Тема: «Самообразование: выбор темы, система работы педагога над темой самообразования»
Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Одним из условий повышения педагогического мастерства является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Осуществляя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества;
Умение анализировать научно-методическую литературу и применение полученных знаний на практике.
Для опытных, творчески-работающих педагогов:
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач учреждения дополнительного образования детей;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Система работы педагогов над темами самообразования.
Уровни самообразовательной деятельности:
- адаптивный;
- проблемно- поисковый;
- инновационный.
Технология самообразования:
- общение с высокопрофессиональными педагогами;
- решение конкретной задачи, имеющей практический характер;
- критический обзор периодической печати;
- индивидуальный план самообразования.
Тема самообразования формируется, исходя из методической темы учреждения, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.
Работа педагога
над индивидуальной темой самообразования
Цель работы – систематическое повышение педагогами своего профессионального
уровня.
Задачи:
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
- развитие инновационных процессов.
Порядок работы над темой:
- выбор темы и установление сроков работы;
- составление индивидуального плана;
- отслеживание педагогом работы по теме;
- результаты работы и формы ее представления;
- работа методиста по учету тем самообразования.
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата, статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно-методической работы.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: выступления на МО, МС, ПС; мастер-класс, открытое занятие , практикум, методический и практический семинар. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.
По окончании работы над темой самообразования сдается итоговый отчет.
Формами и методами контроля и оказания методической помощи педагогам по вопросам самообразования со стороны администрации образовательного учреждения может быть:
- Вынесение на педсоветы выступлений и отчетов по проделанной работе, связанной с самообразованием.
- Организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом самообразования.
- Индивидуальные беседы об основных направлениях самообразования.
- Совместное обсуждение методов изучения трудных разделов и тем программы. - - Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности занятий.
- Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.
- Комплектование и пополнение фонда учреждения литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.