Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации;
реализации бесплатного образования на ступени СОО в объёме основной образовательной программы;
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию;
создание условий для развития и самореализации обучающихся, реализуемых через урочную и внеурочную деятельность.
Необходимость перехода
на новую модель
1. Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентоспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к нему).
2. Новое качество информатизации, её быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии (не > 15-20 лет).
3. Новые способы восприятия и опыта школьниками.
4. Необходимость перехода на
инновационную экономику с
экономики сырьевой.
Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции (народ – население страны)
Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни
Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества
Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции (народ – население страны)
Владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность
Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством
Креативный (творческий, созидательный) и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества
Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать
Мотивированный на образование и самообразование в направление всей своей жизни
Федеральный закон №273
"Об образовании в РФ»
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося,
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению обучения и началу профессиональной деятельности.
Методологическая основа Стандарта - системно-деятельностный подход,
который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Предметные результаты устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности
Особенности перехода на
ФГОС СОО
изменения в содержании предмета не произошло
УУД – «общие учебные умения и навыки» (ГОС 2004 года)
более активное использование ИКТ
обучение по индивидуальным учебным планам
Принципиальная задача ФГОС – при массовости образования сделать его индивидуальным
Учебный план
3. Обязательные предметные области
1. Профили обучения
естественно-научный
гуманитарный
социально-экономический
технологический
универсальный
2. Уровень изучения предмета
Б (базовый)
У (углубленный)
Филология
У или Б
русский язык и литература; родной язык и литература
Иностранные языки
У или Б
иностранный язык;
второй иностранный язык
Общественные науки
У или Б
история; география;
экономика; право
Б
обществознание Россия в мире
Математика и информатикаУ или Б
математика;
информатика
Естественные науки
У или Б
физика;
химия;
биология
Б
астрономия
естествознание
ФЗК, экология и ОБЖ
Б
ФЗК;
ОБЖ;
экология
4.Дополнительные учебные предметы и курсы по выбору: психология; дизайн; технология; искусство; история родного края и др.
5. Индивидуальный проект
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план
11(12) учебных предметов;
не менее одного учебного предмета из каждой предметной области;
общие предметы для любого учебного плана:
«Русский язык и литература",
"Иностранный язык",
"Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия",
"История" (или "Россия в мире"),
"Физическая культура",
"Астрономия";
"ОБЖ".
3 (4) учебных предмета на углубленном уровне по профилю предметной области (кроме универсального профиля);
выполнение индивидуального(ых) проекта(ов).
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | 70 |
Литература | 210 | ||
Родной язык и родная литература | Родная литература / Родной язык |
| |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | 420 |
Информатика | 280 | ||
Компьютерная графика | ЭК | 70 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | Б | 210 |
Естественные науки | Физика | У | 350 |
Биохимия | ЭК | 140 | |
Общественные науки | История (Россия в мире) | Б | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | 210 | |
Основы безопасности жизнедеятельности | 70 | ||
| Индивидуальный проект | ЭК | |
Предметы и курсы по выбору | ФК | 350 | |
ИТОГО |
| 2590 |
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др.
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | 70 |
Литература | 210 | ||
Родной язык и родная литература | Родная литература / Родной язык |
| |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | 420 |
Информатика | Б | 70 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | 210 | |
Естественные науки | Химия | У | 350 |
Биология | 210 | ||
Общественные науки | История (Россия в мире) | Б | 140 |
Теория познания | ЭК | 70 | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | 210 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 70 | ||
| Индивидуальный проект | ЭК | |
Биофизика | |||
Предметы и курсы по выбору | ФК | 280 | |
ИТОГО |
| 2450 |
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | 70 |
Литература | 210 | ||
Родной язык и родная литература | Родная литература / Родной язык |
| |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | 280 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | У | 420 |
Второй иностранный язык | Б | 210 | |
Естественные науки | Естествознание | ||
Общественные науки | История | У | 280 |
Обществознание | Б | 140 | |
Право | У | ||
Психология | ЭК | 70 | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | 210 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 70 | ||
| Индивидуальный проект | ЭК | |
Предметы и курсы по выбору | ФК | ||
ИТОГО |
| 2450 |
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др.
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
Русский язык и литература | Русский язык | Б | 70 |
Литература | 210 | ||
Родной язык и родная литература | Родная литература / Родной язык |
| |
Математика и информатика | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | 420 |
Информатика | Б | 70 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | 210 | |
Естественные науки | Химия | У | 350 |
Биология | 210 | ||
Общественные науки | История (Россия в мире) | Б | 140 |
Теория познания | ЭК | 70 | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | Б | 210 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 70 | ||
| Индивидуальный проект | ЭК | |
Биофизика | |||
Предметы и курсы по выбору | ФК | 280 | |
ИТОГО |
| 2450 |
Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей
Предметная область | Учебный предмет | 10 класс | 11 класс |
Русский язык и литература | Русский язык | 3 | |
Литература | |||
Математика и информатика | Математика | 5 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | 6 | |
Естественные науки | Химия | 2 | |
Физика | |||
Биология | 1 | ||
Астрономия |
| 1 | |
Общественные науки | История | 2 | |
Обществознание | |||
Физическая культура, экология и ОБЖ | Физическая культура | 3 | |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | ||
| Индивидуальный проект | 2 |
|
Предметы и курсы по выбору | Практикум по математике | 1 | |
Русское правописание: орфография и пунктуация | |||
Информатика | |||
География зарубежных стран |
| ||
Бизнес английский | |||
Зарубежная литература на английском языке |
| 1 | |
ИТОГО |
| 37 | 35 |
Требования к кадровым условиям реализации ООП среднего общего образования
Квалификация педагогических работников образовательных организаций должна отражать: | У педагогического работника, должны быть сформированы основные компетенции, в том числе умения: |
компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения | обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся |
сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность | осуществлять поиск и анализ информации с помощью ИКТ |
общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения | разрабатывать программы, методические материалы, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации |
самоорганизованность, эмоциональную устойчивость | организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся |
реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта | |
использовать стандартизированные и нестандартизированные работы; проводить интерпретацию результатов достижений обучающихся | |
Дополнительное профессиональное образование по
профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
«Эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении будет продуманной, целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами…»
Л. Асмолова, профессор
кафедры управления персоналом
Московского института
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.