аспект психологической адаптации: тип педагогического взаимодействия учителя с детьми, рассматривался в работе М.Е.Зеленовой, выполненной под руководством В.А.Петровского. В процессе воспитания и обучения авторы выделяют учебно-дисциплинарную и личностно–ориентированную модели педагогического общения. Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Социально-психологическая адаптация (Р.В.Овчарова, Г.Ф.Кумарина и др.) рассматривается с позиции воздействия на ребенка не только среды, но и обратного: он сам меняет социально – психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

3.      Физкультминутка "Дождь"

Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия выполняются в следующем порядке:

1.      Трение ладоней (шум деревьев).

2.      Щелканье пальцами (первые капельки).

3.      Хлопанье руками по бедрам (дождь по крьппе).

4.      Хлопанье по бедрам, топая ногами (гром и град).

5.      Хлопанье руками по бедрам

6.      Щелканье пальцами.

7.      Трение ладоней.

8.      Солнышко выглянуло (руки к голове).

Ведущий подчеркивает необходимость постоянной смены видов деятельности, важность проведения физкультминуток на уроках. Психолог предлагает учителям несколько психогимнастических этюдов, которые помимо функции физической разрядки, выполняют также функцию разрядки нервно-психического напряжения (Чистякова М.):

-       «Скульптура»: в парах один - «скульптор», другой - «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или же придумывает сюжет сам.

-       «Мелки»: в парах один ребёнок рисует рукой на спине другого какую-то букву, фигуру; задача второго - отгадать, что нарисовано.

-       «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движением, походкой и т.д.

4.       Упражнение «Звезда»

Необходимо карманное зеркало и пятиконечная звезда.

http://festival.1september.ru/articles/578427/f_clip_image001.gif

Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звёздами. Это упражнение хорошо иллюстрирует ограниченность возможностей ребёнка в период созревания головного мозга.

Вопросы для обсуждения: «Ваши ощущения в процессе выполнения задания. Ваши мысли по этому поводу. Идеи, выносимы на обсуждение: от ребёнка нельзя требовать того, что он выполнить не в состоянии.

5.      Упражнение «Подкрепление»

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочного положительного отношения к ребенку. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.

Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.

Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).

Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первым («выпустить пар») предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения: «Как вы чувствовали себя в своей роли?», «Какие чувства вызвала у вас реакция группы?», «Как вы чувствуете себя сейчас?», «Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?» Идеи, выносимые на обсуждение

Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения приятия.

С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями растягивается на весь период пребывания в учебном заведении. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение как к неудачнику. Но даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

6.      Подведение итогов

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Семинар-консультация для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»

Семинар-консультация для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»

Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру

Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру

Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности

Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности

Вопросы для обсуждения: «Ваши ощущения в процессе выполнения задания

Вопросы для обсуждения: «Ваши ощущения в процессе выполнения задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020